Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 12 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1284-1296 1854
Аннотация

Цель. Систематизировать возможности и ограничения применения социальных сетей для развития общества.

Задачи. Изучить влияние социальных сетей в различных сферах общественной жизни (социальной, политической, экономической, культурной); выявить существенные параметры воздействия социальных сетей в основных сферах общественной жизни; сформулировать положения о возможностях и ограничениях при использовании социальных сетей для взаимодействия в обществе.

Методология. Процесс изучения возможностей и ограничений при использовании социальных сетей в обществе базируется на обзоре научных исследований, применении методов анализа, сравнения и обобщения.

Результаты. Анализ показал, что во всех сферах общественной жизни социальные сети оказывают не только позитивное, но и негативное воздействие. Позитивные эффекты социальных сетей формируют потенциальные возможности: расширение границ общения индивидов, развитие механизмов демократии, взаимодействие политиков и избирателей, формирование предпринимательских экосистем, цепочек генерации знаний и формирования социального капитала, обеспечение доступности культурного наследия и произведений искусства, продвижение культурных ценностей. Однако значительными ограничениями при использовании социальных сетей являются: манипулятивное воздействие на индивида, дезинформация, упрощенное и клиповое мышление, формирование протестных движений, вытеснение национальных культур и другие, которые могут приводить к образованию обратных негативных эффектов, дестабилизировать развитие и общественный строй.

Выводы. Стремительное распространение социальных сетей на все сферы общественной жизни показало многие угрозы общественной безопасности. Дальнейшее развитие социальных сетей, на наш взгляд, сопряжено с необходимостью формирования стратегического подхода к их развитию как со стороны власти, так и со стороны бизнеса и населения. Поэтому важной задачей становится определение границ влияния института социальных сетей на общественные отношения и комплексный анализ институтов социальных сетей.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1297-1307 741
Аннотация

Цель. Изучение и разработка теоретической и методологической основы понимания феномена «проект», его роли в реализации предпринимательской деятельности в XXI веке.

Задачи. Концептуализация категории «проект» в современной предпринимательской парадигме. Обосновать позицию, согласно которой повсеместное распространение понятия «проект» свидетельствует о том, что в XXI веке постепенно изменяется содержательная сторона предпринимательской деятельности в направлении ее гуманизации: от исключительно экономических целей происходит смещение в сторону этико-эстетических мотивов.

Методология. Методологической базой является трансдисциплинарная установка, сочетающая философско-этические положения теории синергетики, метаэтики, семантических теорий, находящихся в основе научных изысканий в области теории предпринимательства. Исследование базируется на методологическом подходе, обеспечивающем синтез методологии индивидуализма и холизма, который позволяет расширить анализ вопросов развития теории предпринимательства в соответствии с интерсубъективной природой экономической реальности и теорией эндогенного роста.

Результаты. В современной трактовке понятие «проект» постепенно приобретает иное значение. Все чаще это слово употребляется в контексте с общественно значимыми вопросами, в таких сочетаниях, как образовательный проект, благотворительный проект. В категории «проект» наблюдается связь между общественным благом и частной потребностью. Подобное смещение акцентов свидетельствует о том, что созрела всеобщая потребность в понимании предпринимательства как общественно полезной деятельности, имеющей важное социальное значение. Перед теорией предпринимательства стоит ключевая задача — создать знаковую систему современной предпринимательской парадигмы, основанной на принципах гуманизма, ответственности, биофилии и просвещения, подразумевающих осведомленность участников рынка о потенциальном влиянии их действий на всю экосистему.

Выводы. Ограничения в ответ на антропогенную деятельность человека стоит рассматривать как источник новых предпринимательских возможностей. При таком подходе можно считать их неотъемлемым положительным элементом современной экономики. В этом аспекте ограничения предоставляют свободу для инновационных действий, которые позволят поддерживать окружающую среду, одновременно устраняя угрозу экологии. Тем не менее осуществить все это нельзя без адекватных потоков информации, соответствующего нормативного регулирования и жизнеспособных рыночных институтов. С учетом того, что современный мир можно охарактеризовать как мир неопределенностей, наблюдается постоянный переход от одного экологического кризиса к другому. Каждый экологический кризис является непреднамеренным следствием предыдущих экономических инноваций и может быть разрешен при помощи новых экономических инноваций. Несмотря на то, что правительства будут разрабатывать нормативно-правовую базу, стимулирующую процесс охраны окружающей среды и ее регенерацию, они не могут действовать так же быстро, как предприниматели, вводя необходимые инновации и стимулируя соответствующее творческое разрушение. Возможности правительств ограничены, скорость их реагирования замедлена ввиду необходимости удовлетворения интересов разных групп; предприниматели уничтожают такие интересы. Современные технологические возможности кратно увеличивают выбор, а следовательно, и свободу. Как показывает практика, никакие законодательные ограничения не способны долго сдерживать «цивилизационное» развитие, что обусловливает необходимость осознания ответственности. Поэтому наиболее перспективные вложения в этом вопросе видятся в развитии этических основ предпринимательской деятельности. Ввиду таких перспектив следует отказаться от устоявшегося употребления понятия предпринимательства и вложить в него новую сущность, разработать новые категории, которые бы соответствовали содержательной стороне этой деятельности.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1308-1315 363
Аннотация

