Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 7 (2017)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-8 499
Аннотация
В настоящем исследовании дается характеристика основных направлений деятельности государственных органов управления в развитии и обеспечении конкурентоспособности региона с учетом формирования, совершенствования, развития человеческого капитала с целью его вовлечения в процесс общественного воспроизводства на современном этапе экономического развития страны. Цель. Продемонстрировать важнейшие проблемы государственных органов управления в обеспечении конкурентоспособности региона, устойчивых темпов роста экономики и качества жизни населения. Задачи. Рассмотреть на примере Санкт-Петербурга человеческий капитал как ведущий фактор повышения конкурентоспособности города и показать, насколько качественно и эффективно он используется в рыночных условиях. Методология. Используется объективная и комплексная оценка человеческого капитала и инвестиционных процессов в городе с целью выработки на этой основе управленческих решений, влияющих на конкурентоспособность города. Это вызвано тем обстоятельством, что человеческий капитал, имеющийся в Санкт-Петербурге, во многом определяет эффективность инвестиционных процессов и является основной движущей силой, обуславливающей развитие инвестиционных процессов. Результаты. В результате применения метода сравнения и аналитического метода констатируется, что на современном этапе экономического развития Санкт-Петербурга потенциал человеческого капитала как особого ресурса, обеспечивающего экономический рост и национальную конкурентоспособность, используется не полностью. Выводы. Рассмотрено влияние человеческого капитала на конкурентоспособность города и отражены активные мероприятия, проводимые органами государственной власти Санкт-Петербурга, направленные на эффективное формирование и развитие человеческого капитала с учетом экономического развития хозяйства города.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

9-18 131
Аннотация
Предмет. В статье рассматриваются формы и инструменты государственной кластерной политики, демонстрируются механизмы формирования и реализации рисков при реализации такой политики на основе мирового и российского опыта исследования данной проблематики применительно к трансграничной кластеризации. Цель. Исследование структуры рисков реализации государственной кластерной политики, а также принципиальные различия рыночного и государственно-административного векторов формирования кластеров, обосновываются пути оптимизации деятельности государства при поддержке кластеризации экономики. Методология. На основе использования методов системно-структурного анализа и контент-анализа нормативных и справочных источников показывается, что доминирование государства в процессах кластеризации может нивелировать эффективность последней, ограничивая потенциал рыночных инструментов самоорганизации кластерного процесса, в том числе в трансграничном аспекте. Результаты. Показано, что трансграничное кластерообразование является механизмом роста развитых и конкурентных экономик, продемонстрирована связь такого рода кластеризации с рыночным процессом, обосновано представление о рисках (недостатках) государственной политики кластеризации, механизмах влияния таких рисков на снижение эффективности процесса кластеризации, необходимых мерах оптимизации соответствующей политики для максимизации ее общеэкономических эффектов. Выводы. Доказано, что в целях повышения эффективности государственной кластерной политики ее доминантным вектором должны стать трансграничная кластеризация и формирование адекватных ей условий (защита прав, открытость, свобода торговли, доверие в экономике). Данный подход должен сопровождаться переносом центра тяжести государственных усилий с «замещения» рынка (что не дает общесистемного эффекта) на задействование рыночного потенциала кластеризации. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при модернизации государственной кластерной политики, разработке документов, регулирующих обеспечение данного процесса, стратегий и программ формирования условий кластеризации экономики в обозначенных выше сферах (защита прав, торговля, международное взаимодействие).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

19-24 122
Аннотация
Настоящее исследование направлено на обоснование и поиск форм кооперации и интеграции предприятий льнопродуктового подкомплекса агропромышленного комплекса (АПК) России. Цель. Обосновать необходимость комплексного подхода к управлению предприятиями льнопродуктового подкомплекса АПК. Задачи. Проанализировать современное состояние и тенденции развития льнопродуктового подкомплекса АПК РФ, провести комплексный анализ технологической цепочки движения льнопродукции между предприятиями различных отраслей в процессе ее производства, переработки и сбыта, предложить возможные организационные формы интеграции и кооперации, определить меры государственной поддержки и развития. Методология. В данной статье применена методология комплексного анализа и синтеза к функционированию предприятий различных отраслей льнопродуктового подкомплекса АПК страны. Результаты. В настоящее время в России сокращается производство льна и изделий из него, что приводит к деградации сельских территорий. Россия постепенно