АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Во всем мире вирусной эпидемией кардинально изменена макроэкономическая ситуация, но произошедшие перемены для России могут иметь особый драматический характер. Последние семь лет в российской экономике наблюдалась стагнация с ее негативными трендами — оттоком капитала, снижением инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, прогрессирующим старением основных фондов. Сложность текущей ситуации заключается в резком снижении и даже полном отсутствии доходов в отраслях, наиболее подверженных пандемическому шоку. Это уже привело к массовому уходу с рынка большого числа субъектов малого и среднего предпринимательства, не имеющих резервов, разрыву производственных связей, росту числа безработных и в конечном итоге к росту бедности населения страны.
Цель. Обобщение, оценка и разработка предложений по совершенствованию системы антикризисной поддержки населения и бизнеса в России с учетом зарубежного опыта и фискальных возможностей финансовой и денежно-кредитной системы Российской Федерации (РФ).
Задачи. Исследование теоретических концепций, определяющих разновидности экономических шоков, связанных с пандемией; анализ прогноза влияния COVID-19 на темпы роста ВВП в разрезе развитых и развивающихся стран; рассмотрение основных стимулирующих мер бюджетной и налоговой политики в мировой практике; оценка объема стимулирующих мер в отдельных странах и в России; освещение антикризисных мер, принятых на федеральном уровне в российском государстве и в Курской области; выявление ключевых направлений совершенствования механизма, инструментов проведения кредитной и налоговой политики в России.
Результаты. Установлены возможные потери доходов российской бюджетной системы. Проведено сравнение отечественной практики на федеральном уровне и в Курской области с зарубежным опытом. На этой основе оценена эффективность пакетов антикризисных мер в России с учетом потребностей и возможностей фискальной реакции бюджетной системы. Выявлено, что наиболее эффективным является использование комплексного набора инструментов в поддержке экономики России, одни из которых способны компенсировать уменьшение спроса, другие — адресно поддерживать в пострадавших сферах экономики бизнес и семьи. Для этих целей необходимо продолжить использование различных каналов доведения помощи до конкретного пострадавшего потребителя, в том числе путем смягчения денежно-кредитной политики, предоставления рассрочки по кредитам, по уплате налогов, жилищно-коммунальным платежам, прямого бюджетного и внебюджетного финансирования семей, оставшихся без источников доходов.
Выводы. Анализ экономической ситуации в России показал, что уникальные масштабы угрозы коронавируса COVID-19 сделали необходимым реализацию системных мер государственной поддержки. Распространение пандемического кризиса и комплекса ограничительных мер затронуло все сферы экономики. Поэтому с первых дней выявления вируса в стране органами государственной власти и управления принимаются беспрецедентные меры по поддержке как бизнеса, так и населения. На эти цели направлены средства из бюджетов всех уровней, социальных внебюджетных фондов, коммерческие банки выступают гарантами при выделении льготных кредитов. В таких условиях возникает дискуссионный вопрос о том, какой масштаб стимулирования мы можем себе позволить и может ли он совпадать с объемом необходимых антикризисных мер. В статье авторами даны ответы на эти вопросы.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Статья посвящена исследованию проблем экономической безопасности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Объектом исследования являются государства — члены ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Предлагаются система показателей и пороговые параметры для оценки уровня экономической безопасности стран — членов ЕАЭС.
Цель. Изучение и обоснование оптимальных подходов и методов решения проблем экономической безопасности стран Евразийского экономического союза.
Задачи. Анализ данных системы экономической безопасности стран ЕАЭС; разработка системы показателей и пороговых параметров для оценки уровня экономической безопасности стран ЕАЭС; разработка рекомендаций по повышению эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС. Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и нормативные документы, регламентирующие вопросы экономической безопасности стран — членов ЕАЭС. Методология исследования базируется на применении системного подхода, сравнительного метода, общенаучных методов — анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, систематизации и обобщения полученных данных.
