Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 2 (2017)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-11 152
Аннотация
В статье рассмотрено текущее состояние системы государственных стандартов в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Цель. Показать актуальность осуществления оценки деловой репутации и для организации с точки зрения повышения ее конкурентоспособности и соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов, и для органов государственной власти. Задачи. Представить существующие определения деловой репутации. Проанализировать ситуацию в национальной системе оценки деловой репутации и международной системе оценки бренда. Методология. Система государственных стандартов по оценке деловой репутации рассмотрена в различных аспектах с помощью общих методов научного познания. Результаты. Приведена последовательность появления разработанных национальных стандартов. Раскрыты цели оценки бренда в международной системе стандартов и сопоставлены с целями оценки деловой репутации, которые регламентированы национальными стандартами. Перечислены сферы дальнейшего развития государственных стандартов в наиболее важных с позиции оценки репутации областях деятельности. Подробно рассмотрены современные модели оценки деловой репутации, проанализированы используемые в них для вычислений факторы и субфакторы. Раскрыто содержание критериев по распределению сегментов рынка для присвоения индексов разным категориям субъектов предпринимательской деятельности. Подчеркнута зависимость значений субфакторов от соответствующего сегмента рынка. Выводы. Выявлены отдельные недостатки в методике оценки деловой репутации. Предложены рекомендации по совершенствованию государственных стандартов в данной области.
12-19 1632
Аннотация
При трансграничном сотрудничестве на развитие связей между взаимодействующими государствами оказывает влияние как экономическая ситуация внутри самих стран, так и политика региона в целом. В данном случае на взаимоотношения между Россией и странами Прибалтики влияет не только желание самих государств, но и региональная политика Европейского союза (ЕС). Цель. Цель заключается в оценке влияния региональной политики ЕС на экономические отношения между Россией и странами Балтии (Латвией, Литвой и Эстонией). В качестве информационной базы исследования послужили официальные источники и аналитические обзоры, а также различные документы и статьи экспертов. Методология. Теоретическую и методологическую основы исследования составили научные труды российских и зарубежных исследователей в области региональной интеграции, а также исследования Института региональных проблем, Института Европы РАН и др. Результаты. Рассмотрено влияние региональной политики ЕС на экономические отношение между Россией и странами Прибалтики (Латвией, Литвой и Эстонией). Дано определение региональной политики ЕС, перечислены ее основные принципы, особенности и пути реализации. Дана характеристика региональной политике ЕС в отношении Балтийского региона. Автором проанализировано, каким образом данная политика отражается на торгово-экономических отношениях России и Прибалтики.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

20-26 257
Аннотация
Освоение северных территорий и зоны Арктики в отдельные исторические периоды и настоящий момент напрямую связано с необходимостью освоения северных или арктических производственных ресурсов, которые имеют национальное и мировое значение. Такая тенденция характерна как для России, так и других зарубежных северных стран. Среди причин слабой заселенности можно назвать следующие: дискомфортные и особо экстремальные природно-климатические условия северных широт, высокая стоимость проживания (выживания) здесь человека, значительные финансовые расходы по ведению экономической деятельности и высокой себестоимости производимой продукции на Севере. Поэтому исторически северные территории всего мира были крайне слабо экономически освоены и заселены. Можно отметить крайне слабые миграционные перемещения на Север, сопровождаемые необходимостью использования территориального фактора, возникновением очаговых поселений. Однако северные территории располагают значительными производственными ресурсами, освоение которых невозможно без привлечения трудовых ресурсов. Поэтому в отдельные исторические периоды возникает практическая необходимость в разработке и реализации государственных инструментов по обеспечению колонизационных потоков в северных направлениях территории страны. Цель. Дать ретроспективный анализ процесса формирования трудовых ресурсов на Севере России (на примере Мурманской области). Задачи. Определить особенности и основные периоды в формировании трудовых ресурсов Мурманской области как типичного северного региона РФ. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен процесс формирования северных трудовых ресурсов. Результаты. В ходе исследования дана характеристика северных колонизационных процессов и описана роль государства в обеспечении территориальной миграции в северном направлении. Выводы. отметим важную методическую проблему оценки северного рынка труда России в настоящих условиях. В настоящий момент государственные гарантии и льготное трудовое законодательство привязывается к территориям Крайнего Севера и регионам, приравненным к ним. Вместе с тем в реализуемой государственной территориальной политике РФ широко используются категории «Арктика» и «арктическая зона». Возникающая ситуация требует методологического разъяснения применяемых категорий и распространения северной модели труда на конкретные территории России и обеспечения экономической привлекательности северных территорий для занятости.