утратила свои позиции мирового лидера в экспорте льна. Так как первичная продукция льна-долгунца (льнотреста) в чистом виде без переработки не имеет практического применения, ее транспортировка сопряжена с высокими затратами вследствие больших объемов при малом удельном весе. Льнопродуктовый подкомплекс требует особого государственного регулирования под началом единого федерального центра, единой согласованной политики, стимулирования процессов кооперации и интеграции. Для развития льноводства и льнопереработки государству необходимо принять ряд мер налоговой и кредитной политики. Учитывая необходимость слаженной работы всех звеньев технологической цепи производства продукции из льна, необходимо развивать отрасль на основе интеграции и кооперации - в виде таких форм, как сельскохозяйственные потребительские кооперативы, частные льноперерабатывающие предприятия, в том числе холдинги, государственно-кооперативные объединения, государственно-частные объединения и льняные кластеры. Выводы. Комплексный подход к развитию льноводства и льнопереработки позволит не только восстановить лидирующие позиции России на мировом рынке, но и повысить занятость и уровень доходов в сельской местности.
25-34 92
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение содержания феномена устойчивости развития туристических дестинаций с разработкой методического инструментария его оценки. Цель. Обосновать параметры теоретической модели устойчивости развития туристической дестинации и разработать методику ее оценки, адаптированную для целей управления устойчивым развитием территорий, на которых сконцентрировано оказание туристических услуг. Задачи. Уточнить организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли, разработать теоретическую модель устойчивости развития туристической дестинации, обосновав состав, содержание и метрики расчета показателей ее оценки. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания уточнены организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли и содержание элементов теоретической модели устойчивости ее развития, позволившее предложить методику расчета показателей ее оценки. Результаты. Рассмотрены организационно-экономические основы функционирования туристической отрасли. Уточнено содержание категории «устойчивое развитие туристических дестинаций», под которым авторы предлагают понимать непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития территорий, на которых сконцентрировано производство и потребление туристических продуктов, предполагающий совершенствование сферы оказания туристических услуг, обеспечивающее в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды рост национальной (региональной) экономики и положительно влияющее на имидж страны (региона). На основе анализа используемых в российской туристической отрасли методик и алгоритмов рейтинговых оценок уровня развития и конкурентоспособности туристических дестинаций, скорректированных в соответствии со сформулированными в статье методологическими принципами, предложена методика оценки устойчивого развития туристической дестинации, состоящая из пяти групп метрик, по числу выделяемых ключевых факторов устойчивости развития туристической дестинации. Выводы. Уточнение содержания теоретической модели устойчивости развития туристической дестинации с обоснованием состава ключевых факторов и методологических принципов ее оценки позволяет предложить работающий инструментарий управления сбалансированным развитием территорий, на которых сконцентировано производство и потребление туристических продуктов.
35-40 330
Аннотация
Настоящее исследование посвящено анализу и оценке эффективности стратегии инновационного развития малого инновационного предприятия. Цель. Разработать интегральный показатель оценки эффективности стратегии инновационного развития в условиях ограниченных ресурсов малого инновационного предприятия. Задачи. Проанализировать специфику и возможности использования сбалансированной системы показателей при формировании стратегии инновационного развития; выбрать и сформировать эффективную стратегию инновационного развития на основе использования доступных организации ресурсов. Методология. В работе используется методика построения сбалансированной системы показателей для оценки стратегии инновационного развития организации; с помощью методов линейного программирования проводится поиск различных вариантов стратегии инновационного развития одновременно по нескольким критериям. Результаты. В процессе исследования возможностей применения сбалансированной системы показателей выявлены достоинства и недостатки данной методики оценки эффективности стратегического инновационного развития организации. Проанализированы взаимозависимость и взаимовлияние основных составляющих стратегии инновационного развития, отмечена важность отдельного выделения показателей, отражающих инновационную активность организаций. На основе сбалансированной системы показателей разработан интегральный показатель, позволяющий выбрать эффективную стратегию инновационного развития для малого инновационного предприятия. Выводы. Разработанный на основе сбалансированной системы показателей интегральный показатель эффективности позволяет обосновывать направления инновационной деятельности организации в процессе поиска источников финансирования.
