№ 10 (2018)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
4-13 177
Аннотация
Настоящее исследование раскрывает некоторые тенденции и особенности современного состояния российской международной помощи развитию. Цель. Структурировать основные проблемы, сдерживающие восприятие официальной помощи развитию в качестве рационального и значимого элемента национальной внешнеэкономической стратегии. Задачи. Систематизировать причины, сдерживающие усилия российского правительства по продолжению и обновлению своей линии поведения в области международной помощи развитию; рассмотреть основные направления предоставления российской помощи в рамках Программы Развития ООН (UN DP). Материалы. Статистической базой исследования послужили данные о географическом распределении и размерах российской международной помощи, размещенные на официальном сайте Программы Развития ООН (UNDP); исследования, посвященные проблемам, сдерживающим эффективность международной помощи в целом и российской помощи развитию в частности. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассматриваются особенности современного состояния российской международной помощи развитию. Результаты. Выявлены проблемы, сдерживающие развитие российской международной помощи. Выдвигаются предположения о причинах, приведших к возникновению данных проблем. Рассмотрены аргументы, обосновывающие целесообразность официальной помощи развитию. Проанализированы основные показатели российской помощи развитию, осуществляемой через Программу Развития ООН, описываются зоны ограничений в сфере оказания международной помощи. Выводы. Выведение помощи развитию на глобальный уровень (в качестве цели устойчивого развития, которую необходимо достигнуть развитым странам) требует внимательного рассмотрения этого явления и адекватной интеграции во внешнеэкономическую политику. Ограниченность информации в отношении причин и результатов оказания нашей страной официальной помощи развитию в прошлом затрудняет формирование полноценного представления об этом инструменте внешнеполитического и внешнеэкономического влияния страны, а эволюционировавшие мировая система управления и принципы и условия оказания международной помощи создают новые сложности при обосновании целесообразности бюджетных трат.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
14-20 2112
Аннотация
В настоящее время экономическое пространство неотделимо от цифровых технологий. Поэтому в РФ формируется новая парадигма управления, в которой необходимо сочетание традиционных систем управления и системы управления в виртуальном пространстве. Следует учитывать, что если в традиционной экономике информационные технологии играют вспомогательную роль, то в цифровой экономике - это один из основных экономических ресурсов (активов). Цель. Оценка уровня функционирования и развития цифрового пространства, определяющего направления реструктуризации экономической политики стран и формирующих вектор цифровизации экономики. Задачи. Провести исследование подходов к оценке уровня развития цифровой экономики и систематизировать основные индикаторы в этой сфере; проанализировать индикаторы развития цифровой экономики в промышленности; предложить направления развития цифровой экономики России. Методология. Исследование базируется на системном подходе к оценке показателей цифровизации общества, статистических методах и проведении сравнительного анализа мировых подходов к оценке уровня развития цифровой экономики. Результаты. Проведена систематизация существующих международных подходов к оценке цифровизации экономических систем, предложена система показателей, характеризующих степень развития цифровой экономики. Выводы. Сгруппированы подходы к оценке уровня развития цифровой экономики как в российском, так и международном разрезе; определены основные направления развития цифровой экономики в РФ для повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
21-32 545
Аннотация
