№ 8 (2017)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
4-8 112
Аннотация
В современной рыночной экономике государственный сектор использует в своей деятельности элементы предпринимательской деятельности. Коммерциализация коснулась и социальной сферы, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Это является общемировой тенденцией, в большей степени распространенной в странах, придерживающихся либеральной модели экономики. Несмотря на разные точки зрения отечественных экспертов, изменения происходят и в России. Цель. Одной из самых острых проблем пост-переходной экономики является повышение эффективности и оптимизация управления социальной сферой. В связи с этим поставлена цель выявить закономерности управления в одной из ключевых отраслей - ЖКХ. Задачи. В ходе исследования поставлены задачи проанализировать состояние рынка жилищно-коммунальных услуг, определить ключевые факторы его функционирования, проблемы и коллизии управления, сформулировать рекомендации. Результаты. Представленные выводы и рекомендации носят достаточно общий характер. Тем не менее выявлены проблемы и противоречия управления данной сферы, дан анализ текущего состояния и перспективы реформирования в соответствии с требованиями рыночной экономики.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
9-14 179
Аннотация
Настоящее исследование направлено на разработку методов оценки цифрового неравенства и уровня информатизации районных образований на примере Рязанской области. Цель. Существующие методы оценки уровня развития информационного общества базируются на международных показателях и применяются для оценки уровня информатизации субъектов Российской Федерации. За основу оценки берутся статистические данные Росстата и федеральных министерств. В целом методики выполняют свою роль, однако особенностью субъектов РФ являются их огромные размеры, внутри которых районные образования имеют существенные отличия по уровню социально-экономического развития. Информатизация без учета этих особенностей приводит к углублению цифрового разрыва и социального неравенства. Различие и особенности развития районных образований требуют дифференцированного подхода при решении вопросов информатизации, а для этого необходима объективная оценка каждого районного образования по ряду показателей. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены существующие методы оценки уровня информационного развития и выявлены недостатки. На основании анализа и обобщения показателей социально-экономического развития районных образований Рязанской области выявлены тенденции, определены перечень и критерии наиболее значимых показателей. Результаты. Разработана методика оценки уровня информатизации районных образований. Определен перечень наиболее значимых показателей уровня информационного развития районных образований. Разработанная методика позволяет вести оценку каждого из 25 районных образований области, сравнивать их другими районами, выявлять слабые и сильные стороны развития района, оценивать уровень неравенства как по отдельным показателям, так и по интегральному показателю. Методика и матрица показателей могут быть расширены и дополнены новыми показателями в зависимости от изменения задач по оценке и изменения экономической ситуации, позволяют прогнозировать изменение интегрального показателя при изменении значения конкретного показателя. Использование текущей информации региональных министерств и статуправлений при сборе статистики позволяет сократить запаздывание в оценке до 6 месяцев вместо 2-2,5 года по существующим методам. Выводы. Реализация программы цифровой экономики позволит не только ускорить социально-экономическое развитие страны и поднять качество жизни населения на уровень развитых стран, но и упрочить позиции страны на мировом рынке. Однако развитие цифровой экономики во многом определяется развитостью и уровнем информатизации социально-экономической среды. Постоянный мониторинг состояния социально-экономической среды, оперативное управляющее воздействие на устранение недостатков требует качественных оценок ситуации и возникающих проблем. Применение разработанной методики предоставляет органам власти объективный инструмент для принятия мер административного и финансового воздействия для повышения эффективности работы на уровне районных образований субъекта РФ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
15-19 200
Аннотация
Несмотря на поддержку со стороны государства на протяжении не одного десятилетия, малое и среднее предпринимательство развивается, но не в тех темпах, какие ожидаются государством. Выходом из сложившейся ситуации может стать стандартизация кредитных продуктов для малых и средних фирм и процесса кредитования, что в значительной степени упрощает процедуру оценки кредитоспособности заемщиков, снижает издержки кредитования. Цель. Изучить проблемы и стандарты кредитования малого и среднего бизнеса, разработать комплекс мероприятий по увеличению доступности кредитов для малого и среднего бизнеса. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания, результатов исследований зарубежных ученых и на базе оценочных данных Росстата, ОПОРЫ России. Результаты. Стандарты кредитования малого и среднего бизнеса имеют потенциал решения проблемы заимствований для субъектов малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, также продвинет и саму банковскую систему к эффективным подходам и действенным инструментам регулирования системы кредитования. В статье представлены результаты исследования проблемы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлена качественная зависимость между кредитной политикой в отношении малого и среднего бизнеса и их финансовой автономностью. Предложены мероприятия, направленные на увеличение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса.
