Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

408-417 167
Аннотация

Цель. Показать усиление диверсификации торговых связей стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в кризисные периоды (2009-2012 гг., 2017-2023 гг.) и определить значение России в этом процессе.

Задачи. Проанализировать динамику основных показателей торговли стран ЦВЕ с некото­рыми регионами мира, в том числе с Китаем и Россией.

Методология. Авторами применены такие методы исследования, как статистический анализ, обобщение, описание и графическое моделирование.

Результаты. Полученные в ходе проведенного анализа результаты свидетельствуют о том, что по мере исчерпания внешнеторгового потенциала замкнутого рынка Европейского союза (ЕС) страны ЦВЕ вынуждены диверсифицировать свои торговые связи, расширяя их в на­правлении других регионов мира.

Выводы. Усиление процесса диверсификации происходит в кризисные периоды, когда вслед­ствие экономического спада ухудшаются условия регулярного сотрудничества внутри ЕС. Это прослеживается в период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и происходит в настоящее время (2022-2024), в условиях геополитической напряженности. Наряду с сокращением доли ЕС в товарообороте стран ЦВЕ расширяется их торговое взаи­модействие с другими регионами, в основном с Азией. Среди стран, на которые направлен вектор диверсификации ЦВЕ, можно выделить Китай с наибольшим объемом взаимной торговли и Россию, значение которой резко снизилось в последние годы из-за введенных против нее жестких санкций.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

418-424 131
Аннотация

Цель. Обосновать метод оценки энтропии отраслевой структуры экономики и на этой основе разработать методы анализа ее отраслевого развития.

Задачи. Определить сущность отраслевой энтропии социально-экономических систем; рассмотреть подходы к ее оценке и взаимосвязь энтропии отраслей и среднедушевого валового внутреннего продукта (ВВП) со структурой добавленной стоимости отраслей экономики.

Методология. Для достижения поставленных целей применены общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также методы статистической обработки данных.

Результаты. Обоснована целесообразность использования вероятностного подхода к оценке энтропии однородных экономических структур, которая с их развитием изменяется по экспоненциальному закону. Аргументирована позиция о том, что энтропию однородной структуры целесообразно оценивать по усредненной сумме энтропий ее элементов. Установлены граничные значения энтропии однородной структуры. Определена экспоненциальная взаимосвязь энтропии отраслей и среднедушевого ВВП со структурой добавленной стоимости отраслей экономики, отраслевой энтропией и долей чистых налогов на производство и импорт в структуре ВВП.

Выводы. Выявленные особенности отраслевого развития экономики составляют теоретико-методическую основу, которая позволяет установить значимость влияющих факторов. Это необходимо для отраслевого регулирования экономики.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

425-437 172
Аннотация

Цель. Анализ реализации социальной составляющей устойчивого развития (УР) с особым акцентом на Россию и Китай, а также изучение прогресса, достигнутого обеими странами в области Целей устойчивого развития (ЦУР), определенных Организацией Объединенных Наций (ООН).

Задачи. Оценить прогресс в достижении ЦУР по таким направлениям, как искоренение бедности и голода, развитие здравоохранения и образования, обеспечение гендерного равенства, сокращение неравенства и внутри страны, и в глобальном масштабе; сравнить подходы и результаты, достигнутые Россией и Китаем в контексте ЦУР; выявить общие достижения и уникальные вызовы, с которыми сталкиваются обе страны в процессе реализации социальной составляющей УР.

Методология. Анализ основан на сравнении официальных данных, публикаций и отчетов об успехах России и Китая в реализации ЦУР. Использованы качественные и количественные методы исследования для оценки степени выполнения целей в обеих странах, а также применены сравнительный и аналитический подходы к выявлению и интерпретации ключевых факторов, влияющих на успехи и препятствия на пути достижения устойчивого социального развития.

Результаты. Россия и Китай достигли значительного прогресса в реализации некоторых ЦУР, включая борьбу с бедностью, улучшение доступа к качественному образованию и здравоохранению, а также в продвижении гендерного равенства. Однако обе страны сталкиваются с рядом вызовов. Среди них — неравенство и внутренние региональные различия. В статье прослеживаются различия в подходах и стратегиях России и Китая при реализации социальной составляющей УР.