В исследовании рассматриваются актуальные вопросы развития фармацевтической промышленности в Армении. Цель. Выявить экспортно-ориентированный путь роста фармацевтической отрасли (в том числе фармацевтической продукции) в среднесрочной перспективе, с 2018 по 2020 г. Задачи. Провести анализ состояния фармацевтического рынка в Армении, обосновать возможность перехода и/или создания производства компаний в Армении как платформу для выхода на рынки Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Ближнего Востока. Методология. Исследование построено на основе общий научных методов познания, включая аналитический, методологический и элементы прогнозирования. С помощью аналитического метода исследования, прогнозов в разрезе поиска стратегий различных фармацевтических ТНК и статистических данных экспорта армянских фармацевтических продуктов и динамики роста отрасли на период 2010-2016 гг., опубликованных Национальной статистической службой Армении, UN Comtrade Statistics и других источников, был выявлен экспортно-ориентированный путь роста армянской фармацевтической отрасли. Результаты. Армения пытается привлечь компании (включая ТНК) или инвесторов (включая инвесторов и инвестиции, связанные с диаспорой) как из ЕАЭС, так и из других регионов, которые хотели бы проникнуть на рынки Евразийского экономического союза и Ближнего Востока и/или Северной Африки, иранский рынок, а также некоторые азиатские рынки. Местные производители станут более агрессивными, так как будут производить продукцию в соответствии со стандартами GxP и начнут выходить на новые рынки, сохраняя свое присутствие на существующих, стараясь увеличить свою долю, перейдя на производство более дорогостоящих дженериков и выведя их на существующий и новые рынки. Экспорт вакцин (для ветеринарной медицины) останется одной из ведущих статей экспорта отрасли. Создавая стратегические альянсы, армянские производители будут пытаться участвовать в открытых тендерах в России на региональном уровне, стараясь получить некоторые из них. Правительство Армении могло бы начать оказывать местным компаниям помощь в привлечении внешних подрядчиков и стать КПО для фармацевтических ТНК. Экспорт фармацевтической продукции в 2020 г. может быть увеличен как минимум вдвое и составить около 35-40 млн долл. Выводы. После периода относительно низкого роста сектора аутсорсинга Запада, который начал репатриацию производства с Востока, и в сочетании с инфляционным ростом расходов Армения имеет шансы стать платформой для тех компаний, которые хотели бы рассмот реть возможность перехода и/или создания производства в Армении, таким образом проникая на рынки Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Ближнего Востока и/или североафриканских рынков, и/или быть ориентированными на производство активных фармацевтических ингредиентов в среднесрочной перспективе. Полученные результаты могут быть использованы Министерством экономического развития и инвестиций Республики Армения и Business Armenia.
33-38 195
Аннотация
Исследование посвящено аспектам миграции рабочей силы на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Цель. Проанализировать основные процессы трудовой миграции на пространстве ЕАЭС в разрезе уровня образования, профессиональных групп и стран происхождения. Задачи. Сравнить профессиональные группы иностранцев - трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, прибывших в Россию для работы; рассмотреть динамику численности граждан Армении, Казахстана, Киргизии, получивших разрешение на осуществление трудовой деятельности в России с 2011 по 2016 г.; выявить численность российских граждан, выехавших с 2005 по 2016 г. на работу за границу по уровню их образования. Методология. В проведенном исследовании применялись такие количественные методы исследования, как сбор и сравнительный анализ статистических данных, характеризующих тенденции трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе. Результаты. Выявлена динамика миграции трудящихся между Россией и другими странами, входящими в ЕАЭС. Выводы. Российский рынок труда является привлекательным для иностранной рабочей силы, при этом среди профессиональных групп преобладают представители неквалифицированных рабочих, а также занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Выезд из России обладателей высшего образования для трудовой деятельности за границей увеличился с 2005 по 2016 г. в 1,5 раза.