Результаты. В процессе исследования авторами получены следующие результаты в части подходов и методов оценки эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС и перспектив ее повышения. Для выработки единой концепции (стратегии) безопасного социально-экономического развития стран ЕАЭС необходимо проводить систематические мониторинговые исследования по показателям экономической безопасности, отражающим особенности каждой страны из числа входящих в Союз. Для более глубокого исследования вопросов обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС следует ввести более детальный перечень показателей безопасного экономического развития. Предлагаемая авторами данного исследования система показателей по оценке экономической безопасности стран ЕАЭС не претендует на полноту характеристик поставленных проблем, но представляет собой один из возможных подходов в их решении. Для повышения качества мониторинговых исследований в данной сфере и объективности оценки процессов, способных оказать негативное влияние на устойчивость экономики стран ЕАЭС, целесообразно разработать единую методику определения пороговых значений предлагаемых показателей оценки экономической безопасности. Отсутствие подобной методики затрудняет разработку и реализацию методических подходов к оценке экономической безопасности на всех уровнях управления.
Выводы. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии новых подходов и методов в изучении оценок, показателей и способов повышения эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС. Результаты и основные выводы представлены в научных публикациях Х. С. Пак, Е. В. Ушаковой, В. А. Плотникова и др. В настоящее время отсутствует установленный набор критериев оценки уровня экономической безопасности. В процессе сравнительного анализа существующих методик по измерению экономической безопасности выделены некоторые авторские методики (группа индикаторов на основе двух уровней кризисности Л. А. Абалкина, система показателей С. Ю. Глазьева, показатели экономической безопасности Е. А. Олейникова). Однако данные методики не показывают в полной мере динамику развития процесса повышения эффективности экономической безопасности и в свете использования предлагаемых авторами показателей. Пороговые параметры устанавливаются экспертным методом, что увеличивает степень субъективности в оценке. Для оценки эффективности управления экономической безопасностью территории должна быть разработана единая система показателей. Предложенная авторами система, использующая принцип согласованного интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС, позволит, во-первых, выявить и оценить риск наступления потенциальной угрозы, во-вторых, подобрать оптимальный комплекс превентивных мер для осуществления совместного противостояния к различным угрозам национальной безопасности государств — членов Союза. При таком условии преодоление кризисной ситуации, вывод национальной экономики на траекторию устойчивого экономического роста в соответствии с национальным экономическим курсом развития вероятны для каждой страны — члена ЕАЭС.
Статья посвящена анализу особенностей экономического сотрудничества России и Китая со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). В последние годы Китай активнее начинает сотрудничать с бывшими социалистическими республиками Центрально-Восточной Европы, предлагая им новые институциональные проекты. Среди них — инициатива «Пояс и путь», формат «16+1». В то же время страны ЦВЕ отдаляются от России, их некогда основного экономического партнера, ввиду ряда политических причин. России необходимо сохранить позиции в регионе своих традиционных внешних интересов. Поэтому анализ особенностей стратегий сотрудничества Китая и России со странами ЦВЕ является актуальным и практически значимым.
Цель. Анализ особенностей экономического сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) и России со странами Центрально-Восточной Европы, оценка эффективности их сотрудничества и изучение существующих проблем.
Задачи. Исследование исторических и стратегических предпосылок развития сотрудничества России и Китая со странами Центрально-Восточной Европы. Изучение институциональной базы, на которой развивается взаимодействие исследуемых стран. Оценка динамики изменения объемов и структуры торговли России и Китая со странами ЦВЕ. Анализ динамики, приоритетных отраслей и региональной структуры прямых китайских инвестиций, направляемых в страны Центрально-Восточной Европы. Оценка проблем, возникающих в рамках сотрудничества России и Китая со странами ЦВЕ, и возможных перспектив дальнейшего развития исследуемого взаимодействия.
Методология. Использованы такие методы исследования, как вербальный и статистический анализ, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование и классификация данных.
