Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 8 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

806-815 380
Аннотация

Настоящая статья является результатом исследования условий и факторов реализации национальных проектов России в процессе перехода к цифровой экономике. Особое внимание уделено применению метода «затраты–выпуск» в прогнозировании конечных результатов функционирования агропродовольственного комплекса России с акцентом на выявление ключевых факторов роста конкурентоспособного экспорта продовольствия в среднесрочной перспективе.

Цель. Анализ особенностей прогнозирования российского экспорта продовольствия в условиях неопределенности с использованием метода «затраты–выпуск».

Задачи. Обосновать необходимость применения метода «затраты–выпуск» для научного анализа управленческих решений в сфере внешнеэкономической деятельности. Выявить особенности нового подхода к прогнозированию экспорта продовольствия в условиях неопределенности.

Методология исследования обусловлена возрастающей степенью неопределенности внешнеэкономических связей, требующей применения современных экономико-математических методов в прогнозировании экспорта. Предлагается использование авторской модификации симметричной таблицы «затраты–выпуск» агропродовольственного комплекса России и метода динамической визуализации данных для исследования процессов с высоким уровнем неопределенности.

Результаты. Дана характеристика условий и факторов роста российского экспорта продовольствия в условиях возрастающей неопределенности развития мировой торговли. Обоснована необходимость и приведены результаты трансформации функционирования государственных и коммерческих структур, осуществляющих экспортные операции. Предложен системный подход к прогнозированию вектора конечного продукта агропродовольственного комплекса России и вектора экспорта в его составе, обеспечивающий реализацию национальных проектов повышения уровня и качества жизни населения. Дана оценка вероятности устойчивого роста российского экспорта продовольствия в среднесрочном периоде.

Выводы. В условиях кризисных явлений в мировой экономике российская система управления экспортом предлагает новые формы поддержки экспортеров с использование цифровой трансформации услуг, диверсификации традиционных внешних связей и мер государственной поддержки экспорта, обеспечивает распространение новых эффективных деловых практик и планирование стратегии поддержки экспорта в посткризисный период. Использование метода «затраты–выпуск» для прогнозирования экспорта продовольствия позволяет выполнить комплексное обоснование системы национальных проектов, направленных на рост уровня и повышение качества жизни населения, укрепление продовольственной безопасности страны. В условиях возрастающей неопределенности развития внешнеэкономических связей для обоснования прогнозов необходимо использование метода визуализации данных во времени для оценки вероятности достижения параметров национальных проектов страны в среднесрочной перспективе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

816-822 294
Аннотация

Постоянные изменения, происходящие в экономической системе, порождают необходимость проведения сравнительного анализа структурных преобразований в промышленности. Поэтому особую актуальность приобретает исследование структуры промышленности отдельных регионов и Российской Федерации (РФ) в целом, а также разработка направлений совершенствования развития промышленного сектора с целью формирования конкурентных производств, соответствующих требованиям технологической революции и Индустрии 4.0.

Цель. Оценка структурно сбалансированного развития промышленного комплекса по федеральным округам РФ на основе анализа существенности структурных различий.

Задачи. Изучить методы оценки состояния и динамики структурных преобразований в промышленности; провести исследование современного состояния, динамики и отраслевых пропорций промышленного комплекса в аспекте федеральных округов РФ; разработать направления совершенствования структуры промышленного комплекса.

Методология. Применялись методы сравнительного и статистического анализа, позволяющие структурировать показатели оценки развития промышленного комплекса, а также индексы структурных сдвигов, включающие в себя показатели оценки структурных преобразований, в частности индекс Рябцева.

Результаты. Проведен комплексный анализ современного состояния и динамики отраслевых пропорций промышленного комплекса в аспекте федеральных округов РФ, на основе которого предложены направления и рекомендации по устойчивому, структурно сбалансированному развитию промышленного сектора.

Выводы. Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений трансформации промышленного комплекса региона, стимулирующих внедрение передовых промышленных технологий, формирование и освоение новых рынков инновационной продукции. Это позволит достичь сбалансированного экономического развития.

823-829 294
Аннотация

В рамках исследования определены пути укрепления устойчивости обеспечения продовольствием населения крупного индустриального города за счет применения механизмов «зеленого» развития урбанизированного агропроизводства. Предполагается нарастить потенциал самообеспечения продуктами питания города через распространение инновационных, высокотехнологичных «зеленых» агропрактик производства продовольствия в условиях города, что может повысить уровень продовольственной безопасности города за счет расширения доступности продуктов питания в количественном и качественном отношении.

