Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

6-17 302
Аннотация

Цель. Формирование систематического представления о структуре торговли центральноазиатских государств в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Задачи. Анализ товарной структуры торговых потоков и их географического распределения; выявление ключевых характеристик сетей торговых потоков центральноазиатских государств в рамках ШОС.

Методология. Статистический анализ географической, товарной, отраслевой структуры экспорта и импорта товаров, а также степени их технологической емкости.

Результаты. Можно констатировать, что среди значимых товарных групп в торговле центральноазиатских стран-членов ШОС с партнерами по этой организации практически отсутствуют высокотехнологичные группы товаров. Более того, в значительной степени рост торгового оборота стран обусловлен интенсификацией поставок различных видов сырья в Китай (нефти, руды, текстильного и аграрного сырья). Зачастую сохраняется схема торгового обмена «сырье на сырье», особенно между собственно центральноазиатскими государствами; более того, эти страны в значительной степени являются конкурентами, поскольку товарная структура их экспортных потоков во многом совпадает (в частности в аспекте сырья и аграрной продукции).

Выводы. Сложившаяся ситуация затрудняет развитие промышленной кооперации между странами ШОС. Тот факт, что инициатива «Один пояс — один путь» опирается на сложившиеся торговые специализации стран, может, с одной стороны, «оживить» торговые отношения в регионе, с другой — закрепить роль центральноазиатских государств в качестве поставщиков сырья для Китая.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

16-25 177
Аннотация

Цель. Определить пути совершенствования системы управления объектами культурно-просветительской деятельности Красноярского края и использования их при организации туристско-экскурсионного обслуживания в контексте культурно-познавательного туризма.

Задачи. Выявить особенности развития объектов культурно-просветительской деятельности Красноярского края; проанализировать методы управления сферой культуры в Красноярском крае, реализуемые мероприятия и имеющиеся проблемы в контексте регионального межведомственного взаимодействия отраслей культуры и туризма; установить пути совершенствования системы управления объектами культурно-просветительской деятельности Красноярского края и использования их при организации туристско-экскурсионного обслуживания в контексте культурно-познавательного туризма; определить ожидаемый эффект от реализации предлагаемых рекомендаций.

Методология. Автором использованы методы сравнения и обобщения, табличный метод, метод стратегического планирования (SWOT-анализ).

Результаты. По итогам анализа сформулированы основные рекомендации по совершенствованию системы управления объектами культурно-просветительской деятельности Красноярского края и использования их при организации туристско-экскурсионного обслуживания. В первую очередь представлен ряд предложений по совершенствованию системы финансирования учреждений культуры и использования ими денежных средств. Кроме решения финансовых проблем, даны рекомендации, связанные с решением системных проблем в управлении объектами культурно-просветительской деятельности.

Выводы. В случае возникновения признаков реализации предлагаемых рекомендаций полученные результаты могут способствовать расширению круга посетителей учреждений на платной основе, повышению интереса к профессиональной деятельности в учреждениях культуры среди молодежи, росту качества проведения культурных мероприятий, развитию межтерриториального сотрудничества и гастрольной деятельности коллективов, увеличению туристских потоков.

26-34 149
Аннотация

Цель. Выработка рекомендаций стратегического характера для принятия органами региональной власти инцидентных решений, направленных на снижение энергоемкости и электроемкости региональных экономик, с учетом выявленных тенденций изменений в процессе анализа рассчитанных данных и применения типологической группировки регионов страны.

Задачи. Проанализировать нормативно-правовые акты, отчетные документы органов федеральной и региональной власти, а также публикации, посвященные теме исследования; рассмотреть возможности применения к анализу энергоемкости региональных экономик наряду с отраслевым территориальным подходом; представить методику анализа энергоемкости региональных экономик, основанную на декомпозиции энергоемкости и последующей типологической группировке регионов по нескольким основаниям; охарактеризовать полученные результаты и определить стратегические решения для разных групп регионов.

Методология. Одновременно с общенаучными методами исследования, такими как анализ, обобщение, аналогия, описание, применены методы статистической обработки данных, в том числе индексный, методы средних величин, динамических рядов, балансовый, агрегирования, статистической и типологической группировок, сводка.

