Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 31, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

411-429 124
Аннотация

Цель. Разработка методов расчета половозрастной численности занятых среди населения региона по ежегодным возрастным категориям, базирующихся на показателях выборочного обследования рабочей силы.

Задачи. Провести анализ доступных в федеральной и ведомственной статистике исходных данных о численности занятых среди постоянного населения по однолетним и десятилетним возрастным категориям; разработать и апробировать методы получения профиля занятых в разрезе однолетних половозрастных категорий на основе масштабирования профиля занятости работников и на основе сглаживания показателей выборочного обследования рабочей силы; оценить возможности результатов моделирования половозрастной численности занятых в аспекте однолетних половозрастных категорий двумя методами (масштабированием и сглаживанием) для расчета общей и замещающей кадровой потребности.

Методология. Использованы метод масштабирования профиля численности работников и метод сглаживания микроданных выборочного обследования рабочей силы.

Результаты. Авторами разработаны два метода восстановления показателей ежегодной численности занятых с учетом половозрастной структуры из показателей выборочного обследования рабочей силы. Применительно к Республике Карелия рассчитана численность занятых по ежегодным возрастным категориям с помощью методов масштабирования и сглаживания. Проведено сравнение результатов расчета численности занятых по ежегодным возрастным категориям с использованием разных методов. Рассчитаны численность выбывших занятых и коэффициент выбытия.

Выводы. Восстановленные показатели половозрастного профиля занятых в разрезе однолетних возрастных категорий позволили получить характеристики рабочей силы с распределением по полу и возрасту, а также отследить динамику изменения численности занятых в различных возрастных когортах. Использование восстановленных показателей численности занятых в аспекте однолетних возрастных категорий не позволяет корректно рассчитать численность оттока занятых в старших возрастах и тем самым определить коэффициенты естественно-возрастного выбытия. В связи с этим необходимо доработать математическую модель восстановления показателей численности занятых в аспекте однолетних возрастных категорий.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

430-441 91
Аннотация

Цель. Выявление основных подходов к созданию цифровых двойников организации (далее — ЦДО) и разработка рекомендаций по их формированию, внедрению в соответствии с состоянием цифровой трансформации российских организаций.

Задачи. Изучить особенности текущего этапа развития концепции цифровых двойников, а также направления ее эволюции; предложить классификацию цифровых двойников в зависимости от уровня сложности используемых в них цифровых технологий; выявить границы понятия «цифровой двойник организации»; рассмотреть существующие подходы к реализации ЦДО; разработать модель архитектуры ЦДО.

Методология. Использованы методы анализа научных изданий российских и зарубежных авторов, теоретического обобщения и систематизации данных, полученных из открытых источников, экономико-организационного моделирования.

Результаты. В процессе исследования выявлено пять этапов развития концепции цифровых двойников. Эта концепция в соответствии с общим законом эволюции развивалась под влиянием соответствующих периоду цифровых технологий, расширяя свою область применения от части изделия до системы, частным случаем которой становится организация или промышленное предприятие. Раскрыты особенности цифровых двойников текущего этапа, а также предложена их классификация в зависимости от сложности технологий реализации. Выявлены границы понятия «цифровой двойник организации». Автором сформулированы определения понятий «цифровая модель организации» и «цифровой двойник организации», а также изложены ключевые подходы к созданию ЦДО. На базе классического подхода разработана модель архитектуры цифрового двойника для промышленного предприятия.

Выводы. В рамках реализации цифровой трансформации понимание особенностей функционирования и структуры цифрового двойника позволит руководству принимать обоснованные управленческие решения, способствующие поддержанию конкурентоспособности организации и увеличению гибкости ее бизнеса. Разработанная модель архитектуры ЦДО может быть использована руководителями предприятий, осуществляющих цифровую трансформацию.

442-449 63
Аннотация

Цель. Выявить основные проблемы формирования и функционирования малых предприятий, а также предложить возможные пути их преодоления, которые потенциально могут способствовать улучшению позиций малого бизнеса в экономике Санкт-Петербурга.

Задачи. Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития малого бизнеса; раскрыть ключевые проблемы функционирования малого предпринимательства и пути их решения в условиях существующей экономической ситуации в Санкт-Петербурге.

Методология. Авторами использована современная методология социально-экономических исследований, в том числе применены системный и процессный подходы, метод сравнительного анализа, эмпирические и аналитические методы.

