Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

4-10 345
Аннотация

Цель. Оценить процесс формирования и реализации стратегических приоритетов, направлений поддержки несырьевого экспорта с позиции достижения стабильного экономического развития страны.

Задачи. Провести анализ и дать оценку сложившейся в России системы стратегического планирования развития несырьевого экспорта, а также сформировавшейся системы институтов поддержки национального несырьевого экспорта.

Методология. Изучены документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне для отраслей, относящихся, согласно классификации Российского экспортного центра, к отраслям, осуществляющим экспорт несырьевых товаров, работ и услуг. Анализ федеральных отраслевых стратегий дополнен анализом документов стратегического планирования, разрабатываемых регионами Российской Федерации (РФ). Достигаемая цель — определить, каким образом осуществляется интеграция в проблематику социальноэкономического развития страны одного из важнейших вопросов — увеличение несырьевого экспорта.

Результаты. На основе проведенного исследования дана оценка федеральным, отраслевым и региональным стратегическим документам, посредством которых осуществляется институциональное обеспечение экспортной стратегии. Сформирована информационно-аналитическая база, систематизирующая данные о согласованности задач социально-экономического развития на федеральном, региональном уровнях и инструментов поддержки несырьевого экспорта в России.

Выводы. Сегодня в сфере стратегического планирования развития страны формируется риск недостаточной институциональной поддержки приоритетов несырьевого экспорта в целях решения задач социально-экономического развития РФ. Кроме того, складывается ситуация, при которой система мер государственной поддержки несырьевого экспорта существует не с опорой на региональную систему территориального устройства, а параллельно ей. Необходимы обновление национальной стратегии экспорта с выделением в нем компонентов несырьевого экспорта; интеграция стратегических планов, формируемых на федеральном уровне, в региональные стратегии развития.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

11-18 480
Аннотация

Цель. Обосновать смену парадигмы глобального экономического развития и выявить влияние этого процесса на экономику России.

Задачи. Изучить научные материалы, посвященные теме исследования; провести анализ механизма взаимодействия номинальной и ресурсной систем и обосновать использование доллара и евро в качестве мировых валют как необходимое условие влияния номинальной системы на определение величины спроса на ресурсном рынке; исследовать наличие и устойчивость тенденции потери долларом и евро доминирующего положения в мировой финансовой системе; аргументировать смену парадигмы глобального экономического развития и выявить влияние этого процесса на экономику России в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Методология. Автором применены методы анализа, синтеза, обобщения, системного подхода.

Результаты. В статье мировая экономика представлена как механизм, основанный на взаимодействии реальной и ресурсной систем. Обоснован процесс разрыва между этими системами в настоящее время. Аргументировано наличие устойчивого процесса дедолларизации как условия такого разрыва. На базе проведенного анализа выявлено наличие устойчивой тенденции утраты долларом главных функций мировых денег в определенных странах и страновых объединениях, стратегически значимых для России. Обосновано наличие процесса смены парадигмы глобального мирового развития, заключающееся в замене спроса на резервы спросом на ресурсы. Показано, что для России существующие изменения дают возможность эффективного распределения сырьевых энергетических ресурсов с точки зрения геоэкономических и геополитических интересов страны. Аргументировано утверждение о том, что в долгосрочном периоде экспорт энергетического сырья из России будет неактуальным. В заключение автором предложены целесообразные направления долгосрочной стратегии развития.

Выводы. В настоящее время происходит изменение глобальной экономической парадигмы, заключающееся в том, что спрос на сырье заменяет спрос на валютные резервы. С учетом роли России на мировом ресурсно-сырьевом рынке существующие изменения дают возможность эффективного распределения сырьевых энергетических ресурсов с точки зрения геоэкономических и геополитических интересов страны. В среднесрочной перспективе спрос на российские углеводородные ресурсы будет обеспечен ростом экономического потенциала основных импортеров. В долгосрочном периоде ведущие импортеры углеводородного сырья будут развивать возобновляемую и водородную энергетику, что приведет к отказу от импорта энергоресурсов. Из этого следует, что в долгосрочной геоэкономической стратегии целесообразна ориентация России на развитие и экспорт научно-технической и инновационной продукции.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

19-26 333
Аннотация

Цель. Разработка нового методического подхода к оценке туристской инвестиционной привлекательности Арктических регионов России.

