Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 9 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

924-939 708
Аннотация

В исследовании дан сравнительный анализ показателей уровня бедности и социального неравенства в Беларуси, Украине, Молдавии и странах Европейского союза (ЕС) как критерия экономической безопасности государства.
Цель. Рассмотреть существующие подходы к определению уровня бедности, динамики данного показателя и предложения по улучшению методики его определения.
Задачи. Изучить и провести сравнительный анализ подходов и методик определения уровня бедности, а также динамику данного показателя в других государствах СНГ, не являющихся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и странах Европейского союза.
Методология. В ходе исследования применены методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории и исторического подхода.
Результаты. Подход к определению уровня бедности как числа граждан с доходами ниже черты прожиточного минимума может вести к искажению данных о реальном состоянии этого явления. Расчет показателей уровня бедности на основе данных о потребительских расходах позволяет получить более точные сведения об уровне бедности в стране в условиях, когда заметную долю доходов граждан могут формировать переводы физических лиц из-за рубежа, не отражающихся в официальной статистике доходов населения. Сравнительный анализ динамики уровня бедности показывает, что во всех четырех исследуемых странах уровень бедности в 2013 г. сократился по сравнению с 2006 г. Динамика уровня бедности в России и Беларуси более синхронизирована по сравнению с Украиной и Молдовой. Единая методика расчета уровня бедности во всех странах ЕС позволяет делать более глубокий сравнительный анализ динамики уровня бедности, а также вырабатывать более точные рекомендации в области политики по борьбе с бедностью. С учетом выявленной динамики уровня бедности в Евросоюзе и России можно с высокой долей вероятности прогнозировать невыполнение стратегических целей по снижению уровня бедности и в Евросоюзе, и в России.
Выводы. Для исключения возможности заинтересованных органов власти влиять на динамику показателя уровня бедности через изменения его пороговых значений в зависимости от существующей экономической или политической конъюнктуры следует перейти к комплексной оценке такого показателя в России. Для сравнительного межстранового анализа данных целесообразно рассмотреть возможность создания в рамках ЕАЭС Евразийской статистической службы, занимающейся сбором статистических данных и унификацией статистических методов среди стран — членов ЕАЭС.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

940-951 297
Аннотация

В процессе исследования подведены итоги реализации в России политики импортозамещения и инновационной политики. Установлено, что создаваемые и поддерживаемые государством кластерные структуры призваны решить в первую очередь проблемы импортозамещения и становления в стране инновационной экономики.

Цель. Оценить перспективы развития кластерных инициатив как ключевого инструмента реализации в стране политики импортозамещения и инновационной политики.

Задачи. Изучить роль и значение кластеров в развитии регионов и стран; обобщить теоретические представления о кластерных структурах; представить этапы становления кластерных инициатив в современной России; проанализировать итоги становления промышленных и инновационных кластеров; сделать выводы о проблемах реализации инновационной политики; предложить рекомендации, способные простимулировать в России развитие кластерных инициатив и становление инновационной экономики.

Методология. С помощью общих методов научного познания проанализированы итоги становления кластерных структур, призванных способствовать реализации в России инновационной политики и политики импортозамещения; предложены возможные направления и инструменты становления в стране Индустрии 4.0.

Результаты. В процессе исследования выявлено, что задача импортозамещения промышленными кластерами решена неудовлетворительно. Эффективная поддержка деятельности инновационных кластеров также не способствовала росту доли создаваемой в России инновационной продукции. Вместе с тем очевиден тот факт, что для достижения эффекта от реализации инновационной политики и политики импортозамещения требуется не менее 10–15 лет. Данное обстоятельство не позволяет сделать окончательный вывод об эффективности исследуемых политик, а соответственно, оценить в целом деятельность кластерных структур в стране.