27-34 289
Аннотация
Настоящая статья посвящена направлениям и результатам исследований ученых Института проблем региональной экономики РАН за последнее десятилетие. Акцент делается на исследовании трансформационных процессов постсоветского периода в экономике Северо-Запада России под влиянием внешних факторов и процессов глобализации. Цель. На базе исследований ученых ИПРЭ РАН определить ключевые направления структурных изменений в экономике макрорегиона Северо-Запад для осмысления их последствий междисциплинарного характера. Задачи. На основе факторного подхода выявить изменения функций макрорегиона Северо-Запад в общенациональном масштабе. Методология. При подготовке статьи использованы общие методы научного познания пространственной экономики в историческом и геоэкономическом контексте. Результаты. Показано, что трансформационные процессы в экономике макрорегиона Северо-Запад обусловлены во многом внешними факторами, имеющими объективный характер и связанными с процессами глобализации. Новые объекты транспортной инфраструктуры преимущественно имеют геоэкономическое значение и призваны повысить эффективность реализации внешнеэкономической функции макрорегиона.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

35-42 181
Аннотация
Лизинг получил широкое распространение как инструмент привлечения инвестиций в отрасли экономики. Рынок лизинговых услуг Республики Сербия успешно привлекает иностранные инвестиции за счет установления прозрачных правил хозяйствования. Цель. Рассмотреть тенденции развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия и сопоставить механизм регулирования лизинга с практикой в Российской Федерации. Задачи. Определить динамику развития рынка лизинговых услуг в Республике Сербия; изучить состояние конкуренции на лизинговом рынке Сербии; рассмотреть нормативно-правовое регулирование лизинга в Сербии; сопоставить нормативную базу регулирования рынка лизинговых услуг Сербии с нормативной базой Российской Федерации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрен рынок лизинговых услуг Республики Сербия, выявлены основные тенденции, характерные для современного состояния и развития лизинга. Результаты. Сфера лизинговых услуг в Республике Сербия регулируется схожими нормами при сравнении с организацией данного механизма в Российской Федерации, поскольку данные правовые институты были разработаны под эгидой экспертов УНИДРУА в области финансового лизинга. За счет установления прозрачных правил лизингового рынка экономика Сербии успешно привлекает зарубежные инвестиции. Масштабы страны ставят ее в высокую зависимость от внешнеэкономических связей. Так, общее число занятых в сфере лизинга в Сербии составляет менее 400 человек, в стране работает 16 лизинговых компаний, а общий объем мажоритарного иностранного участия в структуре капитала лизинговых компаний превышает 50%. Выводы. Рынок лизинговых услуг Сербии достаточно конкурентоспособен, имеет предпосылки для поступательного развития.
43-48 165
Аннотация
Цель. Выявить основные направления и тенденции развития предпринимательских структур в условиях инновационной экономики. Задачи. Проанализировать специфику развития предпринимательских структур в условиях изменения стратегии повышения их конкурентоспособности на мировом рынке; определить основные факторы, влияющие на сценарии повышении конкурентных преимуществ предпринимательских структур. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания. Статистической базой послужили данные ежегодных отчетов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Результаты. Определены особенности формирования инновационного потенциала предпринимательских структур в современных геополитических условиях. Проведен сравнительный анализ по участию предпринимательских структур в международной патентной деятельности, а также анализ эволюции предпринимательских структур в международном срезе. Установлено, что инновационная деятельность предпринимательских структур должна использовать международные институты по техническому регулированию и стандартизации с целью гармонизации инструментов и механизмов, обеспечивающих инновационное развитие всех видов хозяйственной деятельности.