41-44 221
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение новых требований к судам, которые эксплуатируются в северных морях. в нем представлена методика оценки снижения затрат при строительстве и эксплуатации судостроительной техники за счет изменения требований. Цель. Ранее действующие ледовые Правила Российского морского регистра судоходства (РС) устарели. В связи с интенсивным развитием Арктического флота появились основания не только для их переработки и совершенствования, но и создания новых Правил РС. Задачи. Оценить финансово-экономические факторы при регламентации стандарта ледовой прочности судов и ледоколов, произвести оценку снижения затрат при строительстве судов ледового флота и эксплуатационных затрат за счет уточнения надбавок на коррозионно-абразивный износ корпусов арктических судов, оценить снижение затрат за счет снижения веса конструкций ледовых усилений благодаря внедрению прямых расчетов прочности и уточнению расчетных ледовых нагрузок. Методология. Выявить и систематизировать на основе общих методов научного познания основные предпосылки к созданию новых требований к судам ледового плавания, которые эксплуатируются в северных морях. Результаты. Современное судостроение нуждается сегодня в технических стандартах, которые позволят снизить затраты на постройку судов ледового класса без ущерба для их безопасности. Новые требования РС ориентированы на современные потребности отрасли и позволят проектировать и строить суда ледового плавания с максимальной эффективностью. Выводы. Резкое увеличение объемов перевозимых грузов по Северному морскому пути (СМП) при одновременном повышении эффективности транспортных операций требует существенного снижения затрат на тонну перевозимого груза. В свете поставленной задачи рассмотрены возможности снижения затрат в процессе строительства и функционирования судов ледового флота.

ОБРАЗОВАНИЕ

45-50 97
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов как неотъемлемой части диверсификации их развития. Цель. Усилить комплексный характер программы развития моногорода путем включения в нее проекта профессиональной переподготовки населения. Задачи. Определить сформировавшиеся к настоящему моменту предпосылки создания и реализации таких проектов. Методология. Использованы как общенаучные (анализ и синтез), так и частнонаучные методы исследования (традиционный анализ документов, метод классификаций). Результаты. Выявлены области предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов. Проанализировано отражение проблем преодоления монопрофессиональной структуры предложения труда в Комплексных инвестиционных планах развития моногородов, выявлены различия, предложена типология этих документов. Также разработана типология моногородов РФ, получивших статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Выводы. Проект профессиональной переподготовки населения необходимо вводить в качестве обязательной составляющей программы развития моногородов. Важной предпосылкой такого проекта является анализ состояния городской системы профессионального образования, поскольку моногорода сильно различаются по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций (ПОО) СПО.