Результаты. На малых предприятиях в Санкт-Петербурге возникает комплекс проблем. Среди главных проблем — ограниченный доступ к финансовым ресурсам; сложности в преодолении бюрократических барьеров, в том числе длительные сроки регистрации, получения разрешений и лицензий; высокий уровень конкуренции со стороны крупных корпораций, обладающих значительными финансовыми и технологическими ресурсами; недостаточная государственная поддержка, несмотря на существование программ субсидирования и льготного кредитования.

Выводы. Для повышения устойчивости и конкурентоспособности малых предприятий в Санкт-Петербурге необходимо усилить интеграцию современных технологий в производственные процессы с целью снижения затрат и повышения качества продукции; оптимизировать управление затратами и финансовыми потоками для увеличения рентабельности и ускорения оборачиваемости активов; чаще использовать доступные государственные программы поддержки, включая субсидии, гранты и льготное кредитование; расширять географию присутствия малого бизнеса посредством выхода на новые региональные рынки для увеличения клиентской базы и диверсификации рисков; улучшать репутацию малоизвестных предприятий за счет участия в социальных инициативах и акцентирования внимания на современности и инновационности своей продукции.

450-466 78
Аннотация

Цель. Определение степени воздействия региональных факторов на развитие элементов креативных сетей в области исполнительских искусств, художественного творчества и архитектуры в региональной локализации.

Задачи. Рассмотреть узлы и связи в рамках регионально локализованных креативных сетей; выявить факторы стимулирования развития креативных сетей в аспектах организаций, формирующих креативный продукт, организаций, способствующих распространению креативного продукта, и организаций, выполняющих общеинфраструктурные функции.

Методология. На основе методов анализа и обобщения данных показано, что сетевой характер функционирования креативных индустрий свидетельствует об актуальности модификации подходов к стимулированию их развития в региональной локализации, в рамках методологии формирования региональных экосистем.

Результаты. Выявлена зависимость между уровнем локализации креативной сети и степенью воздействия факторов развития креативного предпринимательства. Креативные сети, изначально регионально локализованные, демонстрируют существенную связанность как с факторами, характеризующими макроокружение, так и с инструментами организационной поддержки их деятельности. Креативные сети, деятельность которых носит национальный и международный характер, в малой степени зависят от региональных факторов. Это необходимо учитывать при формировании программ развития.

Выводы. В процессе формирования программ развития регионально локализованных креативных сетей целесообразно использовать методы, оказывающие наибольшее воздействие на узлы и связи, а именно цифровые инструменты поддержания тесноты связей креативных сетей.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

467-474 67
Аннотация

Цель. Изучить возможности для применения нейроинтерфейсов (интерфейс мозг-компьютер, ИМК) и технологий расширенной реальности (от англ. augmented reality, RA) в сфере государственного управления.

Задачи. Провести обзор современного состояния релевантных нейротехнологий и AR-решений; проанализировать потенциальные направления их применения в управленческой практике, от поддержки принятия решений с использованием нейроаналитики до создания интерактивных интерфейсов для взаимодействия с населением; рассмотреть ключевые этические, правовые и технологические вызовы, связанные с внедрением этих решений, включая вопросы конфиденциальности, защиты данных, правового регулирования и доступности инфраструктуры.

Методология. Осуществлен комплексный анализ феномена нейроинтерфейсов и технологий расширенной реальности в государственном управлении, основанный на фундаментальных теоретических положениях нейробиологии, в частности механизмах нейронной обработки информации, и социологии управления, включая модели организационного поведения, процессы принятия решений в государственных институтах.

Результаты. В условиях стремительного развития цифровых технологий перед государственными институтами открываются новые возможности для оптимизации управленческих процессов, повышения эффективности взаимодействия с гражданами и трансформации подходов к обучению и профессиональной подготовке государственных служащих.

Выводы. Раскрыты высокий потенциал применения нейроинтерфейсов и технологий расширенной реальности для повышения прозрачности, адаптивности и эффективности государственных институтов, а также проблемные аспекты внедрения этих технологий на современном этапе. Определены направления для будущих исследований и внедрений.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

475-486 299
Аннотация

Цель. Разработать модель управления человеческими ресурсами для обеспечения корпоративной устойчивости и повышения эффективности деятельности компаний в условиях «зеленой» экономики.