Цель. На основе систематизации теоретических подходов и анализа институциональных аспектов предложить пути укрепления продовольственной безопасности города через улучшение продовольственного обеспечения на городских территориях, через улучшение социально-экономической и экологической устойчивости городских продовольственных систем и изменение рациона питания городских жителей.

Задачи. Предложить методы развития урбанизированного агропроизводства в крупном индустриальном городе на основе принципов «зеленой» экономики. Описать круг городских мероприятий стратегического характера, направленных на реализацию «зеленых» технологий агропроизводства, связанных с формированием, развитием культуры современного урбанизированного агропроизводства.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрены особенности раскрытия целей укрепления продовольственной безопасности города через улучшение качества обеспечения продовольствием населения. Применены методы сравнения, системного анализа, систематизации информации, а также монографический метод.

Результаты. Представлено описание стратегического проекта по развитию аграрных систем города на основе внедрения и «зеленого» развития высокотехнологичных урбанизированных агротехнологий. Механизмы «зеленого» развития сформируют условия для самообеспечения города органическими и безопасными продуктами питания, функционирования коротких цепей поставок, а также «зеленую» урбанизированную агрокультуру.

Выводы. Управление разрастанием урбанизированной агрокультуры будет способствовать применению высокоэффективных, легко контролируемых, ресурсоэффективных, экологичных, независимых от погодных условий и времени года, многоформатных аграрных урбанизированных технологий. В статье описаны действия, направленные на создание условий для стабилизации самообеспечения города продуктами питания лучшего качества с учетом растущей дифференциации потребностей горожан.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

830-839 479
Аннотация

Цель. Исследование и разработка теоретических и методологических основ, позволяющих дифференцировать новаторское предпринимательство в системе всех экономических феноменов. Задачи. Определить специфические особенности предпринимательской деятельности и выявить ее качественные отличия от иных видов экономической деятельности, направленные на получение выгоды; конкретизировать взаимосвязь между процессом творческого разрушения и процессом экономического развития; обозначить атрибуты предпринимательско-новаторской деятельности.

Методология. Основываясь на систематическом анализе профессиональной литературы в области предпринимательства, выделяются основные атрибуты предпринимательской деятельности. Важную роль в раскрытии и обосновании определения феномена предпринимательства играет методология диалектического противоречия в его исходном гегелевском содержании. Автор рассматривает инновационную деятельность как создание нового блага, в результате появления которого, согласно логике диалектического развития, происходит разрушение старого, что в итоге запускает процесс экономического развития.

Результаты. Предложен подход к пониманию феномена предпринимательства, позволяющий выделить этот вид деятельности как существенно отличный от иных, внешне схожих видов экономической активности, но имеющих отличную содержательную сторону. В развитии данного подхода введено понятие «антиидейность» предпринимательской деятельности, которое отражает сущность новаторской деятельности как процесса созидательного разрушения. Выделены необходимый и достаточный атрибуты предпринимательского новаторства, что позволяет отразить смысл данного феномена и верифицировать этот сложный структурообразующий элемент в системе экономических отношений. Обоснована возможность применения уровня антиидейности и общественной пользы как критериев оценки значимости предпринимательской идеи. На основе методологического принципа предложена модель прогрессивной материализации антиидеи (ПМА), которая применима для разработки эффективной системы оценки стартапов в рамках управленческой инновационно-проектной деятельности.

Выводы. Конкретизация взаимосвязи между процессом творческого разрушения и экономического развития является решающей в осознании значения новаторского предпринимательства. Каждая историческая эпоха формирует свой запрос на определенный тип предпринимателя. Принцип анти- идейности, положенный в основу модели ПМА, является ключевым в определении конкурентоспособных коммерческих идей, помогая сконцентрировать ресурсы и внимание на проектах, способных внести существенный вклад в развитие экономики.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

840-850 684
Аннотация

Статья посвящена особенностям применения цифровых технологий в сфере взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель. Исследование возможностей внедрения новейших цифровых технологий (автоматизированной системы контроля (АСК) «НДС-2», маркировки товаров и внедрения онлайн-касс) в систему современных моделей взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Задачи. Анализ специфики внедрения в деловую практику АСК «НДС-2», маркировки товаров, онлайн-касс; разработка рекомендаций по повышению эффективности использования указанных инструментов.

Методология исследования включает в себя общенаучные методы: правовой и статистический анализ, синтез, индукцию, дедукцию.

