Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 12 (2019)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

5-19 874
Аннотация

Исследование направлено на сравнительный анализ показателей уровня бедности и социального неравенства в субъектах Российской Федерации как критерия экономической безопасности государства.

Цель. Выявление тенденций и особенностей динамики показателей уровня абсолютной бедности и неравенства в отдельных регионах (субъектах федерации) России, группах регионов и федеральных округах, их влияния на экономическую безопасность страны.

Задачи. Систематизация и анализ данных по уровню абсолютной бедности и неравенства в ряде регионов. Установление тенденций и особенностей динамики показателей уровня абсолютной бедности и неравенства в отдельных регионах, группах регионов и федеральных округах. Выявление возможных взаимозависимостей в динамике показателей уровня абсолютной бедности и неравенства. Методология. В ходе исследования применены методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории и исторического подхода.

Результаты. Проведенное исследование показало, что существует высокий уровень дифференциации между российскими регионами по показателям абсолютной бедности и неравенства. Уровень дифференциации между регионами за исследуемые 15-17 лет снизился, однако до сих пор остается заметным, особенно по уровню абсолютной бедности. Регионы с уровнем бедности выше среднероссийского в основном находятся в Южном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. Уровень неравенства (коэффициент Джини) в 2017 г. был выше среднероссийского в четырех регионах. Для большинства регионов России характерна та же тенденция, что и в масштабах всей страны — снижение уровня абсолютной бедности с одновременным увеличением уровня неравенства.

Выводы. В отношении федеральных округов, в которых концентрируются регионы с повышенным уровнем абсолютной бедности, должна быть разработана система мер, направленных на радикальное снижение этого показателя. Одной из актуальных задач государственной социальной и региональной политики является задача сглаживания уровня неравенства. В пяти регионах с наибольшим уровнем неравенства проживает 12 % населения Российской Федерации. В девяти регионах, где значение коэффициента Джини в 2017 г. составляло более 0.4, проживает 24 % населения. Таким образом, почти четверть населения России живет в условиях повышенного неравенства. При этом в некоторых регионах темпы снижения уровня абсолютной бедности заметно ниже общероссийских, а темпы увеличения уровня неравенства — выше среднероссийских. Такая тенденция характерна для Смоленской и Псковской областей, Республики Якутия. В перспективе сложившаяся ситуация может привести к росту социальной напряженности и нестабильности, а также депопуляции подобных регионов. С учетом того, что Смоленская и Псковская области являются приграничными регионами, данная проблема представляет угрозу не только экономической, но социально-политической безопасности.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

20-27 257
Аннотация

Исследование направлено на изучение восприятия и оценки российским обществом заявляемых польской стороной требований о получении военных репараций от Федеративной Республики Германия (ФРГ), которые представлены в электронных средствах массовой информации (СМИ) России в июле 2017 г. — августе 2018 г.

Цель. Исследовать мнение россиян по данному вопросу и оценить их отношение к любым попыткам пересмотра международных договоренностей, достигнутых после Второй мировой войны.

Задачи. Провести обзор электронных СМИ, которые затрагивали тему требований Польши, обращенных к ФРГ, о репарационных выплатах; оценить тенденции и преобладающее мнение в российском обществе по этому вопросу; проанализировать мнение российского общества и на основании анализа сделать прогнозы о восприятии россиянами возможных требований польской стороны к России о возмещении ущерба, причиненного Польше во время военных действий на ее территории в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Методология. При проведении исследования использованы методы структурного, статистического анализа и социального прогнозирования воздействия информации, представленной в электронных СМИ, на общественное мнение сопредельной страны.

Результаты. Активность обсуждения вопроса, связанного с требованиями Польши о выплате репараций от ФРГ, находит отражение лишь в нескольких электронных СМИ. Интерес к этой теме был незначительным, что подтверждается уровнем мемовых реакций. Тенденция реакций у представителей российского общества на требования Польши о пересмотре международных договоренностей по результатам Второй мировой войны и ранее достигнутых договоренностей находится в спектре негативно-равнодушного восприятия. В статье сделаны прогнозы и высказаны предположения о восприятии официальными представителями России возможных мер, предпринятых польской стороной в отношении каких-либо экономических претензий к России, связанных с требованиями репарационных компенсаций вследствие войны 1941-1945 гг.

