Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Использование социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия в обществе

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1284-1296

Аннотация

Цель. Систематизировать возможности и ограничения применения социальных сетей для развития общества.

Задачи. Изучить влияние социальных сетей в различных сферах общественной жизни (социальной, политической, экономической, культурной); выявить существенные параметры воздействия социальных сетей в основных сферах общественной жизни; сформулировать положения о возможностях и ограничениях при использовании социальных сетей для взаимодействия в обществе.

Методология. Процесс изучения возможностей и ограничений при использовании социальных сетей в обществе базируется на обзоре научных исследований, применении методов анализа, сравнения и обобщения.

Результаты. Анализ показал, что во всех сферах общественной жизни социальные сети оказывают не только позитивное, но и негативное воздействие. Позитивные эффекты социальных сетей формируют потенциальные возможности: расширение границ общения индивидов, развитие механизмов демократии, взаимодействие политиков и избирателей, формирование предпринимательских экосистем, цепочек генерации знаний и формирования социального капитала, обеспечение доступности культурного наследия и произведений искусства, продвижение культурных ценностей. Однако значительными ограничениями при использовании социальных сетей являются: манипулятивное воздействие на индивида, дезинформация, упрощенное и клиповое мышление, формирование протестных движений, вытеснение национальных культур и другие, которые могут приводить к образованию обратных негативных эффектов, дестабилизировать развитие и общественный строй.

Выводы. Стремительное распространение социальных сетей на все сферы общественной жизни показало многие угрозы общественной безопасности. Дальнейшее развитие социальных сетей, на наш взгляд, сопряжено с необходимостью формирования стратегического подхода к их развитию как со стороны власти, так и со стороны бизнеса и населения. Поэтому важной задачей становится определение границ влияния института социальных сетей на общественные отношения и комплексный анализ институтов социальных сетей.

Об авторах

Е. В. Попов
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации
Россия

Попов Евгений Васильевич – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., д. 66



О. В. Комарова
Уральский государственный экономический университет
Россия

Комарова Оксана Викторовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., 62



В. Л. Симонова
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации
Россия

Симонова Виктория Львовна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований

620144, Екатеринбург, 8 Марта ул., д. 66



Список литературы

1. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / пер. с нем. А. Б. Григорьева, В. Д. Седельника. М.: Прогресс-Традиция; Территория будущего, 2007. 464 с.

2. Михайлов И. Ф. К гиперсетевой теории сознания // Вопросы философии. 2015. № 11. С. 87–98.

3. Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты: коллективная монография / под ред. Н. Ф. Газизуллина. СПб.: РОСТ, 2014. 237 с.

4. Попов Е. В., Симонова В. Л., Комарова О. В. Эффекты социальных медиа в цифровой экономике // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2019. Т. 18. № 2. С. 168–185. DOI: 10.15826/vestik.2019.18.2.009

5. Комарова О. В., Денисова А. Е., Белан А. А., Лоскутников Е. А. Основные направления развития социальных медиа // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 2. С. 497–502. DOI: 10.31063/2073-6517/2020.17-2.21

6. Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 2. С. 634–636.

7. Антипина О. Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 12–19. DOI: 10.20542/0131-2227-202064-3-12-19

8. Kim S. How can we make a socially optimal large-scale media platform? Analysis of a monopolistic Internet media platform using two-sided market theory // Telecommunications Policy. 2016. Vol. 40. No. 9. P. 899–918. DOI: 10.1016/j.telpol.2016.07.001

9. Wu J., Sun H., Tan Y. Social media research: a review // Journal of Systems Science and Systems Engineering. 2013. Vol. 22. No. 3. P. 257–282. DOI: 10.1007/s11518-013-5225-6

10. Kim D. Value ecosystem models for social media services // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 107. P. 13–27. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.03.010

11. Zeng D., Chen H., Lusch R., Li S.-H. Social Media Analytics and Intelligence // IEEE Intelligent Systems. 2010. Vol. 25. No. 6. P. 13–16. DOI: 10.1109/MIS.2010.151

12. Городничев С. В., Антошин А. Е. Особенности коммуникаций в социальных сетях и их использование в коммерческой деятельности // Вестник Тульского филиала Финансового университета. 2017. № 1. С. 119–120.