Задачи. Выработка критериев, отражающих наиболее важные для потенциальных инвесторов факторы инвестиционной привлекательности; формирование методики, позволяющей комплексно оценивать туристскую инвестиционную привлекательность отдельного региона для инвестора, а также сопоставлять различные регионы между собой.

Методология. Материалами для настоящего исследования послужили законодательство Российской Федерации (РФ), акты Правительства РФ и нормативные документы; научные статьи и монографии о проблемах инвестирования в туристическую отрасль. Методологической основой исследования стали принципы и положения диалектического, системного подходов, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогий, сравнения и обобщения, классификации, экономико-математического моделирования, обработки эмпирических данных и графического отображения результатов, экспертный и статистический методы.

Результаты. Проведен обзор современной туристской инвестиционной практики в России в современных условиях; сформированы предложения по типологизации хозяйствующих субъектов — потенциальных инвесторов туристской отрасли; разработана модель оценки туристских инвестиционных перспектив территории (региона) с перечнем оценочных показателей.

Выводы. Туризм в Арктике может являться одним из драйверов развития экономики данного региона. Поэтому важным представляется привлечение инвесторов на эти территории и, следовательно, разработка методических подходов к оценке туристской инвестиционной привлекательности, которыми могли бы пользоваться как инвесторы, так и органы местной власти. Сделаны выводы о необходимости применения специфической методики оценки инвестиционной привлекательности дестинаций Арктического региона в связи с уникальностью этой территории.

27-32 271
Аннотация

Цель. Анализ существующей системы нормативного регулирования экономических отношений между субъектами региона в контексте вопросов всеобщего ресурсосбережения, а также разработка предложений по формированию системы региональной стандартизации.
Задачи. Проанализировать действующие нормативные акты Республики Татарстан, а также республиканский опыт создания и внедрения региональных стандартов в области ресурсосбережения; сформулировать предложения по формированию на базе территориальных органов стандартизации системы региональной стандартизации, деятельность которой должна быть направлена на сбор и обобщение имеющегося в регионе наилучшего опыта в области ресурсосбережения и адаптации сторонних документов стандартизации к специфике Республики Татарстан.
Методология. Методологической стратегией настоящего исследования служит парадигма устойчивого регионального развития. Данная парадигма воплощает в себе комплексный подход к формированию системы территориального управления, принципы постоянного совершенствования и минимизации вариабельности управленческих процессов за счет стандартизации.
Результаты. На основе проведенного анализа нормативно-правового регулирования процессов регионального управления предложен алгоритм формирования региональной системы стандартизации, направленный на формирование подходов инструментов устойчивого территориального развития. Сформулированы цели и задачи уполномоченного органа по региональной стандартизации.
Выводы. Отраслевая и целевая подсистемы пространственной модели «Бережливый регион» задают вектор региональной стандартизации. С учетом специфики экономического развития Республики Татарстан определены главные направления региональной стандартизации: нефтехимическая, машиностроительная и сельскохозяйственная отрасли, элементы производственной и социальной инфраструктуры.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

33-44 531
Аннотация

Цель. Рассмотреть основные проблемы внедрения цифровых инноваций в страховой отрасли, определить роль и перспективы развития цифровизации в страховании, а также провести систематизацию информационных технологий и приоритезировать выбор различных информационных решений в соответствии со стратегическими целями страховщиков.

Задачи. Исследовать этапы развития цифровых инноваций в страховой сфере; установить факторы, влияющие на совершенствование управления страховым бизнесом; выявить и обосновать необходимость внедрения инновационных цифровых продуктов в страховании.

Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, формально-логического подхода; проанализирована действующая страховая сфера, определены основные направления развития цифровых инноваций в страховом бизнесе.

Результаты. Выявлены факторы, влияющие на совершенствование управления страховым бизнесом. Выполнена систематизация информационных технологий и инструментов с приоритезацией выбора различных информационных решений в соответствии со стратегическими целями страховщиков.