Результаты. Рассмотрены особенности работы АСК «НДС-2», показана схема выявления налоговыми органами организаций-выгодоприобретателей по налоговому вычету НДС, охарактеризованы санкции, применяемые к данным лицам. Проанализированы механизм работы онлайн-касс, основные этапы его внедрения, санкции, применяемые к предпринимателям, использующим устаревшую контрольно-кассовую технику. В рамках исследования системы обязательной маркировки товаров изучены алгоритмы подготовки предпринимателей к переходу на электронную маркировку и представлены сроки перехода для отдельных товарных групп.

Выводы. Внедрение цифровых технологий АСК «НДС-2», онлайн-касс и электронной маркировки товаров способствует повышению эффективности контроля движения товара по всей логистической цепочке и направлено на пресечение ухода от уплаты налогов, в частности НДС.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

851-860 277
Аннотация

Исследование направлено на изучение проблем доступности для населения качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в контексте решения стратегических задач формирования комфортной и безопасной среды обитания, в том числе отраженных в национальных целях Президентом России.

Цель. Определить тенденции финансирования системы ЖКХ из консолидированного бюджета регионов России в сравнении с динамикой платных услуг населения на ЖКХ, выявить подходы к решению задач доступности качественных услуг и снижения межрегиональных различий в предоставлении этих услуг населению.

Задачи. Исследовать на примере макрорегиона «Северо-Запад» цели, задачи и приоритеты в области жилищно-коммунального хозяйства, отраженные в региональных стратегиях социально-экономического развития; определить структуру расходов консолидированного бюджета макрорегиона «Северо-Запад»; выявить динамику расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (РФ), расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», и платных услуг населения в этой сфере; определить и провести сравнительный анализ величины и динамики удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона с расходами домохозяйств; сделать вывод о направлениях повышения доступности населению качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства.

Методология. На основе статистического анализа динамики в 2012–2018 гг. структуры и абсолютной величины расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», а также динамики расходов домохозяйств на платные услуги системы ЖКХ выявить основные тенденции и межрегиональные диспропорции в финансировании системы ЖКХ как фактора реализации национальных приоритетов в обеспечении комфортной и безопасной среды обитания.

Результаты. Исследование показало, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны правительства, региональных и муниципальных органов власти, сохраняется комплекс проблем в региональных системах жилищно-коммунального хозяйства. Субъекты РФ закладывают в свои стратегии социально-экономического развития ориентиры по развитию этой системы, ставят в качестве приоритетов задачи по увеличению доступности и улучшению качественных услуг ЖКХ, что отражено в региональных стратегиях социально-экономического развития. Одна из причин сохранения проблем в региональных системах ЖКХ и недостаточной доступности для населения качественных услуг — отсутствие единого подхода к бюджетному финансированию этой системы. В регионах, в частности на Северо-Западе России, наблюдаются разнонаправленные тренды в отношении финансирования системы ЖКХ, ее поддержки из консолидированного бюджета региона. Вследствие этого формируются и усиливаются межрегиональные различия в объемах бюджетного финансирования данной системы, создающие неравные условия для населения соответствующих регионов в аспекте доступности качественных услуг ЖКХ. В этой связи становится очевидной необходимость формирования более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании таких услуг.

Выводы. Для решения выявленных проблем представляется целесообразным формирование более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании услуг ЖКХ. Механизмы преодоления сложившихся неравных условий для населения в вопросе доступности услуг ЖКХ должны закладываться не только при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития регионов, но и при формировании стратегии на уровне федерального округа.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

861-872 293
Аннотация

Эффективность взаимодействия государственных структур, частных организаций, научно-исследовательских и консультационных центров по вопросам ценообразования в строительстве сегодня недостаточна. В этой связи требуется модификация механизмов управления стоимостью строительства объектов.

Цель. Разработка организационно-экономического механизма управления стоимостью строительства объекта позволяет улучшить формат взаимодействия органов исполнительной власти со всеми участниками инвестиционно-строительного процесса на этапах разработки, согласования и реализации инвестиционных программ, а также повысить уровень точности определения предполагаемой стоимости строительства объекта.

Задачи. Разработать методическое обеспечение процесса управления стоимостью строительства объекта, направленное на соблюдение предельного объема государственных инвестиций при строительстве объектов в условиях реализации инвестиционных программ. Определить содержание структурных элементов организационно-экономического механизма управления стоимостью строительства объекта. Разработать организационно-экономический механизм управления стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования.

Методология. Использованы общенаучные методы анализа и синтеза, экономико-математическое и графическое моделирование, методы экспертных и сравнительных оценок, методы ценообразования в строительстве, методы стоимостного инжиниринга.