Выводы. По результатам исследования сделан вывод о том, что в России необходимы не экстрактивные институты развития, сдерживающие развитие страны, гражданскую и предпринимательскую инициативу, а инклюзивные институты развития, практически отсутствующие в государстве, которые позволяют гражданам, организациям, компаниям влиять на экономические и политические процессы. Особая государственная поддержка сегодня требуется и быстрорастущим технологическим компаниям среднего размера («техногазелям»), которые в ближайшие 10–15 лет могут стать источником экономического роста внутри страны и фактором глобальной конкурентоспособности на мировом рынке. Без их активного развития невозможно выстроить Индустрию 4.0.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

952-956 289
Аннотация

Цель. Развитие методологии оценки качества управления процессами трансформации организации.
Задачи. Для реализации поставленной цели решены следующие задачи: уточнены сущность и содержание категории «социально-экономическая трансформация», разработаны принципы обеспечения качества управления процессами трансформации, поставлена проблема выбора единого критерия качества управления процессами трансформации организации.
Методология. С помощью общих научных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза, путем применения системного подхода выявлены основные проблемы оценки качества управления процессами трансформации, в том числе проблемы выбора единого критерия качества управления процессами трансформации, разработки принципов обеспечения качества управления процессами трансформации.
Результаты. Глобальная проблема при управлении процессами трансформации экономической системы состоит в сложности управляемых процессов, возрастание которой обусловлено многоаспектностью, взаимным влиянием и, как следствие, неопределенностью взаимодействий между элементами системы. Сделан вывод о том, что в основе методологии оценки качества управления процессами трансформации лежит принцип интеграции обособленных мероприятий по улучшению качества управления элементами системы в единую систему управляющих воздействий; принцип обеспечения таких управляющих воздействий, которые прежде всего направлены на предупреждение возможных негативных последствий трансформации экономических систем, т. е. на снижение возможного влияния неблагоприятных событий и их последствий. Для оценки успешности осуществления целенаправленных управляющих воздействий, а также продуктивных действий по организации, контролю и руководству процессом трансформации актуализируются проблемы адекватного выбора критерия качества управления процессами трансформации экономических систем и выдвигается гипотеза о возможном едином критерии качества управления.
Выводы. Принцип интеграции обособленных мероприятий по улучшению качества управления элементами системы и принцип обеспечения таких управляющих воздействий, которые направлены на предупреждение возможных негативных последствий, лежат в основе методологии качества управления процессами трансформации экономических систем. Развитие методологии оценки качества должно осуществляться в направлении поиска единого критерия качества управления процессами трансформации экономических систем.

