ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель. На основе выборки обобщить и систематизировать имеющиеся в российской научной литературе подходы к рассмотрению экосистемы в экономике и управлении, выделить изменения в исследовании основных компонентов экономики, обусловленные формированием экосистемы, а также показать специфику вклада экосистем в развитие экономических процессов.
Задачи. Определить подходы, отраженные в современных научных российских экономических трудах, к рассмотрению экосистемы в контексте экономического развития; исследовать виды экосистемы, характерные для уровней экономики, а также особенности ее реализации на каждом из них.
Методология. Исследование осуществлено в три этапа. На первом этапе выполнен запрос в поисковой системе научной электронной библиотеки eLibrary.ru по заданным параметрам с применением дополнительных фильтров. На втором — в результате ранжирования работ, найденных в рамках поискового запроса, по количеству цитирований сформирован реестр из пятидесяти исследований, имеющих наибольшее количество цитирований, которые затем оценены на базе критериев включения и исключения для содержательного анализа. Третий этап включает в себя систематизацию и синтез полученной информации из содержательного анализа отобранного материала.
Результаты. Экосистема выступает в качестве новой единицы экономического анализа. С позиции экономического развития ее роль определена тремя составляющими: 1) формой экономического взаимодействия; 2) механизмом регулирования; 3) технологией развития бизнеса. Экосистема на макро- и мезоуровнях имеет особенности. Макроуровень характеризуется качественным изменением состояния деловой среды, определяемым как экосистемность. Происходит формирование синергетического эффекта развития отраслей на основе взаимодополнения и координации компаний в рамках экосистемы, при этом наблюдается уход от четкого их разграничения к сложному переплетению. Мезоуровень характеризуется развитием социально-экономических экосистем, классифицируемых по различным признакам. Конкуренция осуществляется на уровне социально-экономических экосистем. С позиции мезоуровня эффекты заключаются в возникновении новых организационно-экономических форм общественных отношений, таких как экосистема бизнеса, инновационная экосистема, предпринимательская экосистема, экосистема на основе платформ. Получение эффектов определяет целесообразность внедрения экосистемного подхода, находящегося в основе развития экосистемной экономики, базирующейся на коллаборации.
Выводы. Концепция экосистемы в экономике и управлении находится в постоянном динамичном развитии, базируется на междисциплинарных исследованиях. Поэтому систематизация и анализ накопленного опыта позволяют выявлять общие характеристики ее реализации в экономике для глубокого понимания и обозначения происходящих качественных перемен. Главными категориями, отражающими такие качественные изменения экономики, выступают экономика экосистем и социально-экономическая экосистема. Одновременно «экосистемность» рассмотрена как актуальное современное условие, необходимое для развития.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Показать новые экономические возможности и геополитические риски для России, Индии и Китая через открытие новых торговых путей, таких как Северный морской путь и Международный транспортный коридор «Север — Юг», как факторов формирования многополярности в Арктике.
Задачи. Проанализировать, насколько новые транспортные артерии послужат для снижения торговых издержек и улучшения экономических связей Китайской Народной Республики (КНР), России и Индии; оценить, будут ли созданы в ближайшее время новые возможности для сотрудничества между Россией и ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Методология. Методология исследования основана на анализе перечня ключевых китайских проектов в Арктике за последние десять лет, а также перечня ключевых индийских проектов за последние пять лет.
Результаты. Продемонстрированы приоритеты Китая и Индии во взаимодействии с Россией на арктическом направлении. Так, Китай активно продвигает концепцию Полярного шелкового пути (ПШП). ПШП является продолжением китайской инициативы «Один пояс — один путь» в Арктике, которую в 2013 г. Си Цзиньпин провозгласил в целях оживления торговли между Востоком и Западом вдоль исторического маршрута Великого шелкового пути. Развитие альтернативных маршрутов для Китая является важным также с точки зрения «малаккской дилеммы», то есть уязвимости Китая перед морской блокадой из-за ограниченного количества альтернативных маршрутов и потенциального контроля со стороны внешних держав. Индия, в свою очередь, лоббирует другой проект — INSTC (Международный транспортный коридор «Север — Юг»), который выступает альтернативой китайской инициативе «Один пояс — один путь», но также обеспечивает 25-дневный торговый маршрут из России.
