Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 28, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

112-121 310
Аннотация

Цель. Определить место больших данных в современных финансах, а также провести анализ их роли в экстремальном насыщении финансовой системы.
Задачи. Провести краткий обзор современного состояния и перспектив использования больших данных финансовыми учреждениями; предложить общую характеристику причинноследственных связей информационных потоков и трансформации организационной структуры финансовых учреждений при переходе на работу с большими данными; показать возможности оценки информационного перенасыщения финансовых учреждений посредством использования концепции энтропии, а также условия и перспективы перехода к управлению информационной энтропией.
Методология. Методологической базой исследования служат общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), в частности анализ работы с данными в финансовых учреждениях, движения информации (сбора, хранения, переработки, использования и повторного использования данных), анализ процессов в информационной сфере, устранения шумовых проблем и учета рисков.
Результаты. Представлены основные стратегии и подходы перехода к работе с большими данными. Определены методы преодоления ряда проблем, сдерживающих эффективное освоение быстрого роста информации в финансовых учреждениях. Предложен набор инструментов и процедур анализа информационных процессов на финансовых рынках, а также механизмов управления перестройкой работы с данными; приведен пример перехода к работе с большими данными. Авторы рекомендуют применять концепцию энтропии, которая позволяет проводить измерение риска, неопределенности и шумовых помех на финансовых рынках и  в  транзакциях, а также оценивать возможности и масштабы использования финансовыми учреждениями больших данных.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

122–131 301
Аннотация

Цель. Показать влияние социального института «цифровое доверие» на формирование и трансформацию экономического поведения людей.
Задачи. Рассмотреть процесс эволюции научных подходов при характеристике доверия. Установить исторические причины появления цифрового доверия. Классифицировать современные инструменты финансовой сферы как элементы экономической системы. Сформулировать экономико-социологический подход, позволяющий исследовать доверие к инструментам финансовой сферы в условиях цифровой трансформации. Определить методы и инструменты повышения цифрового доверия, выявить последствия их применения субъектами экономических отношений.
Методология. В статье использован метод исследования, основанный на экономико-социологических теориях доверия, представленных такими авторами, как М. Вебер, Г. Зиммель, Т.  Парсонс, Н. Луман, которые интерпретировали данный феномен применительно к экономической сфере.
Результаты. По итогам проведенного анализа теоретических подходов выявлено, что методология социологии доверия может быть использована при изучении доверия к экономическим институтам. Обоснован тезис о том, что цифровые финансовые инструменты следует рассматривать сквозь призму «личного» и «системного» доверия, используя системный анализ Н. Лумана. Доказано, что цифровые инструменты финансовой сферы способствуют снижению рисков недоверия к экономическим транзакциям, сохраняя целостность социальной системы.
Выводы. Феномен доверия необходимо исследовать во взаимосвязи с анализом цифровых трансформаций финансовой сферы, поскольку это позволяет по-новому представить и глубже изучить условия использования финансовых цифровых инструментов потребителями, а значит, требует разработки теории и методологии изучения взаимосвязи данных явлений.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

132–139 308
Аннотация

Цель. Выявить приоритетные направления, определить основные этапы развития электронного бизнеса в сфере малого предпринимательства России.
Задачи. Показать современные тенденции и особенности участия интернет-компаний в развитии малого бизнеса; охарактеризовать направления и этапы становления и развития электронного бизнеса; изучить особенности среды ведения электронного бизнеса для компаний малого предпринимательства.
Методология. На базе общих методов научного познания проанализированы ключевые направления, основные этапы развития электронного бизнеса в сфере малого предпринимательства.
Результаты. Исходя из главных целей и задач развития электронного бизнеса и совокупности принципиальных проблем, подлежащих решению, очевидным становится, что необходимо декомпозировать общую программу развития электронного бизнеса. Кроме того, важно определить соответствующие подходы, в рамках которых следует сформировать концепцию моделирования электронного бизнеса.
Выводы. Для реализации эффективной программы развития интернет-компаний необходимо обеспечить на каждом этапе ведения электронного бизнеса функционирование ведущих процессов, способствующих добавлению стоимости в бизнесе. Осуществление бизнеса в сети Интернет сопряжено с решением большого количества задач в условиях риска и неопределенности, наличием санкций и ограничений.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