20-28 188
Аннотация
Данное исследование посвящено вопросам совершенствования систем менеджмента качества (СМК) образовательных организаций и повышения качества образовательных услуг посредством учета требований стандартов ИСО различных семейств на базе основного стандарта - ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Цель. Рассмотреть возможность применения требований различных стандартов ГОСТ Р ИСО в СМК образовательной организации и преимущества такого применения. Задачи. Обозначить способы комплексного применения (слияния) различных стандартов ИСО для совершенствования СМК образовательной организации и повышения эффективности образовательных услуг в целом. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (анализ, индукция, дедукция) рассматриваются вопросы, связанные с применением стандартов ИСО различных семейств в действующей СМК организации. Результаты. Способом, который, на наш взгляд, необходим для повышения эффективности уже действующей СМК, а также для повышения эффективности и конкурентоспособности образовательных услуг в целом, может стать применение требований стандартов различных семейств. В случае с образовательными организациями представляется уместным говорить о слиянии, когда уже внедренная и действующая по модели ГОСТ Р ИСО 9001-2015 СМК могла бы стать основой для присоединения, наращивания и развития компонентов других стандартов ИСО. Слияние можно осуществить, используя стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества» (ISO 10014:2006). Приложение B данного стандарта помогает образовательной организации определить методологию, используемую для достижения финансового и экономического эффекта. Еще один стандарт, подходящий для применения в сфере образования, - ГОСТ Р ИСО 9004-2010 (ISO 9004:2009) «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации». Применение этого стандарта позволило авторам выявить определенный дисбаланс между реализацией основных и обеспечивающих процессов и уровнем зрелости в выстраивании главной стратегии и ее развертывании в образовательной организации. Выводы. Совершенствование СМК посредством комплексного применения стандартов ИСО для повышения эффективности и систем менеджмента, и образовательных услуг осуществимо при соблюдении таких условий, как: 1) внедрение элементов (как минимум) стандартов ГОСТ Р ИСО 10014-2008, ГОСТ Р ИСО 9004-2010, ГОСТ Р ИСО 20121-2014 и ГОСТ Р ИСО 22301-2014 с последующим слиянием систем менеджмента (когда СМК, построенная по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, становится основой для присоединения, наращивания элементов остальных стандартов); 2) разработка главной (корпоративной) стратегии образовательной организации, ее политики в области качества, а также целей в области качества по уровням с учетом требований всех указанных стандартов; 3) выстраивание системы управления рисками, их классификация, составление оптимального реестра рисков образовательной организации с учетом требований и методик, в том числе указанных стандартов; 4) применение моделей делового совершенства на систематической основе, как одного из методов, предлагаемых ГОСТ Р ИСО 10014-2008, а также систематическое проведение самооценки по методике стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010.
29-36 164
Аннотация
Цель. Рассмотреть возрастание теоретического и практического интереса к использованию преимуществ управления потребительской ценностью в процессе функционирования и развития предпринимательских структур, особенно работающих в сфере инновационно-ориентированного, социально направленного бизнеса. Материалы и методы. Проанализированы потребительская ценность и характер ее применения в управлении развитием конкретных предприятий Санкт-Петербурга. Для оценки действующих предприятий и выявления их конкурентных преимуществ на занимаемом рынке использован кейсовый метод. Результаты. Даны рекомендации по выбору направлений совершенствования предпринимательской деятельности в целях обеспечения конкурентных преимуществ предприятий с учетом специфики занимаемого рынка и социальной значимости выпускаемой продукции.