Результаты. В настоящее время Центрально-Восточная Европа занимает одно из ведущих мест во внешней политике Китая. После длительного периода стагнации экономического сотрудничества отношения между Китаем и странами ЦВЕ вышли на новый этап в рамках созданных институциональных форматов. Была предложена стратегия «16+1», страны ЦВЕ включены в китайскую интеграционную инициативу «Пояс и путь». Экономическое взаимодействие России с государствами Центрально-Восточной Европы носит циклический характер развития за исследуемый период 2005-2018 гг. Сотрудничество России с ЦВЕ в значительной степени подвержено влиянию политических факторов.
Выводы. Отсутствие разнообразного инструментария экономического взаимодействия между Россией и Центрально-Восточной Европой, невысокие российские инвестиционные возможности препятствуют раскрытию в полной мере потенциала их сотрудничества. России нужны новые институциональные форматы взаимодействия со странами данного региона, похожие на те, что предлагает китайская сторона.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Выявить влияние искусственного интеллекта как современной прорывной технологии на производительность труда, изучить, каким образом внедрение технологии искусственного интеллекта повлияет на сохранение рабочих мест в различных отраслях производства, какие возможности появятся у бизнеса от его использования с точки зрения увеличения производительности по всей цепочке создания добавленной стоимости и как это отразится на росте ВВП различных стран, а также изменении ключевых экономических показателей.
Задачи. Выявить приоритетные направления развития и использования искусственного интеллекта в отраслях экономики. Провести анализ эконометрических результатов, полученных в ходе ранее выполненных исследований. Обосновать преимущества и возможности искусственного интеллекта с целью внедрения его в производственные процессы организаций.
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа и систематизации, а также корреляционного анализа.
Результаты. Проанализированы различные определения искусственного интеллекта, уровни его функционала и области применения. Рассмотрены способы и перспективы использования искусственного интеллекта в различных странах в регрессии по отраслям и географическим регионам. Сделан акцент на способах применения систем искусственного интеллекта (проводных/специальных и адаптивных) и технологиях автоматизации производственных процессов при его внедрении. Описано влияние, которое искусственный интеллект может оказывать на каждом этапе цепочки создания добавленной стоимости фирмы. Приведены примеры в различных секторах промышленности. На основе корреляционного анализа представлены взаимосвязи между внедрением искусственного интеллекта и ростом производительности.
Выводы. Внедрение искусственного интеллекта оказывает глобальное экономическое влияние на такие ключевые экономические показатели, как занятость и ВВП, что особенно важно в текущей кризисной ситуации. Эффект искусственного интеллекта будет в долгосрочной перспективе твердо удерживать темпы экономического роста. Прямое воздействие искусственного интеллекта на ВВП обусловлено увеличением доходов и занятости в фирмах и секторах, которые будут разрабатывать или производить технологии искусственного интеллекта. Вторичные «косвенные» воздействия будут исходить из других секторов, использующих некоторые технологии искусственного интеллекта, которые могут сделать их процессы и решения более эффективными, а также расширить доступ людей к информации. В регионах, где применяемая технология искусственного интеллекта будет иметь более высокое качество, можно ожидать, что более значительным будет и его влияние на производительность труда.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрен экологический сектор экономики предпринимательства в рамках проблемы пропорциональности экономического роста. Идентификация этого сектора вызывает необходимость обратить внимание на возникновение устойчивых диспропорций, связанных с реализацией на практике концепции устойчивого развития. Важно в дальнейшем развивать методики оценки экосистемных эффектов развития в связи с отсутствием экологической адаптации результатов экономического роста. Разноуровневые подходы к исследованию пропорционального роста позволяют подтвердить эти вызовы. Диспропорции выявлены на всех уровнях экономической системы при исследовании данной проблемы: наноэкономическом, микроэкономическом, мезоэкономическом, макроэкономическом и мегаэкономическом. Фундаментальные подходы к исследованию связаны с использованием аппарата многофакторной производственной функции, включая собственно экологический фактор экономического развития. Реализация механизма управления развитием экологического сектора экономики предпринимательства предполагает развитие финансовых и нефинансовых инструментов.
Цель. Определить механизм возникновения диспропорций, связанных с развитием экологического сектора предпринимательства, предложить подходы к оценке его реализации и специфические инструменты, которые могут способствовать решению проблем пропорционального развития в рамках концепции устойчивого развития.