Выводы. Россия и Китай достигли значительного прогресса в реализации ЦУР, однако перед ними все еще существует ряд вызовов. При сравнительном анализе выявлены как общие, так и уникальные стратегии, проблемы в реализации социальной составляющей УР. Дальнейшее продвижение по пути УР потребует от обеих стран адаптации подходов с учетом возникающих вызовов и международного сотрудничества в рамках глобальных масштабов УР.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

438-446 132
Аннотация

Цель. Исследовать элементы и основные особенности процедуры Due Diligence, включая обязательные и дополнительные этапы проверки российских компаний, а также учитывая особенности российского законодательства, регулирующих органов.

Задачи. Выполнить углубленный теоретический анализ главных задач процедуры Due Diligence при M&A предприятий; разработать предложения по совершенствованию методики процедуры Due Diligence в Российской Федерации (РФ).

Методология. Авторами использованы общенаучные методы исследования, в том числе сбор и обработка данных, контентный анализ, обобщение, систематизация, анализ законодательства и юридической практики в области слияний и поглощений, а также опыта российских предприятий в проведении процедуры Due Diligence.

Результаты. Процедура Due Diligence представляет собой важный этап корпоративных сделок в процессе M&A в России. В статье показано, что одной из ключевых особенностей является необходимость учитывать специфические правовые и налоговые аспекты российского законодательства при проведении проверки деятельности компании. Следует учитывать не только риски, но и влияние государственных регуляторов, регулирующих органов на результаты сделки. По итогам анализа и систематизации полученной информации определены общие методы и рекомендации в ходе процедуры Due Diligence. Рассмотрены статистические данные о сделках M&A в России, акцентировано внимание на важности проведения Due Diligence при стремительном росте сделок M&A. Доказано, что процедура Due Diligence повышает прозрачность российских компаний и способствует улучшению инвестиционного климата в стране.

Выводы. Изучение особенностей Due Diligence при M&A в России позволяет сосредоточиться на важности юридического анализа, финансово-экономической оценки, а также оценки персонала и корпоративной культуры. Юридический анализ дает возможность выявлять и оценивать юридические риски и проблемы, связанные с деятельностью компании. Финансово-экономический анализ и аудит помогают выявлять и оценивать финансовые риски и проблемы, текущие и потенциальные. Оценка персонала и корпоративной культуры позволяет понять, насколько они соответствуют бизнес-целям и стратегии сделки. Все три направления оценки должны соответствовать требованиям отечественного законодательства и учитывать специфику рынка труда в России. Правильная оценка всех трех направлений в рамках Due Diligence поможет обнаружить возможные риски и проблемы, связанные с правовыми, финансовыми и персональными аспектами деятельности компании, а также обеспечит надежную основу для принятия верных и информированных решений относительно сделки M&A.

447-457 283
Аннотация

Цель. Выявить, каким образом влияют лидерство, стратегия, технология, сложность организа­ционной структуры на организационную адаптивность и какова роль лидерства в этом процессе.

Задачи. На основе теории динамических возможностей изучить адаптивные процессы со­временной организации; исследовать влияние инноваций, стратегии и сложности организа­ционной структуры на процессы адаптации организации; показать влияние лидерства на адаптационные процессы.

Методология. В основе статьи находится социологическое исследование, которое осущест­влено на базе онлайн-опросов 245 респондентов. Для проверки гипотез использовано струк­турное моделирование.

Результаты. Исследование позволило выявить, что стратегия и технология влияют на уровень адаптивности организации, а лидерство, опосредуя влияние стратегии, технологии и сложной организационной структуры, упрощает процессы адаптации организации. Благодаря влиянию лидерства, сложность организационной структуры не препятствует адаптационным процессам. Организационная адаптивность при использовании лидерства эффективна в организациях, в которых существует интеллектуальный капитал.

Выводы. Методы стратегического лидерства способствуют организационной адаптации. Ли­дер использует стиль руководства, который позволяет увязывать задачи и фокусироваться на подходах к взаимоотношениям, приводящим к адаптационным изменениям в организации.

