№ 11 (2016)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
4-10 160
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению влияния неравномерности распределения инвестиций в основной капитал между муниципальными образованиями на дифференциации развития сельских территорий. Цель. Проверить научную гипотезу о дифференциации развития сельских территорий под воздействием локализации инвестиций в основной капитал в ограниченном числе сельских поселений и о влиянии на этот процесс близости центров субъектов Федерации или центров муниципальных районов. Задачи. Рассмотреть особенности распределения инвестиций в основной капитал между сельскими территориями на всех уровнях экономики. Исследовать локализацию инвестиций в сельских поселениях внутри муниципальных районов на примере Северо-Западного федерального округа. Проверить научную гипотезу о влиянии центров субъектов Федерации и центров муниципальных районов на процесс локализации инвестиций. Методология. Исследование базировалось на использовании типологического подхода, метода группировок, построении кривой Лоренца, расчете индексов локализации. Результаты. Распределение инвестиций в основной капитал между сельскими территориями в Северо-Западном федеральном округе происходит неравномерно. В большей степени дифференциация их наблюдается между муниципальными образованиями первого уровня, где отмечается локализация инвестиций в ограниченном количестве сельских поселений. Локализация инвестиций под воздействием рыночных механизмов происходит на территориях вблизи центров субъектов Федерации или центров муниципальных районов, отличающихся более высоким рентным потенциалом по местоположению, что подтверждает проверяемую научную гипотезу. Выводы. Органам управления всех уровней следует обратить внимание и выработать нормативные механизмы, направленные на сглаживание неравномерности в распределении инвестиций. Иначе имеющийся ресурсный потенциал все новых и новых сельских территорий будет выпадать из хозяйственного оборота со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. При этом при принятии управленческих решений органам власти федерального уровня необходимо использовать информацию о дифференциации сельских территорий не только на уровне субъектов РФ, но и на уровне муниципальных образований. В противном случае существующая неполнота информации не позволит принимать обоснованные стратегические решения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
11-19 141
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение трансформации экономики Северо-Западного макрорегиона России в условиях действия экономических санкций. Цель. Определить направленность и приоритетность структурных преобразований в экономике Северо-Западного федерального округа в условиях санкций. Задачи. Определить ключевые направления технико-технологического перевооружения хозяйственного комплекса округа, организации более глубокой собственной переработки сырьевых ресурсов, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг на внутреннем и международном рынках. Методология. Работа проведена с опорой на общие методы научного познания, методы ситуативного и институционального подходов. Результаты. На ряде примеров показан взаимный ущерб от экономических санкций для стран - участниц санкционных действий. Обоснована необходимость преобразования хозяйственного комплекса макрорегиона Северо-Запад в условиях санкций на основе технико-технологического перевооружения и импортозамещения с учетом территориальных и исторических особенностей, природных и географических факторов. Рассмотрен евразийский вектор (как возможная альтернатива европейскому) макрорегионального развития для транзитно-транспортного комплекса Северо-Запада с учетом геоэкономических реалий. Выводы. Детерминированная экономическими санкциями трансформация структуры экономики Северо-Запада России должна происходить на основе технико-технологического перевооружения, импортозамещения с учетом имеющегося потенциала саморазвития, территориальных, исторических особенностей. Наряду с очевидным европейским вектором макрорегионального развития, обремененным санкциями, для транзитно-транспортного комплекса Северо-Запада следует рассматривать возможности евразийского направления в связке единого российского пространства.
