Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Роль сетевой формы реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности в вузах России

Аннотация

В статье рассмотрены пути активизации научно-исследовательской деятельности в вузах России на основе использования традиционных и новых моделей сетевой формы реализации образовательных программ. Цель. Структурировать основные модели сетевой формы реализации образовательных программ и обосновать их роль в повышении эффективности и качества высшего образования на основе развития научно-исследовательской деятельности в вузах России. Задачи. Выявить подходы к определению понятия «сетевая форма реализации образовательных программ»; выделить периоды развития сетевых форм обучения в России, определить роль сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научных исследований и повышении качества образования выпускников, сделать предложения по развитию и расширению перечня моделей сетевого взаимодействия вузов. Методология. В настоящей работе использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, на основе которых показана необходимость развития сетевых образовательных программ для углубления взаимодействия образования с наукой и производством; роль сетевых образовательных программ и пути их использования в развитии научной деятельности в вузах России. Результаты. Вузам предлагается расширить практику сетевого обучения и, наряду с реализацией сетевого обучения на основе традиционных моделей, особое внимание уделить взаимодействию с другими организациями на основе моделей 2.4 «Образовательная базовая организация - академический институт - предприятие» и 2.5 «Образовательная базовая организация - органы государственного управления», позволяющих реализовать совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки; организовывать лаборатории, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность; организовывать базовые кафедры, осуществляющие образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики. Выводы. Исследование роли сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности вузов позволило показать необходимость их развития в вузах России, выявить наиболее актуальные для современного периода развития страны модели сетевого взаимодействия и увидеть перспективные направления влияния высшей школы на социально-экономическое развитие страны, в том числе в пространственном аспекте.

Об авторах

Елена Михайловна Анохина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Сергей Анатольевич Белозёров
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Зайцева П. В. Теоретические основы функционирования сетевых форм взаимодействия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2010/mef_2009_057-60.pdf.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

3. Поначугин А. В., Ворошилова О. С. Сетевое обучение: «за» и «против» // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 148-152.

4. Богомолов А. Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/met/rfl/2473.

5. Goodyear P., Banks S., Hodgson V., McConnell D. (eds). Advances in Research on Networked Learning. N.Y.: Springer Science & Business Media, 2004. 248 p.

6. Яковлева Н. А. Сетевое обучение в современной педагогике // Современная педагогика. 2016. № 12 (49). С. 54-59: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544.

7. Весна Е. Б., Гусева А. И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=10934.

8. Логинов Е. Л., Ефремов Д. Н. Сетевая интеграция образовательных, научных и производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Приоритеты России. 2014. № 17 (254). С. 2-11: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipr-ras.ru/articles/loginov14-05.pdf.

9. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»): Письмо Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185451.

10. Положение о сетевой форме реализации образовательных программ. Проект: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/Polozh_Setev_vzaimodeistvie.pdf.

11. Кулаков А. А. СССР. Научные учреждения // Большая советская энциклопедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129065/СССР#.

12. Индикаторы науки: 2017: стат. сб. / Ю. Л. Войнилов и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 304 с.

13. Величко О. Сказку сделать былью // Эксперт Северо-Запад. 2017. № 9-11 (746): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/dossier/author/olga-velichko/.

14. Семин И. Производительность труда - национальный приоритет // Эксперт. 2017. № 34 (1040): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2017/34/proizvoditelnost-truda---natsionalnyij-prioritet/.

15. Сетевая форма реализации образовательных программ // Официальный сайт Балтийского федерального университета им. И. Канта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kantiana.ru/education/www/index.php?sphrase_id=391202.

16. Исаев И. Ю., Лукашевич М. Л. Рынок экономико-управленческого персонала: пути интеграции образования, производства и консалтинга // Стратегия развития и экономическая политика: Научный альманах Экономич. совета при Губернаторе Санкт-Петербурга. 2015. № 4. С. 72-81.

17. Гусева А. И., Весна Е. Б. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/113-11000.


Рецензия

Для цитирования:


Анохина Е.М., Белозёров С.А. Роль сетевой формы реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности в вузах России. Экономика и управление. 2017;(7):51-58.

For citation:


Anokhina E.M., Belozyorov S.A. The Role of Network Implementation of Educational Programs in the Development of Scientific Research in Russian Universities. Economics and Management. 2017;(7):51-58. (In Russ.)

Просмотров: 132


ISSN 1998-1627 (Print)