Выводы. С учетом экономической ситуации и жесткой конкуренции настало подходящее время для страховых компаний повысить качество, скорость внедрения и широту инноваций. Сегодня очень важен клиентоориентированный, персонализированный в отношении потребителя подход, который позволит удержать существующих страхователей и привлечь новых. Нужно использовать возможности для компаний, чтобы выйти на новый уровень взаимодействия с клиентами посредством новых цифровых инструментов и технологий. Предложенные шаги для улучшения инноваций помогут планировать и реализовывать инновационные проекты более продуктивно.

45-53 350
Аннотация

Цель. Разработка рекомендаций, нацеленных на оптимизацию предпринимательской деятельности маркетплейса.
Задачи. Дать краткую характеристику функционирования маркетплейса; обосновать причисление маркетплейса к двусторонним платформам; выделить и формализовать инструменты управления платформой; определить подходы к тарификации, а также аргументировать необходимость выбора различных стратегий в зависимости от этапа жизненного цикла маркетплейса.
Методология. Автор на основе анализа использует базовую модель двусторонних платформ Тироля и Роше, концепции субсидированного ценообразования и ценовой дискриминации в сочетании с основными методологическими подходами теории предпринимательской деятельности.
Результаты. Внесены дополнения в определение понятия маркетплейса, обоснована целесообразность рассмотрения его как двусторонней платформы. В статье выделены и формализованы инструменты управления предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке, определены наиболее эффективные подходы к тарификации и аргументирована необходимость применения различных стратегий на разных этапах жизненного цикла маркетплейса. Автором разработаны рекомендации, нацеленные на оптимизацию предпринимательской деятельности маркетплейса.
Выводы. Маркетплейс действительно является двусторонней платформой. На разных этапах жизненного цикла необходимо выбирать различные стратегии и оптимизировать различные показатели. Целесообразным видится применение субсидированной модели ценообразования.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

54-65 484
Аннотация

Цель. Исследование передового международного опыта и перспектив совершенствования практики менеджмента устойчивого развития бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности в контексте цифровой трансформации экономики России.

Задачи. Провести анализ современного российского опыта, осуществить моделирование передового международного опыта и определить перспективы совершенствования менеджмента устойчивого развития бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности в России в контексте цифровой трансформации экономики.

Методология. Масштаб результатов устойчивого развития бизнеса в 2022 г. и благоприятность факторов менеджмента в России определяется в сравнении со среднемировыми значениями соответствующих показателей. Установлена регрессионная зависимость результатов менеджмента устойчивого развития бизнеса от факторов ответственного менеджмента и от факторов высокотехнологичного менеджмента. Прогнозируется изменение результатов менеджмента устойчивого развития бизнеса при условии оптимизации влияния факторов высокотехнологичного менеджмента.

Результаты. Выявлено, что факторы высокотехнологичного менеджмента вносят больший вклад в результаты менеджмента устойчивого развития бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности по сравнению с факторами ответственного менеджмента. На основании этого предложен новый подход к менеджменту устойчивого развития бизнеса на базе принципов социальной и экологической ответственности. Новый подход опирается не только на человеческие ресурсы и предпринимательскую способность, но и на технологические ресурсы. Это достигается с помощью высокотехнологичного менеджмента с опорой на цифровые технологии.

Выводы. Предложенный в статье новый подход к менеджменту устойчивого развития бизнеса, который опирается на высокотехнологичный менеджмент, рекомендуется к практическому применению в современном бизнесе для повышения эффективности корпоративной социальной и экологической ответственности. Это позволит в перспективе повысить экологическую эффективность экономики России на 71 %, качество жизни — на 66,44 %, а также индекс устойчивого развития — на 10,82 %.