Цель. Выявление реакции китайских покупателей на применение инструментов электронной коммерции и нейромаркетинга в период пандемии коронавируса, а также выработка практических рекомендаций для компаний электронной коммерции в части применения инструментов нейромаркетинга в постпандемический период.

Задачи. Оценка информированности и отношения респондентов как потребителей (физических лиц) относительно инструментов электронной коммерции в Китайской Народной Республике (КНР); оценка отношения респондентов как потребителей (физических лиц) к инструментам нейромаркетинга в электронной коммерции в КНР в период пандемии; выработка рекомендаций по совершенствованию методологии нейромаркетинга в КНР в постпандемический период.

Методология. Авторами выделен ряд гипотез, которые проверены с помощью статистического анализа. Практическая проверка гипотез исследования осуществлялась на основе опроса методом анкетирования респондентов (с помощью раздаточной и интернет-анкеты) — физических лиц. Изучена оценка гражданами КНР отношения к использованию инструментов электронной коммерции. Респондентам заданы вопросы с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, вопросы на базе шкалы Лайкерта. Обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 26 с применением таких статистических методов, как частотный анализ, сравнение средних и ряда других.

Результаты. Дана всесторонняя оценка мнения китайских потребителей о практике применения нейротехнологий в электронной коммерции. Проанализирована осведомленность граждан КНР как потребителей о нейротехнологиях и собственном потребительском поведении, показано отношение к использованию нейротехнологий в электронной коммерции в условиях пандемии.

Выводы. Во-первых, пандемия COVID-19 в значительной степени не повлияла на общие доходы и расходы жителей Китая. Только треть китайского населения чаще стала использовать платформы электронной коммерции для совершения онлайн-покупок. Во-вторых, пандемия изменила структуру потребления китайского населения и сделала их более лояльными к онлайн-покупкам. В-третьих, среднее время просмотра и принятия решений о покупке на платформах электронной коммерции для жителей Китая в период эпидемии изменилось не существенно. В-четвертых, хотя некоторые китайские потребители имели неблагоприятный опыт при использовании платформ электронной коммерции в период эпидемии, они применяли их чаще, чем обычно, и будут совершать больше онлайн-покупок в эпоху постэпидемии. В-пятых, китайские потребители всегда обращают пристальное внимание в первую очередь на качество и цену товаров при совершении онлайн-покупок, чем на другие факторы.

1316-1323 459
Аннотация

Цель. Теоретическое обоснование особенностей формирования человеческого капитала и его реализации на рынке труда как фактора роста региона.

Задачи. Рассмотрение, систематизация и анализ проблемы формирования человеческого капитала и его регулирования в условиях цифровизации, ее социальных последствий для рынка труда.

Методология. Методологическая база исследования включает в себя системный и графоаналитические методы анализа, использование которых позволит с учетом научно обоснованной позиции подойти к разработке рекомендаций по эффективной реализации потенциала человеческого капитала на рынке труда региона с целью обеспечения полной занятости.

Результаты. Проанализированы тенденции развития регионального рынка труда и структурные изменения в составе рабочей силы, выполнен детальный анализ составляющих показателя индекса человеческого развития Согдийской области, который отражает происходящие процессы, определяет их динамические и структурные характеристики. Исследована динамика расходов бюджета региона на развитие человеческого капитала. Установлено, что рассогласованность в экономической политике приводит к структурному несоответствию между спросом и предложением в системе подготовки и трудоустройства квалифицированных кадров, что оказывает негативное воздействие на конечные показатели региональной экономики.

Выводы. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегических планов регионального развития и государственного регулирования рынка труда страны.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1324-1334 902
Аннотация

Цель. Обосновать понятие и сущность цифрового потенциала кластера в аспекте системообразующего инновационно-активного промышленного кластера, а также его структуру, этапы и методы оценки.