Задачи. Исследовать существующие подходы и перспективные направления «зеленого» управления человеческими ресурсами; провести анализ ключевых процессов и разработать модель «зеленого» управления человеческими ресурсами; раскрыть преимущества «зеленого» менеджмента и основные сопутствующие проблемы в управлении персоналом; провести анализ компаний, внедряющих «зеленые» подходы к управлению человеческими ресурсами, с целью выявления эффекта от реализуемых мероприятий; разработать рекомендации для повышения корпоративной устойчивости и эффективности «зеленого» менеджмента человеческих ресурсов.

Методология. Авторами применены методы логического анализа и интерпретации данных. Алгоритм исследования включал в себя такие этапы, как анализ публикаций в контексте интересующей темы, представленных в зарубежных и отечественных базах данных, изучение ключевых процессов «зеленого» управления персоналом; анализ преимуществ, главных проблем и моделей «зеленого» менеджмента в управлении персоналом; анализ корпоративной отчетности компаний за 2019–2023 гг. с целью выявления лучших практик управления человеческими ресурсами в условиях «зеленой» экономики. Разработаны также рекомендации для повышения корпоративной устойчивости и эффективности «зеленого» менеджмента человеческих ресурсов.

Результаты. В ходе исследования установлено, что современные компании активно применяют «зеленое» управление человеческими ресурсами. Решая социальные и экономические задачи управления персоналом, компании обеспечивают корпоративную устойчивость и повышают эффективность деятельности в условиях «зеленой» экономики. Разработана модель «зеленого» управления человеческими ресурсами, позволяющая достигать различных уровней вовлеченности персонала в экологическую повестку с помощью ряда инструментов. Проведен анализ ключевых процессов деятельности компаний, на основе которого выявлены преимущества «зеленого» менеджмента и сопутствующие проблемы в управлении персоналом. Среди сдерживающих факторов выделены следующие: сопротивление работников изменениям, финансовые ограничения и недостаток опыта управления человеческими ресурсами в  условиях «зеленой» экономики. Предложен спектр новых вопросов в целях продолжения исследования в дальнейшем.

Выводы. Полученные результаты способствуют теоретическому развитию вопросов управления персоналом и проведению в будущем исследований в контексте рассмотренной темы, а также практическому использованию лучших практик «зеленого» менеджмента человеческих ресурсов в современных компаниях.

487-494 47
Аннотация

Цель. Создание комплексной методики, направленной на оценку и повышение текущего уровня цифровой зрелости системы управления в компании.

Задачи. Разработка методики и рекомендаций по повышению уровня цифровой зрелости системы управления в составе проектных технологий, организационных процессов и программ обучения персонала; анализ деятельности компании в контексте использования методов и принципов управления проектами.

Методология. Автором применены системный подход, сравнительный анализ, дедуктивный и индуктивный подходы, а также методы оценки уровня зрелости компании, отражающие ее готовность и способность к использованию принципов управления проектами для достижения целей.

Результаты. Для получения достоверных выводов и разработки эффективной стратегии управления проектами компании предлагается комплексная методика, включающая в себя критерии определения уровня цифровой зрелости, в том числе проектных технологий, организационных процессов, программ обучения персонала, интеграции проектного мышления в  повседневную деятельность компании. Данная методика неоднократно использована при проведении экспресс-аудита проектной деятельности различных компаний.

Выводы. Разработанные и реализованные с помощью предлагаемой методики рекомендации обеспечивают всестороннее улучшение системы управления проектами компании в технических, организационных и квалификационных аспектах. Это позволяет повысить качество успешно реализуемых проектов, увеличить их количество и создает фундамент для устойчивого роста, укрепления конкурентных преимуществ компании на рынке.

495-503 55
Аннотация

Цель. Разработка методологии и инструментов для оптимизации управления заказами на машиностроительных предприятиях в условиях единичного и мелкосерийного производства, направленных на повышение внутренней кооперации и снижение временных затрат.

Задачи. Провести анализ проблем координации подразделений и производственных процессов; исследовать подходы к управлению заказами, включая цифровизацию и применение ERP-систем/MRP-систем; разработать модель интеграции цифровых технологий и графоматричных методов для оптимизации взаимодействия подразделений; оценить влияние ключевых подразделений на отклонения сроков выполнения заказов; предложить решения по внедрению цифровых платформ и адаптации Agile-подходов.