49-59 220
Аннотация
Настоящая работа направлена на исследование существующих представлений об особенностях решения проблемы устойчивого экономического равновесия, обоснование его новой методологии и формирование инновационной модели устойчивой экономики. Цель. Формирование инновационной модели устойчивой экономики как совокупности государственного, частного и реального секторов, взаимосвязь и взаимозависимость которых устанавливается посредством управления экономикой через государственный сектор. Задачи. Исследовать существующие представления об особенностях решения проблемы устойчивого экономического равновесия. Обосновать новую методологию формирования устойчивой экономики. Сформировать инновационную модель устойчивой экономики, представленную в виде совокупности государственного, частного и реального секторов, функционирующих под воздействием управления экономикой, осуществляемого через государственный сектор. Методология. В работе обоснована новая методология обеспечения устойчивого экономического равновесия, включающая аргументацию структурных элементов инновационной модели устойчивой экономики - государственного, частного и реального секторов, взаимодействие которых обеспечивает требуемый двуединый результат - рациональное экономическое поведение и эффективную экономическую деятельность общества. При этом возможность управления экономикой обеспечивается через государственный сектор. Результаты. Предложена новая методология обеспечения устойчивого экономического равновесия, позволяющая обосновать структурную организацию системной модели устойчивой экономики, включающую в себя государственный, частный и реальный сектора. Процесс формирования экономического поведения и экономической деятельности общества представлен в виде замкнутого системного цикла. Движущей силой всех процессов внутри цикла являются экономические интересы, реализация которых осуществляется в процессе управления экономикой, что способствует оптимизации реального сектора и приводит к формированию рационального экономического поведения и эффективной экономической деятельности общества. Выводы. Исследование существующих представлений о решении проблемы экономического равновесия позволило обосновать новую методологию обеспечения устойчивого экономического равновесия, а также сформировать на этой основе инновационную модель устойчивой экономики в совокупности ее государственного, частного и реального секторов, функционирование которой обеспечивается на основе управления экономикой, осуществляемой через государственный сектор. Функционирующая на основе данной методологии экономика обеспечивает рациональное использование ресурсов и устойчивый экономический рост.
60-69 505
Аннотация
Цель. Настоящее исследование посвящено анализу внешних факторов, влияющих на эффективность функционирования Северного морского пути (СМП). Оно проведено на основе PEST-анализа, позволяющего провести оценку рыночных тенденций, внешней ситуации, которая складывается в производственной и коммерческой среде в рамках СМП. Задачи. Составить и проанализировать перечень факторов, которые, по мнению автора, повлияют на осуществимость проекта и его эффективную реализацию в ближайшие 3-5 лет. Рассмотреть факторы как независимые внешние переменные, влияющие на зависимую переменную - объем грузопотоков и эффективность эксплуатации СМП. Распределить выбранные факторы по четырем группам, отнеся их к политическим, экономическим, технологическим и социальным, в соответствии с рекомендациями автора. Результаты. PEST-анализ внешней среды позволил автору выявить политические (Pоlicy), экономические (Ecоnomy), социальные (Sоciety) и технологические (Technоlogy) факторы, способные оказать влияние на эффективность функционирования и развития СМП. Результаты РEST-анализа внешних факторов показали, что практически все факторы, влияющие на эффективность деятельности СМП как внутристрановой транспортной магистрали, имеют положительную тенденцию и стимулируют организацию круглогодичной транспортной магистрали. Вместе с тем можно отметить высокие издержки на обеспечение ее функционирования.
70-75 222
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению явления внутреннего предпринимательства, существующих трактовок и подходов к его пониманию как формы адаптивной организации. Цель. Определение характеристик системы управления компанией, эффективно развивающей внутреннее предпринимательство. Задачи. Практическим результатом явится идентификация направлений и ключевых инструментов управленческого воздействия для реализации программ повышения гибкости и адаптивности организации в целом. Методология. Исследования существующих подходов к пониманию явления внутреннего предпринимательства осуществлены с помощью методов контент-анализа, сравнительного и критического анализа теоретических источников, синтеза практического опыта с теоретической авторской концепцией архитектоники системы управления организацией. Результаты. Осуществленное исследование выявило наличие двух различных подходов к трактовке понятия внутреннего предпринимательства: как формы хозяйствования и как стиля поведения сотрудников. Для объединения этих подходов на основе концепции архитектоники автор сформулировала гипотезу о внутреннем предпринимательстве как системе управления организацией, складывающейся из децентрализованной организационной структуры, горизонтальной модели управления и предпринимательской организационной культурой, поддержанной уполномочивающим стилем лидерства. Выводы. Внутреннее предпринимательство должно рассматриваться как модификация системы управления организацией, создающая условия для выявления и выращивания инноваторов внутри самой организации, повышения скорости и адекватности реакции на изменения внешней среды. Такая трактовка позволяет придать явлению внутреннего предпринимательства управляемый и практико-ориентированный характер. Элементы предложенной системы управления могут быть использованы в практике оптимизации и трансформации организаций с целью повышения их гибкости, устойчивости на основе развития инновационного потенциала. Только комплексный подход к трансформации и культуры, и модели управления, и организационной культуры наряду с соответствующим типом лидерства приведет компанию к необходимому результату.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

76-80 184
Аннотация
Статья посвящена современному состоянию проблемы оценки и управления операционным риском коммерческого банка. Цель. Оценить возможности применения Базельских стандартов оценки операционного риска российскими коммерческими банками. Задачи. Определить понятие операционного риска коммерческого банка. Проанализировать основные подходы (методы) расчета операционного риска коммерческого банка. Выделить достоинства и недостатки различных подходов. Определить понятие капитала для покрытия операционного риска. Методология. В настоящей работе применяются методы эмпирических исследований. Результаты. Базельский комитет предлагает три основных подхода для оценки капитала для покрытия кредитного риска: базовый индикативный, стандартизированный и усовершенствованный. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки (проблемы применения российскими коммерческими банками). При этом все подходы требуют совершенствования системы управления рисками в банке. Выводы. Применение Базельских стандартов для оценки капитала для покрытия операционного риска российскими банками требует проведения целого комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления рисками банка. В частности, создания отдельного подразделения, целью которого является сбор и обработка информации о финансовых и материальных потерях банка вследствие принятия операционного риска в разрезе основных направлений деятельности банка.