Задачи. Провести анализ использования в научной сфере дефиниций «кластер» и «промышленный кластер», сформулировать понятие и сущность системообразующего инновационно-активного промышленного кластера. Обосновать понятие «цифровой потенциал кластера» и предложить его структуру относительно системообразующего инновационно-активного промышленного кластера. Выделить этапы оценки цифрового потенциала системообразующего инновационно-активного промышленного кластера, которые могут быть универсальными и применяться для различных типов кластеров. Предложить методы и разработать методику оценки цифрового потенциала системообразующего инновационно-активного промышленного кластера.

Методология. Исследование проведено с применением методов анализа, синтеза, математической статистики, экспертных методов, анализа первичных и вторичных данных, основано на изучении материалов российских и зарубежных авторов.

Результаты. Проанализирован процесс использования в научной сфере дефиниций «кластер» и «промышленный кластер», сформулировано понятие системообразующего инновационно-активного промышленного кластера, определена его сущность. Разработаны этапы и методика оценки цифрового потенциала системообразующего инновационно-активного промышленного кластера, которые являются универсальными и могут использоваться для различных типов кластеров, включая региональные, инновационные, промышленные.

Выводы. Исследование позволило разработать этапы, методы и методику оценки цифрового потенциала системообразующего инновационно-активного промышленного кластера в условиях цифровой экономики, применение которых может способствовать совершенствованию научно-методического аппарата кластерного развития.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1335-1341 406
Аннотация

Цель. Определить возможности поддержания организационной эффективности компаний в условиях пандемии.

Задачи. Проанализировать организационные изменения, происходящие в условиях пандемии, процесс их влияния на организационную эффективность, найти способы компенсации утраты эффективности в новых условиях с использованием подходов, базирующихся на коммуникационном менеджменте.

Методология. Исследование проведено посредством анализа имеющихся источников и моделирования поведения организационных структур с использованием мультиагентских моделей и оригинальной методики оценки организационной эффективности.

Результаты. Авторами определен один из источников негативного влияния перестройки организационной структуры в условиях пандемии на эффективность организации, связанный с уменьшением коммуникационного предложения. Рассмотрены способы компенсации этого влияния с помощью включения в структуру организации верифицированных коммуникаторов. Показано положительное воздействие такой инновации на организационную эффективность, определены способы достижения максимальной эффективности данной меры для организаций, имеющих различный уровень индивидуальной эффективности сотрудников, а также в случаях различной интенсивности изменений внешней среды.

Вывод. Негативное влияние уменьшения информационного предложения на организационную эффективность в условиях пандемии может быть успешно компенсировано за счет перестройки организационной структуры, связанной с созданием в структуре организации верифицированных коммуникаторов.

1342-1348 316
Аннотация

Цель. Определить этапы жизненного цикла объекта культурного наследия (далее — ОКН), выявить особенности расчета сметной стоимости реставрационно-восстановительных работ в зависимости от этапа жизненного цикла ОКН.

Задачи. Анализ нормативно-правовых актов и методических документов, регламентирующих порядок расчета стоимости работ, проводимых на ОКН в течение всего периода их существования; изучить основные этапы жизненного цикла объекта недвижимости; разработать модель жизненного цикла ОКН с формированием основных этапов его существования; выявить связи между системой управления объектом недвижимости и системой управления затратами по сохранению ОКН.

Методология. Теоретической и методологической базой исследования стали положения теории управления, стоимостного инжиниринга, ценообразования в строительстве, научные труды и результаты практической деятельности отечественных специалистов по исследуемому вопросу.

Результаты. Выделены основные этапы жизненного цикла ОКН и их связи. Проведено сопоставление этапов жизненного цикла объекта недвижимости и ОКН.

Выводы. По итогам исследования выявлены и охарактеризованы этапы жизненного цикла ОКН. Полученные результаты позволят оптимизировать подходы к обоснованию затрат при проведении реставрационных работ, направленных на сохранение ОКН с учетом этапов его жизненного цикла.

1349-1354 665
Аннотация

Цель. Охарактеризовать процесс вовлечения целевой аудитории в коммуникацию организаций некоммерческого сектора в социальных сетях с точки зрения задач современного маркетинга.

Задачи. Концептуализировать понятия «вовлечение», «вовлеченность» как механизмы маркетинговых коммуникаций; определить совокупность методов и инструментов в маркетинговой практике работы некоммерческих организаций со своей аудиторией в социальных сетях для повышения степени вовлеченности целевой аудитории в коммуникацию; охарактеризовать степень вовлеченности целевой аудитории некоммерческих организаций (НКО) в социальных сетях с учетом отраслевой специфики деятельности и территориальной принадлежности НКО, проанализировать на примере некоммерческих организаций г. Перми работу по вовлечению аудитории в коммуникацию в социальных сетях.