Выводы. Общественное мнение, представленное в электронных СМИ, отражено в позиции официальных представителей страны и полностью согласуется с ней. Органы государственной власти в России не заинтересованы в настоящее время вопросом получения Польшей репараций от Германии, не видят предмета для дискуссии, исключают возможность претензий и требований к России в аспекте рассматриваемого вопроса. Общий тон комментариев с опорой на исторические факты в российских СМИ можно охарактеризовать как спокойный. Вместе с тем комментарии не лишены иронического сарказма и критики в отношении польской внешней политики.

28-34 1443
Аннотация

В статье анализируются мировые тенденции, сложившиеся на мировом рынке возобновляемой энергетики, в контексте их комплексного влияния на российскую экономику. Исследуются особенности развития внутреннего рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России.

Цель. Исследовать особенности развития возобновляемой энергетики в России с учетом мировых тенденций.

Задачи. Выявить тенденции развития мирового рынка возобновляемой энергетики, провести анализ влияния мирового рынка ВИЭ на экономику России, исследовать особенности развития внутреннего рынка ВИЭ в России.

Методология. Методом исследования послужил анализ работ отечественных и зарубежных авторов о возобновляемой энергетике; статистических данных New Energy Outlook 2019, Международного агентства по возобновляемой электроэнергетике (IRENA); с помощью метода анализа изучены также аналитические выкладки генерального директора Роснано А. Чубайса, возглавляющего Ассоциацию развития возобновляемой энергетики в России.

Результаты. Мировой тренд развития ВИЭ является устойчивым, что означает неизбежное снижение доходов от экспорта углеводородного сырья из России в среднесрочной перспективе. В России существуют фундаментальные предпосылки, которые делают углеводородную энергетику эффективной в перспективе, более длительной, чем в Европе. В такой ситуации догонять другие страны нецелесообразно, поскольку в российском государстве существует естественное преимущество. Электроэнергетика — инерционная отрасль, и к моменту наступления паритета она должна быть создана. Если этого не произойдет, то экономика будет переплачивать за электроэнергию, которую она могла бы получать дешевле. Развитие технологий на мировом рынке ВИЭ создает базу научно-технических разработок в этой области, которые могут быть применены на отечественном внутреннем рынке или произведен их апгрейд с дальнейшим более эффективным использованием на внутреннем рынке, или поставками продукции на экспорт. Успешным примером является компания «Хевел», реализовавшая такую стратегию. Развитие ВИЭ в мире создает глобальный спрос на высокотехнологичную продукцию в области возобновляемой энергетики, что дает возможность для России перейти с сырьевого экспорта на высокотехнологичный.

Таким образом, развитие промышленности в секторе ВИЭ будет вносить существенный вклад в ВВП за счет производства высокотехнологичной продукции, приведет к появлению кластера, включающего науку и образование; создаст импульс развития смежных отраслей и возможность реализации проектов, осуществление которых ранее было невозможным или неэффективным.

Выводы. Развитие возобновляемой электроэнергетики в мире не только несет среднесрочные угрозы для российской экономики, заключающиеся в снижении доходов от экспорта углеводородного сырья, но и создает возможности для переориентации экономики на высокотехнологичный экспорт. На внутреннем рынке целесообразно развитие ВИЭ, чтобы к моменту достижения сетевого паритета необходимая база в России была создана.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

35-40 322
Аннотация

Исследование направлено на изучение проблем, связанных с реализацией промышленной политики в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО).

Цель. Разработать рекомендации по преодолению проблем реализации промышленной политики в СЗФО.

Задачи. Выявить проблемы в реализации промышленной политики, разработать предложения по их преодолению.

