Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Риски государственной кластерной политики и их проявление в сфере трансграничной кластеризации

Аннотация

Предмет. В статье рассматриваются формы и инструменты государственной кластерной политики, демонстрируются механизмы формирования и реализации рисков при реализации такой политики на основе мирового и российского опыта исследования данной проблематики применительно к трансграничной кластеризации. Цель. Исследование структуры рисков реализации государственной кластерной политики, а также принципиальные различия рыночного и государственно-административного векторов формирования кластеров, обосновываются пути оптимизации деятельности государства при поддержке кластеризации экономики. Методология. На основе использования методов системно-структурного анализа и контент-анализа нормативных и справочных источников показывается, что доминирование государства в процессах кластеризации может нивелировать эффективность последней, ограничивая потенциал рыночных инструментов самоорганизации кластерного процесса, в том числе в трансграничном аспекте. Результаты. Показано, что трансграничное кластерообразование является механизмом роста развитых и конкурентных экономик, продемонстрирована связь такого рода кластеризации с рыночным процессом, обосновано представление о рисках (недостатках) государственной политики кластеризации, механизмах влияния таких рисков на снижение эффективности процесса кластеризации, необходимых мерах оптимизации соответствующей политики для максимизации ее общеэкономических эффектов. Выводы. Доказано, что в целях повышения эффективности государственной кластерной политики ее доминантным вектором должны стать трансграничная кластеризация и формирование адекватных ей условий (защита прав, открытость, свобода торговли, доверие в экономике). Данный подход должен сопровождаться переносом центра тяжести государственных усилий с «замещения» рынка (что не дает общесистемного эффекта) на задействование рыночного потенциала кластеризации. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при модернизации государственной кластерной политики, разработке документов, регулирующих обеспечение данного процесса, стратегий и программ формирования условий кластеризации экономики в обозначенных выше сферах (защита прав, торговля, международное взаимодействие).

Об авторе

Николай Владимирович Гонтарь
Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Высшей школы бизнеса Южного федерального университета
Россия


Список литературы

1. Дружинин А. Г., Федоров Г. М., Лачининский С. С., Вольхин Д. А., Гонтарь Н. В., Горочная В. В., Дец И. А., Самусенко Д. Н., Михайлов А. С., Сухинин С. А. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017. 421 с.

2. Новости // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.

3. Фаттахов М., Строев П. Инновационное развитие США. Опыт формирования и развития территориальных инновационных кластеров // Общество и экономика. 2012. № 5. С. 117-128.

4. Хасанов Р. Х. Российская стратегия развития кластеров. Проблемы применения кластеров в экономике России // Российское предпринимательство. 2009. № 7-2. С. 171-175.

5. Комаров И. К., Комарова И. И., Марков К. В., Пилясов А. Н. Опыт отбора пилотных кластеров // Современные производительные силы. 2014. № 4. С. 61-96.

6. Романова Е. В. Региональные кластеры и конкурентная экономика (на примере Восточной Германии) // Современная Европа. 2008. № 2 (34). С. 90-104.

7. О кластерной кооперации как основном инструменте стимулирования инновационного развития промышленности в ЕС: Аналитич. справка // Сайт Евразийской экономической комиссии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/О%20кластерной%20кооперации.pdf.

8. Лавров А. А. Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 329. С. 182-185.

9. Лавров A. A. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере США и особенности их сетевого взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2010. № 1. С. 38-43.

10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081642.

11. Зелинская Е. З. Региональные трансграничные кластеры как формы современных систем управления в реальном секторе экономики // Псковский регионологический журнал. 2013. № 16. С. 12-18.

12. Business & Innovation Cen 7: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wifo.ac.at/wwa/jsp/index.jsp?&language=2.

13. Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/201405216.

14. Котлярова С. Н. Практика формирования кластеров в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 24. С. 29-39.

15. Розанова Н. M., Костенко Е. Д. Инновационные кластеры и кластерная политика государства: провалы рынка VS провалы государства // TERRA ECONOMICUS. 2014. Т. 12, № 1. С. 41-52.