Методология. В современных условиях в теории маркетинга назревает трансформация маркетинговой парадигмы в сторону непрерывного взаимодействия компаний с потребителями на каждом этапе их потребительских контактов с организацией. Возникает необходимость поддержания определенного уровня вовлеченности потребителя в общение как когнитивной и поведенческой конструкции коммуникативного процесса. В этой связи методологические основы исследования детерминируются когнитивным и бихевиористским подходами как ключевыми теоретическими конструктами в представлении феномена вовлечения целевой аудитории в коммуникативный процесс.

Результаты. Определены маркетинговые инструменты вовлечения целевой аудитории некоммерческих организаций в коммуникацию в социальных сетях на каждом этапе «путешествия потребителя» (“customer journey”); с точки зрения закрепления научной позиции о специфике маркетинговых задач продвижения организаций некоммерческого сектора дана характеристика степени вовлеченности целевой аудитории в коммуникацию с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) Перми в социальных сетях «ВКонтакте» и “Instargam”. Автором обоснована мысль о необходимости системной диагностики условий, детерминирующих степень вовлеченности аудитории в коммуникацию в социальных сетях, с точки зрения маркетинговых задач привлечения внимания населения к деятельности институтов гражданского общества.

Выводы. Ввиду отраслевой специфики деятельности негосударственных некоммерческих организаций и их территориальной принадлежности в маркетинговой практике продвижения выявлены особенности коммуникации с целевой аудиторией на площадках социальных сетей. Установлено, что для более высокого уровня вовлеченности целевой аудитории в коммуникацию в социальных сетях характерны системность размещения информации; широкий охват аудитории сообщества в социальной сети, который оценивается по количеству подписчиков; высокие показатели количества просмотров постов, значительно превышающие количество подписчиков; большое количество лайков постов в сообществе; наличие комментариев, репостов; наличие перехода из социальной сети на официальный сайт СО НКО; привлечение и использование в сообществе пользовательского контента; наличие горизонтальных связей в сообществе, нетворкинг.

ОБРАЗОВАНИЕ

1355-1359 491
Аннотация

Цель. Оценить влияние структурных сдвигов на систему высшего профессионального образования как важнейшего инструмента, формирующего основу и кадровое обеспечение страны.

Задачи. Выявить роль и значение факторов, провоцирующих современные структурные сдвиги в образовании, проанализировать проблемы современного цифрового поколения, изучить возможность и необходимость использования искусственного интеллекта, нейросетей в современном образовательном процессе, оценить влияние цифровизации общества на образовательный процесс.

Методология. Авторами в процессе исследования применены общенаучные аналитические методики, базирующиеся на системном подходе, позволяющие проводить анализ и выявлять взаимосвязи между изменениями в системе образования и мировыми тенденциями цифровизации, информатизации общества.

Результаты. В процессе исследования выявлено, что цифровизация и увеличение цифрового взаимодействия спровоцировали в обществе структурные сдвиги, вызвавшие ряд неоднозначных последствий.

Выводы. Система образования является базовым фундаментом для формирования в дальнейшем квалифицированного кадрового потенциала страны, и ее задача — отвечать современным тенденциям.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1360-1366 862
Аннотация

Цель. Произвести анализ состояния отечественной туристской отрасли в кризисный период.

Задачи. Выявить системные противоречия в развитии отечественного туризма; определить факторы влияния на сферу туризма; сформулировать проблемы развития туризма в кризисный период; предложить пути выхода отечественного туризма из кризиса.

Методология. В процессе работы над научной статьей автором использованы такие общенаучные методы познания, как сравнение, дедукция и индукция, анализ, обобщение и систематизация.

Результаты. Выявленные системные противоречия в развитии отечественного туризма и факторы, влияющие на развитие туризма в Российской Федерации (РФ), позволили сформулировать проблемы развития отечественного туризма, к которым можно отнести неразвитую инфраструктуру, отсутствие учета экологической нагрузки на объекты туристской аттракции, низкую инновационную активность в секторе туризма, низкую узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, неэффективную систему управления туризмом на государственном и муниципальном уровнях, слабую подготовку кадров в сфере туризма, отсутствие социального туризма, недостаточную государственную поддержку в кризисных условиях. При этом решение каждой проблемы носит общегосударственный характер.