458-468 140
Аннотация

Цель. Выявить роль, которую играет организационная культура в материальном и нематериальном стимулировании сотрудников.

Задачи. Описать и структурировать ключевые компоненты организационной культуры; раскрыть понятие организационного климата и выявить его связь с организационной культурой; охарактеризовать влияние типа корпоративной культуры на превалирующий вид стимулирования.

Методология. Проведенное исследование основано на описательном методе, анализе и сравнительном методе. В качестве базовых применены инновационный, системный и научный подходы.

Результаты. В современном высокотурбулентном мировом экономическом пространстве выживание компании служит существенным элементом его стратегии. В рамках противодействия разрушительным силам со стороны внешней среды именно организационная культура сегодня выступает в качестве скрепы, позволяющей поддерживать компанию на должном уровне. В контексте понимания сущности организационной культуры авторы придерживаются именно данного подхода. В статье приведено авторское определение исследуемого понятия. Изложен подход, основой которого служит положение о том, что организационный климат выступает частью организационной культуры. Оценено влияние типа корпоративной культуры на превалирующий вид стимулирования.

Выводы. Изучение организационной культуры как процесса отражает понимание того, что каждый ее тип обладает своей особенностью. Практически не существует строго определенного типа, тем более что каждая компания создает индивидуальную организационную культуру. В статье прослеживается понимание того, что при формировании организационной культуры следует уделять пристальное внимание роли, которую играет тот или иной ее тип в материальном и нематериальном стимулировании сотрудников.

469-474 237
Аннотация

Цель. Рассмотреть специфику моделей затрат на качество А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Ф. Кросби в контексте повышения эффективности управления затратами.

Задачи. Охарактеризовать модель Дж. Джурана («Спираль Джурана»); провести классификацию затрат на качество Дж. Джурана — А. Фейгенбаума; описать классификацию затрат Ф. Кросби.

Методология. Автором использованы общенаучные методы исследования: дедукция, индукция, обобщение, сравнительный анализ, синтез (объединение), изучение и теоретический анализ.

Результаты. В условиях современной экономики качество продукции играет особенно важную роль, оказывая влияние на конкурентоспособность и стабильность экономической системы страны, что делает управление качеством не формальностью, а стратегической необходимостью. Активное внедрение и развитие систем качества предприятия рассматривают как средство для улучшения репутации, увеличения доли рынка и укрепления лояльности клиентов. К тому же такие системы способствуют снижению затрат путем предотвращения дефектов и оптимизации процессов.

Выводы. Проведен анализ моделей затрат на качество как одного из ключевых методов в повышении экономической эффективности организации. В современной практике управления качеством особое внимание уделено не только идентификации и оценке затрат на качество, но и их роли в процессе принятия управленческих и технических решений. Это является особенно актуальным при планировании производственной деятельности предприятия. Анализ затрат на качество становится важным инструментом, который помогает руководству формулировать обоснованные с экономической точки зрения решения.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

475-483 155
Аннотация

Цель. Определить степень концентрации лизингового рынка в России.

Задачи. Рассчитать индекс концентрации рынка лизинга; присвоить уровень монополизации каждому из сегментов рынка лизинга и обосновать различие в полученных уровнях; сформулировать перспективные направления дальнейшего изучения концентрации лизингового рынка.

Методология. Автором использованы эмпирические и аналитические методы исследования. Произведен расчет индекса Херфиндаля — Хиршмана для определения уровня концентрации как рынка в целом, так и в аспекте сегментов для проверки выдвинутых в рамках исследования гипотез о наличии монополизации на рынке лизинговых услуг в России и различного уровня концентрации в сегментах рынка лизинга.

Результаты. Рынок лизинговых услуг в России не является высококонцентрированным, несмотря на наличие крупных игроков, которые занимают существенную долю рынка: на топ-3 приходится примерно половина объема рынка, на топ-10 — 80 %. В сегментах, не требующих крупного объема финансирования, таких как специальная техника, автобусы и троллейбусы, грузовой автотранспорт, наблюдается незначительная концентрация рынка. Сегменты, в которых сделки заключают на более крупные суммы, в частности недвижимость, авиационный транспорт, суда (морские и речные), являются высококонцентрированными.

