Страны ЕАЭС: оценка экономической безопасности
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-455-463
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем экономической безопасности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Объектом исследования являются государства — члены ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Предлагаются система показателей и пороговые параметры для оценки уровня экономической безопасности стран — членов ЕАЭС.
Цель. Изучение и обоснование оптимальных подходов и методов решения проблем экономической безопасности стран Евразийского экономического союза.
Задачи. Анализ данных системы экономической безопасности стран ЕАЭС; разработка системы показателей и пороговых параметров для оценки уровня экономической безопасности стран ЕАЭС; разработка рекомендаций по повышению эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС. Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и нормативные документы, регламентирующие вопросы экономической безопасности стран — членов ЕАЭС. Методология исследования базируется на применении системного подхода, сравнительного метода, общенаучных методов — анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, систематизации и обобщения полученных данных.
Результаты. В процессе исследования авторами получены следующие результаты в части подходов и методов оценки эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС и перспектив ее повышения. Для выработки единой концепции (стратегии) безопасного социально-экономического развития стран ЕАЭС необходимо проводить систематические мониторинговые исследования по показателям экономической безопасности, отражающим особенности каждой страны из числа входящих в Союз. Для более глубокого исследования вопросов обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС следует ввести более детальный перечень показателей безопасного экономического развития. Предлагаемая авторами данного исследования система показателей по оценке экономической безопасности стран ЕАЭС не претендует на полноту характеристик поставленных проблем, но представляет собой один из возможных подходов в их решении. Для повышения качества мониторинговых исследований в данной сфере и объективности оценки процессов, способных оказать негативное влияние на устойчивость экономики стран ЕАЭС, целесообразно разработать единую методику определения пороговых значений предлагаемых показателей оценки экономической безопасности. Отсутствие подобной методики затрудняет разработку и реализацию методических подходов к оценке экономической безопасности на всех уровнях управления.
Выводы. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии новых подходов и методов в изучении оценок, показателей и способов повышения эффективности экономической безопасности стран ЕАЭС. Результаты и основные выводы представлены в научных публикациях Х. С. Пак, Е. В. Ушаковой, В. А. Плотникова и др. В настоящее время отсутствует установленный набор критериев оценки уровня экономической безопасности. В процессе сравнительного анализа существующих методик по измерению экономической безопасности выделены некоторые авторские методики (группа индикаторов на основе двух уровней кризисности Л. А. Абалкина, система показателей С. Ю. Глазьева, показатели экономической безопасности Е. А. Олейникова). Однако данные методики не показывают в полной мере динамику развития процесса повышения эффективности экономической безопасности и в свете использования предлагаемых авторами показателей. Пороговые параметры устанавливаются экспертным методом, что увеличивает степень субъективности в оценке. Для оценки эффективности управления экономической безопасностью территории должна быть разработана единая система показателей. Предложенная авторами система, использующая принцип согласованного интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС, позволит, во-первых, выявить и оценить риск наступления потенциальной угрозы, во-вторых, подобрать оптимальный комплекс превентивных мер для осуществления совместного противостояния к различным угрозам национальной безопасности государств — членов Союза. При таком условии преодоление кризисной ситуации, вывод национальной экономики на траекторию устойчивого экономического роста в соответствии с национальным экономическим курсом развития вероятны для каждой страны — члена ЕАЭС.
Об авторах
Х. С. ПакРоссия
Пак Хе Сун - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления.
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а.
Е. В. Ушакова
Россия
Ушакова Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления.
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а.
Т. А. Борисова
Россия
Борисова Татьяна Александровна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления.
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а.
Список литературы
1. Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2018 году: международные рейтинги [Электронный ресурс]: аналитический доклад // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_mak-roec_pol/seminar/Pages/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B.aspx (дата обращения: 10.03.2020).
2. Яникеева И. Татьяна Валовая: «Участие в ЕАЭС дает большие экономические эффекты» [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2019. 31 января. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21537 (дата обращения: 10.03.2020).
3. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002. 228 с.
4. Глазьев С. Ю. Геноцид. М.: Терра, 1998. 320 с.
5. Григорьева В. В., Струков Г. Н., Слепокурова Ю. И., Слепокурова А. А. Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 3. С. 238252. DOI: 10.20914/2310-1202-2017-3-238-252
6. Полянская Н. М., Найданова Э. Б. Диагностика и анализ экономической безопасности в системе управления регионом // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 2. С. 51-68.
7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 10.03.2020).
8. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: указ Президента РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 // Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. URL: http://kgb.by/ru/ukaz575/ (дата обращения: 10.03.2020).
9. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: утв. указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 г. № 120 // Министерство юстиции Кыргызской Республики: офиц. сайт. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61367 (дата обращения: 10.03.2020).
10. Стратегия национальной безопасности Республики Армения: одобрена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfa.am/filemanager/Statics/Doctrinerus.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
11. Россия и страны — члены Европейского союза. 2019 [Электронный ресурс]: стат. сб. М.: Росстат, 2019. 265 с. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Rus-Es2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
12. Германия. 2018. Мировой атлас данных [Электронный ресурс] // Knoema. URL: https://knoema.ru/atlas/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 10.03.2020).
13. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М.: Астра семь. 1997. 187 с.
14. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6. С. 36-37.
15. Социально-экономическая безопасность в контексте решения задачи ускорения роста российской экономики [Электронный ресурс]: доклад Института экономики РАН. Сектор экономической безопасности Центра исследований проблем государственного управления / под ред. Н. В. Курновой. 2017. 40 с. URL: https://inecon.org/docs/2017/Karavaeva_paper_20170608.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
16. Красавина Л. Н., Лукьянович Н. В. Интеграционное взаимодействие государств — участников Евразийского экономического союза как фактор обеспечения их национальной экономической безопасности // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 55-62.
17. Динамика доходов населения [Электронный ресурс] // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2018. Вып. 34. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/16270.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
18. Нацпроект — сильная, комфортная Россия. Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию // Российская газета. 2019. 20 февраля.
19. Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств — членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами - членами ЕАЭС в области макроэкономической политики [Электронный ресурс]: годовой доклад за 2018 год // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyViewes/Documents/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%202018%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Пак Х.С., Ушакова Е.В., Борисова Т.А. Страны ЕАЭС: оценка экономической безопасности. Экономика и управление. 2020;26(5):455-463. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-455-463
For citation:
Pak Kh.S., Ushakova E.V., Borisova T.A. EAEU Countries: Assessment of Economic Security. Economics and Management. 2020;26(5):455-463. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-455-463