Методология. Использована методология структурного анализа экономики, дедуктивного обобщения, а также методология исследования систем управления.

Результаты. На основе анализа потенциала развития промышленного сектора экономики СЗФО показана необходимость реализации в пределах территории округа общей промышленной политики. Исходя из конкурентных преимуществ, экономической специализации и объективных ограничений, присущих регионам СЗФО, определены перспективные направления промышленной политики. Установлены проблемы, препятствующие ее успешной реализации в исследуемом федеральном округе.

Выводы. Главным препятствием в реализации промышленной политики в СЗФО является отсутствие в макрорегионе системы управления экономикой. Промышленная политика не может самореализоваться только под влиянием рыночных процессов или за счет нескоординированных действий регионов. Чтобы она из абстрактной, фантомной сущности превратилась в реальность, должна быть создана соответствующая система управления стратегического уровня.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

74-78 496
Аннотация

Статья посвящена вопросам повышения уровня экономической безопасности кредитных организаций. Обоснована авторская позиция о применении учетно-аналитической информации как одного из инструментов принятия тактических и управленческих решений.

Цель. Выявить специфику учетно-аналитического обеспечения системы экономической безопасности коммерческого банка, оценить роль учетно-аналитической информации в системе экономической безопасности.

Задачи. Проанализировать теоретические основы изучения места и роли учетно-аналитической информации в системе экономической безопасности кредитной организации. Исследовать основные аспекты учетно-аналитических данных, формирующих структуру системы экономической безопасности.

Методология. Методологической базой исследования является анализ научных трудов зарубежных и отечественных ученых об экономической безопасности хозяйствующих субъектов, о роли бухгалтерского учета в обеспечении экономической безопасности кредитных организаций. Использовались и такие общенаучные методы, как анализ, научные обобщения, сравнения.

Результаты. Определена взаимосвязь учетной информации и системы экономической безопасности, выделены специфические направления повышения уровня экономической безопасности коммерческого банка, обусловленные особенностями учетно-аналитической системы.

Выводы. Предполагается повышение уровня экономической безопасности кредитной организации ввиду специфики учетно-аналитического обеспечения.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

97-108 970
Аннотация

Исследование направлено на систематизацию подходов к толкованию понятия сущности и структуры финансового рынка с позиции современной теории и практики.

Цель. Определить направление, по которому развиваются содержательный и аналитический аспекты трактовок финансового рынка.

Задачи. Систематизировать современные подходы к определению сущности финансового рынка, изучить взгляды и мнения в отношении функций финансового рынка, обобщить подходы к раскрытию состава финансового рынка. На основе выделенного подхода к структуризации финансового рынка представить обобщенное аналитическое описание национального финансового рынка Российской Федерации.

Методология. В статье описаны результаты исследования современного развития понятийного аппарата финансового рынка с трех позиций: определения сущности, выделения функций и описания структуры. Кроме того, представлен анализ структуры российского финансового рынка. При проведении анализа использованы данные, размещенные на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации. Изучению эмпирических данных предшествует детальное описание сущности современных дискуссий в отношении развития теории финансового рынка.

Результаты. Охарактеризованы подходы, в рамках которых сегодня развивается понятийная база теории финансового рынка. Подходы определены для следующих основополагающих направлений теоретических исследований: выявления сущности финансового рынка, уточнения функций финансового рынка, формирования структуры финансового рынка. Проведен анализ структуры российского финансового рынка, дана краткая характеристика зон формирующихся диспропорций.

Выводы. Бурное развитие финансовых рынков, наблюдающееся на современном этапе, требует обновления теоретических концепций. Отечественная теория развития финансового рынка в настоящее время демонстрирует процесс накопления новых фактов, которые еще в полной мере не оценены. Тем не менее новый практический опыт стимулирует дискуссии и научный поиск решений проблемы обновления теоретических концепций финансового рынка с целью уточнения дальнейшего пути его эффективного развития.

109-113 992
Аннотация

В статье анализируется понятие контроллинга как современного инструмента управления организацией, отражены вопросы истории возникновения контроллинга, а также проблемы и перспективы его развития.