13. Jia L., Winseck D. The political economy of Chinese internet companies: Financialization, concentration and capitalization // International Communication Gazette. 2018. Vol. 80. No. 1. P. 30–59. DOI: 10.1177/1748048517742783

14. Alarcón C., Sepúlveda A., Valenzuela-Fernández L., Gil-Lafuente J. Systematic mapping on social media and its relation to business // European Research on Management and Business Economics. 2018. Vol. 24. No. 2. DOI: 10.1016/j.iedeen.2018.01.002

15. Mangold W. G., Faulds D. J. Social media: The new hybrid element of the promotion mix // Business Horizons. 2009. Vol. 52. No. 4. P. 357–365. DOI: 10.1016/j.bushor.2009.03.002

16. Domínguez Pozos F. J., López González R., Ortega J. C. “Hagan un grupo de Facebook para esta clase”. ¿De qué hablamos cuando hablamos de redes sociales? // Revista Interamericana de Educación de Adultos. 2016. Vol. 38. No. 2. P. 116–126.

17. Петров А. А. Плюсы и минусы информационно-электронных источников данных о человеке // Chronos. 2020. № 7 (44). С. 60–75.

18. Юдина Е. Н., Алексеенко И. В. Солидарность в социальных сетях // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 1. С. 114–127. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-1-114-127

19. Болокова М. А., Безрукова А. А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 1 (234). С. 163–168.

20. Романенко И. Б., Пую Ю. В. Цифровизация и социальные сети: актуальный формат существования человека // Научное мнение. 2020. № 6. С. 52–58. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.6.52.58

21. Попова Я. Е., Пономарева А. А., Казаку О. В. Влияние социальных сетей на человека // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2020. Т. 2. С. 166–170.

22. Кондратьева О. Н. Типология пользователей социальных сетей в метафорическом зеркале российских масс-медиа // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. С. 62–72. DOI: 10.26170/FK20-01-06

23. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. C. 101–115. DOI: 10.17759/pse.2020250309

24. Щекотуров А. В. Социальные медиа: становление нового макдональдизированного института // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 18–29. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-1-18-29

25. Зимова Н. С., Фомин Е. В., Смагина А. А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2. С. 159–171. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-11

26. Филатова О. Г. Государственные коммуникации в цифровой публичной сфере России: 20112020 гг. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 72–91. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-2-4

27. Ефанова Е. В. Социальные медиа в американской публичной политике (на примере социальной сети Twitter) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 3. С. 172–179. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.3.15

28. Зотов В. В., Губанов А. В. Социальные сети как основа взаимодействия власти и некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, в пространстве публичных коммуникаций // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 35–45. DOI: 10.26425/2658-347X2020-2-35-45

29. Каминская Т. Л., Чаусов А. И. Национальные проекты и медиасфера: продвижение и восприятие // Власть. 2020. Т. 28. № 3. С. 31–36. DOI: 10.31171/vlast.v28i3.7292

30. Dong T., Liang C., He X. Social media and internet public events // Telematics and Informatics. 2017. Vol. 34. No. 3. P. 726–739. DOI: 10.1016/j.tele.2016.05.024

31. Сургуладзе В. Ш. Социальные медиа — инструмент социально-политической дестабилизации общества: уроки, тенденции, перспективы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 1. С. 6–13. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-6-13

32. Попцов Д. А. Новые медиа в контексте формирования общественного мнения // Дискурс-Пи. 2020. № 3 (40). С. 140–152. DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10309

33. Патель K., Бинжола Х., Сиддики T. Индийская политика социальных медиа: новая эра избирательных процессов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 1. С. 184–192. DOI: 10.22363/2312-92202020-25-1-184-192

34. Lee H. Voters’ involvement, attitude and confidence in the era of new media // Palgrave Communications. 2020. No. 1. P. 1–7. DOI: 10.1057/s41599-019-0368-9