66-74 413
Аннотация

Цель. Определить информационное значение интегрированной отчетности на основе анализа информации, раскрываемой в представленной модели отчетности.
Задачи. Провести анализ содержания интегрированной отчетности; выявить информационные запросы ее пользователей и сферы использования представленных в ней данных; рассмотреть ключевые факторы создания стоимости предприятия, которые находят отражение в интегрированной отчетности.
Методология. Для проведения анализа содержания интегрированной отчетности, определения информационных запросов ее пользователей и сфер применения ее данных авторами использованы такие общенаучные методы, как изучение научной литературы и нормативно-правовых актов, систематизация материала, анализ схем и сопоставимых данных, представленных в форме таблиц, обобщение и формализация полученных результатов. При выявлении выгод, которые получают компания и ее окружение от перехода на интегрированную отчетность, применены следующие общенаучные методы: описание и сравнение, синтез, детализация, абстрагирование, индукция, дедукция, системный подход и хронологический анализ.
Результаты. Проведен системный анализ модели интегрированной отчетности. Раскрыты компоненты, из которых складывается стоимость организации, а также выявлены информационные запросы пользователей интегрированной отчетности. Определены сферы использования данных публичной отчетности. Рассмотрены факторы создания стоимости компании. Идентифицированы выгоды от перехода на интегрированную отчетность.
Выводы. Решение компаний внедрять интегрированную отчетность в свою учетную практику вносит значительный вклад в повышение транспарентности деятельности организации и улучшение имиджа бизнеса, поскольку инновационная модель отчетности содержит информацию не только о достигнутых результатах работы предприятия, но и о возможностях и угрозах его развития в будущем.

75-84 304
Аннотация

Цель. Анализ и обоснование практических рекомендаций формирования и применения технологий управляемого взаимодействия, развития импортозависимого и экспортоориентированного предприятия, а также систем единого бизнес-пространства на мезо- макро-, глобальном уровнях в сети межфирменной кооперации в процессе импортозамещения и локализации.
Задачи. Обосновать авторский подход к формированию и развитию межфирменного сетевого взаимодействия, который предполагает объединение управления внутренней и внешней средой импортозависимого и экспортоориентированного предприятия реального сектора экономики, на глобальном, макро-, мезо- и микроуровнях в единое бизнес-пространство; рассмотреть важную составляющую стратегического менеджмента как функцию формирования систем управляемого взаимодействия единой бизнес-средой, определяющей устойчивое развитие предприятий, отраслей и регионов пребывания.
Методология. С помощью общенаучных и специальных методов научного познания исследован процесс поиска и применения новых форм управления предприятием в сети межфирменной кооперации в условиях максимальных амплитуд колебаний внешней среды.
Результаты. Выявлено, что научный интерес к кооперации носит спиралевидный характер и отражает в каждый последующий временной виток осознание возможностей «совместного труда» в приложении к текущему и перспективному технологическому укладу (например, как происходит это в текущем историческом периоде, если намечаются признаки трансформации межфирменной производственной кооперации в киберсоциальные сети организующих взаимодействие человека и машины). Эволюционируя, основываясь на емкой базе теоретических и прикладных научных исследований в области формирования и управления сетевыми образованиями, производственная кооперация, по мнению автора, требует дополнительного изучения возможности развития посредством реализации взаимодействия в системах единого бизнес-пространства.
Выводы. Исследование показало, что системы единого бизнес-пространства являются специфической и перспективной формой реализации и управления развитием производственной кооперации, востребованной в рамках стратегии инновационного развития производств и продуктов при осуществлении политики импортозамещения и индустриальной локализации.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

85-92 568
Аннотация

Цель. Разработка системы управления экономической безопасностью инновационной деятельности российских предприятий.

Задачи. Определить теоретические и практические аспекты обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности российских предприятий; сформировать модель обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности с учетом выявленных проблемных факторов.

Методология. Автором применены методы библиографического исследования, системного анализа, синтеза, общения и аналогии. В работе использованы информационно-аналитические сборники Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», результаты исследования Global Innovation Index.

Результаты. Показано, что создание необходимых условий для ведения безопасной деятельности в области инноваций способствует реализации стратегических целей по достижению экономической безопасности России, а также позволит экономике страны перейти на инновационный путь развития. На основании исследования методологии расчета глобального индекса инноваций автором доказано, что государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности должна производиться по пяти ключевым направлениям: совершенствовать систему институтов указанной деятельности, обеспечивать развитие человеческого капитала, расширять стратегическую инфраструктуру деятельности в области инноваций, развивать внутренний рынок инновационных товаров и развивать бизнес за счет прикладного использования результатов инновационной деятельности.

Выводы. Реализация государственной политики по перечисленным направлениям позволит достигать высоких показателей экономической безопасности инновационной деятельности. Несистемная, фрагментарная государственная политика, обеспечивающая поддержку лишь отдельных ключевых направлений, не приведет к желаемому результату, который будет выражен в достижении высокой степени защиты инновационной деятельности от внутренних и внешних угроз.