957-968 373
Аннотация

Цель. Комплексный феноменологический анализ креативности как ресурса развития сервисного предприятия на примере креативной деятельности event-агентств.
Задачи. Исследование феномена креативности и разработка теоретических основ рассмотрения креативности как ресурса развития предприятия сервиса на примере event-агентств, выявление признаков креативности предприятия сервиса, разработка шкалы креативности event-агентств, осуществляющих деятельность на современном рынке услуг.
Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области креативности и ее использовании в качестве ресурса развития предприятий сервисной экономики. Авторами использованы феноменологический метод (для исследования феномена креативности в целом), компаративный (сравнение подходов, идей, опыта разных стран в области креативной деятельности), герменевтический (интерпретация различных аспектов, связанных с анализом креативности), системный анализ. В части изучения факторов креативности event-агентств методология исследования строилась на применении количественных и качественных методов исследования информационных материалов, размещенных на официальных сайтах изучаемых городов, конвеншн- и event-бюро, статистических данных профессиональных ассоциаций конгрессных и выставочных организаций, включая Ассоциации конгрессов и съездов ICCA, иных аналитических отчетов и экспертных мнений, прикладных исследований по теме исследования. В рамках исследования проанализированы статистические данные о количестве, тематике мероприятий, проведенных в каждом городе, объекты event-инфраструктуры, спектр предоставляемых ими услуг и уровень обслуживания. По итогам исследования каждого из городов произведен их сравнительный анализ, сформулированы обобщающие выводы.
Результаты. Основная проблема исследования обусловлена понятием «креативность», его содержанием, степенью, пределами и рисками. Научная новизна статьи определяется недостаточной изученностью проблемы креативности как ресурса развития сервисного предприятия. Данное исследование — одна из первых попыток выработать методологию комплексного анализа феномена креативности для event-агентств. Результаты, полученные в ходе исследования, значимы для теоретического осмысления и прикладного решения проблемы креативности в контексте экономического знания: выявлены главные признаки креативности event-агентства, разработана модель оценки креативности, основанием конструирования которой является диапазон возможных проявлений креативности в профессиональной деятельности event-агентств. Проведен анализ креативности как ресурса развития сервисного предприятия на примере деятельности event-агентств. Выделено восемь признаков креативности event-агентства и разработана шкала оценки. В комплект индикаторов креативности вошли «беглость» (fluency), «гибкость» (flexibility), «оригинальность» (originality), «разработанность и синтез» (elaboration and synthesis), «перенаправление» (redirection), «переосмысление» (redefinition), «реинициация» (reinitiation) и «генерирование» (generation). С учетом этих восьми признаков разработана шкала креативности на основе шкалы Лайкерта, которая позволила шкалировать степень (объем) креативности ивент-агентства по десятибалльной шкале. В итоге решены поставленные задачи: определена сущность понятия «креативность» и выявлены ее основные признаки через анализ специфики современного ландшафта MICE-индустрии. Проанализирована, систематизирована и обобщена научная информация по теме исследования; проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта по использованию креативности как ресурса развития сервисного предприятия.
Выводы. Выявлена особая роль креативности как ресурса развития ивент-агентства, сформулированы признаки его креативности. Разработана шкала креативности. Выявлена зависимость увеличения конкурентоспособности сервисного предприятия от использования креативного ресурса для своего развития. Данное исследование — одна из первых попыток выработать методологию комплексного анализа феномена креативности для event-агентств. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют значимость для теоретического осмысления и прикладного решения проблемы креативности в контексте экономического знания.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

969-974 653
Аннотация

Фундаментальные изменения внутри страны и на глобальном уровне могут вызывать полярные последствия для жизни общества. Чем большее количество сфер затронуто изменениями, чем они глубже, тем более существенными могут быть необходимые инновации. Учитывая масштабы цифровизации и применения на ее основе технологий искусственного интеллекта, мы имеем дело с беспрецедентным явлением, требующим тщательной оценки различного рода специалистов.

Цель. Оценка рисков, связанных с внедрением платформенных решений без соответствующих законодательных инициатив, что, в свою очередь, способствует созданию института платформенного права. Юридическая наука сегодня оценивает риски, связанные с законодательным регулированием процессов, и создает условия для безопасного и продуктивного взаимодействия с новыми механизмами.

Задачи. Изучить действующее законодательство, чтобы создать условия для защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в процессе взаимодействия с новейшими цифровыми решениями, а также анализа возможности полномасштабного применения цифровых платформ на этой основе. Осуществить прогнозирование правовых рисков применения цифровых инноваций в современных условиях.

Результаты. Аналитическая работа показала, что платформенные решения являются новой технологической единицей и ввиду своих технологических особенностей не могут в полной мере регулироваться имеющимися правовыми нормами. Отсутствие персонифицированного правового регулирования платформ влечет за собой не только ущемление прав граждан в процессе оказания различных государственных и иных услуг средствами цифровых технологий, но и способствует созданию условий для обострения криминогенной обстановки и развития новых видов преступности.

Выводы. Рассмотрены основные риски, возникающие вследствие массовой цифровизации. Технологические особенности инноваций создают необходимость для разработки отрасли права, регулирующего общественные отношения, возникающие при взаимодействии с платформенными решениями и иными информационными технологиями. Предложено создание нового комплексного механизма правового регулирования — платформенного права. Это позволит сделать применение платформ в полной мере безопасным и эффективным во всех отраслях жизни общества.