Результаты. Наряду с отраслевым подходом к анализу энергоемкости российской экономики, применяемым прежде всего органами федеральной власти, рассмотрен территориальный подход. Последний дает возможность не только определить тенденции и латентные факторы, влияющие на энергоемкость валового регионального продукта (ВРП), но и управлять ею в рамках проведения региональными властями целенаправленной политики по снижению энергоемкости. Посредством предложенной методики осуществлена типологическая группировка регионов, позволяющая по темпам роста электроемкости и энергоемкости определить субъекты Российской Федерации (РФ) с самыми высокими значениями, в отношении которых необходимо использовать дифференцированный подход и инцидентные меры, учитывающие и влияние латентных факторов, и отраслевую структуру региональной экономики.

Выводы. В методологическом аспекте статья может представлять интерес для научного сообщества, сосредоточенного на поиске решений в контексте повышения энергоэффективности региональных экономик, в практическом — для органов региональной власти, к компетенции которых отнесены вопросы снижения энергоемкости экономик. В исследовании содержатся элементы новизны, проявляющиеся в методике анализа региональных электроемкости и энергоемкости, применении территориально-отраслевого подхода по повышению региональной энергоэффективности. Статья вносит вклад в оценочное обеспечение управленческих решений на региональном уровне в рамках выполнения государственной задачи по снижению энергоемкости российской экономики.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

35-42 333
Аннотация

Цель. Выявить технологические особенности управления человеческими ресурсами (УЧР) в условиях цифровой трансформации. Задачи. Описать основные направления трансформации технологии УЧР в современных условиях; дать определение понятия «цифровые инструменты»; систематизировать применяемые в современных условиях цифровые инструменты; выявить перспективные направления использования цифровых инструментов на пути цифровой трансформации. Методология. Авторами использованы в процессе исследования методы контекстного анализа, моделирования терминов и моделей, индукции и дедукции, синтеза и описания, прикладные методы сравнительного, системного и структурного анализа. Результаты. Итогом цифровой трансформации бизнеса выступает поступательный процесс, который в итоге коренным образом повлияет на функционирование персонала. В этой связи определено понятие «цифровые инструменты» УЧР, выявлена их связь с технологиями УЧР. Установлено, какие цифровые инструменты применяют сегодня чаще всего в российских компаниях, существует ли их классификация по формам применения и влияют ли цифровые инструменты на технологический процесс УЧР. Особенностью применения инструмента УЧР из возможного набора является его научное обоснование с одной стороны и практика его применения — с другой. Основой выступает ориентация на решение определенной проблемы, с которой столкнулась компания в текущем периоде. Для того, чтобы получить действенный эффект, следует отказаться от бессистемного применения инструментов. Должен быть сформирован технологический процесс УЧР, в основу которого будет положена четко выстроенная последовательность действий, сменяемых друг друга. Значимым элементом, на который следует обратить пристальное внимание, служит понимание того, что новая информационная реальность предъявит повышенные требования к компетенциям персонала. В статье сделан акцент на том, что цифровая трансформация бизнеса должна осуществляться поступательно, с учетом своевременного освоения сотрудниками новых цифровых компетенций. Выводы. Происходящая сегодня цифровая трансформация бизнеса запускает новые, ранее не наблюдавшиеся процессы, которые охватывают все сферы функционирования реальных коммерческих предприятий. Бизнес может получить новое качество и в аспекте формирования управленческих решений на объективной основе, и в рамках УЧР. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что нас ждут системная перестройка основных бизнес-процессов и, как следствие, внедрение новых инструментов УЧР, на базе которых можно будет сконструировать цифровые технологии УЧР.

43-49 192
Аннотация

Цель. Изучить влияние IT Performance management на повышение производительности труда сотрудников, а также предложить сбалансированный подход к интеграции IT в управление персоналом.

Задачи. Провести обзор литературы в контексте темы исследования; выполнить углубленный теоретический анализ для подтверждения влияния IT-инструментов, включая аналитику данных, автоматизацию и машинное обучение; разработать предложения по внедрению IT Performance management (управления производительностью) в сфере управления персоналом в организациях.