93-100 313
Аннотация

Цель. Предложить консолидированный подход к определению рыночной стоимости дебиторской задолженности, обеспеченной залогом, разработать алгоритм практического применения.
Задачи. Проанализировать и систематизировать существующие методики по оценке дебиторской задолженности; сформулировать предпосылки и тенденции, обусловливающие необходимость применения модифицированного подхода.
Методология. На основании анализа научных трудов и практического опыта автора выявлены преимущества и недостатки методик по оценке дебиторской задолженности. Предложенный автором консолидированный подход к определению рыночной стоимости дебиторской задолженности, обеспеченной залогом, основан на применении общенаучных методов познания: анализа, синтеза, обобщения и визуализации.
Результаты. В ходе исследования выявлены тенденции, характерные для рынка дебиторской задолженности, и предпосылки, обусловливающие необходимость качественного и всестороннего анализа потенциального дебитора. Проведен системный анализ методов и методик доходного подхода к определению рыночной стоимости с учетом преимуществ и недостатков, а также ввиду возможности применения в современных условиях. В статье предложен консолидированный подход к определению рыночной стоимости дебиторской задолженности при наличии значительного размера долгового обязательства. Суть подхода заключается в определении стоимости дебиторской задолженности при условии наличия заложенного имущества, которое можно реализовать и покрыть тем самым часть долга, а остаток долга взыскивается покрытием через повторное обращение в суд или путем реализации других активов компании. Предложен алгоритм реализации подхода, конкретизирующий условия его применения и последовательность проведения оценки.
Выводы. Уникальность каждой дебиторской задолженности обусловливает необходимость применения модифицированного подхода к определению рыночной стоимости. Использование предложенного подхода на практике даст наиболее достоверный результат оценки, что, в свою очередь, позволит потенциальным участникам рынка дополучить прибыль от реализации прав требования дебиторской задолженности.

101-114 437
Аннотация

Цель. Предложить и обосновать структуру и содержание модели цифровой трансформации российской экономики в условиях реализации опережающей модели экономического развития в целях обеспечения роста валового внутреннего продукта (ВВП) и технологического суверенитета.
Задачи. Провести анализ действующей стратегии цифровой трансформации отечественной экономики, определить направления и характер ее изменений; сформулировать понятие модели цифровой трансформации российской экономики, предложить и обосновать ее структуру и содержание; выявить системы взаимосвязей и взаимодействий ее ключевых элементов.
Методология. Результаты и выводы статьи получены на основе применения общенаучных и специальных научных методов и приемов. В качестве общенаучных методов использованы анализ и синтез, прогнозирование, моделирование, индукция и дедукция, научная абстракция, наблюдение, экспертные оценки и др. Факторный анализ применен в качестве специального научного метода.
Результаты. Проанализированы и обоснованы стратегические приоритеты формирования и реализации модели цифровой трансформации российской экономики, в том числе выделены тренды на технологический суверенитет и модель опережающего развития. Уточнено понятие, предложены структура и содержание модели цифровой трансформации экономики как сложной динамической системы с технологической платформой и цифровым ядром (генерирующим уникальные технологии и обеспечивающим конкурентные преимущества стране на глобальном уровне), подсистемами кибербезопасности, обеспечения эффективности и устойчивости.
Выводы. Модель цифровой трансформации экономики страны является сложной динамической системой, которая сегодня требует повышенного внимания к обеспечению своей устойчивости. Равновесное состояние таких систем достигается посредством устойчивого механизма взаимодействия стратегии и ядра модели; высокой скоростью и качеством генерирования и масштабирования технологий из ядра в экономику; устойчивого механизма укрепления и создания новых взаимосвязей ядра модели с высокотехнологичными рынками. Эффективность модели связана с позициями России в глобальной экономике в 2030 г., и она может быть подтверждена такими показателями, как рост ВВП, обеспечение технологического суверенитета (как минимум в критических сферах) и технологического паритета с развитыми странами, высокая доля высокотехнологичных отраслей в структуре экономики и др. В современных условиях повышенной турбулентности все сделанные предложения относительно структуры модели цифровой трансформации экономики справедливо рассматривать как некий промежуточный рабочий вариант с прочной основой в виде выделенных технологий и взаимосвязей элементов.



ISSN 1998-1627 (Print)