140–146 208
Аннотация

Цель. Определить перспективы участия корпоративного сектора в достижении целевых показателей при реализации национальных проектов в условиях повышенной волатильности и сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на осуществление таких возможностей.
Задачи. Проанализировать динамику на рынке частных инвестиций в инфраструктуру России; рассмотреть тенденции, связанные с инвестиционным климатом, преимущества мониторинга и контроля процесса реализации национальных проектов с применением информационной системы управления проектами; определить барьеры для привлечения частного капитала в финансирование национальных проектов; предложить решения, способные оказать положительное влияние и расширить границы финансового взаимодействия между сектором государственных и корпоративных финансов.
Методология. В процессе исследования применены диалектический системный подход, а также общенаучные методы. При проведении анализа использована международная наукометрическая база данных Scopus и библиографическая база данных РИНЦ.

Результаты. Авторами установлена необходимость привлечения частного капитала — одного из важнейших элементов эффективности национальных проектов. Сформулированы практические рекомендации, направленные на осуществление потенциальных возможностей корпоративного сектора в рамках финансового взаимодействия с государством при реализации национальных проектов. Участие бизнеса может положительно влиять как на целевые показатели, так и на темпы экономического роста и развития в целом.
Выводы. На основании исследования финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов авторами статьи выявлены барьеры для привлечения частного капитала при финансировании национальных проектов. Кроме того, исходя из выявленных возможностей финансового взаимодействия, предложены решения, способные оказать положительное влияние и расширить границы финансового взаимодействия между сектором государственных и корпоративных финансов.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

185-196 312
Аннотация

Цель. Обосновать подходы к формированию правовых основ отечественного валютного регулирования, обусловленных актуальными особенностями валютных отношений.
Задачи. Осуществить анализ валютных отношений с целью выявления их отличительных признаков как денежных отношений, формирующихся и развивающихся в трансграничной сфере; на основе результатов проведенного анализа валютных отношений разработать исходные позиции формирования актуальных правовых основ отечественного валютного регулирования: положений, устанавливающих содержание основных понятий, регламентирующих сферу правового регулирования, закрепляющих принципы валютного регулирования как требования к нормам валютного законодательства.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах обоснованы подходы к формированию правовых основ валютного регулирования для целей установления актуального правового регулятора валютных операций.
Результаты. Анализ положений раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанных с вопросами валютного регулирования позволил обосновать необходимость формирования понятийного аппарата валютного законодательства, востребованного правовой реальностью; сущностные признаки актуальных валютных отношений; подходы к формированию главных системообразующих принципов валютного регулирования как требований к системе норм валютного регулирования; принципы валютного регулирования: признание и применение иностранного валютного законодательства как применимого права, оговорка о границах применения иностранного валютного права, автономия воли, доминирование экономических методов регулирования, исключение необоснованного невмешательства государства в регулирование трансграничных валютных операций.
Выводы. Актуальным предметом валютного регулирования являются денежные отношения, осложненные иностранным элементом, как совокупность публичных и частных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, национальной валютой и национальными внутренними ценными бумагами, использования национальной и иностранной валюты как средства платежа, средства обращения, средства накопления.

197-205 1126
Аннотация

Цель. Рассмотреть основные проблемы трансформации банковской системы в экосистему, обозначить перспективы развития новой формы деятельности банковских организаций, установить степень вероятности негативных последствий данной трансформации для бизнеса и  потребителей новых продуктов и услуг.
Задачи. Исследовать этапы развития банковской экосистемы, последовательность трансформации традиционного банкинга в финансово-банковскую систему; проанализировать концепции стратегии построения экосистемы ведущих банков в Российской Федерации; изучить исторические корни возникновения понятий «бизнес-экосистема», «банковская экосистема» и процесс развития этапов их функционирования; оценить преимущества и установить перспективы развития банков в формате экосистем.
Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, формально-логического подхода; проанализирована действующая банковская система и определены основные направления трансформации банков в финансово-банковскую экосистему.
Результаты. Финансовые услуги являются традиционным элементом банковского сервиса, но банки стремятся освоить оказание нефинансовых услуг (среди них — доставка товаров, еды, такси, транспортные, общепит, медицина, медиа) и других услуг широкого формата. Отношение к таким преобразованиям разноплановое: консервативно настроенная общественность опасается, что данная модель постепенно начнет доминировать и может привести к монополизации рынка. Прогрессивно настроенные потребители банковских услуг считают, что трансформация традиционного банкинга в новую банковскую экосистему — требование времени, актуальное направление, позволяющее улучшить качество обслуживания клиентов и одновременно повысить инвестиционную привлекательность банков.
Выводы. Разрабатываемая и развиваемая ведущими отечественными банками политика перехода из состояния традиционной классической банковской системы в финансово-банковскую экосистему не регламентирована нормативно-правовыми актами, нет регулятора, контролирующего функционирование банковской системы в новых условиях. Трансформация банковской системы призвана способствовать развитию цифровизации, внедрению инноваций, усилению методов сохранности информации, сокращению расходов физических и юридических лиц при получении финансовых и нефинансовых услуг.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

