Национальные проекты как адаптационный механизм финансового взаимодействия государства и корпораций
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-2-140-146
Аннотация
Цель. Определить перспективы участия корпоративного сектора в достижении целевых показателей при реализации национальных проектов в условиях повышенной волатильности и сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на осуществление таких возможностей.
Задачи. Проанализировать динамику на рынке частных инвестиций в инфраструктуру России; рассмотреть тенденции, связанные с инвестиционным климатом, преимущества мониторинга и контроля процесса реализации национальных проектов с применением информационной системы управления проектами; определить барьеры для привлечения частного капитала в финансирование национальных проектов; предложить решения, способные оказать положительное влияние и расширить границы финансового взаимодействия между сектором государственных и корпоративных финансов.
Методология. В процессе исследования применены диалектический системный подход, а также общенаучные методы. При проведении анализа использована международная наукометрическая база данных Scopus и библиографическая база данных РИНЦ.
Результаты. Авторами установлена необходимость привлечения частного капитала — одного из важнейших элементов эффективности национальных проектов. Сформулированы практические рекомендации, направленные на осуществление потенциальных возможностей корпоративного сектора в рамках финансового взаимодействия с государством при реализации национальных проектов. Участие бизнеса может положительно влиять как на целевые показатели, так и на темпы экономического роста и развития в целом.
Выводы. На основании исследования финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов авторами статьи выявлены барьеры для привлечения частного капитала при финансировании национальных проектов. Кроме того, исходя из выявленных возможностей финансового взаимодействия, предложены решения, способные оказать положительное влияние и расширить границы финансового взаимодействия между сектором государственных и корпоративных финансов.
Об авторах
Ю. В. ЛудиноваРоссия
Юлия Вячеславовна Лудинова, доктор экономических наук, доцент, начальник Проектного управления — проектного офиса
191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, АДК «Невская ратуша»
А. Ю. Румянцева
Россия
Анна Юрьевна Румянцева, кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и международной деятельности, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
О. А. Тарутько
Россия
Ольга Алексеевна Тарутько, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Список литературы
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 13.12.2021).
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 13.12.2021).
3. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 13.12.2021).
4. О Круглом столе «Роль бизнеса в реализации Национальных проектов России» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2019. 11 апреля. URL: https://www.hse.ru/busgov/news/264216825.html (дата обращения: 13.12.2021).
5. Rumyantseva A., Sintsova E., Tarutko O., Vaganov V. Corporate financial control transformation in the conditions of digitalization // III International Scientific and Practical Conference “Digital Economy and Finances” (ISPC–DEF 2020). Dordrecht: Atlantis Press, 2020. Vol. 137. P. 157–160. DOI: 10.2991/aebmr.k.200423.034
6. Инвестиции РФ и мира в развитие инфраструктуры // РОСИНФРА. URL: https://rosinfra.ru/digest/investment (дата обращения: 13.12.2021).
7. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП: аналитический обзор. 2021. М.: Национальный Центр ГЧП. 2021. 51 с. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic/440/document/e61d39a50693cd9432bda434a8c13319.pdf (дата обращения: 13.12.2021).
8. Россия в цифрах: крат. стат. сб. M.: Росстат, 2021. 275 с.
9. Государство // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 13.12.2021).
10. Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 сентября 2019 г. № 591 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=216721#njdtTrSqYZIAg74m (дата обращения: 13.12.2021).
11. О Совете по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге: постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. № 38-пг // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=215151&dst=100001#B1KtTrSe4EK21FR81 (дата обращения: 13.12.2021).
12. Вдовин И. А., Венглинский Д. Р. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты // Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 2–3 (36–37). С. 74–86.
13. Презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации // Росконгресс. 2021. 4 июня. URL: https://www.roscongress.org/sessions/spief-2021-prezentatsiya-rezultatov-natsionalnogo-reytinga-sostoyaniya-investitsionnogo-klimata-v-subektakh-ros/discussion/ (дата обращения: 13.12.2021).
14. Градинарь А. А., Тарутько О. А. Механизм финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов в условиях цифровизации // Цифровая экономика и финансы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Астерион, 2020. С. 65–68.
Рецензия
Для цитирования:
Лудинова Ю.В., Румянцева А.Ю., Тарутько О.А. Национальные проекты как адаптационный механизм финансового взаимодействия государства и корпораций. Экономика и управление. 2022;28(2):140–146. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-2-140-146
For citation:
Ludinova Yu.V., Rumyantseva A.Yu., Tarutko O.A. National projects as an adaptation mechanism of financial interaction between the state and corporations. Economics and Management. 2022;28(2):140–146. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-2-140-146