975-985 562
Аннотация

Цель. Оценка влияния интернет-платформ на эффективность торгово-экономической деятельности агентов на примере Европейского союза (далее — ЕС, Союз).
Задачи. Рассмотреть характеристики маркетплейсов Европейского союза, оценить влияние социальных сетей на торговые привычки потребителей, ознакомиться со статистикой онлайн-торговли в Европейском союзе и инициативами, предпринятыми Союзом для совершенствования онлайнторговли.
Методология. На основе использования общих методов познания авторами выявлены характерные черты элементов продвижения товаров в онлайн-пространстве, проанализированы статистические показатели и обнаружены взаимосвязи между применением цифровых каналов обработки информации и востребованностью товара.
Результаты. Рассмотрение платформ-маркетплейсов привело к выводу о том, что они являются далеко не совершенным каналом продвижения товаров в режиме онлайн. Однако их роль в последние годы активно растет. Такие платформенные решения, как мобильные сети и социальные сети, существенно повышают онлайн-продажи. Вместе с тем онлайн-канал имеет и преимущества, и недостатки, которые Европейский союз решает посредством введения наднационального регулирования онлайн-посредников в продажах.
Выводы. Для дальнейшего совершенствования процессов онлайн-торговли необходимы наднациональное регулирование и работа с потребителями с целью повышения их осведомленности о возможностях онлайн-торговли.

986-992 1290
Аннотация

Развитие и совершенствование цифровой экономики послужило основой для преобразования системы управления конкурентоспособностью на промышленных предприятиях. Эти процессы требуют углубленного изучения.
Цель. Выявление значения цифровой экономики для поддержания и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Задачи. Изучение общих тенденций, отечественного и зарубежного опыта обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой экономики, а также разработка стратегии повышения конкурентоспособности под влиянием цифровизации.
Методология. Использованы такие общенаучные методы познания, как сравнение, дедукция и индукция, анализ, наблюдение, обобщение и систематизация.
Результаты. Выявлена тенденция роста глобальной цифровизации, что повышает важность и актуальность исследования ее влияния в рамках обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. «Передовиками» в использовании инноваций являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Положительный зарубежный опыт внедрения инструментов цифровизации выступает примером для подражания среди отечественных промышленных предприятий. Российские предприятия желают, но не всегда имеют возможности применять цифровые технологии. В конкурентной борьбе промышленные предприятия могут выбрать определенные стратегии внедрения инноваций.
Выводы. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий в современных условиях возможно лишь с внедрением инструментов и технологий цифровой экономики посредством формирования прочной базы устойчивости и безопасности в конкурентной борьбе.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

993-1004 733
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия общественного (государственного) и частного сектора в процессе общественного воспроизводства. Эволюция механизма, моделей и форм частногосударственного предпринимательства привела к широкому использованию государственно-частного партнерства (ГЧП), основанного на включении инновационного и инвестиционного ресурса бизнеса для решения экономических и социальных проблем, стоящих перед обществом. Структурная перестройка экономики, проходящая под влиянием цифровизации, пандемия, изменение расстановки сил в мире, отход от однополярности, финансовизация экономик, глобализация экономических кризисов приводят к снижению результативности традиционных мер государственного регулирования экономики. Исходя из этого становится очевидным, что дальнейшее развитие государственно-частного партнерства должно осуществляться посредством усиления общественного мониторинга с помощью облачных информационных систем совместно с совершенствованием законодательства в данной области и новых кадров менеджмента. Государству следует стимулировать новации в развитии форм частно-государственного предпринимательства и усиливать взаимодействие с предпринимательскими структурами в условиях дефицитов государственного и местных бюджетов. Данные меры будут способствовать повышению темпов и качества экономического роста в России, переходу к шестому технологическому укладу.

Цель. Показать генезис, механизм взаимодействия публичных властей и предпринимательских структур, его роль в экономическом развитии, проанализировать основные формы частно-государственного предпринимательства, выявить проблемы и предложить рекомендации по улучшению взаимодействия государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства в условиях замедления темпов экономического роста, снижения возможностей государства по реализации масштабных инвестиционных проектов, включая социальную сферу.

Задачи. Проанализировать процесс развития частно-государственного предпринимательства в России и в мире, выделить особенности и модели такого взаимодействия; рассмотреть особенности законодательства и механизмы частно-государственного предпринимательства; определить проблемы и возможности успешной реализации взаимодействия государства и бизнеса в инвестиционной сфере Российской Федерации (РФ).