20-26 263
Аннотация
Структурные трансформации, происходящие в последние годы в мировой экономике, во многом связаны с переходом к очередному технологическому укладу. Масштабным изменениям оказались подвержены практически все сферы деятельности, включая даже традиционно консервативные инфраструктурные отрасли. Объектом проведенного исследования является одна из таких отраслей - энергетика, направления развития которой рассматриваются сквозь призму их соответствия приоритетам шестого технологического уклада. Цель. Раскрыть проблемы и перспективы развития российской энергетики в условиях перехода мировой экономики к шестому технологическому укладу. Задачи. Определить место и роль энергетики в современной экономике; выявить степень влияния отрасли на динамику экономического роста; систематизировать направления инновационного процесса в системе разработки энергетических технологий; обосновать воздействие энергетики на инновационное развитие различных отраслей и сфер деятельности. Методология. При выполнении работы использованы общие методы научного познания, инструменты корреляционно-регрессионного анализа, а также сценарный подход к исследованию перспектив инновационного развития энергетики в условиях перехода мировой экономики к шестому технологическому укладу. Результаты. Установлено, что энергетика постепенно выходит за рамки решения достаточно узких инфраструктурных задач, связанных преимущественно только лишь с бесперебойным обеспечением спроса на энергию. С одной стороны, масштабные потребности энергетики в системных технологических решениях принципиально нового уровня уже формируют новые глобальные рынки высокотехнологичной продукции, на серьезные позиции в которых могли бы претендовать и российские производители. С другой стороны, в складывающихся условиях энергетика сама уже стала экспериментальной площадкой не только для апробации, но и для разработки передовых решений в области интеллектуального учета энергетических решений, внедрения технологий распределенной генерации, интеллектуальной передачи энергии и др. В разработке именно этих решений следует ожидать активизации инновационных процессов, результатом которых мог бы стать поток высокотехнологичных решений, во многом сориентированный на экспорт. Выводы. Традиционное доминирование в экономике России топливно-энергетического комплекса будет, вероятнее всего, сохраняться и дальше. Однако если ранее речь шла прежде всего о добыче и реализации энергоресурсов, то теперь основные ожидания будут связаны с созданием диверсифицированного потока продукции и технологий энергетического профиля с высокой степенью передела и, соответственно, с гораздо более существенной добавленной стоимостью.
27-37 305
Аннотация
Значительная часть планов содействия развития малому бизнесу либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше эффекта, чем планировалось. Методология. В научном исследовании использовались методы анализа статистических данных, экономико-математические методы, позволяющие осуществлять прогноз и перспективы развития малого и индивидуального предпринимательства России и Нижегородской области на период до 2020 г. Результаты. Разработаны рекомендации в сфере содействия развитию малому бизнесу на основе формирования и совершенствования системы методов государственного регулирования деятельности предприятий малого бизнеса в Нижегородской области. Основанием для предложенных мероприятий являются глубокий анализ состояния малого предпринимательства в Нижегородской области и эффективность уже существующих программ содействия развитию малого бизнеса в регионе, а также созданной инфраструктуры. На основании проведенного исследования сделан прогноз перспектив развития малого и индивидуального предпринимательства России и Нижегородской области на период до 2020 г. Авторами был проведен анализ состояния, динамики развития и тенденций изменений социально-экономических показателей развития малого бизнеса в регионе. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития малого предпринимательства.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
38-42 413
Аннотация
Настоящее исследование посвящено обобщению международных аспектов применения эффективных институциональных форм реализации инвестиционных процессов, рассмотрен опыт США, Китая и Мексики по функционированию особых экономических зон (ОЭЗ), сформулированы их особенности, преимущества и недостатки. Цель. Уточнить трактовку свободных экономических зон в отечественной и зарубежной науке; провести сравнение с категорией «особые экономические зоны»; рассмотреть зарубежный опыт развития различных видов ОЭЗ; выявить его преимущества и недостатки; рассмотреть опыт Российской Федерации и Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ. Задачи. Изучить положительный опыт функционирования ОЭЗ в странах мира с целью его применения в экономике России; обобщить действующую систему общих и специальных льгот инвесторам в ОЭЗ различного типа; выполнить научный анализ особенностей и тенденций развития ОЭЗ в Мексике, Китае, США; рассмотреть опыт Республики Татарстан по функционированию ОЭЗ «Алабуга». Методология. В настоящей работе использованы методы систематизации, обобщения, обработки и анализа фактических данных, сравнительного анализа и синтеза, диалектические методы научного исследования. Результаты. Дана трактовка свободных экономических зон как института мирового хозяйства, особой формы международной экономической интеграции, показан эффект от функционирования ОЭЗ, раскрыта система общих и специальных льгот инвесторам. Обосновано, что положительным следует считать практический опыт США, Китая и Мексики. Выполнен анализ функционирования ОЭЗ различного типа в России и Татарстане. Выводы. Накопленный в мире практический опыт по созданию такой эффективной формы инвестиционной деятельности, как ОЭЗ, позволит расширить данную сферу деятельности в нашей стране, улучшить инвестиционный климат, повысить занятость и темпы экономического роста, что очень актуально в связи со сложившейся в последние годы непростой экономической ситуацией в мировой системе.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
43-48 162
Аннотация
В современных экономических условиях в России, характеризующихся замедлением темпов экономического роста и нестабильностью внешних условий, обусловленных политическим фактором, особую актуальность приобретает понятие экономической безопасности государства и условий ее достижения. Проблематика разработки пороговых значений для ключевых макроэкономических параметров - тема отдельных исследований, число которых значительно увеличивается в последние годы. Цель. Сфокусировать исследование на качественной связи между экономическим ростом и экономической безопасностью. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания, результатов исследований зарубежных ученых и на базе оценочных данных Росстата. Результаты. Проведено исследование теоретических и методических аспектов разработки системы индикаторов экономической безопасности. Установлена связь между динамикой экономического роста и экономической безопасностью по критерию качества жизни. В частности, выявлена эластичность реакции населения на ухудшающиеся макроэкономические параметры. Предложен перечень индикаторов для оценки экономической безопасности.