39-49 569
Аннотация
Настоящее исследование направлено на анализ специфики экономических и управленческих компонентов предпринимательской деятельности, характерных для Китайской Народной Республики и для Республики Саха (Якутия), Россия. Цель. Определить особенности развития малого и среднего бизнеса в Китайской Народной Республике и в крупном российском регионе - Республике Саха (Якутия), выявить то, что сближает бизнес двух стран в экономическом плане и в плане развития менеджмента, дабы использовать результаты для успешного международного сотрудничества территориально близких регионов. Задачи. Выявить тенденции развития малого и среднего бизнеса в КНР и в Республике Саха (Якутия) с точки зрения экономического анализа; используя компаративный анализ, сравнить деловые культуры в КНР и в РС(Я); использовать справочную таблицу Г. Хофстеде для анализа национального менеджмента в двух странах; провести эмпирический анализ технологий управления персоналом на идентичных предприятиях малого бизнеса в Китае и в Якутии; выявить основы для успешного сотрудничества предпринимателей КНР и РС(Я), сделав акцент на кросс-культурные аспекты менеджмента. Методология. Методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных авторов по менеджменту и социологии; методология общенаучного комплексного анализа и синтеза при сравнении общих параметров развития предпринимательства в РС (Я) и КНР; сопоставительный анализ вторичных статистических данных; четырехфакторная модель культуры Г. Хофстеде; кросс-культурный анализ бизнеса в КНР и в РС (Я); case-study как одна из методик качественной эмпирической социологии. Результаты. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП Китая в процентном отношении почти в три раза больше соответствующих показателей по России. Высок индекс деловой активности малых предприятий Китая, в Китае в большей степени, нежели в России, развита господдержка малого и среднего бизнеса. Основа китайского менеджмента - система «гуан-хи», менеджмент в КНР опирается на три основных принципа: повиновение, терпение и упорство. Российский менеджмент - это симбиоз западного и восточного подходов к управлению персоналом. Для российской модели характерны: индивидуальный характер принимаемых решений (как в западной модели) и медленный карьерный рост, коллективные моральные ценности (как в восточной модели). Использование справочной таблицы Г. Хофстеде продемонстрировало, что по четырем основным параметрам деловой культуры Китай и Россия похожи, а по некоторым параметрам даже идентичны. Сравнительный анализ двух case-study из опыта управления малым бизнесом в Китае и в России на эмпирическом уровне показал, что топ-менеджеры малого бизнеса в обеих странах любят экспериментировать, использовать новые технологии управления, заботятся о развитии корпоративной культуры. Выводы. Исходя из осуществленных в исследовании экономического и социологического анализа развития предпринимательства в КНР и в Республике Саха (Якутия) можно сделать вывод, что подходы к управлению бизнесом весьма схожи, а следовательно, есть основы для успешного сотрудничества и взаимодействия предпринимателей Китая и Якутии.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
50-60 172
Аннотация
В статье на основе применения метода бенчмаркинга к анализу опыта формальной институционализации и осуществления национальной промышленной политики выделены передовые практики, оценены возможности их адаптации к условиям России и предложены направления, обеспечивающие ориентацию политики на неоиндустриализацию и восстановление промышленного потенциала как фактора устойчивого экономического роста. Цель. Структурировать этапы и элементы процесса институционализации неоиндустриальной, промышленной политики, реализуемой в США и Евросоюзе, и на основе выделения лучших мировых практик предложить направления ее институционализации в России. Задачи. Применить метод бенчмаркинга к анализу опыта осуществления национальной промышленной политики, определить наиболее перспективные практики, дать оценку возможностям их применения в отечественных условиях, предложить векторы ориентации экономической политики на неоиндустриализацию и восстановление промышленного потенциала страны. Методология. В настоящей использованы результаты анализа опыта осуществления на циональной промышленной политики в условиях развитых экономики, на базе которых с использованием метода бенчмаркинга выявлены наиболее предпочтительные пути развития промышленного производства Российской Федерации. Результаты. После глобального кризиса 2008-2009 гг. в развитых странах в результате кризиса постиндустриальной доктрины реализуется активная промышленная политика, направленная на неоиндустриализацию. В США в рамках «новой экономической модели» Д. Трампа осуществляется переход к усилению регулирования промышленного развития и протекционизму, в Евросоюзе - к формированию открытого единого рынка с понятными правилами равного доступа для всех государств-членов. Развитые страны, реализуя различные модели экономического развития, ориентируются на возрождение промышленного потенциала и формирование модели экономического роста за счет совершенствования предложения: развитие инфраструктуры, внедрение новейших технологий, селективная поддержка отдельных стратегически значимых компаний и секторов экономики. В качестве наиболее эффективных инструментов достижения этой стратегической цели, как показывает бенчмаркинг мирового опыта, выступают механизмы интенсификации внедрения технологий Индустрии 4.0, массовизация которых позволила западным ученым отмечать наступление четвертой промышленной революции. Выводы. На основе бенчмаркинга опыта реализации новой промышленной политики развитых экономик разработаны рекомендации по ускорению процесса ее институционализации в условиях России, вступившей в этап посткризисного развития. Активная промышленная политика обеспечивает эффективную реализацию ряда факторов ускорения экономического роста, прежде всего совершенствование инфраструктуры. Институциональное проектирование активной промышленной политики должно осуществляться на всех трех уровнях институциональных оснований функционирования экономики. При этом необходимыми условиями ускорения индустриального развития выступают: институционализация взаимосвязей между государством, инвесторами и промышленным бизнесом, формирование вертикально интегрированных цепочек создания стоимости и содействие внедрению новейших технологий Индустрии 4.0.