Результаты. Разработан организационно-экономический механизм управления стоимостью строительства объекта, обеспечивающий повышение уровня точности и достоверности определения предполагаемой стоимости строительства объекта и регламентирующий взаимодействия участников реализации объектов инвестиционных программ, а также экономические механизмы и методы, с помощью которых осуществляется процесс управления стоимостью строительства на различных стадиях выполнения инвестиционных программ, от разработки и согласования до реализации. Представленный подход к управлению стоимостью строительства объекта решает задачи ценообразования и планирования инвестиций, управления стоимостью и формирования инвестиционной политики. Создается единое информационное пространство, в рамках которого появляется возможность быстро и гибко реагировать на запросы информации и принимать управленческие решения с учетом объективности, достоверности и полноты представленных данных. Следовательно, посредством организационно-экономического механизма управления стоимостью строительства объекта обеспечивается новый формат взаимодействия участников реализации объекта адресной инвестиционной программы и расчета величины предполагаемой стоимости строительства объекта. Предлагается методическое обеспечение процесса управления стоимостью строительства объекта, отражающее планирование управления, оценку и определение предполагаемой стоимости строительства объекта, контроль и мониторинг стоимости строительства объекта, фиксацию фактической стоимости его строительства. Тем самым охвачены все этапы жизненного цикла реализации объекта.

Выводы. Разработано методическое обеспечение процесса управления стоимостью строительства объекта, направленное на соблюдение предельного объема государственных инвестиций при строительстве объектов в условиях реализации инвестиционных программ.

ОБРАЗОВАНИЕ

873-878 1144
Аннотация

Цель. Определить основные тенденции и перспективы развития цифровых технологий в обучении.

Задачи. Произвести всесторонний анализ цифровой трансформации образования, выявить недостатки современной системы образования, обозначить ключевые технологии для развития цифрового образования.

Методология. Для получения основных результатов при проведении исследования, в том числе трудов отечественных ученых о тенденциях развития цифрового образования, использовались методы системного подхода, сравнительного и структурного анализа, приемы аналитического и теоретического обобщения.

Результаты. Выявлены и определены основные тенденции трансформации образования в условиях цифровизации, показаны перспективы применения цифровых технологий в обучении.

Выводы. В качестве важных тенденций трансформации образования предложены повышение роли интерактивных форм обучения, практико-ориентированного образования и снижение роли академического компонента в образовательном контент. Дана классификация системы управления обучением по комплексу обоснованных критериев. Показано, что стремительные изменения в обществе требуют модернизации системы образования и внедрения технологий непрерывного образования в условиях цифровой трансформации образования на всех уровнях.

879-885 480
Аннотация

Исследование направлено на изучение проблем и перспектив использования инновационных методов в подготовке экономистов с высшим образованием.

Цель. Выявить особенности экономического образования в условиях цифровой трансформации экономики (стратегический фактор) и проведения ограничительных эпидемиологических мероприятий (тактический фактор), а также возможность и необходимость применения инновационных методов в обучении экономистов.

Задачи. Проанализировать проблемы высшего экономического образования в современной России; систематизировать инновационные методы, которые могут быть использованы в высшем экономическом образовании; оценить перспективы их использования и эффекты от внедрения в практику.

Методология. В исследовании использованы методология системного и междисциплинарного подходов к изучению социально-экономических явлений и процессов, а также специфические методы инновационного, структурного, сравнительного анализа, результаты авторских эмпирических обобщений.

Результаты. Установлено, что действующая в России система образования находится в состоянии перманентного реформирования, что, однако, не решает ее проблемы в полной мере, а напротив, зачастую порождает новые. При этом вектор трансформаций слабо затрагивает собственно процессы обучения. Несмотря на декларации относительно внимания к повышению его качества, основной акцент в реформах делается на институциональных, организационных, финансовых и иных общесистемных аспектах. В результате система высшего образования в целом и подготовка экономистов в университетах в частности сопровождается рядом трудностей. Эти трудности обострились и ярко проявились в весеннем семестре 2019–2020 учебного года вследствие реализации в России мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Оказалось, что многие университеты технически и методически не готовы к реализации образовательных программ в условиях дистанционного обучения, т. е. не в полной мере соответствуют требованиям цифровой эпохи. В этой связи при подготовке экономистов с высшим образованием предложено активизировать использование инновационных методов обучения. В статье раскрыты их содержание и преимущества по сравнению с традиционными методами.

Выводы. Обобщение результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости активизации применения инновационных методов в обучении студентов экономического профиля. Вызванные пандемией COVID-19 изменения в организации обучения последних месяцев подтверждают правильность такой позиции. При этом следует обращать внимание на рациональное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения, а также глобальную тенденцию цифровизации социально-экономических процессов.