Цель. Дать системное представление о сущности понятия «контроллинг» и перспективах его практического использования на российских предприятиях.

Задачи. Углубленное изучение понятия «контроллинг», рассмотрение различных концепций его возникновения, а также анализ перспектив и проблем развития контроллинга.

Методология. Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых о проблемах и перспективах системы контроллинга.

Результаты. Контроллинг способствует поддержке и исполнению функций менеджмента на всех уровнях управления (планирования, учета, анализа, контроля), а также позволяет оценить ситуацию для принятия управленческих решений.

Выводы. Внедрение контроллинга на предприятие является сложным процессом, но от него зависит эффективность деятельности предприятия. В статье проанализированы преимущества и основные недостатки системы контроллинга, а также перспективы его развития и применения в практике управления.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

79-89 464
Аннотация

Приоритетные направления развития социально-экономической системы предопределяют проблему пересмотра структуры факторов, влияющих на раскрытие ресурсного потенциала задач недропользования субъектов микроуровня. Основное противоречие данной категории задач сводится к тому, что экономические эффекты от процесса цифровизации могут быть представлены через большой спектр эффектов технологической организации и планирования работ специалистов разных бизнес-процессов.

Цель. Разработать механизм формирования ключевых факторов технико-экономического обоснования проектов цифровизации организационно-управленческих задач на примере буровых работ.

Задачи. Проанализировать методические подходы к вопросу обоснования факторов роста организационных эффектов от внедрения систем удаленного доступа и мониторинга организации буровых работ; выявить недостатки и проблемные аспекты бизнес-процесса буровых работ на примере одной из нефтегазовых компаний; обозначить основные ключевые факторы, вызывающие проблемы в организации проведения буровых работ; разработать модель релевантных управленческих решений для соответствующего бизнес-процесса, позволяющую провести спектральный анализ влияния воздействий процесса цифровизации на изменение социально-экономических показателей эффективности деятельности компании.

Методология. Исследования базировались на общих методах научного познания, методологии теории решения изобретательских задач и частных методах кластеризации данных, а также на подходах формализации процессов принятия управленческих решений в условиях разного уровня воздействия неопределенности.

Результаты. На фоне изменяющейся социально-экономической и политической динамики факторов оценки эффективности процессов добычи полезных ископаемых (в частности нефтересурсов) возрастает значимость поиска новых методических подходов к обоснованию инвестиционных проектов. Применение базовых постулатов теории решения изобретательских задач позволило сформировать механизм адаптации методик технико-экономического анализа к основным параметрам повышения производительности труда на таких бизнес-процессах, как буровые работы и офисное планирование производственно-сбытовой деятельности. Промежуточными результатами исследования, которые могут служить самостоятельными методиками, являются подход к формированию дерева целей реализации проблемных задач стратегирования эффективности буровых работ и модель релевантных управленческих решений. Особого внимания заслуживает результат решения данной модели — матрица экономических эффектов управленческих альтернатив, позволяющая проводить спектральный анализ воздействий процесса цифровизации на изменение социальноэкономических показателей эффективности деятельности компании.

Выводы. Глобальное изменение технологической и технической платформы повышения эффективности предприятий добывающих отраслей обязательно должно найти отражение в формировании гибкого механизма оценки инвестиционных проектов. Базой для его формирования становятся принципы выявления уникальных для бизнес-процесса технико-экономических параметров, которые на дальнейших итерациях процесса адаптации способствуют более широкому использованию методов и алгоритмов моделирования сценариев управленческих решений, их влияния на достижение стратегических целей. Применение предложенного механизма позволяет значительно «дооценить» эффекты оптимизации организационных задач, добавляя их к показателям, рассчитанным по методикам инвестиционного анализа.

90-96 554
Аннотация

Исследование направлено на анализ существующих методов оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, выявление их сильных и слабых сторон.

Цель. Разработать теоретические подходы к оценке качества финансового менеджмента в секторе государственного управления.