51-58 129
Аннотация
В статье рассмотрены пути активизации научно-исследовательской деятельности в вузах России на основе использования традиционных и новых моделей сетевой формы реализации образовательных программ. Цель. Структурировать основные модели сетевой формы реализации образовательных программ и обосновать их роль в повышении эффективности и качества высшего образования на основе развития научно-исследовательской деятельности в вузах России. Задачи. Выявить подходы к определению понятия «сетевая форма реализации образовательных программ»; выделить периоды развития сетевых форм обучения в России, определить роль сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научных исследований и повышении качества образования выпускников, сделать предложения по развитию и расширению перечня моделей сетевого взаимодействия вузов. Методология. В настоящей работе использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, на основе которых показана необходимость развития сетевых образовательных программ для углубления взаимодействия образования с наукой и производством; роль сетевых образовательных программ и пути их использования в развитии научной деятельности в вузах России. Результаты. Вузам предлагается расширить практику сетевого обучения и, наряду с реализацией сетевого обучения на основе традиционных моделей, особое внимание уделить взаимодействию с другими организациями на основе моделей 2.4 «Образовательная базовая организация - академический институт - предприятие» и 2.5 «Образовательная базовая организация - органы государственного управления», позволяющих реализовать совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки; организовывать лаборатории, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность; организовывать базовые кафедры, осуществляющие образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики. Выводы. Исследование роли сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности вузов позволило показать необходимость их развития в вузах России, выявить наиболее актуальные для современного периода развития страны модели сетевого взаимодействия и увидеть перспективные направления влияния высшей школы на социально-экономическое развитие страны, в том числе в пространственном аспекте.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

59-64 541
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение механизма воздействия потребительских расходов на состояние системы социальной безопасности регионов Приволжского федерального округа (ПФО). Цель. Структурировать основные факторы, которые оказывают влияние на состояние и эффективность функционирования региональных систем социальной безопасности (на примере регионов ПФО) с целью адаптации инструментов регионального управления к особенностям экономики и социальной сферы отдельных субъектов Российской Федерации. Задачи. Определить особенности экономики регионов ПФО и состав факторов, оказывающих существенное влияние на динамику мезоэкономических индикаторов; изучить с учетом данных государственной статистики состав рискообразующих факторов и особенности их проявления в регионах ПФО; уточнить роль потребительских расходов в нейтрализации угроз системе социальной безопасности регионов. Методология. В настоящей работе использованы общие методы научного познания, а также специальные методы, включающие методы экономико-математического моделирования и многомерного статистического анализа, а также различных методик сбора и обработки статистической информации. Результаты. Сравнительный анализ показателей социально-экономического развития регионов ПФО в период с 2010-го по 2015 г. показал наличие существенных различий в составе абсолютных и относительных преимуществ, определяющих направление и тип изменения экономических и социальных индикаторов. Исследование угроз региональных систем социальной безопасности позволило сделать вывод о растущей роли потребительских расходов, оказывающих положительное воздействие на характер функционирования системы социальной безопасности. В качестве значимых факторов, определяющих динамику расходов на розничном рынке потребительских товаров, выступают доходы населения, состояние институтов рынка труда и рынка образовательных услуг, состояние финансовой культуры населения, состояние инженерной, жилищной инфраструктуры, состояние социально-трудовых и демографических процессов, динамика бюджетных расходов и размер дефицита регионального бюджета и др. Выводы. Учет указанных факторов позволяет уточнить прогноз динамики потребительских расходов, что выступает необходимым условием построения обоснованного прогноза изменения мезоэкономических индикаторов, а также разработки эффективных инструментов регионального менеджмента и включения в их состав инструментов управления рисками социальной безопасности.
65-68 659
Аннотация
Настоящее исследование направлено на формирование механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России. Цель. Структурировать элементы предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России как средства обеспечения их устойчивого развития. Задачи. Выявить отрасли, способные стать проводниками стратегии импортозамещения; изучить существующие методы реализации стратегии импортозамещения; определить структуру предлагаемого механизма определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России; аргументировать роль государственных институтов как катализатора развития импортозамещения посредством изменения институциональной среды. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена стратегия реализации импортозамещения оборудования и технологий отечественной промышленностью; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой стратегии. Результаты. Ограничение импорта технологий и передового оборудования наряду с резким ослаблением курса рубля значительно ограничили возможности устойчивого развития отечественной промышленности. Для концентрации усилий государства при проведении стратегии импортозамещения в отраслях, не представляющих интереса для частного капитала, в статье предложен рейтинговый механизм. Наряду с желательным изменением институциональной среды рейтинговый механизм позволит стимулировать скорейшее достижение целей реализации стратегии импортозамещения. Выводы. Предлагаемый механизм определения приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности России позволяет ранжировать усилия государства и частного капитала при достижении цели обеспечения экономической безопасности России и ее устойчивого развития. Особенное значение этому придается в условиях пролонгации действия санкций со стороны мирового сообщества или их дальнейшего усиления.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)