61-67 119
Аннотация
В исследование затрагиваются актуальные вопросы динамики сбытовых и сетевых надбавок к цене электроэнергии. Цель. Проанализировать результаты по этапам реформирования электроэнергетики, динамику цен на электроэнергию для промышленных потребителей с 2008 по 2016 г., влияние этих цен на динамику производства, влияние платежей по договорам предоставления мощности на цену электроэнергии. Задачи. Рассмотреть результаты приватизации генерирующих компаний в 2008 г., результаты введения метода RAB в 2011 г., использования платежей по договорам предоставления мощности на различные нужды, в том числе строительство объектов зеленой энергетики. Методология. При помощи анализа официальной информации Росстата, правительственных постановлений, цифр, приводившихся в официальном правительственном издании «Российская газета», а также анализа статей и интервью в газете «Коммерсантъ» были выявлены проблемы, образовавшиеся в отрасли электроэнергетики и у потребителей электроэнергии. Результаты. Введение платы по договорам предоставления мощности - один из факторов роста цен на электроэнергию. В России для промышленных потребителей они выросли на 70%, а в Сибирском федеральном округе - на 141% за этот период. В современных условиях широкое использование этого механизма становится спорным. Выводы. В сфере производства электроэнергии в результате сговора бизнесов образовались олигополии с целью максимизации прибыли. В сетевом бизнесе большая часть активов принадлежат государству. Эти факторы препятствуют реформационным механизмам. Для решения выявленных проблем требуется участие академических и отраслевых институтов, располагающих приемами и инструментами для разработки стратегических прогнозов развития электроэнергетики, позволяющих оценить инновационные и инвестиционные возможности и риски в этой базисной отрасли экономики.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
68-74 189
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение основных процессов инновационного развития региональных предпринимательских структур, определяющих бизнес-модель деятельности в условиях структурной перестройки российской экономики. Цель. В соответствии с тенденциями мировой и российской экономики осуществить анализ состояния и тенденций инновационного развития предпринимательской деятельности на региональном уровне управления в России. Задачи. Выявление значимых факторов, определяющих формирование модели эффективной системы управления предпринимательской деятельности в РФ. Методология. В настоящей работе с помощью методических подходов менеджмента в различных аспектах рассмотрены инновационные изменения в предпринимательской деятельности, которые происходят в рамках российских предпринимательских структур с учетом быстро меняющейся внешней среды. Результаты. Российские регионы рассматриваются как комплексная социально-экономическая система, в которой особое место занимают инновационные процессы, обеспечивающие повышение конкурентоспособности и интенсификации деятельности хозяйствующих субъектов и инвестиционный потенциал, формируемый в результате создания благоприятных условий для привлечения финансовых потоков. Оптимальная система управления должна обеспечивать поступательное развитие экономического, социального, ресурсного и экологического блоков, которые направлены на социально-экономическое развитие региона. Управленческие решения должны обеспечивать устойчивость функционирования модели экономического роста России в долгосрочной перспективе. Глобальный экономический кризис и стагнация экономики приводит к снижению эффективности в системе управления инновационной деятельности предпринимательских структур из-за нарушения причинно-следственных связей между отдельными подразделениями и дефицитом финансовых ресурсов. Выводы. Факторы институциональной среды связаны с осуществляемыми на макроуровне экономики административными реформами, стадией цикла развития мировой экономики и инвестиционным потенциалом региона, которые оказывают влияние на условия стабильного ведения предпринимательской деятельности. Проблема стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов РФ в большей степени связана с институциональными преобразованиями.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
75-79 380