Задачи. Для достижения поставленной цели проанализирован процесс развития экологического сектора экономики предпринимательства, определены особенности экологического менеджмента. Представлены финансовые и нефинансовые инструменты управления и поддержки экологического бизнеса, определены проблемы и возможности их успешного применения на всех уровнях экономики для повышения темпов и качества экономического роста в России.
Методология. Исследование проведено на основе анализа и синтеза, в сравнительной статике и динамическом аспекте, с учетом исторического, системного и экологического подходов, моделирования производственной функции.
Результаты. Доказано, что экономический рост в условиях цифровизации экономики следует рассматривать в рамках углеродной нейтральности или экологической адаптации. Только нефинансовых инструментов для управления развитием экологическим предпринимательством недостаточно. Достижение пропорциональности развития приведет к росту экологического предпринимательства и обеспечит приток инвестиций, мультиплицирующий валовой внутренний продукт (ВВП) страны; инновации, связанные с цифровизацией, обеспечат условия для устойчивого развития экономики.
Выводы. В проведенном исследовании обоснована необходимость применения финансовых и нефинансовых инструментов в процессе управления развитием экологического предпринимательства в России в целях устранения постоянно возникающих и сложившихся диспропорций экономического роста. Выявлены основные экзогенные и эндогенные параметры производственной функции с учетом действия экологического мультипликатора.
В статье рассмотрены основные проблемы российской модной индустрии и направления ее развития в соответствии со «Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2025 г.», показаны примеры инновационных материалов и технологий, проанализированы вопросы экологичности текстильных и швейных производств.
Цель. Обосновать перспективные направления и тенденции в сфере индустрии моды с учетом специфики национального рынка в России.
Задачи. Дать характеристику индустрии моды как сектора современной экономики; описать тенденции развития рынка модной индустрии в культурно-историческом контексте; определить современные тенденции, преобладающие на рынке индустрии моды; описать существующие в индустрии моды инновационные решения.
Методология. В процессе исследования, проведенного с применением методов анализа информации и синтеза новых знаний, описаны современные инновационные решения в индустрии моды, механизмы реализации и преимущества кластерной политики.
Результаты. Модная индустрия существует в условиях жесточайшей конкуренции, экономической нестабильности, технологических и социальных изменений, что предопределило ключевую роль брендинга, а также проблем экономичности и соответствия экологическим стандартам в получении конкурентных преимуществ.
Выводы. В посткарантинный период, вызванный снятием ограничений, связанных с препятствием распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, наряду с государственной поддержкой легкой промышленности, для успешного функционирования предприятий модной индустрии важнейшую роль играет приверженность требованиям экономичности и экологической безопасности продукции, новые управленческие и технологические решения.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование направлено на изучение места машиностроительного предприятия в экономике страны, воздействия факторов развития на результаты его деятельности.
Цель. Выявить степень влияния внешних факторов на деятельность машиностроительного предприятия.
Задачи. Определить варианты влияния внешних и внутренних факторов развития машиностроительного предприятия в системе макро-, мезо- и микроуровней.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрено место машиностроительного предприятия в экономике страны. Некоторые задачи решались с применением методов сравнения, анализа. Информационной базой настоящего исследования стали положения российской и зарубежной теории управления хозяйствующих субъектов в рыночных условиях; фактические материалы, характеризующие разные аспекты деятельности отечественных машиностроительных предприятий; данные органов статистики.
Результаты. Машиностроительное предприятие показано в трех структурных уровнях: во-первых, как ключевой сегмент народного хозяйства, фундамента современной промышленности и источника инновационного развития всей экономики; во-вторых, как сложно структурированный комплекс, состоящий из двенадцати крупных комплексных отраслей и более сотни специализированных подотраслей (производств); в-третьих, как машиностроительное предприятие, являющееся сегодня составной частью интегрированной хозяйственной структурой (корпорацией). В современной экономической науке трем упомянутым структурным уровням соответствуют три группы научных исследований машиностроения: макро-, мезо- и микроэкономического характера. Обоснованы понятия внешней и внутренней среды жизнедеятельности машиностроительного предприятия. Отмечено, что важнейшие задачи реструктуризации машиностроительного предприятия состоят, во-первых, в учете многообразия и характера воздействия этих факторов на данные предприятия; во-вторых, в нейтрализации негативных и усилении позитивных внешних сил в отношении реструктуризируемого хозяйствующего субъекта.