Выводы. Вопреки мнению ряда участников рынка о сильной концентрации рынка лизинга такой на российском рынке нет. Высокая концентрация существует лишь в сегментах, в которых средний чек сделки превышает возможности ряда некрупных лизингодателей по предоставлению финансирования.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

484-491 124
Аннотация

Цель. Определить предпосылки и перспективы перехода Российской Федерации (РФ) к расчетам в национальных валютах в контексте изменений, происходящих в мировой валютнофинансовой системе.

Задачи. Проанализировать текущее состояние валютного рынка РФ в аспекте валютной структуры и основных инструментов; выявить причины трансформации валютного рынка РФ; охарактеризовать предпосылки перехода к расчетам в национальных валютах во внешнеэкономической деятельности; дать оценку перспективам такого перехода и его влиянию на валютный рынок РФ с учетом последних тенденций развития мировой валютно-финансовой системы.

Методология. С помощью общих методов научного познания, графического анализа рассмотрены текущее состояние, динамика и структура валютного рынка РФ в условиях санкций. Кроме того, дана оценка предпосылкам и перспективам перехода РФ к расчетам в национальных валютах ввиду новых тенденций развития мировой валютно-финансовой системы. Результаты. В 2022 г., после введения в отношении России экономических санкций, государство было вынуждено ускорить процесс перехода к расчетам в национальных валютах с основными торговыми партнерами, а отечественный валютный рынок претерпел существенную трансформацию. В условиях цифровизации финансовой сферы и развития оборота цифровых валют центральных банков перспективным направлением представляется внедрение и развитие международных расчетов с использованием цифрового рубля.

Выводы. Период после введения санкций в отношении РФ (2022) ознаменован существенными изменениями на отечественном валютном рынке, в первую очередь связанными с постепенным вытеснением мировых валют (прежде всего доллара) и их заменой рублем, юанем. В целом данная тенденция отражает состояние внешней торговли РФ. При сокращении объемов валютного рынка и уходе западных игроков государство предпринимает меры, направленные на сохранение потенциала валютного рынка. Перспективным направлением развития международных расчетов в условиях санкций является их осуществление с помощью цифровых валют центральных банков. Вместе с тем на создание и внедрение подобной системы уйдут годы, в течение которых финансовой системе РФ предстоит сохранять потенциал развития в условиях изоляции от западных финансовых рынков.

492-500 100
Аннотация

Цель. Выявить соотношение нарративов «организационная культура» и «организационное поведение» с метанарративами «экономизм» и «дисциплинарное общество» как принадлежащих к единому цивилизационному пространству.

Задачи. Проследить историческую обусловленность возникновения понятий «организационная культура» и «организационное поведение» как концептов и норм дисциплинарного общества, а также их взаимосвязь с технологиями социальной инженерии, направленными на рационализацию труда.

Методология. Автором применены общенаучные методы текстологического и сравнительного анализа, синтеза, а также базовые принципы историко-философского метода исследования.

Результаты. Показано единство ценностно-смысловых предпосылок между концептами «организационное поведение» и «дисциплинарное общество». Важнейшие инструменты влияния и контроля дисциплинарного общества, в частности паноптизм, используют и для формирования организационной культуры. Индивидуальный самоконтроль — «техника-себя» — порождается людьми вследствие осознания ими тотального контроля над собой. Человек контролирует себя, если он хочет быть единицей общества или трудового коллектива. На этом и основаны такие формы социальной инженерии, как «организационная культура» и «организационное поведение».

Выводы. Идея дисциплинарного общества состоит в том, чтобы итогом социализации человека стала бы его подконтрольность социально-политическим институтам господства. Подконтрольность человека власти становится условием его полезности, в том числе экономической. Однако задача организационной культуры состоит в нахождении способов, при которых человек, будучи дисциплинированным в приемлемых для общества рамках, сохраняет стремление к творчеству, что необходимо для общества и его институтов как условие развития.

501-510 187
Аннотация

Цель. Определить степень влияния санкционной политики на инфляционную динамику России в рамках проводимой денежно-кредитной политики.