Задачи. Проанализировать используемые методы оценки качества финансового менеджмента, выявить их недостатки, предложить эффективные подходы к проведению оценки.

Методология. Исследование проведено с использованием экономико-математических, статистических и квалиметрических методов, а также агрегирования и математического анализа. Результаты. Выявлены недостатки методов, применяемых сегодня для оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного управления. Предложены направления применения новых методов для повышения достоверности оценки качества финансового менеджмента.

Выводы. Главным недостатком реализуемых на современном этапе моделей оценки качества финансового менеджмента является раздельное определение показателей качества по нескольким направлениям финансового менеджмента. Описанные и проанализированные авторами методы построения многопараметрических зависимостей с последующей их оптимизацией не способны обеспечить высокой точности решения поставленных задач. В данном случае может помочь система управления процессом, основанная на применении искусственного интеллекта, которая, в отличие от традиционной методики, позволит получать и регулировать количественные параметры качества финансового менеджмента.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

41-55 1026
Аннотация

Цель. Анализ особенностей и динамики развития частного финансирования сферы здравоохранения в мире и по группам стран, выявление тенденций, а также наиболее приемлемых направлений развития частного финансирования сферы здравоохранения.

Задачи. Установление динамики и структуры расходов на здравоохранение; изучение факторов, определяющих развитие частного сектора в здравоохранении; характеристика частных источников финансирования сферы здравоохранения; анализ структуры частных расходов на здравоохранение в разных группах стран; выявление наиболее перспективных и эффективных направлений развития частного финансирования сферы здравоохранения; определение основных критериев государственной политики по привлечению частного капитала в систему здравоохранения и анализ роли государства в формировании тенденций в развитии частного финансирования сферы здравоохранения. Методология. В процессе исследования использовались методы логического, статистического, сравнительного анализа; синтеза; дедукции и индукции.

Результаты. Желание правительств ряда стран мира повышать доступность и качество предоставляемых населению медицинских услуг, не нарушая принципы равенства и социальной справедливости, развития медицины, повышения социальной значимости здоровья, а также ожидания людей от системы здравоохранения, социально-демографические изменения в мире приводят к росту абсолютных и относительных показателей финансирования рассматриваемой сферы. Происходит расширение частного сектора здравоохранения. Рост расходов на эту сферу наблюдается в условиях и экономического роста, и экономического кризиса, хотя во время кризиса заметно и некоторое падение темпов роста расходов на здравоохранение. Анализ структурной динамики расходов позволяет выявить более значительный рост частных платежей по сравнению с государственными в докризисный, посткризисный период, а также в период кризиса. Вместе с тем средняя государственная/ страховая доля расходов на здравоохранение осталась постоянной (приблизительно 73 %), очевидна тенденция расширения частного финансирования, что обусловлено правовыми изменениями, поправками к социальному пакету и введением/расширением разделения затрат. При этом наибольший рост выявлен в отношении частного страхования.

В числе определяющих факторов при привлечении частных инвестиций в рассматриваемую сферу — экономическое развитие страны, абсолютные и относительные показатели государственного финансирования здравоохранения; объем, структура, качество медицинских услуг, предоставляемых в рамках национального страхования; эластичность государственных и частных расходов по доходу; а также особенности страны (культурные, исторические, географические, политические, социальные). Вместе с тем специфика медицинских услуг как товара и рынка медицинских услуг требует обязательного государственного регулирования деятельности частного сектора. Распространение частных платежей, как показывает опыт, снижает доступ к медицинским услугам, ухудшает показатели здоровья населения, создавая угрозу для национальной безопасности и предпосылки для повышения расходов на здравоохранение в перспективе. Высокие издержки при получении медицинской помощи, потеря дохода могут привести к финансовым катастрофам, что наблюдается и в развивающихся странах, и в развитых. Анализ источников частного финансирования показывает, что ДМС и соплатежи — наиболее солидарные и эффективные виды частных платежей. Поэтому прямые и неформальные платежи не могут быть альтернативным источником финансирования. В качестве основного механизма привлечения частного капитала они используются только в развивающихся странах, хотя в некоторой степени присущи развитым странам. В странах с высоким и средним уровнем дохода широко применяются наиболее надежные и эффективные виды частных платежей — частное медицинское страхование и соплатежи.