Методология. Исследование базируется на историческом и логическом подходе, системном анализе, критическом изучении научной литературы во взаимосвязи с принятым законодательством, элементах комплексного анализа, моделировании процессов взаимодействия общественных институтов и предпринимательских структур.

Результаты. Авторами доказано, что усиление взаимодействия предпринимательских структур и власти путем развития частно-государственного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, информационных технологий, социальной сфере повысит темпы экономического роста, приведет к снижению нагрузки на государственный бюджет в условиях застоя и спада экономики, обеспечит обязательства государства в социальной сфере. Предложенные рекомендации по совершенствованию частно-государственного предпринимательства охватывают повышение качества нормативно-правовой базы, регламентирующей вид партнерства, улучшение его информационной инфраструктуры, наличие целенаправленной стратегии и тактики развития частно-государственного предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, а также развитие управленческих компетенций в области управления процессами частно-государственного предпринимательства.

Выводы. В проведенном исследовании обоснована необходимость формирования и подготовки эффективных проектных команд, в задачи которых входит компетентное сопровождение проекта ГЧП на всех стадиях, от определения концепции до реализации, а также использование в государственно-частном партнерстве принципа «инфраструктурная ипотека» и общественного контроля.

1005-1012 233
Аннотация

Исследование направлено на изучение экономического роста инновационного типа и процессов его стимулирования на основе развития инновационных кластеров. Это предполагает определение регулирующей роли государства и выбор модели регулирования, отражающей специфику хозяйственной системы исследуемой страны.
Цель. На основе изучения мирового и отечественного опыта разработать предложения по совершенствованию концептуального механизма, обеспечивающего переход России к экономическому росту преимущественно интенсивного типа с использованием возможностей, предоставляемых инновационными кластерами.
Задачи. Проанализировать стратегическую направленность развития мировой и национальной экономики. Установить потенциальные возможности кластеров и кластерного развития как инструмента, стимулирующего и направляющего экономический рост. Выявить проблемные зоны кластерного развития российской экономики и обосновать совокупность действий по их устранению. Определить методы государственного участия в стимулировании кластерного развития и обосновать выбор метода, наиболее адекватного условиям конкретной национальной экономики. Исследовать зарубежный опыт преобразования промышленных кластеров в инновационные и адаптировать его для российской экономики.
Методология. Проведен критический анализ различных научных подходов к определению сущности кластера и характера его влияния на развитие хозяйствующих субъектов и национальной экономики в целом. На основе использования аналитических инструментов предложена модификация существующих подходов в области регулирования кластеров в России, а также стимулирования создания инновационных кластеров.
Результаты. В контексте перехода к экономическому росту преимущественно интенсивного типа выявлена роль инновационных кластеров в России и в мире. Выделены наиболее важные проблемы, не позволяющие получать максимальные преимущества от процесса кластеризации. С учетом индекса конкурентоспособности определена связь между инновационным и кластерным развитием. Предложены изменения, необходимые для качественного роста экономики и повышения эффективности функционирования кластеров, особенно инновационных. Определены факторы, обеспечивающие успешное инновационное развитие в соответствии с основными направлениями кластерной политики.
Выводы. В процессе исследования роли кластеров в формировании преимущественно экономического роста интенсивного типа, современного состояния российской экономики, а также существующих моделей кластерной политики сделан вывод о перспективности развития российской экономики на базе использования потенциала инновационных кластеров.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1013-1020 385
Аннотация

Нефтеперерабатывающее предприятие — это сложный комплекс процессного производства, требующий эффективной поддержки деятельности на всех уровнях со стороны информационных систем и технологий.

Цель. Разработать требования к ИТ-сервисам информационных систем нефтеперерабатывающего предприятия, сформированные в соответствии с архитектурным подходом к управлению предприятием.

Задачи. Проанализировать существующие подходы к формированию требований к информационным системам нефтеперерабатывающего предприятия; описать функциональные требования к информационным системам нефтеперерабатывающего предприятия; сформировать верхнеуровневую архитектуру ИТ-сервисов информационных систем нефтеперерабатывающего предприятия.