Выводы. Перечень реализуемых широкомасштабных проектов по освоению ресурсов Арктики Китаем за последние десять лет демонстрирует высокую заинтересованность в сохранении Заполярья в качестве территории конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Сфера взаимного сотрудничества с КНР в Арктике широка: судостроение, лесопромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), атомная энергетика, промышленное оборудование. Взаимодействие с Индией развивается в несколько ином аспекте, перечень ключевых арктических проектов Индии в Арктике менее объемный, чем с Китаем. В основном проекты сосредоточены на ресурсном потенциале ТЭК Арктики. Складывается впечатление, что Индия пытается искать выгоду для себя в большей степени, нежели чем работать с Россией на условиях взаимовыгодного партнерства. Кроме того, Индия получила приглашение вступить в НАТО, что демонстрирует наличие благоприятных отношений с альянсом.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Исследование коэволюционно-конвергентного потенциала, формируемого при синергетической интеграции технологий Индустрии 5.0 и принципов ESG, а также концептуализация данного потенциала как драйвера индустриального роста экономики России в многополярном мире.
Задачи. Уточнение понятия «коэволюционно-конвергентный потенциал» и его имплементация применительно к ESG-развитию версии 5.0 в многополярном мире; выявление трендов и тенденций формирования коэволюционно-конвергентного потенциала ESG 5.0 на основе библиометрического анализа; оценка возможностей и вызовов потенциального влияния коэволюционно-конвергентного потенциала ESG 5.0 на экономический рост в России.
Методология. Исследование проведено с помощью научного метода систематического обзора и метаанализа по модели PRISMA. Использованы методы и инструменты библиометрического анализа, включая VosViewer, biblioshiny в R-среде и аналитика Lens. В качестве интеллектуального ассистента при анализе и структурировании информации применена модель ChatGPT-4.
Результаты. Выявлены ключевые тренды и тенденции формирования коэволюционно-конвергентного потенциала ESG 5.0. Проведен анализ взаимосвязи понятий «Индустрия 5.0» и «ESG», определены наиболее продуктивные авторы и организации, а также основные направления исследований. Подтверждена значительная роль ESG 5.0 в стимулировании устойчивого и инновационного роста экономики России.
Выводы. Коэволюционно-конвергентный потенциал ESG 5.0 имеет огромное значение для содействия индустриальному росту и устойчивому развитию экономики России. В целях реализации этого потенциала необходимо создавать соответствующую инфраструктуру, адаптировать регуляторную среду и увеличивать инвестиции в исследования и разработки.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Цель. Рассмотреть влияние проводимой сегодня политики суверенизации социально-экономической системы на процессы обеспечения экономической безопасности России в условиях усиления санкционного давления коллективного Запада и возрастания геополитической и геоэкономической турбулентностей, спровоцированных трансформацией однополярного миропорядка.
Задачи. Описать механизм влияния западных санкций на состояние экономической безопасности Российской Федерации (РФ); проанализировать состояние национальной экономики в современных условиях и предложить систему мер по купированию негативного внешнего воздействия, обеспечению приемлемого уровня экономической безопасности, гарантирующего процесс дальнейшего экономического роста в долгосрочной перспективе; предложить направления трансформации экономической политики в целях повышения устойчивости национальной экономической системы и качественного снижения уровня внешней зависимости, включая потребности в импорте технологий и оборудования; рассмотреть возможности повышения эффективности механизмов и инструментов обеспечения экономической безопасности; использовать индикаторы оценки состояния экономической безопасности для выявления угроз, вызовов процессу экономического развития и выработки адекватной антисанкционной политики.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования (синтеза, обобщения, контент-анализа, графической интерпретации данных и др.), а также методы стратегического, ситуационного, корреляционно-регрессионного анализа, экспертных оценок, расчетно-аналитические методы.