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение основных принципов и проблем, возникающих в процессе ценообразования на судостроительную продукцию, в том числе при финансировании строительства судна. Цель. Структурировать и проанализировать современные способы финансирования постройки судна как ключевого элемента в формировании цены судна и принятии решения о начале строительства. Задачи. Рассмотреть различные виды условий финансирования и форм расчетов с заказчиком; изучить преимущества и недостатки различных видов финансирования строительства судна; определить область применения приведенных методик финансирования. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены основные виды финансирования, применяемые в сфере судостроения, выявлены проблемы и определены основные взаимосвязи. Результаты. Выбранная форма финансирования судна имеет ключевое влияние на конечную цену готового судна. Этот фактор был не существенным в условиях плановой экономики в связи с тем, что строительство судов полностью финансировалось из государственного бюджета. Сегодня судостроительное предприятие является равноправным участником рыночных отношений и вынуждено думать не только о снижении затрат на постройку судна, но и о снижении стоимости финансирования. В исследовании приведены формулы расчета суммарной стоимости постройки судна при различных контрактных условиях и выявлены их особенности. Выводы. Изучение различных условий финансирования позволяет выявить основные преимущества и проблемы, возникающие у судостроительного предприятия при выборе определенной формы финансирования строительства судна, что в свою очередь позволит верфи снизить издержки финансирования в каждом конкретном случае, повысить конкурентоспособность готовой продукции и в конечном счете эффективность деятельности всего предприятия.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
80-87 514
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение отельных аспектов деятельности совета директоров в эпоху Четвертой промышленной революции. Цель. Оценить роль совета директоров в условиях цифровой трансформации бизнеса. Задачи. Проанализировать определения термина «цифровая трансформация бизнеса» и сформулировать собственное определение; выявить наиболее распространенные проблемы, стоящие перед компаниями в условиях цифровой трансформации бизнеса; определить задачи, стоящие перед советом директоров в условиях цифровой трансформации бизнеса. Методология. В исследовании применяются методы сравнения, анализа, систематизации информации и экспертных оценок. На основе методов научного анализа и синтеза информации предлагается собственное определение «цифровой трансформации бизнеса»; с помощью экспертного опроса и существующих исследований выявляются основные проблемы, с которыми сталкиваются компании в условиях цифровой трансформации бизнеса, и на основе анализа функций совета директоров автором предлагаются задачи совета директоров и выявляется роль совета директоров при цифровой трансформации бизнеса. Результаты. Автор предлагает собственное определение термина «цифровая трансформация бизнеса», понимая его как «изменение в парадигме управления и организации бизнеса, основанное на быстром, гибком и непрерывном изменении взаимодействия с внешней средой и внутри компании, при котором цифровые технологии выступают инструментом, благодаря чему компания переходит в новую стадию развития, позволяющую повышать собственную эффективность с использованием имеющихся и/или дополнительных ресурсов новым способом». Отмечается, что проекты цифровой трансформации сталкиваются с рядом проблем, в связи с чем перед советом директоров встают дополнительные задачи в эпоху Четвертой промышленной революции. Выводы. Понимание сущности цифровой трансформации бизнеса, а также наиболее распространенных проблем, связанных с трансформацией и решение предлагаемых автором задач, позволит совету директоров наиболее эффективно выполнять свою роль при цифровой трансформации бизнеса - осуществлять разработку, мониторинг, гибкую и быструю адаптацию стратегии и соответствующих рисков для поддержания конкурентоспособности или завоевания отраслевого лидерства в цифровой экономике, а также снижают риски провала проекта цифровой трансформации.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)