ОБРАЗОВАНИЕ

81-90 137
Аннотация
Настоящее исследование направлено на обоснование стратегических целевых приоритетов развития Санкт-Петербурга с учетом научно-образовательного потенциала и перспективных тенденций инновационного роста и экономики знаний. Цель. Структурировать социально-экономическое исследование стратегического управления регионом (городом) в контексте инновационного роста и выявить специфику функциональной роли частного образования в парадигме экономики знаний. Задачи. Оценить этап эволюции экономико-управленческой модели в российском социально-экономическом пространстве в рамках глобального инновационного роста; изучить инструментальные подходы к формированию политики и стратегии построения экономики знаний; уточнить регулятивные механизмы стимулирования инновационного предпринимательства на основе производства, передачи и трансформации знаний. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, вторичного анализа статистических данных в различных аспектах рассмотрена политика построения экономики знаний в мегаполисе, выявлены тенденции эволюции системы образования как института передачи знаний и определены направления его развития. Результаты. Постановка стратегической цели локального развития на примере Санкт-Петербурга как позиционирования территории (региона, мегаполиса) в условиях глобального инновационного роста и экономики знаний включает в себя задачи определения контекста, анализа потенциала и формулировки опережающих задач. Экономика знаний опирается на производство, передачу и применение знания, которое имеет персональную природу и носителем которого является индивид. В связи с этим центральным предметом изучения в анализе экономики знаний выступает человеческий капитал и человек как его носитель. Создание необходимых условий для развития человеческого капитала Санкт-Петербурга рассматривается в данной статье как ключевое условие формирования экономики знаний на территории города с учетом адаптивных способностей частных образовательных учреждений, ориентированных на гибкое удовлетворение потребностей рынка труда в необходимых компетенциях. Выводы. Изучение экономики знаний и мер формирования локальных институтов и инфраструктуры инновационного роста позволяет не только выявить специфику роли частного образования в экономике знаний и проблем стимулирования инициативного предпринимательства, но и сформировать представление об инструментализации частного образования для обеспечения благоприятных результатов инноваций и диверсификации.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

91-97 264
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению факторов взаимодействия властных и предпринимательских структур как объекта институционального анализа. Цель. Выявить основные факторы формирования институциональной среды, создающей предпосылки эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур. Задачи. Обосновать необходимость изучения формирования взаимоотношений властных и предпринимательских структур в рамках институциональной теории, поскольку они являются результатом сложного взаимодействия экономических, правовых и политических институтов. Рассмотреть структуру институциональной среды взаимодействия властных и предпринимательских субъектов. Методология. В настоящей работе используется институциональный подход к анализу документов, метод логического анализа. Эти методы позволили провести последовательный анализ субъектов экономической власти, выявить противоречия в их взаимодействии, а также изучить состав институциональной среды взаимодействия властных и предпринимательских структур. Результаты. Анализ научной литературы по проблемам формирования взаимоотношений властных и предпринимательских структур позволил выделить негативные факторы этих процессов, а также направления для их дальнейшего развития. Выделена структура субъектов властных экономических отношений и ее объектов. Проанализированы ресурсы экономической власти. Выделены проблемы распределения экономических ресурсов. Выводы. Экономическая власть в период рыночных преобразований поддерживалась государственными институтами, что по сути представляло собой перераспределение экономической власти. Так как перераспределение экономических ресурсов происходило в условиях неконкурентного рынка, то возрастали конфликтные отношения между бизнесом и властью, обусловленные господствующей ролью государства в экономике, а также нечетким определением прав собственности. Подобные процессы негативно сказывались на эффективности развития экономики. Так как развитие предпринимательства развивается при регулировании и поддержке государства, экономические процессы являются результатом участия политических институтов, а отношения собственности неотделимы от контрактных отношений, то институциональный анализ позволяет более детально исследовать возникающие проблемы.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)