Результаты. Начавшийся в последнее десятилетие переход к многополярному мировому порядку спровоцировал небывалый всплеск геополитических и геоэкономических турбулентностей, вызванных переосмыслением собственных национальных интересов значительным количеством динамично развивающихся стран, не входящих в привилегированную касту «золотого миллиарда». В ответ на возникшие угрозы утраты своего доминирования в мире коллективный Запад стал широко реализовывать политику сдерживания развития лидеров этого движения, определив в качестве первоочередной цели социально-экономическую систему России, ввел в отношении нашей страны беспрецедентные по объему экономические санкции, вынудив в 2022 г. начать специальную военную операцию (СВО), издержки которой должны были остановить наблюдающийся в последние годы экономический рост. Объявленная антироссийской коалицией экономическая война была призвана дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране и вызвать смену политического режима. Однако экономическая система РФ смогла продемонстрировать высокие адаптационные возможности и высокую устойчивость, что обеспечено проведением эффективной и адекватной реалиям антисанкционной политики, включающей в себя системную и целенаправленную деятельность экономических субъектов по обеспечению уровня экономической безопасности России, гарантирующей поступательное и расширенное развитие экономики страны в долгосрочной перспективе.
Выводы. Проблематика экономической безопасности России в условиях нарастания негативного внешнего воздействия только усиливает актуальность и требует от представителей экспертного и научного сообществ повышенного внимания, поскольку субъекты, призванные осуществлять процесс обеспечения экономической безопасности страны, испытывают острую потребность в научно-методическом сопровождении своей деятельности и разработке рекомендаций по эффективному решению поставленных перед ними задач создания условий для дальнейшего экономического роста. Достижение целевых показателей безопасности российской экономики находится в корреляционной зависимости от устойчивости и надежности национальной экономической системы, степени активности ее экономических агентов и адекватности современным реалиям проводимой руководством государства социально-экономической политики, всесторонняя суверенизация которой определена на долгосрочную перспективу в качестве ключевого вектора развития всех сфер общественной жизни страны и обязательного условия сохранения независимости и международной субъектности.
Цель. Разработать методику оценки технологического суверенитета в контексте обеспечения экономической безопасности России в условиях санкций.
Задачи. Проанализировать отечественные теоретические разработки в области исследования технологического суверенитета; выявить взаимосвязь политико-экономической турбулентности, вызванной санкциями, технологического суверенитета и национальной экономической безопасности; описать авторскую методику оценки технологического суверенитета в контексте обеспечения экономической безопасности России в условиях санкций.
Методология. В исследовании использованы общенаучные методы анализа, синтеза, аналогий, экспертных оценок. Применены специальные методы, в том числе контент-анализ экономических публикаций, индексный метод, экономико-статистическое моделирование, структурный анализ экономических показателей, методы многокритериального принятия решений, шкалирования экономических показателей и др.
Результаты. По итогам проведенного исследования разработана новая методика оценки уровня технологического суверенитета как элемента национальной экономической безопасности в условиях воздействия неэкономических шоков. Методика реализуется путем отработки следующих действий: 1) выбора отрасли для оценки уровня технологического суверенитета (на данном шаге методики рекомендовано выбирать лишь критически значимые отрасли); 2) декомпозиции используемых в отрасли технологий (для этого рекомендовано использовать таксономию проектов технологического суверенитета ВЭБ.РФ); 3) проведения экспертного оценивания уровня технологической независимости первичных процессов (оценка проходит по десятибалльной шкале, где 0 соответствует полной технологической импортозависимости, 10 — полной технологической импортонезависимости); 4) определения интегрального количественного показателя технологического суверенитета путем поуровневой (снизу вверх) свертки частных показателей иерархически упорядоченных технологических процессов; 5) качественной интерпретации полученной численной оценки на основе порогового подхода оценки экономической безопасности с применением шкалы Харрингтона.
Выводы. Технологический суверенитет в условиях усиливающихся антироссийских санкций и политико-экономической турбулентности служит важным элементом в системе обеспечения национальной экономической безопасности. Для оценки уровня технологического суверенитета предложена соответствующая методика. Полученные по итогам ее применения результаты позволяют разработать и реализовать комплекс мер по поддержанию технологического суверенитета на необходимом уровне.
ОБРАЗОВАНИЕ
Цель. Выявление и анализ взаимосвязей процессов развития высших учебных заведений и социально-экономического развития страны, в том числе их территориальных аспектов, с учетом более точного понимания роли университетских комплексов в социально-экономическом развитии страны и их влияния на потенциал роста экономики в условиях многополярного мира, а также комплексной оценки их функционирования и развития.