Методология. Авторами использован метод описательного обзора литературы. Для достижения поставленных целей применены также общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Результаты. Интеграция IT в управление персоналом значительно повышает эффективность организации, оптимизируя многие процессы. Полезная информация, получаемая на основе аналитики в режиме реального времени, не только помогает принимать административные решения, но и вносит значительный вклад в долгосрочное стратегическое планирование. Выявлены проблемы, такие как конфиденциальность данных и потенциальная чрезмерная зависимость от технологий. В статье предложен сбалансированный подход к интеграции IT в управление персоналом. Несмотря на то, что технологии предоставляют незаменимые инструменты для современного управления персоналом, они должны быть дополнены человеческим суждением и этическими соображениями.

Выводы. Интеграция IT превратила управление персоналом из преимущественно ручной области в сферу, определяемую эффективностью, точностью и стратегической глубиной. Благодаря инструментам, автоматизирующим и совершенствующим процессы, отделы кадров лучше подготовлены к тому, чтобы сосредоточиться на задачах, ориентированных на создание ценности, используя аналитику данных в режиме реального времени для принятия обоснованных решений. Этот сдвиг способствует активному подходу, позволяя сотрудникам предвидеть потребности и разрабатывать индивидуальные стратегии.

50-58 138
Аннотация

Цель. Совершенствование менеджмента бизнес-процессов предприятия за счет предложения методического инструментария оценки возможностей выполнения требований потребителя перед заключением контракта на поставку продукции / оказание услуги.

Задачи. Проанализировать существующие в научной литературе подходы к менеджменту бизнес-процессов предприятия; определить контрольные точки сквозного управления бизнеспроцессами; рассмотреть особенности применения качественного и количественного видов анализа рисков; на основании проведенного исследования разработать методику оценки возможностей выполнения требований потребителя на предприятии.

Методология. В статье рассмотрена методика оценки возможностей выполнения требований потребителя в качестве элемента сквозного менеджмента бизнес-процессов предприятия. С помощью общенаучных и специальных экономических и статистических методов, таких как анализ, синтез и сравнение, определены ключевые контрольные точки системы менеджмента бизнес-процессов, в которых применяют различные управленческие подходы к анализу рисков. Выделены тенденции, характерные для современного состояния и развития способов анализа рисков, установлены их достоинства и недостатки. К исследуемым явлениям и процессам применены системный и комплексный подходы.

Результаты. В процессе проведенного анализа обнаружен дефицит внимания к применению методов менеджмента рисков бизнес-процессов на этапе предконтрактной работы. В рамках концепции риск-ориентированного мышления, находящейся в основе современных систем менеджмента, в статье освещены применяемые подходы к анализу рисков, предложен алгоритм реализации экспертного анализа рисков на предприятии, определены виды требований, используемые для проведения оценки. Рассчитан показатель осуществимости требований потребителя на предприятии, выявлены критерии принятия управленческого решения по результатам оценки, приведены варианты вспомогательной документации, разрабатываемой в ходе оценки. Таким образом, разработанная методика выступает в качестве контрольной точки на начальном этапе реализации алгоритма сквозного менеджмента бизнес-процессов предприятия.

Выводы. Предложенный методический инструментарий по оценке возможностей выполнения требований потребителя является превентивной мерой для устранения рисков до начала поставки продукции / оказания услуги. Порядок и особенности применения методики приведены на примере анализа уровня осуществимости требований потребителя компании газовой отрасли, реализующей услугу по строительству магистральных газопроводов и компрессорных станций. Разработанный методический инструментарий позволяет повысить уровень качества реализации бизнес-процессов и степень их прозрачности, обеспечить принятие более взвешенных управленческих решений, улучшить условия для заключения контракта, сократить количество несоответствий в деятельности предприятий газовой и других промышленных отраслей.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

59-65 237
Аннотация

Цель. Исследовать экономические кризисы, происходившие в Российской Федерации (РФ) с 1991 по 2022 г., с точки зрения анализа причин их возникновения и факторов разворота, а также идентификации шансов преодоления стадий замедления и падения экономической динамики, в том числе связанных с цифровизацией.

Задачи. Раскрыть причины экономических кризисов за счет определения реализованных в период того или иного кризиса рисков; определить финансовые инструменты разворота экономических кризисов российской экономики, начиная с 1991 г.; идентифицировать шансы экономической системы на преодоление стадий замедления и падения экономической динамики и на разворот экономической системы к устойчивому росту.