Задачи. Провести обзор текущих тенденций санкционной политики как немонетарного фактора инфляции; оценить степень воздействия санкций на уровень инфляции в России с учетом ряда других факторов на основе макроэконометрического моделирования в краткосрочном периоде; обосновать рекомендации по учету немонетарных факторов инфляции для реализуемой денежно-кредитной политики.

Методология. Для анализа текущего состояния санкционной политики как немонетарного фактора инфляции в исследовании применены сравнительный анализ и эконометрическое моделирование на базе модели векторной авторегрессии.

Результаты. На основе эконометрического моделирования влияния санкций на инфляционную динамику, базирующегося на данных Росстата и Investing.com об уровне инфляции, валютном курсе рубль / доллар США, индексе РТС, ценах на нефть с 2000 по 2023 г., получаем следующие результаты. Санкции как немонетарный фактор оказывают значимое влияние на инфляционную динамику. В свою очередь, цены на нефть не влияют на инфляционную динамику в краткосрочном периоде.

Выводы. Санкции необходимо учитывать при формировании и прогнозировании уровня инфляции. Цены на нефть не оказывают значимого воздействия на инфляцию, однако при прогнозировании инфляционной динамики важно учитывать волатильность рынка нефти. Борьба Центрального банка Российской Федерации (РФ) с немонетарной инфляцией монетарными методами не всегда приводит только к положительному результату. Поэтому контроль немонетарных факторов инфляции необходимо осуществлять при комплексной работе макроэкономической политики, а не только денежно-кредитной.

511-520 140
Аннотация

Цель. Обобщить основные механизмы регулирования и ограничения оппортунистического поведения в компании.

Задачи. Изучить инструменты для предотвращения оппортунистического поведения, представленные в исследованиях консалтинговых компаний; установить, какие методы выявления оппортунизма более эффективны; описать основные механизмы, направленные на снижение риска появления оппортунистического поведения в компании.

Методология. Автором применены методы обобщения теоретической и практической базы механизмов, направленных на регулирование оппортунистического поведения, а также обработки и обобщения аналитических материалов консалтинговых компаний и профессиональных ассоциаций.

Результаты. Для того, чтобы снизить риск проявления оппортунистического поведения в компании, нужно построить эффективный процесс найма сотрудников. Компаниям необходима сторонняя или внутренняя служба безопасности, которая снизит процент риска найма работников, наносящих вред компании. В компаниях должны быть разработаны и превентивные меры, направленные на борьбу с оппортунистическим поведением сотрудников (правила делового поведения, закрепленные в официальном документе компании, с которыми работник должен быть ознакомлен). Чтобы выявить проявления оппортунизма, выраженные в так называемом отлынивании, можно установить на рабочий компьютер специальное программное обеспечение и использовать пропускные системы для того, чтобы отслеживать время прихода и ухода работника. К тому же необходимо грамотно построить процесс внедрения механизмов регулирования проявления оппортунистического поведения во избежание организационных конфликтов и сопротивления со стороны трудового коллектива. Создание эффективной системы мотивации персонала обратит внимание персонала на достижение целей компании, поскольку, достигнув их, они достигнут и вознаграждения за проделанную работу. Это снизит риск возникновения оппортунистического поведения, а формирование кадрового резерва организации позволит руководству снизить уровень оппортунизма, выраженного в форме дезинформирования работодателя, сокрытия истинных целей пребывания на новом рабочем месте.

Выводы. На практике существует множество механизмов регулирования и ограничения оппортунистического поведения персонала. Согласно опросам консалтинговых компаний, первое место занимает политика по противодействию корпоративному мошенничеству, второе место делят горячая линия и мониторинг подозрительной деятельности, в которых задействованы сотрудники путем анонимного сообщения информации. Затем идут тренинги для сотрудников и руководства компании, аналитика данных. По наводкам обнаруживается 42 % корпоративного мошенничества, при этом в 55 % случаев о противоправных действиях сообщают сотрудники компании. Некоторые компании проводят внутренние расследования, но почти 50 % из них не реагируют на проявления оппортунизма, в том числе мошенничества.



ISSN 1998-1627 (Print)