Методология. Исследование базируется на графо-матричном анализе, регрессионной и корреляционной статистике, а также интеграции цифровых решений: ERP-систем/MRP-систем, BI-аналитики, CRM и Agile-методов. Применены интервью, опросы и анализ реальных данных от машиностроительного предприятия с единичным типом производства.

Результаты. Идентифицированы ключевые подразделения, влияющие на сроки заказов. Подтверждена эффективность графо-матричного анализа для выявления узких мест в производственном процессе. Предложена модель интеграции BI-аналитики с ERP-системой, позволяющая оперативно управлять изменениями и снижать сроки выполнения заказов. Внедрение Agile-методов доказало применимость в машиностроительном контексте.

Выводы. Комплексный подход, включающий в себя цифровизацию, графо-матричный анализ и адаптивное управление ресурсами, значительно повышает эффективность управления заказами. Модель обеспечивает прозрачность процессов, уменьшение производственных задержек и улучшение внутренней кооперации. Практическое применение разработанных решений позволяет машиностроительным предприятиям укреплять конкурентоспособность в условиях цифровой трансформации и рыночной неопределенности.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

504-512 60
Аннотация

Цель. Оценить влияние долларизации на экономическую стабильность Эквадора и с учетом выявленных проблем предложить меры по повышению устойчивости экономики.

Задачи. Проанализировать динамику макроэкономических показателей Эквадора с момента введения долларизации (2000–2024); раскрыть взаимосвязи между уровнем внешнего долга, торговым балансом, резервами и экономическим ростом; оценить влияние долларизации на занятость и социальное развитие; разработать рекомендации по улучшению экономической политики и снижению зависимости от внешних факторов.

Методология. Исследование основано на анализе статистических данных Центрального банка Эквадора, Всемирного банка и других международных финансовых организаций. Использованы методы эконометрического анализа, сравнительного исследования и корреляционного анализа для выявления закономерностей в изменении макроэкономических показателей. Результаты. Долларизация обеспечила сдерживание роста инфляции и стабильность обменного курса, но привела к росту внешнего долга и зависимости от глобальных финансовых рынков. Торговый баланс Эквадора остается дефицитным, несмотря на рост экспорта, что свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности национальной экономики. Уровень безработицы снизился после долларизации, но по-прежнему является нестабильным, особенно в периоды кризисов (например, в 2020 г.). Международные резервы возросли, однако их динамика зависит от колебаний цен на нефть, что увеличивает уязвимость экономики.

Выводы. Долларизация частично стабилизировала экономику, но ограничила возможности регулирования денежно-кредитной политики. Экономическая политика должна быть дополнена социальными мерами, направленными на снижение безработицы и повышение уровня жизни населения.

513-527 47
Аннотация

Цель. Усовершенствовать методику оценки эффективности и надежности поставщиков для формирования на ее основе индикатора устойчивого развития.

Задачи. Проанализировать теорию и практику в области оценки эффективности и надежности поставщиков в аспекте применимости в атомной отрасли; конкретизировать существующую методику оценки эффективности и надежности поставщиков путем учета дополнительных факторов; сформировать критерии для определения индикатора устойчивого развития заказчика и предложить расширенную матрицу уровней контроля, применяемого в зависимости от уровня эффективности и надежности поставщика.

Методология. Автором использованы сравнительный и логический анализ методик оценок поставщиков, описанных отечественными и зарубежными исследователями. Применены систематизация и обобщение предлагаемой в работе методики, а также метод формализации. Настоящее исследование построено на базе публикаций российских и зарубежных авторов, стандартов и материалов международной Организации ИТЭР.

Результаты. Разработана усовершенствованная методика оценки эффективности и надежности поставщиков, учитывающая множество факторов, таких как качество продукции, условия транспортировки, результаты аудитов и контроля, уровень взаимодействия с поставщиком, а также опыт поставщика и признание в отрасли, финансовые и деловые аспекты, уровень зрелости повестки устойчивого развития поставщика, масштаб проекта или контракта в объеме общих договорных обязательств поставщика и динамику изменения уровня эффективности и надежности. Сформированы критерии для определения индикатора устойчивого развития заказчика. Предложена расширенная матрица уровней контроля, выполняющего функцию инструмента механизма устойчивого развития и применяемого в зависимости от уровня эффективности и надежности поставщика.