Методология. В качестве методологического инструментария применены общенаучные методы, в том числе сравнительный, ретроспективный, метод аналогии.

Результаты. В статье определены реализованные риски экономических кризисов РФ, от кризиса 1991 г. до кризиса 2022 г. В качестве шансов экономического роста в период цифровой трансформации экономики и финансового сектора идентифицированы риски реализации инновационных финансовых технологий, риски цифровизации банковского сектора, риски страховых и финансовых сервисов. Определен финансовый и нефинансовый инструментарий разворота экономического кризиса к восстановительному периоду и последующему устойчивому росту.

Выводы. В основе любого кризиса действуют не только факторы, усугубляющие и дестабилизирующие его параметры, но и факторы, представляющие новые шансы для дальнейшего экономического развития. Оценивая экономическую динамику в периоды кризисов, следует учитывать реализованные риски, возможные шансы и инструментарий разворота экономики, включая финансовые и нефинансовые инструменты. Финансовые инструменты, позволяющие осуществить чрезвычайные управленческие решения, служат инструментами разворота. Дополнительные расходы государственного бюджета из резервного фонда (до 2017 г.) или из фонда национального благосостояния представляют собой корректирующее финансирование в периоды неопределенности и связаны с принятием чрезвычайных управленческих решений во время кризисов, в том числе в период специальной военной операции. Основная задача регулятора заключается в ограничении негативных эффектов реализуемых внутренних и внешних рисков.

66-79 186
Аннотация

Цель. Формирование методологических основ краудфандинга, определение условий реализации инновационных бизнес-проектов.
Задачи. Уточнение терминологии, функций, категорий, видов и особенностей взаимодействия стейкхолдеров в процессе реализации краудфандинговой кампании; описание процесса реализации инновационных бизнес-проектов с помощью краудфандинга; анализ зарубежных и российских краудфандинговых платформ, законодательной базы для определения условий успешного проведения краудфандинговой кампании инновационного бизнес-проекта.
Методология. В исследовании применены методы бенчмаркинга, сравнительного анализа, индуктивного подхода к формированию методологической основы краудфандинга, моделирования процесса реализации краудфандинговой кампании инвестиционных бизнеспроектов.
Результаты. Представлены методологические основы краудфандинга, описаны функции, в том числе сбор денежных средств, реклама и PR производимого продукта/услуги, масштабирование бизнеса, а также категории, виды и особенности взаимодействия стейкхолдеров в процессе реализации краудфандинговой кампании. Процесс реализации инновационного
бизнес-проекта на краудфандинговой платформе разделен на пять этапов: MVP инновационного продукта, финансирование инновационного проекта, запуск инновационного бизнеспроекта на краудфандинговой цифровой платформе, контроль по реализации проекта, запуск в производство инновационного продукта. В результате анализа российской законодательной базы выявлен ряд недостатков в области регулирования инвестиционных платформ: отсутствие разъяснений по регулированию деятельности с криптовалютными операциями, проведение которых законодательно разрешено; привлечение инвестиций доступно только юридическим лицам и частным предпринимателям, что тормозит развитие стартапов и не дает возможности для сбора средств в целях реализации социальных проектов физическими лицами.
Выводы. Успешная краудфандинговая кампания инновационного бизнес-проекта может быть проведена при соблюдении условий и последовательности этапов рассматриваемого процесса. При этом пересмотр законодательной базы в области регулирования деятельности инвестиционных платформ представляет особую важность в развитии данной сферы экономики.