206-211 190
Аннотация

Цель. Провести обзор и анализ мнений зарубежных советологов о возможности экономических реформ в СССР позднесоциалистического периода.
Задачи. Изучить мнения зарубежных аналитиков о допустимости и целесообразности реформирования советской экономической системы, их предложения о возможной модернизации экономики СССР предперестроечного периода.
Методология. Исследования проводятся в рамках диссертационной работы. Объектом изучения стала зарубежная историография экономической истории СССР предперестроечного периода. Источниками информации послужили данные официальной статистики и труды зарубежных аналитиков. Автором применены общенаучные методы исследования, а также методы историко-экономического анализа.
Результаты. Анализ зарубежных работ показывает, что содержащиеся в них оценки и данные указывали на необходимость реформирования советской экономики. Однако некоторые исследователи допускали возможность осуществления модернизации хозяйственных механизмов советской экономики в рамках существующей модели.
Выводы. Зарубежные экономисты приходят к консенсусу относительно того, что к середине 1980-х гг. экономике СССР требовалась модернизация для преодоления падения экономического роста. При этом продолжалось широкое обсуждение вопросов о возможности реформирования советской системы. Зарубежные аналитики указывали на необходимость преобразований в экономической системе Советского Союза. Однако никто из исследователей не допускал вероятность проведения радикальных реформ ввиду их рискованности как для экономической, так и для политической системы СССР.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

147–158 426
Аннотация

Цель. Обосновать приоритетные направления инновационной деятельности компаний в современном менеджменте в контексте структурных цифровых преобразований глобальной экономической системы, приводящих к переформатированию бизнес-моделей хозяйствующих субъектов в долгосрочной перспективе.
Задачи. Достижение сформулированной цели осуществляется на основе комплексного анализа теоретических и практических подходов к формам и методам трансформации менеджмента инновационной деятельности в современной экономике, а также посредством предложенных рекомендаций по перспективным направлениям устойчивого функционирования компаний, обеспечивающим конкурентные преимущества бизнеса в едином сетевом пространстве.
Методология. В качестве методологического инструментария использованы комплексный анализ, методы синтеза, индукции, дедукции, экспертные исследования с применением информационно-коммуникационных технологий.
Результаты. В условиях цифровой экономики необходимо создать гибкую организационную
структуру компаний, поскольку целью высшего звена управления становится не только повышение капитализации бизнеса, но и формирование имиджа бренда с использованием методов коллаборации, укрепления горизонтальных связей, интеллектуального капитала в цифровом пространстве. Современный менеджмент ориентирован на интенсивное развитие технологий big data и учитывает возросшую роль точечной работы с клиентами, диджиталмаркетинга, искусственного интеллекта. Обоснование IT-стратегии, корректное описание бизнес-процессов на базе облачных вычислений, технологий BPM и SBPM, разработка открытых интерфейсов являются ключевыми факторами устойчивого функционирования инновационных компаний.
Выводы. Эволюция менеджмента под влиянием цифровых технологий привела к переформатированию жизненного цикла компаний. В долгосрочной перспективе конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов достигаются за счет развития инновационных форматов и  географии присутствия клиентов в сетевом пространстве. Облачные технологии, виртуальное пространство, электронная коммерция, веб-порталы, автоматизированные системы оказывают большое влияние на коррекцию приоритетов прогнозируемых сценариев развития бизнес-структур. Современный менеджмент характеризуется увеличением объемов инвестиций транснациональных корпораций в сегменты технологических цепочек с «массовым спросом». Интернет-игры, электронная коммерция, центры по хранению и обработке информационноаналитических баз данных формируют приоритетные направления развития менеджмента. Интеллектуальный капитал, сбор, хранение и скорость обработки массива статистических данных стали необходимым условием для поступательного экономического роста. Трансформация организационных форм традиционных бизнес-моделей повлияла на эволюцию роли компаний, которые становятся составной частью цифровой экосистемы, поскольку наличие в  собственности и обработка информационно-аналитических данных позволяют обеспечить конкурентные преимущества и получение эффекта, достигаемого за счет оптимизации сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов. Компании на фундаменте цифровых экосистем корректируют долгосрочную стратегию развития под влиянием интегрированных управленческих воздействий в единой сети. Переформатирование менеджмента произошло вследствие развития новых организационных форм бизнеса по созданию ценностей в рамках экосистемы, которая, используя гибкие и инновационные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, снизила последствия внешних и внутренних рисков мирового рынка. В цифровой экономике высокая адаптивность сетевой координации и межотраслевого взаимодействия в инновационных процессах на базе коллективной интеллектуальной собственности повысила результативность менеджмента.