37-47 406
Аннотация
Данное исследование направлено на оценку современных тенденций и особенностей косвенного налогообложения трансграничных сделок в электронной коммерции. Цель. Исследовать основные элементы налогообложения НДС и таможенными пошлинами в электронной торговле на современном этапе. Задачи. Определить основные особенности применения НДС и таможенных пошлин при налогообложении международной электронной торговли, а также основные проблемы в этой сфере и направления их решения. Методология. В работе использовались методы логического обобщения, сравнительного и графического анализа данных. Результаты. Развитие цифровой экономики привело к существенному росту возможностей для осуществления покупок и обслуживания потребителей по всему миру без обеспечения физического присутствия в стране потребителя. Часто это приводит к отсутствию или относительно низким суммам косвенных налогов, которыми облагаются такие транзакции, приводя к потере доходов бюджета и нарушению правил равной игры между продавцами-резидентами и продавцами-нерезидентами. Для экономических агентов отсутствие международных признанных стандартов взимания налога приводит к повышению рисков потери дохода и росту издержек соблюдения налогового законодательства. Для правительств это создает риски потери доходов бюджета и сворачивания торговли, а также рост издержек администрирования при контроле значительного количества транзакций с низкой стоимостью. Выводы. Определено, что ключевой проблемой, связанной с косвенным налогообложением в цифровой экономике, является торговля услугами и нематериальными товарами в условиях, когда потребитель и поставщик этих услуг находятся в разных юрисдикциях. Развитые страны мира разработали и внедрили ряд практических инициатив, направленных на минимизацию рисков возникновения мошенничества при трансграничных операциях в электронной торговле. Эти инициативы связаны прежде всего с обеспечением быстрого обмена актуальной информацией в налоговых и таможенных органах, а также выборочным предоставлением льготных режимов налогообложения для определенных секторов цифровой экономики.
48-53 186
Аннотация
В статье проведен анализ особенностей и присущих характеристик взаимодействия аэропортовых предприятий (АП) и авиакомпаний (АК) на рынке транспортных услуг, дано определение понятия «стратегическое взаимодействие АП и АК», выполнены исследования параметров и сфер стратегического взаимодействия АП и АК, сделан вывод о необходимости совместной разработки стратегии взаимодействия АП и АК. Цель. Определить направления развития и повышения эффективности деятельности АП и АК на рынке авиатранспортных услуг. Задачи. Выполнить анализ факторов, определяющих функционирование предприятий воздушного транспорта. Выявить специфику взаимодействия АП и АК, обусловленную особенностями управления и функционирования. Определить параметры и выделить сферы стратегического взаимодействия АП и АК. Проанализировать возможность и необходимость разработки совместных стратегий развития АП и АК. Методология. В настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности взаимодействия АП и АК, определены основные направления их стратегического взаимодействия в целях повышения эффективности их деятельности. Результаты. Выполнен анализ и отбор факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и взаимодействие АП и АК, исследованы особенности и присущие характеристики взаимодействия АП и АК, выделены параметры и сферы стратегического взаимодействия аэропортовых предприятий и авиакомпаний, позволяющие осуществлять обоснованный выбор модели управления стратегическим взаимодействием и совместную разработку стратегий развития АП и АК. Выводы. Воздушный транспорт - сложная система, четкость и эффективность работы которой зависят от многих факторов, одними из которых являются стратегическое взаимодействие взаимосвязанных элементов - АП и АК и формирование совместных эффективных стратегий развития.