80-96 181
Аннотация

Цель. Разработка авторской концепции повышения эффективности финансового риск-менеджмента на основе применения технологии создания и использования цифрового двойника предприятия.
Задачи. Формализовать проблемы существующих подходов к решению задач финансового риск-менеджмента предприятий реального сектора экономики; выявить тенденции развития цифровых двойников, сформулировать преимущества их практического применения и дать авторскую трактовку понятия «цифровой двойник предприятия»; построить и обосновать многослойную систему показателей цифрового двойника предприятия в контексте повышения эффективности финансового риск-менеджмента; разработать принципы построения цифрового двойника предприятия, ориентированные на решение задачи повышения эффективности финансового риск-менеджмента; определить задачи цифрового двойника предприятия с учетом повышения эффективности финансового риск-менеджмента; построить финансовое ядро цифрового двойника предприятия, содержащее общие для различных предприятий контуры формирования финансовых показателей, определяющих достижение целей финансового риск-менеджмента и его эффективность.
Методология. Исследование проведено на основе применения системного подхода, в процессе реализации которого использованы методы синтеза, логического сравнительного, факторного и графического анализа, базовые положения финансового риск-менеджмента и результаты, полученные в отечественной и зарубежной научной литературе о проблематике реализации подходов и методов финансового риск-менеджмента.
Результаты. Предложена авторская концепция повышения эффективности финансового риск-менеджмента на основе применения новых технологий создания цифровых двойников. В частности, посредством формализации проблем существующих подходов к решению задач финансового менеджмента, выявления тенденций развития методологии и технологий создания цифровых двойников изложена идея о повышении эффективности финансового риск-менеджмента на базе создания цифрового двойника предприятия. Предложена и обоснована многослойная система показателей, определяющих структуру этого цифрового двойника, определены задачи и разработаны принципы его построения, ориентированного на решение задач финансового риск-менеджмента. Построено финансовое ядро цифрового двойника предприятия, содержащее общие для различных предприятий контуры формирования финансовых показателей, определяющих достижение целей финансового риск-менеджмента и его эффективность. Дано качественное обоснование повышения эффективности финансового риск-менеджмента с применением предложенной в статье методической основы создания и использования цифровых двойников.
Выводы. Концептуальные положения построения и использования цифровых двойников для целей финансового риск-менеджмента, приведенные в статье, создают теоретическую и методическую базу повышения эффективности финансового риск-менеджмента с учетом применения новых цифровых технологий и могут служить основой практического построения эффективных систем финансового риск-менеджмента на предприятиях реального сектора экономики.

ОБРАЗОВАНИЕ

97-104 147
Аннотация

Цель. Выполнить анализ трансформации модели взаимодействия учителя-лидера с учениками, выстраивания образовательного пространства в классе.

Задачи. Рассмотреть применительно к школьному образованию и труду учителя-лидера такие ключевые элементы концепции стратегирования В. Л. Квинта, как видение и миссия.

Методология. Методология исследования строится на использовании одного из ключевых элементов стратегирования по методике В. Л. Квинта, а именно на изучении конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества системы образования в России выделяются на основе анализа литературы с применением также сопоставительного подхода.

Результаты. Среди ключевых элементов миссии школьного образования должна быть представлена не только передача академического, предметного знания, но и обеспечено развитие навыков применения его за пределами школьных предметов. Для этого системе школьного образования необходимы учителя-лидеры, имеющие высокий статус среди учеников, способные сочетать формальную и неформальную коммуникацию, обладающие развитым эмоциональным интеллектом.

Выводы. Показано, что одним из наиболее значимых конкурентных преимуществ российского школьного образования является глубина академических, предметных знаний. Между тем частью миссии должно стать развитие навыков применения этих знаний за пределами дисциплин, в рамках которых они получены.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

105-114 232
Аннотация

Цель. Определить вектор влияния общественного мнения на перспективы развития международного рынка строительства атомных электростанций (АЭС) в условиях глобального энергетического перехода и сформулировать наиболее приоритетные направления коммуникационной работы в целях увеличения российского экспорта атомных энергетических технологий на рынках развивающихся стран.

Задачи. Выявить текущие тенденции социальной приемлемости атомной энергетики в мире; рассмотреть ряд инструментов, используемых для работы с общественным мнением в области улучшения репутации атомной энергетики в странах-импортерах атомных энергетических технологий; обосновать важность коммуникационной работы в целях увеличения российского экспорта атомных энергетических технологий на рынках развивающихся стран.

Методология. Для анализа текущего состояния социальной приемлемости АЭС использованы данные различных социологических опросов. Ключевыми методами настоящего исследования служат сравнительный метод и метод case study.

Результаты. Анализ международного опыта воздействия общества на энергетическую политику показал, что без поддержки со стороны населения инициативы по развитию атомной энергетики реализация международных проектов в сфере строительства АЭС представляется невозможной. В процессе анализа выявлено, что одним из конкурентных преимуществ Госкорпорации «Росатом» на международном рынке строительства АЭС является включение коммуникационной работы с общественностью в экспортное предложение. На основе анализа результатов социологических опросов установлено, что в рамках коммуникационной работы с общественностью в стране-импортере представляется целесообразным делать акцент на экономической выгоде от эксплуатации АЭС и бесперебойности ее функционирования.