Выводы. Комплексное рассмотрение машиностроительного предприятия как части макро-, мезо- и микроуровня экономической системы страны позволяет выявить основные направления воздействия факторов внешней среды на его развитие.
Исследование направлено на изучение процедур нормирования как неотъемлемого элемента института планирования при осуществлении государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации (РФ).
Цель. Выявить особенности формирования и установления требований к закупаемым для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, а также к ценообразованию на них. Задачи. Проанализировать подходы к нормированию в государственных и муниципальных закупках; систематизировать инструменты нормирования затрат и свойств закупаемых товаров, работ, услуг; выявить проблемы формирования требований к закупаемым товарам, работам, услугам и наметить пути их решения.
Методология. Использована методология институционального подхода к изучению экономических явлений и процессов, а также применены специфические методы структурного, экономико-правового, системного и сравнительного анализа, экспертных оценок.
Результаты. Установлено, что действующая в России система государственных и муниципальных закупок обладает рядом недостатков, что приводит к невысокой эффективности ее функционирования. Одно из направлений совершенствования этой системы — совершенствование планирования, что требует модернизации подходов к осуществлению нормирования. Наиболее острыми являются проблемы совершенствования нормирования затрат, свойств закупаемых для государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг (в том числе — обоснование цен на объекты закупки). При этом решение последней из двух указанных проблем предложено рассматривать как способ косвенного регулирования (через установление фактических потребительских стандартов) производственной деятельности в экономике на микроуровне. В цифровую эпоху развитие нормирования в закупках строится на использовании единых информационных систем и каталогов закупаемых товаров, работ, услуг. В то же время эти технические инструменты пока не совершенны и в ряде случаев не повышают, а снижают эффективность государственной и муниципальной закупочной деятельности. В этой связи авторами предложены меры по модернизации этих инструментов.
Выводы. В области нормирования закупочных процессов существует ряд проблем, снижающих эффективность функционирования изученной системы. В частности, первостепенного решения требует урегулирование проблемных вопросов в сфере каталогизации товаров, работ, услуг и установления предельных цен закупок. Совершенствование нормирования как элемента планирования закупок для государственных и муниципальных нужд является важным и необходимым шагом при повышении обоснованности бюджетных ассигнований, выделяемых на указанные цели, и повышении эффективности их использования.
Статья посвящена обзору подходов к организационной структуре бизнеса, истории развития соответствующей научной мысли и предпринимательской практики.
Цель. Проследить изменение теоретических и практических подходов к организационной структуре компании.
Задачи. Изучить подходы к организационной структуре бизнеса и изложить те из них, которые сохраняют актуальность и в настоящее время. Показать историю развития научной мысли о структуре и стратегии компании, выявить наиболее значимые работы в этой области. Сформулировать выводы о том, какие из подходов (структуры) наиболее важны и перспективны с учетом реальной предпринимательской практики.
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа информации и последующего синтеза новых знаний в виде авторских выводов и прогнозов, на основе релевантных научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, включая оригинальные публикации на английском и французском языках.
Результаты. Кратко изложены основные варианты организационных структур компаний; представлен соответствующий обзор истории развития подходов к структуре и стратегии бизнеса.
Выводы. Развитие теории и практики организационных структур неразрывно связано с развитием экономических и социальных процессов; возникновение сетевых структур закономерно и логически вытекает из истории развития предыдущих типов структур. Именно сетевая структура организации является наиболее прогрессивной и перспективной для современных компаний. Указано на необходимость дополнительных научных изысканий в области сетевых бизнес-структур, их истории и современной практики использования.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Исследование направлено на изучение рынка ипотечного кредитования в условиях рыночной экономики и цифровизации бизнес-процессов.