Выводы. Представленная в работе методика оценки позволяет более комплексно проанализировать деятельность существующих поставщиков и сделать прогнозы относительно их влияния на деятельность заказчика. Индикатор устойчивого развития, разработанный на ее основе, может быть использован при оценке уровня зрелости устойчивого развития в организациях атомной отрасли и ESG-рейтинговании Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»).

528-537 59
Аннотация

Цель. Разработать подход к оценке влияния реализуемой инновационной политики на показатели цифровой трансформации и инновационный климат в арабских странах, особенно развивающихся.

Задачи. Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются арабские страны, особенно развивающиеся, при формировании и развитии инновационной политики; определить ключевые индикаторы цифровой трансформации и инновационного климата; построить оценки влияния инновационной политики на выявленные индикаторы.

Методология. Исследование основано на описательном и сравнительном подходах, применяемых в процессе анализа, а также на количественном статистическом подходе (расчете размера эффекта), используемом для сравнения влияния инновационных стратегий, политик и программ на показатели цифровой трансформации относительно групп развитых стран и стран, находящихся на ранних стадиях формирования инновационной политики и  стратегии.

Результаты. Выявлено, что элементы инновационной политики оказывают существенное влияние на показатели цифровой трансформации и инновационного климата в странах. Размер эффекта между этими группами развитых и развивающихся арабских стран велик. Для нивелирования такого эффекта предложено три реалистичных варианта формирования инновационной политики, определены их ожидаемые результаты для развивающихся арабских стран.

Выводы. Развитые арабские страны с высоким уровнем доходов, реализующие инновационную политику, доказали способность к принятию цифровой трансформации экономики и достижению высоких показателей в значениях глобальных стратегических инновационных показателей. Развивающиеся арабские страны имеют возможность улучшить инновационный климат, экономические и социальные условия, повысить уровень международной и региональной конкурентоспособности, используя элементы разработанной схемы формирования инновационной политики в соответствии с возможностями. По результатам исследования предлагается лицам, формирующим политику, пересмотреть и доработать реализуемые стратегии и программы, а также предпринять попытки внедрения инновационных мер для ускорения процесса цифровой трансформации и создания высококонкурентного инновационного климата.

538-552 72
Аннотация

Цель. Модификация методологии межотраслевого процесса интеллектуального анализа данных CRISP-DM для области материально-технического обеспечения (далее — МТО) на основе концепции «данные как стратегический актив» в аспекте обеспечения проектов цифровой трансформации релевантными данными и повышенными показателями результативности.

Задачи. Исследовать эволюцию концепции данных как стратегического актива и определить их значимость в условиях цифровой трансформации; оценить влияние качества данных на эффективность производственных процессов через призму функционирования информационных систем в области МТО; спроецировать и адаптировать этапы методологии CRISP-DM для применения в процессах МТО; разработать дополнительный профильный этап методологии CRISP-DM «Адаптация к управлению данными в области МТО» для ее применения в процессах МТО.

Методология. Исследование базируется на комплексном применении научных методов познания. Системный подход использован для целостного анализа процессов цифровой трансформации и места данных в них. Сравнительный анализ проведен при оценке практик управления данными. Метод моделирования обеспечил научное обоснование проецирования этапов и модификации методологии CRISP-DM для процессов МТО. Статистические методы применены при обработке и интерпретации количественных данных из отраслевых отчетов, а кейс-метод позволил извлечь практические выводы из опыта внедрений информационных систем и практик управления данными. Информационную базу настоящей статьи составили научные публикации российских ученых в области цифровой трансформации, аналитические отчеты и исследования международных консалтинговых компаний (McKinsey, Deloitte, Ernst & Young, Gartner), материалы ведущих российских ИТ-компаний.

Результаты. Выявлена эволюционная трансформация данных в стратегический актив предприятия, раскрыта их роль как ключевого фактора конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации. Определены основные составляющие понятия «качество данных», а также показано влияние качества данных на информационные системы и связанные производственные процессы области МТО. Рассмотрен вопрос о применимости методологии СRISP-DM, а также предложена адаптированная и расширенная интерпретация этапов для процессов МТО. Модифицирована методология CRISP-DM в аспекте введения дополнительного этапа «Адаптация к управлению данными в области МТО», ориентированного на повышение устойчивости и адаптивности цепочек поставок на базе анализа данных.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)