Выводы. В статье показаны возможности увеличения российского экспорта атомных энергетических технологий на рынках развивающихся стран, благодаря глобальному тренду на повышение социальной приемлемости атомной энергетики и наличию соответствующих конкурентных преимуществ, в том числе в рамках реализации коммуникационной стратегии.

115-123 165
Аннотация

Цель. Изучить тенденции формирования и осуществления конкурентной политики.
Задачи. Проанализировать общемировые тенденции в процессе формирования конкурентной политики; выявить влияние эндогенных и экзогенных факторов в процессе развития конкурентной политики; определить общие тенденции ведущих государств мира, способствующие поддержке конкурентных отношений.
Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы (сравнительный, комплексный, системный, структурный анализ), метод причинно-следственной связи, логический метод.
Результаты. Конкурентная политика в современных условиях приобрела дуалистичный характер. Она сочетает в противоречивом единстве регулирование деятельности фирм и домохозяйств на внутреннем и внешнем рынках, разные меры воздействия на субъектов стран-партнеров и стран-противников, контроль и влияние на рынки монополизированных и конкурентных отраслей. Функция развития конкурентоспособности включает в себя защиту от монополизма и от соперничества зарубежных товаропроизводителей. Постепенно происходит размывание границ добросовестной и недобросовестной конкуренции. Изменение правил хозяйственной деятельности легитимизирует поведение хозяйствующих субъектов, которое ранее определялось как недобросовестное и оказывалось под санкциями, предусмотренными законодательством. Тенденцией, общей для многих государств, стало применение их органами, регулирующими конкурентные отношения, стандартов, норм, сложившихся на глобальном уровне, к рыночной деятельности всех хозяйствующих субъектов на территории страны. Распространились попытки адаптации лучшего мирового опыта поддержки конкурентных отношений к национально-историческим особенностям каждой страны.
Выводы. Проанализированные тенденции развития конкурентной политики под влиянием соотношения в каждой стране экзогенных и эндогенных факторов проявляются в двух основных вариантах. Один из них заключается в проведении политики открытости, включения национальной экономики в глобальную экономическую систему. Другим вариантом выступает политика замкнутости и сдерживания конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Меньшая часть государств предпочитает выбрать один из этих вариантов, большинство пытается двигаться компромиссным путем, который может принести им успех при правильном распределении приоритетов.

124-132 151
Аннотация

Цель. Рассмотреть ретроспективу и существующие тенденции развития национального регулирования выбросов парниковых газов в Беларуси, а также проанализировать предпосылки и оценить перспективы формирования механизмов углеродного ценообразования в данной юрисдикции.
Задачи. Изучить экономические, институциональные и правовые аспекты углеродного регулирования в Беларуси; идентифицировать основные проблемы и вызовы для государства, возникающие в процессе развития такого регулирования, включая механизмы углеродного ценообразования.
Методология. С помощью методов экономико-правового анализа и сравнения проанализированы различные аспекты функционирования системы углеродного регулирования в Беларуси, которые позволяют дать оценку ее современному состоянию и перспективам.
Результаты. В настоящее время Республика Беларусь все еще находится в числе юрисдикций, в которых государством недостаточно сформированы институционально-правовые условия для широкого использования инструментов углеродного ценообразования, несмотря на продолжительную историю выстраивания системы регулирования выбросов парниковых газов и попытку внедрения рыночных механизмов Киотского протокола, которая способствовала созданию первых элементов национальной инфраструктуры для торговли углеродными единицами.
Выводы. Среди потенциальных драйверов развития углеродного рынка Беларуси и последующего экспорта ее углеродных единиц за рубеж прослеживается дальнейшее сближение позиций и подходов по вопросам климатической повестки и углеродного регулирования между Белоруссией и Россией, другими юрисдикциями на евразийском пространстве, в рамках межгосударственных объединений; относительно подготовки к потенциальным негативным последствиям для национальной экономики, связанным с введением Европейским союзом механизма трансграничного углеродного регулирования.



ISSN 1998-1627 (Print)