49-55 128
Аннотация
Настоящее исследование направлено на сравнение двух методов управления организациями, принятых в мировом менеджменте: управление по целям МВО и управление по результатам СУР. Цель. Определить достоинства и недостатки методов упомянутых методов управления и целесообразность их применения в современных экономических условиях. Задачи. Определить области применения методов управления; проанализировать их достоинства и недостатки; сформулировать преимущества метода СУР; предложить современные методы описания процессов функционирования СУР; проиллюстрировать результативность практического применения СУР в российских условиях. Методология. В настоящей работе предлагается использование метода онтологического инжиниринга, использующего средства теории мягких вычислений. Предлагаемые методики позволяют использовать базу знаний при ситуационном управлении организацией. Результаты. Доказано, что управление по целям МБО не применимо при ситуационном управлении в условиях стохастичной, вариабельной среды и при вероятности возникновения рисков различной природы. Предложен новый подход к улучшению качества управления организацией по результатам на основе динамических моделей управления, основанных на идеях онтологического инжиниринга и функционирующих через базу знаний - БЗ. Представлен способ информационной поддержки функционирования СУР с помощью программного обеспечения «CLADO ». Выводы Построение СУР на основе онтологического инжиниринга с привлечением идей мягких вычислений позволяет осуществлять управление задачами и ресурсами организации с учетом человеческого фактора и может эффективно использоваться организациями различного вида. Перспективность предложенного подхода, поддержанного программным обеспечением «CLADO», подтверждается практическим внедрением СУР в различных российских организациях
56-61 198
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению направления и динамики изменений возрастной структуры населения России. Цель. Дать оценку современного состояния и перспектив процесса старения населения. Задачи. Рассмотреть происходившие в последнее десятилетие изменения в возрастной структуре населения страны в целом, населения федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Изучить изменение границ старости. Определить возможные направления влияния старения населения на изменение численности населения старше трудоспособного возраста, на гендерные диспропорции и на рынок труда. Методология. В настоящей работе применены два подхода, связанных с методами определения мер старения. Традиционный подход основан на применении комплекса показателей возрастной структуры. Другой подход связан с применением понятия «перспективный возраст», основанного на ожидаемой продолжительности жизни в отдельных возрастах. Результаты. Россия принадлежит к странам со старым населением. За последние 5 лет население всех российских регионов активно старело. При этом старение населения в большей степени выражено в европейской части России и в сельском населении регионов. В старших возрастных группах доминируют женщины. Поэтому возможное увеличение экономической активности у лиц старшего возраста будет достигаться за счет женских контингентов. На примере Санкт-Петербурга показано, что границы старости продолжают сдвигаться в старшие возрастные группы. Одновременно в них нормализуется гендерный дисбаланс. Наибольшая численность лиц пенсионного возраста будет проживать в России в ближайшие 15 лет в случае проведения эффективной демографической политики. Выводы. Применение двух методических подходов к изучению старения населения позволяет рассмотреть его как многоаспектный процесс. Необратимое активное старение населения при отодвигающихся сроках наступления старости ставит перед обществом новые практические задачи.