886-900 292
Аннотация

Цель. Определить ключевые параметры занятости, позволяющие студентам бакалавриата и магистратуры оптимальным образом сочетать работу с получением профессионального образования, а лицам, обучающимся на курсах повышения квалификации, иметь баланс между работой и семейными функциями.

Задачи. Проанализировать опросы студентов выпускного курса бакалавриата и магистратуры, а также выпускников программ дополнительного профессионального образования (ДПО) экономического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова.

Методология. В исследовании применены общелогические методы познания: диалектический, системный, логический и сравнительный анализ; методы социологических исследований, включая опросы контактной аудитории.

Результаты. Выявлены основные характеристики занятости, способствующие сохранению работающими студентами высокого уровня успеваемости, положительно сказывающиеся на балансе «семья — работа» для лиц более старшего возраста, получающих дополнительное профессиональное образование.

Выводы. Повышение гибкости рынка труда в виде роста предложений о работе с частичной занятостью могло бы в значительной степени способствовать сохранению и повышению качества подготовки студентов, совмещающих работу и учебу, что особенно актуально для уровня бакалавриата. Расширение доступных форм занятости может положительно влиять на решение о получении первого профессионального опыта еще во время обучения в вузе. В связи с развитием дистанционной занятости формы работы студентов требуют дополнительного детального изучения.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

901-911 484
Аннотация

Оценка рисков является одним из основных инструментов при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в любой отрасли экономики. Анализ рисков необходим для формирования рациональной с точки зрения управления ресурсами системы распределения и управления рисками, т. е. SMART-системы («умной» системы).

Цель. Разработка и апробация методики оценки рисков проектов ГЧП на основе использования концепции SMART-финансирования.

Задачи. сформировать критериальную базу формирования проектов ГЧП на основе использования концепции SMART-финансирования; разработать методику оценки рисков; осуществить прикладное исследование на основе одной из отраслей экономики.

Методология. Основой исследования является систематизация публикаций отечественных и зарубежных экономистов о проблеме формирования проектов государственно-частного партнерства с использованием инструментов риск-менеджмента; статистические и экономико-математические методы анализа показателей отрасли экономики и уровня жизни регионов Центрального федерального округа (ЦФО), а также комплексный подход к оценке рисков ГЧП-проектов на основе концепции SMART-финансирования.

Результаты. Создана критериальная база формирования проектов ГЧП на основе использования концепции SMART-финансирования, а также разработана методика оценки рисков проектов ГЧП в сфере ЖКХ на основе использования концепции SMART-финансирования.

Выводы. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики оценки рисков проектов ГЧП на основе концепции SMART-финансирования, отличающейся использованием принципа точечного распределения финансовых ресурсов на базе оценки уровня риска. Это позволит осуществить приоритизацию распределения финансовых ресурсов при реализации проектов ГЧП.

912-918 1048
Аннотация

Исследование направлено на изучение возможных рисков исламского банкинга в процессе его реализации (на примере Российской Федерации).

Цель. Выявить возможные риски исламского банкинга в российских условиях.

Задачи. Рассмотреть главные отличия традиционных и исламских банков. Систематизировать виды рисков в исламских банках. Проанализировать шариатские и экономические риски. Исследовать возможные риски в исламских финансовых институтах на примере Финансового дома «Амаль».

Методология. Автором применялись диалектический метод, методы статистических исследований, классификаций, системного и структурного анализа, графического анализа, обобщения и систематизации. Использовались методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Результаты. Систематизированы основные отличия традиционных и исламских банков, а также видов рисков в исламских банках. Рассмотрена система шариатского контроля на примере исламской финансовой организации (исламского банкинга). На примере Финансового дома «Амаль» выявлены основные риски как для исламского банкинга в финансировании через исламские финансовые инструменты «мурабаха» и «иджара», так и для инвесторов через «мудараба».

Выводы. В результате систематизации основных отличий исламского банка от традиционного было выявлено, что за основу операций взят реальный актив для исключения противоречий по шариату (канонам ислама). Выделили два типа риска в исламских банках: экономический и шариатский. Шариатский контроль подразделяется на внутренний и внешний (на примере Финансового дома «Амаль»), которые обеспечивают функционирование исламского банкинга для недопущения риска в недозволенных операциях в рамках ислама. В процессе деятельности Финансового дома «Амаль» за анализируемые 2015–2019 гг. по финансированию через исламские финансовые инструменты «мурабаха» и «иджара» доходность по инвестиционным продуктам показывает положительную динамику, то есть инвесторы получают стабильный доход, хотя имеется риск получения убытка от вложенных средств.



ISSN 1998-1627 (Print)