Задачи. Всесторонняя оценка функционирования университетских комплексов; выявление сильных и слабых сторон работы университетов, не только обеспечивающих качественное образование для молодежи, но и являющихся центрами научных исследований, инновационного развития и культурного обмена; определение направлений для улучшения их взаимодействия с регионами.
Методология. Авторами использованы такие методы научного исследования, как обзор научных публикаций, описание и анализ. Эти методы в совокупности позволяют достичь цели исследования, дать полное и объективное представление о рассматриваемой проблеме.
Результаты. Рассмотрена многогранная роль университетских комплексов в социально-экономическом развитии. Авторами выделены наиболее значимые аспекты вклада университетских комплексов в повышение потенциала роста экономики нашей страны и регионов.
Выводы. Университетские комплексы играют важную роль в социально-экономическом развитии: способствуют развитию в целом системы образования, повышению эффективности научных исследований и созданию инновационных технологий, экономическому подъему и культурному обогащению страны. Благодаря своей многогранной деятельности университеты играют ключевую роль в создании благоприятной экономической среды и обеспечивают устойчивое развитие регионов. Обращено внимание на необходимость расширения и углубления взаимодействия высшей школы и институтов социально-экономического развития, в том числе региональных университетов, работодателей и их объединений, территориальных органов управления, ведущих вузов страны для того, чтобы образование стало действенным инструментом качественного повышения потенциала роста экономики и ее инновационного развития.
Цель. Определить перспективы развития молодежного предпринимательства в российских университетах в контексте взаимодействия вузов, бизнеса и государства.
Задачи. Провести анализ современных тенденций инновационного развития в России; выявить особенности развития малого инновационного предпринимательства и молодежного предпринимательства в университетах; предложить рекомендации по совершенствованию организационных форм, технологий активизации предпринимательской деятельности в университетах в контексте взаимодействия вузов, бизнеса и государства.
Методология. Авторами использованы методы анализа статистических данных, сравнительного анализа.
Результаты. В статье проведен анализ тенденций развития малого инновационного предпринимательства в университетах, в том числе показана региональная специфика, выраженная в признаке фрагментарности эффективности различных организационных форм и технологий. Выполнен также анализ современных форм поддержки предпринимательской активности молодежи. Выявлены основные проблемы, сформировано авторское видение перспектив развития молодежного предпринимательства в университетах в контексте построения системы взаимодействия вузов, бизнеса и государства.
Выводы. Авторами определены перспективы и предложены организационные формы, технологии активизации процессов развития молодежного предпринимательства в современных университетах. Среди них — развитие сетизации университетов, бизнеса и государства, реализация проектов частно-государственных партнерств и развитие коммуникационных площадок.
Цель. Сформировать подходы к институциональному регулированию и превентивному реагированию на риски, связанные с применением технологий искусственного интеллекта в организациях науки и высшего образования, на основе комплаенса.
Задачи. Определить элементы комплаенс-системы, направленные на снижение рисков использования искусственного интеллекта; выявить тенденции институционального развития, связанные с интеграцией технологий генеративного искусственного интеллекта в научно-образовательные и административно-управленческие процессы.
Методология. Вопросы адаптации институциональных механизмов современного высшего образования к вызовам технологического развития исследованы на основе системного, риск-ориентированного, логико-структурного подходов научного познания. Для формирования элементов комплаенс-системы искусственного интеллекта применены методы анализа, синтеза и классификации.
Результаты. Концепция комплаенса искусственного интеллекта призвана расширить стратегию цифровой трансформации организаций высшего образования посредством внесения в предметную область управления новых объектов, в частности рисков технологий искусственного интеллекта, а также развития защитной, регулирующей и информационно-управленческой функций. Методология комплаенса позволяет создать организационные механизмы, обеспечивающие защиту организаций высшего образования и науки от недобросовестного поведения субъектов в сфере искусственного интеллекта. Комплаенс искусственного интеллекта в высшем образовании должен обеспечивать защиту прав и свобод человека, соблюдение правил академической честности и научной добросовестности, оценку достоверности систем искусственного интеллекта в образовательном процессе, защиту персональных данных и конфиденциальной информации, защиту авторских прав, противодействие фальсификации данных и киберпреступлениям.