Методология. Методологической основой исследования является сервис-ориентированный подход к анализу требований системы управления предприятием к ИТ-поддержке.

Результаты. Авторами предложена модель сервис-ориентированного архитектурного решения по ИТ-поддержке процессов нефтеперерабатывающего предприятия и описаны специфические (отраслевые) требования к ИТ-сервисам систем классов BI, ERP, MES, АСУ ТП.

Выводы. Проектирование ИТ-архитектуры предприятия на основе сервисов позволяет спроектировать отвечающую актуальным потребностям бизнеса систему управления информационными потоками, включая автоматизированную систему. Особое внимание при проектировании ИТархитектуры нефтеперерабатывающего предприятия важно уделять системам управления производством (MES) и автоматизированным системам управления технологическими процессами (АСУ ТП). При внедрении подобных систем на практике используются ИТ-решения от разработчиков, специализирующихся на автоматизации предприятий нефтеперерабатывающей отрасли.

ОБРАЗОВАНИЕ

1021-1025 566
Аннотация

Цель. Определить ключевые проблемы, возникающие у участников образовательного процесса при имплементации цифрового обучения в образовательную среду учебной организации, и сформулировать возможные пути решения обозначенных проблем.

Задачи. Проанализировать механизм внедрения цифровых технологий в образовательный процесс; выявить слабые места в процессе активного внедрения дистанционного обучения; обозначить возможности для развития цифрового образования.

Методология. Исследование проведено с помощью методов системного подхода, сравнительного и структурного анализа, приемов аналитического и теоретического обобщения.

Результаты. Выделены основные проблемы имплементации цифрового образования; сформулированы две ведущие траектории развития, способствующие повышению эффективности и качества образовательных услуг на основе цифровых технологий.

Выводы. Среди главных проблем имплементации цифрового обучения — дефицит «живого» общения и очного взаимодействия между педагогом и обучающимися; недостаточное техническое оснащение (потребность в компьютерах, ноутбуках, планшетах); слабые характеристики оборудования, на котором размещены информационные ресурсы и большой объем передаваемой информации. В качестве возможных путей решений обозначены две основные траектории развития: во-первых, повышение качества образовательного контента, во-вторых, разработка эффективного инструментария, т. е. современной образовательной онлайн-платформы.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1026-1042 461
Аннотация

Цель. Оценка возможности сотрудничества с конкурентами (“coopetition”) в качестве дополнительной стратегии к созданию интегрированной модели управления стратегическим предпринимательством в сфере туризма.

Задачи. Определить концепцию стратегического предпринимательства; выявить и проанализировать концепцию сотрудничества с конкурентами (“coopetition”); сформулировать понятие стратегического предпринимательства в сфере туризма; представить результаты качественного исследования об определении наиболее важных форм сотрудничества туристских компаний.

Методология. Статья является концептуальной и в значительной степени опирается на изученную литературу, рассмотренные теоретические причины, вследствие которых необходимо применять стратегическое предпринимательство и сотрудничество с конкурентами (“coopetition”) в туристских компаниях, а также на проведенное качественное исследование с целью выявления содержательных направлений сотрудничества с конкурентами.

Результаты. Стратегическое предпринимательство — новая область, построенная на интеграции предпринимательства и стратегического управления. Его применение руководством компаний может привести к высоким результатам деятельности. Однако в малых и средних туристских компаниях критически важные ресурсы, как правило, ограничены. Вследствие этого им приходится вступать в сотрудничество с конкурентами для получения доступа к дополнительным активам и возможностям. Для предоставления недостающих ресурсов и содействия инновациям, которые приводят к удовлетворению потребностей туристов, применяется сотрудничество с конкурентами (“coopetition”) как часть стратегической деятельности туристских компаний.

Выводы. Сотрудничество с конкурентами (“coopetition”) в качестве дополнительной стратегии улучшит стратегическую модель предпринимательства и поможет туристским компаниям достичь наилучших результатов деятельности.



ISSN 1998-1627 (Print)