16. Baldwin R., Robert-Nicoud F. Entry and symmetric lobbying: why governments pick losers // Journal of the European Economic Association. 2007. Vol. 5, N 5. Р. 1064-1093.

17. Branstetter L., Sakakibara M. When do research consortia work well and why? Evidence from Japanese panel data. American Economic Review. 2002. Vol. 92, N l. Р. 143-159.

18. Bondonio D., Greenbaum R. Do local tax incentives affect economic growth? // Regional Science and Urban Economics. 2007. Vol. 37, N 1. Р. 121-136.

19. McDonald F., Tsagdis D., Huang D. The development of industrial clusters and public policy // Entrepreneurship and Regional Development. 2006. Vol. 18 (6). Р. 525-542.

20. Richardson Ch., Yamin M., Sinkoviks R. Policydriven clusters, interfirm interactions and firm internationalization: some insights from Malaysia’s Multimedia Super Corridor // International Business Review. 2012. Vol. 21. Р. 794-805.

21. Brown P., McNaughton R. Cluster development programmes: panacea or placebo for promoting SME growth and internalization? // Etemad H., Wright R. (eds.) Globalization and entrepreneurship: policy and strategy perspective. Northampton, MA: Edwar Elgar Publ., 2003. Р. 106-124.

22. Gassmann O., Han Z. Motivations and barriers of foreign R&D activities in China // R&D Management. 2004. Vol. 34, N 4. Р. 423-437.

23. Nishimura J., Okamuro H. Subsidy and networking: the effects of direct and indirect support programs of the cluster policy // Research Policy. 2011. Vol. 40 (5). Р. 714-727.

24. Гареев Т. Р. Кластеры в институциональной проекции: к теории и методологии локального социально-экономического развития // Балтийский регион. 2012. № 3 (13). С. 7-33.

25. Фаляхов Р. Зоны особых затрат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/10/10619267.shtml#page5.

26. Фейнберг А. Особая экономическая зона в Чечне оказалась самой неэффективной в России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/03/07/2017/595a606a9a794708abbccdf8?from=center_18.

27. Крюков Д., Пастушин А. Ростуризм обвинили в срыве программы по созданию туристических кластеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/15/06/2017/59426c999a794739a9c1c5de?from=materials_on_subject.

28. Интервью директора Департамента инновационного развития А. Е. Шадрина «Ставка на лидеров» // Бюджет. 2013. № 5. Май / Мин-во экономич. развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20130529_01.

29. Лейва М. ФАС заявила о контроле государства над 70% российской экономики // РБК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac.

30. О предложениях по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129664.

31. Интернет-интервью с А. Е. Шадриным, директором департамента инновационного развития Минэкономразвития России: «Программа инновационного развития регионов: создание территориальных кластеров и поддержка предпринимательской деятельности» / Мин-во экономич. развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/interview/151020141820.

32. Филипенок А. Forbes включил «Магнит» в список самых инновационных компаний мира: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/10/08/2017/598b80a99a79473005b66cfd?utm_source=vk&utm_medium=oldlentach&utm_campaign=forbes-vypustil-spisok-top-100-samyh-in.

33. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. 495 с.

34. Важенин С. Г., Сухих В. В. Трудности становления кластеров в России // Экономика региона. 2009. № 2. С. 169-179.

35. Королев В. И. Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11. С. 20-27.

36. Послание Президента Федеральному собранию: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379.

37. Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 15-18-10000 «Трансграничное кластерообразование в динамике экономических и селитебных систем приморских территорий европейской России»)


Рецензия

Для цитирования:


Гонтарь Н.В. Риски государственной кластерной политики и их проявление в сфере трансграничной кластеризации. Экономика и управление. 2017;(7):9-18.

For citation:


Gontar’ N.V. Risks of the National Cluster Policy and Their Manifestation in Cross-Border Clustering. Economics and Management. 2017;(7):9-18. (In Russ.)

Просмотров: 130


ISSN 1998-1627 (Print)