54-66 515
Аннотация
Настоящее исследование направлено на разработку инструментария оценки инновационного потенциала интегрированных промышленных структур (ИПС), являющихся одной из перспективных форм организации промышленного производства в условиях современной экономики. Цель и задачи. Разработать методику оценки инновационного потенциала ИПС, включая подход, этапы и алгоритм оценки. Методология. В настоящей работе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, функционального и структурного анализа. При разработке методики оценки инновационного потенциала ИПС применялись системный подход, статистические и аналитические методы обработки информации. Результаты. Высокий инновационный потенциал является одним из факторов эффективного инновационного развития хозяйствующих субъектов, но вместе с тем в настоящее время не существует единого понимания данной экономической категории. В рамках данного исследования предложен подход к определению и оценке инновационного потенциала ИПС, разработан инструментарий его оценки, включая методику, позволяющую оценить инновационный потенциал ИПС с учетом таких их особенностей, как степень целостности и возникновение синергетического эффекта. Выводы. Исследование и оценка инновационного потенциала ИПС позволяет не только определять эффективность их инновационной деятельности, но также оценивать и прогнозировать уровень их инновационного развития, что необходимо для разработки промышленной и инновационной политики отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
67-74 126
Аннотация
Функционирующие активы индустрии моды, являясь составной частью креативной экономики, требуют специфических основ и междисциплинарных знаний для своего успешного развития. В рамках данной работы впервые применяется методика финансовой стратегии как научная основа для разработки стратегии развития отдельного актива - инновационно-инвестиционного проекта в индустрии моды. Предмет. Учитывая современный государственный курс на модернизацию отраслей промышленности, сектор легкой промышленности является приоритетным в данном направлении государственной политики. Цели. Исследовать методологию построения финансовой стратегии и внедрить в реальный объект креативной экономики в секторе индустрии моды. Методология. В исследовании с помощью методологии финансовой стратегии В. Л. Квинта разработана стратегия развития инновационно-инвестиционного проекта в сфере легкой промышленности. Результаты. Методология финансовой стратегии играет ведущую роль при определении будущего проекта. В динамично развивающемся мире необходимо детально прорабатывать внутреннюю и внешнюю среду объекта стратегии. Для инновационно-инвестиционного проекта «Салон российского дизайна „ЛУК”»© как отдельного актива в креативной экономике была разработана стратегия развития на основании методики финансовой стратегии. Для проекта были проанализированы имеющиеся тенденции в мире и в России, выявлены стратегические приоритеты на основе специфических интересов и ценностей, разработаны концепция стратегии и стратегические сценарии, предложены тактики.
75-81 157
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению специфики взаимодействия властных государственных и предпринимательских структур, факторов, влияющих на развитие их отношений, уточнению понятия взаимодействия в теоретическом аспекте, рассмотрению стратегий взаимодействия этих структур в постсоветской России и выявлению проблем при их реализации. Цель . Выявить характерные российские черты развития взаимодействия властных и предпринимательских структур в процессе формирования рыночной среды. Задачи. Изучить факторы, влияющие на особенности формирования взаимоотношений властных и предпринимательских структур. Уточнить понятие «взаимодействие властных и предпринимательских структур». Рассмотреть эволюцию стратегий взаимоотношений властных и предпринимательских субъектов. Методология. В настоящей работе используются методы системного и комплексного анализа структуризации форм и механизмов взаимодействия субъектов властных и предпринимательских структур. Эти методы позволили провести последовательный анализ специфики взаимодействия властных государственных и предпринимательских структур, факторов, влияющих на развитие их отношений, выявить наиболее характерные стратегии взаимодействия. Результаты. Анализ научной литературы по проблемам формирования взаимоотношений властных и предпринимательских структур позволил выделить негативные факторы этих процессов, институциональные особенности их взаимоотношений в экономически развитых странах, выделить стратегии их развития в России. Выводы. В течение последней четверти века произошли процессы институциализации отношений между властью и бизнесом, менялись стратегии их взаимодействия, возникли общественные организации предпринимательского сообщества. Характер взаимодействия между властными и предпринимательскими структурами стал меняться в сторону формализации и прозрачности переговорных процессов.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)