Цель. Рассмотреть влияние процессов цифровизации в банковском секторе на развитие банковских услуг и продуктов, в частности на ипотечное кредитование.
Задачи. Определить основные причины и факторы развития ипотечного кредитования в Российской Федерации (РФ).
Методология. Исследование выполнено с применением методов анализа, синтеза, сравнения, на базе логического и системного походов.
Результаты. Увеличение роли ипотеки в современных условиях выводит на первое место оценку потенциала ипотечного кредитования. Исследование механизма ипотечного кредитования важно прежде всего с точки зрения возможного решения одной из наиболее острых социально-экономических проблем России — жилищной проблемы. Развитие электронного ипотечного кредитования способствует повышению конкурентоспособности банка, повышает лояльность его клиентов.
Выводы. Проблема развития ипотечного кредитования заключается в отсутствии банковских приложений, которые бы в полной мере удовлетворяли потребностям кредитных организаций и клиентов банков. Вследствие этого банки оформляют кредиты «по старинке» или работают с «продвинутыми» пользователями. Автоматизация бизнес-процессов находится в числе перспективных направлений по развитию банковского бизнеса и ипотечного кредитования.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена ключевой проблеме, актуальной для любого вида пассажирского и грузового транспорта, заключающейся в оптимальном заполнении доступной провозной емкости. Решение подобных задач для пассажирских воздушных судов связано с рационализацией потенциала коммерческой емкости самолета путем комбинирования грузовой и пассажирской составляющей коммерческой загрузки. Исследование процессов управления отправкой, связанных с попутной дозагрузкой пассажирских рейсов, показало, что ключевые проблемы сопутствующих грузовых услуг обусловлены отсутствием достоверной оценки грузовых возможностей пассажирских воздушных судов. В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигалось предположение о возможности получения достоверной оценки весовых характеристик свободной провозной емкости на основе обработки послевылетной статистической информации.
Цель. Исследование рационализации потенциала коммерческой емкости пассажирского самолета, достижение которой предполагает получение ответа на вопрос о том, как пассажирская авиакомпания может достоверно оценить свой сопутствующий грузовой потенциал.
Задачи. Для достижения поставленной цели проведен сравнительный анализ применяемых авиакомпаниями методов оценки параметров свободной провозной емкости с фактическими характеристиками, зафиксированными по данным послевылетной статистики, а также их дальнейшее исследование с применением стандартных методов обработки статистической информации.
Методология. Наряду с типовыми методами научного познания применялся многомерный регрессионный анализ.
Результаты. Проведен анализ «весовой» структуры пассажирского рейса; по уравнению многомерной регрессии исследованы все независимые переменные, выделены наиболее значимые факторы; получена оценка весовых параметров свободной провозной емкости для нескольких уровней надежности при различных уровнях пассажирской продажи.
Выводы. Итоговая модель, построенная на основе послевылетной статистической информации, показала приемлемую сходимость расчетных и фактических характеристик. Ее практическое применение способно повысить коммерческую эффективность попутных грузовых услуг пассажирских авиакомпаний путем принятия обоснованных управленческих решений.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
Статья посвящена рассмотрению теоретических вопросов эволюции научного изучения феномена предпринимательства в Российской Федерации (РФ).
Цель. Изучить проблемные вопросы и перспективы развития отечественного предпринимательства.
Задачи. Провести анализ и обобщить существующие теоретические подходы к определению экономической сущности предпринимательства; выявить основные этапы развития нормативно-правовой базы предпринимательства в России; обобщить опыт развития предпринимательства в российском государстве.
Методология. Автором использованы методы сравнения, исторический, логический, анализа и синтеза.
Результаты. Обозначены основные проблемы совершенствования законодательного регулирования предпринимательских правоотношений, а также определены его перспективы.
Выводы. Выявлены возможные направления преодоления в ближайшей перспективе существующих в предпринимательстве проблем.