35. Трофименко Е. Ю. Использование корпоративных социальных сетей на российских предприятиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 3. С. 155–160. DOI: 10.14529/em180318

36. Ameddah A. The Influence of Social Networks on Human Society. 2020. P. 1–2. DOI: 10.13140/RG.2.2.29760.15367

37. Попов Е. В., Власов М. В., Шишкина А. Ю. Ресурсный потенциал генерации знаний в условиях цифровой экономики // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 2. С. 71–84. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-4

38. Luo X., Zhang J., Duan W. Social Media and Firm Equity Value // Information Systems Research. 2013. Vol. 24. No. 1. P. 146–163. DOI: 10.1287/isre.1120.0462

39. Quinton S., Wilson D. Tensions and ties in social media networks: Towards a model of understanding business relationship development and business performance enhancement through the use of LinkedIn // Industrial Marketing Management. 2016. Vol. 54. P. 15–24. DOI: 10.1016/j.indmarman.2015.12.001

40. Оселедчик М. Б. Негативное влияние социальных сетей на распространение знаний // Социальногуманитарные знания. 2017. № 2. С. 316–324.

41. Кушков Е. А. Популяризация мессенджеров и социальных сетей в обществе и их влияние на экономику [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 4 (122). URL: http://uecs.ru/marketing/item/5485-2019-04-17-07-12-16 (дата обращения: 16.10.2020).

42. Szolnoki G., Dolan R., Forbes S., Thach L., Goodman S. Using social media for consumer interaction: An international comparison of winery adoption and activity // Wine Economics and Policy. 2018. Vol. 7. No. 2. P. 109–119. DOI: 10.1016/j.wep.2018.07.001

43. Золотарюк А. В., Качибая П. С., Митюшенков А. Н. Перспективы развития финансовой социальной сети в России // Мир новой экономики. 2017. № 2. С. 70–73.

44. Ohiagu O. P., Okorie V. Social media: shaping and transmitting popular culture // Covenant Journal of Communication (CJOC). 2014. Vol. 2. No. 1. P. 93–108.

45. Артес А. С. Социальные сети как способ взаимодействия с аудиторией каналов культурно-просветительской тематики (на примере «России К») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19. № 6. С. 88–101. DOI: 10.25205/18187919-2020-19-6-88-101

46. Кузнецова Е. В. Культура и коммуникативные практики современности: проблемы и противоречия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 368–373. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-368-373

47. Tang M. J., Chan E. T. Social Media: Influences and Impacts on Culture // Arai K., Kapoor S., Bhatia R., eds. SAI 2020: Intelligent computing. Cham: Springer Verlag, 2020. P. 491–501. (Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1228). DOI: 10.1007/978-3-030-522490_33

48. Колношенко В. И., Колношенко О. В. Интернет в культуре: значение и последствия влияния // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 3. С. 11. DOI: 10.17805/trudy.2019.3.11

49. Коданева С. И. «Гибридные угрозы» безопасности России: выявление и противодействие // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 44–71. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-2-3

50. Голуб О. Ю. Современные модели социального диалога с использованием каналов электронной коммуникации: региональное измерение // Siberian Socium. 2020. Т. 4. № 2 (12). С. 21–31. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-2-21-31

51. Bruning P. F., Alge B. J., Lin H.-C. Social networks and social media: Understanding and managing influence vulnerability in a connected society // Business Horizons. 2020. Vol. 63. No. 6. P. 749–761. DOI: 10.1016/j.bushor.2020.07.007


Рецензия

Для цитирования:


Попов Е.В., Комарова О.В., Симонова В.Л. Использование социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия в обществе. Экономика и управление. 2020;26(12):1284-1296. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1284-1296

For citation:


Popov E.V., Komarova O.V., Simonova V.L. Using Social Media and Messengers for Social Interactions. Economics and Management. 2020;26(12):1284-1296. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-12-1284-1296

Просмотров: 1856


ISSN 1998-1627 (Print)