62-69 163
Аннотация
Исследование направлено на изучение процесса формирования и оценки стратегии развития предпринимательства в регионе. Действующие федеральные и региональные программы поддержки предпринимательства не позволяют отстаивать интересы предпринимателей, поскольку целеполагание этих программ представлено так, что они наилучшим образом защищают лишь интересы государственных органов. Кроме того, указанные программы могут не в полном объеме учитывать региональные особенности предпринимательства. Цель. Определить роль предпринимательства в управлении региональным развитием; предложить этапы формирования стратегии развития предпринимательства в регионе как необходимой составляющей концепции обеспечения благоприятных условий развития предпринимательства. Задачи. Интегрировать в предлагаемой стратегии развития предпринимательства в регионе цели и задачи всех участников территориального развития: государственных органов, предпринимателей, населения, экспертных сообществ, негосударственных организаций и т. п.; предложить новые принципы при планировании стратегического развития региона; учесть необходимость ответственности предпринимателей в систематической оценке стратегии развития предпринимательства в регионе. Методология. На концептуальном уровне сформированы благоприятные условия для развития предпринимательства, предложены инструментарий разработки и оценки стратегии развития предпринимательства в регионе. На теоретико-методологическом уровне уточняются дефиниции развития предпринимательства и положения по подготовке и выполнению мероприятий стратегии развития предпринимательства в регионе. Результаты. Для оценки стратегии развития предпринимательства в регионе - в рамках концепции обеспечения для этого благоприятных условий - предложено уточнение понятия «развитие предпринимательства» - как процесса, при котором закрепляются изменения, повышающие устойчивость его функционирования (прогрессивные и консервативные); разработаны этапы формирования стратегии развития предпринимательства в регионе; введен критерий «прибыльность бизнеса», используемый для оценки стратегии; предложены принципы «необходимости» и «максимальной возможности», которые могут применяться для оценки эффективности регулирования предпринимательской деятельности администрацией муниципального образования. Выводы. Планирование стратегического развития региона должно опираться не только на принципы информационной открытости и прозрачности, но и равноправия, а также стратегического партнерства. Предложения автора основываются на том, что часть ответственности берут на себя предприниматели, которые должны участвовать в систематической оценке реализации этапов стратегии развития предпринимательства.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Александр Евгеньевич Викуленко,
Людмила Андреевна Овчинникова,
Вадим Игоревич Александров-Соболев-Кабалевский
70-76 656
Аннотация
Современная политика правительства в области налогообложения, формирования и использования бюджетных средств находится в центре внимания экономистов-исследователей. Весь комплекс соответствующих решений и мер называют фискальной политикой. В зависимости от сложившейся макроэкономической ситуации она может быть нацелена на стимулирование или сдерживание конъюнктуры, обеспечение полной занятости или борьбу с инфляцией. Цель. В конечном счете фискальная политика призвана ослабить колебания экономического цикла и обеспечить устойчивый экономический рост при высоком уровне занятости и умеренных темпах инфляции. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания. Теоретическую базу исследования составили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых, а также законодательно-правовые документы в области совершенствования налоговой политики. Результаты. Проведен сравнительный анализ формирования фискальной политики в России и за рубежом. Установлен уровень влияния фискальной политики на обеспечение устойчивых темпов экономического роста в условиях макроэкономического равновесия государственных расходов и чистых налогов с корпораций и домохозяйств. Авторами сделан вывод о том, что в экономической теории и практике хозяйствования недостаточно оценивается роль налоговой системы. Данный вывод касается и российской налоговой системы, роль которой во многом оценивается по показателям западных налоговых систем, ставших базовыми для России в последние 25 лет. Установлено, что налоговой системе принадлежит ведущая роль в согласовании общенародных, групповых и личных материальных интересов, а также в устранении недостатков механизма рыночной координации.
77-83 154
Аннотация
Такие явления, как инфляция и нестабильность валютных курсов оказывают существенное влияние на мировую экономику. Преодоление этих явлений остается одной из основных проблем правительств стран мирового сообщества, международных экономических организаций, а также многих ученых экономистов. В этой связи актуальными становятся вопросы функционирования современных валютных союзов: Европейского валютного союза (ЕС); Западно-Африканского валютного союза (ЗАВС); Валютного Союза Центральной Африки (ВСЦА); Восточно-Карибского валютного союза (ВКВС). Цель. Рассмотреть институциональную структуру и развитие в последние годы Восточно-Карибского валютного союза, а также Западно-Aфриканского валютного союза (ЗАВС) и валютного Союза Центральной Африки. Методология. В статье использованы общие методы научного познания. Теоретической базой исследования послужили научные труды зарубежных ученых. Статистической базой послужили оценочные данные Международного валютного фонда. Результаты. Проведен сравнительный анализ основных экономических показателей членов - государств указанных союзов. Установлено, что страны, входящие в ВКВС, имеют значительное сходство в структуре экономики, что очень важно для образования валютного союза. Выделены основные проблемы формирования сбалансированного экономического роста стран - членов валютных союзов: низкий уровень интеграционных процессов, необходимость интенсивного развития финансового сектора, более полное обеспечение фискальной политики и др. Сделан вывод о том, что сотрудничество в рамках рассматриваемых валютных союзов осуществляется в самом широком спектре - в области промышленности и транспорта, энергетики и сельского хозяйства, природных ресурсов и культуры. Ликвидация таможенных барьеров, решение валютных проблем и создание единого рынка членов сообщества открывают реальные перспективы для строительства крупных предприятий. То же самое касается создания общей ин фраструктуры (системы дорог и подъездных путей, портов, аэродромов).