Выводы. Россия сегодня имеет великолепный потенциал для развития как внутреннего, так и въездного туризма. Однако реалии экономики и международных отношений, особенно в кризисный период, приводят к тому, что туристский потенциал российского государства является в значительной степени недоиспользованным, испытывает сильную конкуренцию со стороны внешнего туристского рынка. Предложенные решения указанных в статье проблем отечественного туризма будут всесторонне способствовать развитию туристской сферы и наращиванию конкурентного потенциала.

1367-1371 239
Аннотация

Цель. На основе изучения мирового опыта и современной отечественной практики разработать научно обоснованные предложения по переходу России к постиндустриальной хозяйственной системе на базе интеграции реального сектора и сектора высокотехнологичных услуг в условиях глобализации.

Задачи. Проанализировать классические основы постиндустриальной хозяйственной системы, разработать механизм ее формирования в современных условиях. Определить ключевые характеристики реального сектора, охарактеризовать его взаимосвязь с финансовым сектором и сектором услуг в процессе построения и развития постиндустриальной хозяйственной системы. Выявить базовые проблемы, препятствующие переходу России к постиндустриальной хозяйственной системе. Выделить ключевые элементы модернизации государственной экономической политики, направленной на усиление инновационной восприимчивости и открытости, что является важнейшим условием перехода к постиндустриальной хозяйственной системе. Обосновать необходимость формирования высокотехнологичного реального сектора и его интеграции с высокотехнологичным сектором услуг в рамках системного производственного процесса.

Методология. Проведен критический анализ классических представлений о постиндустриальной хозяйственной системе, определяющей поведение хозяйствующих субъектов различного уровня, а также существующих взглядов на механизм ее построения. При использовании аналитических инструментов предложена модификация основ процесса перехода к постиндустриальной хозяйственной системе в условиях глобальной конкуренции и экономической нестабильности. Обоснованы связанные с этим направления изменения экономической политики государства, определена их целевая функция.

Результаты. В рамках исследования, направленного на построение постиндустриальной хозяйственной системы, показана возрастающая роль высокотехнологичного реального сектора, его взаимосвязь с высокотехнологичным сектором услуг. Это позволило доказать необходимость формирования единой концептуальной модели системного производственного процесса, объединяющего все высокотехнологичные сектора экономики, при преимущественном развитии реального сектора. Реализация такой модели обеспечит переход России к постиндустриальной хозяйственной системе с учетом возможностей и рисков, привнесенных глобализацией.

Выводы. Определены перспективы постиндустриального развития российской экономики, регулирующей роли государства как центра управления постиндустриальным развитием на основе возрастающей роли реального сектора.

1372-1378 266
Аннотация

Цель. Сформировать организационно-экономичный механизм проектирования судостроительного кластера.

Задачи. Изучить нормативно-правовые документы, определяющие формирование и развитие промышленных кластеров в Российской Федерации (РФ); определить возможности проектирования судостроительного кластера в Республике Крым, представить комплексный алгоритм его построения.

Методология. Автором статьи разработан алгоритм формирования промышленного кластера на примере судостроительной отрасли. Исследование проведено с использованием методов структурнофункционального и нормативного анализа, организационного проектирования.

Результаты. Сформированный алгоритм создания промышленного кластера определяет логическую последовательность этапов процесса его формирования, позволяет тем самым разработать комплексный подход к организации проектирования судостроительного кластера в Республике Крым. Для формирования и развития судостроительного кластера необходимо самостоятельное принятие решения каждым потенциальным участником о вхождении в состав кластера, реализация субъектами хозяйствования совместных проектов на взаимовыгодных условиях с сохранением конкурентных отношений, стимулирование инноваций и содействие продвижению товаров, работ и услуг, взаимодействие с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, развитие технологической и промышленной инфраструктуры. Кластерная форма взаимодействия содействует активизации этапов специализации и кооперации, привлечению покупателей и поставщиков, снижению стоимости единицы выполненного заказа и единицы технической услуги. Реализация кластерного подхода в судостроительной отрасли предполагает исследование отдельной отрасли во взаимосвязи со смежными отраслями.

Выводы. Сущность организационно-экономичного механизма проектирования кластера в судостроительной отрасли в Республике Крым определяется спецификой локализации предпринимательских структур. Кластер нацелен на повышение конкурентоспособности и эффективного взаимодействия указанных структур за счет специализации и производственной кооперации, привлечения финансовых, научно-исследовательских и образовательных организаций.



ISSN 1998-1627 (Print)