159–175 364
Аннотация

Цель. Структурировать виды и методы оценки целесообразности и эффективности применения аутсорсинга на промышленных предприятиях; обосновать результативность перевода части бизнес-процессов промышленного предприятия на аутсорсинг.
Задачи. Охарактеризовать специфику видов аутсорсинга; изучить методы оценки целесообразности и эффективности его применения на промышленных предприятиях; аргументировать полученные результаты анализа деятельности промышленного предприятия с точки зрения эффективности перевода части бизнес-процессов на аутсорсинг.
Методология. С помощью общих методов научного познания, оценки целесообразности и  эффективности применения аутсорсинга проанализирована деятельность промышленного предприятия для определения результативности перевода части бизнес-процессов на аутсорсинг.
Результаты. Производственный аутсорсинг является одним из наиболее сложных видов отношений по передаче деятельности сторонней фирме как с организационной, так и с юридической точки зрения. Данная практика актуальна преимущественно на высокотехнологичных производствах. На современном этапе развития рыночной экономики сформированы две группы методов оценки перевода части бизнес-процессов промышленных предприятий на аутсорсинг. В рамках исследования деятельности промышленного предприятия ООО «НПП «ЭЦВСТ» проведена оценка целесообразности перевода на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов, обоснованы стратегические и тактические результаты перевода на аутсорсинг части бизнес-процессов.
Выводы. Перевод бизнес-процессов промышленных предприятий на аутсорсинг обусловлен требованиями современного рынка, отличающегося высокой конкурентоспособностью и  динамичностью. Такой перевод вызван и необходимостью реализации комплексных финансово-экономических и организационных мероприятий, цель которых заключается в увеличении прибыльности и обеспечении конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе

176-184 475
Аннотация

Цель. Исследовать сущность факторов, степень их влияния и с учетом этого определить критерии, необходимые для выделения классификационных признаков, обоснования потребности в четкой градации указанных факторов в рамках общей методологии оценки качества торговых услуг.
Задачи. Проанализировать существующие научные подходы к классификации факторов, воздействующих на качество торговых услуг; разработать авторскую классификацию и предложить меры по снижению негативного влияния в целом на уровень торгового обслуживания.
Методология. В статье нашли отражение принципы фундаментального исследования вопросов теории и практики в области систематизации факторов, воздействующих на качество обслуживания, и степени этого влияния, а также методы теоретического познания, включая методы дедукции и абстрагирования.
Результаты. Исследован ряд научных подходов отечественных ученых-экономистов к классификациям факторов, влияющих на качество торговых услуг и общий уровень торгового обслуживания населения. Разработана авторская классификация факторов, выявлена зависимость уровня качества услуг и конкурентоспособности предприятия. Изучено потребительское восприятие качества торговых услуг под воздействием факторов внешней и внутренней среды. Предложены меры снижения негативного факторного влияния на качество торговых услуг.
Выводы. Предложения, сформулированные в статье, могут быть использованы при определении инструментов и методов анализа качества торговых услуг, в разработке общей методологии оценки уровня торгового обслуживания в рамках действующих нормативно-правовых актов, включая государственные стандарты.



ISSN 1998-1627 (Print)