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
84-90 169
Аннотация
Настоящая работа направлена на восполнение недостаточности исследований в области количественных методов обоснования управленческих решений. Цель. Разработка формализованных подходов к распределению работ и ресурсов при осуществлении долговременных проектов по государственному заказу несколькими организациями-соисполнителями. Задачи. Разработать методику определения структуры организаций - соисполнителей проекта. Разработать концептуальные подходы к текущему управлению распределением финансовых ресурсов между выполняемыми организацией проектами. Методология. В статье с использованием общих методов научного познания, теории управления, системного анализа рассмотрен формализованный аппарат для оптимизации работ и ресурсов организаций при осуществлении проектов для государственного заказчика. Результаты. Представлена методика оптимизации структуры территориально распределенных организаций, участников госбюджетного проекта, позволяющая выделить наиболее крупных соисполнителей и минимизировать их общее количество для повышения качества управления и снижения управленческих расходов. Предложены оптимизационные процедуры для текущего управления распределением финансовых средств между одновременно выполняемыми организацией проектами, а также бизнес-процессами в рамках них, предназначенные для количественного обоснования соответствующих решений. Сформулированы краткие рекомендации по использованию теоретических положений. Выводы. Разработаны формализованные подходы к оптимизации структуры работ и ресурсов длительных проектов, осуществляемых для государственного заказчика организацией - головным исполнителем совместно с территориально распределенными организациямисоисполнителями, позволяющие в конечном итоге повысить эффективность использования ограниченных госбюджетных средств.
ОБРАЗОВАНИЕ
91-99 832
Аннотация
В последнее время в современной экономической литературе все чаще стали уделять внимание исследованию кластеров, образующихся в социальной сфере: культуре, образовании, здравоохранении, спорте, социальном обслуживании населения. При этом данные кластеры рассматриваются обособленно и практически выделяются в особую группу. Какие же особенности позволяют обосновать это выделение и определить характеристики социальных кластеров? Правомочен ли такой подход? На эти вопросы нет единого ответа. В различных исследованиях предлагаются разные подходы и оценки, часто методически не обоснованные общими теориями управления и поэтому не позволяющие выработать единый теоретический подход к анализу кластеров данного вида. Цель. Обосновать методологический подход к определению и анализу социальных кластеров. Задачи. разработать методологический подход к исследованию, основанный на общих теориях управления; дать определение социального кластера; разработать методику анализа; обосновать выделение социальных кластеров в отдельную группу; определить особенности данного вида кластеров и подход к их классификации; разработать модель социального кластера. Методология. Использованы общенаучные методы научного познания, метод системного анализа, а также применена типовая модель кластера как общенаучная модель. Результаты. результатом разработанной автором методологии является уточнение определения социального кластера, обоснование классификации кластеров по кодам статистики, структурирование и моделирование кластеров на основе типовой модели. Также приведено практическое применение данного научного подхода на основании социального кластера школы «Шедевр». Выводы. При исследовании кластеров необходимо применять общие теории управления. Научные модели кластеров должны быть основаны на использовании статистических данных для целей практического планирования территориального развития. Социальный кластер - это кластер, действующий в социальной сфере. Структура социального кластера определяется на основе типовой модели.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
100-105 105
Аннотация
Настоящая работа посвящена обоснованию процесса формирования системы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Ненецком автономном округе (НАО). Цель. Проанализировать тенденции совершенствования управления развитием малого и среднего предпринимательства в НАО в условиях развивающейся институциональной среды. Задачи. Рассмотреть стратегические документы, в рамках которых осуществляется процесс развития малого и среднего предпринимательства в НАО и формируется институциональная среда предпринимательства; изучить процессы регулирования и поддержки МСП на уровне автономного округа; наметить тенденции совершенствования системы регулирования и поддержки МСП в НАО. Методология. В работе проанализирован процесс функционирования и развития системы управления развитием МСП на основе применения программно-целевого подхода. Результаты. Рассмотрены основы формирования процесса государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в НАО. Обсуждаются основные направления поддержки МСП, а также соответствующие механизмы. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства осуществляются в рамках программно-целевого подхода. Выводы. В НАО созданы институциональные основы для развития МСП и системы управления этим развитием. Предложены основные направления совершенствования системы управления развитием МСП в НАО.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)