Выводы. Анализ динамики и структуры расходов на здравоохранение показывает, что рост частных расходов на здравоохранение превышает рост государственных расходов, и эта тенденция наиболее явно прослеживается в кризисный и посткризисный периоды. Расширение частного финансирования в определенной мере инициируется государством. Политика государства в привлечении частных средств подразумевает формирование дополнительного источника финансирования, не нарушая принципов социальной справедливости, солидарности, равенства и доступности медицинских услуг для граждан страны. Это подразумевает повышение доли государственного финансирования и совершенствование критериев приоритизиции при выборе медицинских услуг в государственный бесплатный пакет, снижение доли прямых и неофициальных платежей и стимулирование расширения ДМС и соплатежи с введением новых механизмов по повышению их социальной справедливости и равнодоступности.

56-63 430
Аннотация

Цель. Исследование возможности применения методов экосистемного управления для создания инновационных и цифровых экосистем в целях обеспечения устойчивого инновационно-технологического развития экономики, глобального технологического лидерства, воспроизводства высокотехнологичных направлений развития и инновационной среды.

Методология. На основе системного анализа и экосистемного подхода изучены формы и методы взаимодействия субъектов инновационных и цифровых экосистем.

Результаты. Анализ изменений научно-технологической политики Российской Федерации (РФ) показал, что на современном этапе экосистемное управление инновационно-технологическим развитием обеспечивает поддержку инноваций в приоритетных секторах цифровой экономики, гибкие меры привлечения госкорпораций к решению задач глобального инновационного рынка, формирует благоприятную инновационную среду, в том числе для развития высокотехнологичных производств в будущем.

64-73 2392
Аннотация

В настоящее время степень развития сферы услуг стала выступать важнейшим признаком развития общества. Проектирование систем оказания новых услуг предполагает использование такого инструмента, как бизнес-планирование. Формирование бизнес-плана дает возможность продуктивно и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, применять планирование в качестве действенного механизма управления. Исследование направлено на выявление особенностей и решение проблем, возникающих при разработке бизнес-планов для предприятий сферы услуг. Цель. Исследовать процесс развития методических аспектов бизнес-планирования для предприятий сферы услуг.

Задачи. Раскрыть сущность базовых подходов к определению бизнес-планирования и составлению типовых бизнес-планов; охарактеризовать ключевые проблемы разработки бизнес-планов для сферы услуг; выявить характерные особенности методики бизнес-планирования сервисных предприятий; определить ряд обязательных методических компонентов бизнес-плана для сферы услуг; обосновать целесообразность применения методических компонентов в практике бизнес-планирования сервисных предприятий.

Методология. В рамках исследования использованы методы системного и структурного анализа, стоимостного управления предприятием, оценки инвестиционных проектов, а также специфические методы бизнес-планирования: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Результаты. В статье рассмотрены базовые подходы к определению бизнес-планирования и составлению типовых бизнес-планов. Выделены типичные недостатки бизнес-планов, разрабатываемых для сферы услуг. На примере финансово-экономического обоснования бизнес-плана по открытию спортивно-гостиничного комплекса определены особенности бизнес-планирования в сфере услуг. Предложен ряд обязательных методических компонентов бизнес-плана для сферы услуг, сделаны выводы о целесообразности их применения в практике бизнес-планирования сервисных предприятий.

Выводы. По итогам исследования, в ходе которого выявлены особенности бизнес-планирования деятельности сервисных предприятий, можно порекомендовать к использованию ряд обязательных компонентов бизнес-плана для сферы услуг. Применение указанных компонентов в бизнес-планировании повысит точность и объективность расчетов при разработке бизнес-планов для предприятий сферы услуг.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)