Выводы. Проактивное управление на основе методологии комплаенса снизит риски внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность вузов и поможет эффективно адаптироваться к вызовам технологического развития.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Изучить возможности и перспективы привлечения в медицинские организации специалистов без базового медицинского образования («немедиков»), а также выявить особенности управления данной группой сотрудников в условиях модернизации отечественного здравоохранения.
Задачи. Проанализировать необходимость привлечения «немедиков», специфику организации их трудовой деятельности в системе здравоохранения, а также особенности управления такими специалистами в медицинских организациях; изучить экспертное мнение медицинского сообщества о привлечении «немедиков»; осуществить комплексную оценку возможностей привлечения «немедиков»; сформулировать выводы, актуальные для менеджмента медицинских организаций относительно вопросов управления кадрами с немедицинским образованием.
Методология. В теоретической части исследований автором применены методы обобщенного анализа и синтеза, комплементарности и системный подход, методы контент-анализа научных источников, а также статистические данные о специалистах с немедицинским образованием (форма федерального статистического наблюдения (ФФСН) № 30 за 2013–2023 гг.). Методологической основой для получения первичной информации послужил экспертный опрос на базе применения полуструктурированных интервью, анализа причинно-следственных связей и систематизации данных. Использован и метод визуализации полученных результатов.
Результаты. В условиях происходящей модернизации и оптимизации работы медицинских организаций, внедрения инновационных методов и новых стандартов, а также происходящей повсеместной цифровизации эксперты подтвердили необходимость и состоятельность привлечения «немедиков». По их мнению, «немедикам» можно «безболезненно» передать технические задачи, функции холл-менеджера (администратора), организационные вопросы. Целесообразно в их функционал включить работу, связанную с планированием приема и маршрутизацией пациентов.
Выводы. Работа медицинских организаций, процессы управления и реализуемые форматы оказания медицинской помощи претерпевают значительные трансформации, которые связаны как с новыми цифровыми возможностями, так и с реализуемыми методами и форматами оказания медицинской помощи. Это требует иных подходов не только на уровне общего управления, но и привлечения новых «непрофильных» медицинских специалистов, которые обладают надлежащими компетенциями и способны повысить эффективность работы медицинских организаций, облегчить ее. Однако многие вопросы по привлечению «немедиков» до сих пор остаются открытыми. Настоящее исследование является некой итерацией, позволит найти ответы на ряд вопросов на основе авторских исследований в контексте заявленной тематики.
Цель. Предложить авторский подход к оценке интеллектуального потенциала медицинских организаций в условиях современной модернизации, введения инноваций, цифровизации, смены форматов и стандартов оказания медицинской помощи, а также существующих социально-экономических трансформаций и вызовов.
Задачи. Проанализировать существующие подходы к трактовке понятия «интеллектуальный потенциал организаций»; систематизировать основные структурные компоненты интеллектуального капитала и потенциала каждого сотрудника и развития организации в целом; предложить комплексный подход к оценке интеллектуального потенциала медицинских организаций; тезисно сформулировать выводы, актуальные для менеджмента и управления кадрами в медицинской организации.
Методология. Автором использованы методы общего анализа и синтеза, эмпирические и аналитические методы, системный и процессный подходы, экспертные оценки и обобщения, классификации, абстрагирование, сравнение, визуализация, а также моделирование и итеграция. Применены методы контент-анализа научных источников, изучены различные методологические подходы в контексте определений понятий «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный потенциал» в современных условиях развития организаций. Методологической основой для построения комплексного подхода к оценке интеллектуального потенциала медицинских организаций послужили варианты описательного обзора научных публикаций (статьи, монографии, периодические издания), мониторинговые исследования, посвященные данной тематике.
Результаты. Предложен авторский подход к комплексной оценке интеллектуального потенциала на основе расчета интегрального показателя, разработанных процедур отбора необходимых показателей и статистических данных. Разработанная методика позволяет оценить интеллектуальный потенциал организации в формате визуализации расчетных показателей и маркеров типа «светофор» в условиях модернизации отрасли, развития инноваций и информационных технологий в отечественной медицине на уровне отдельных медицинских
организаций.
Выводы. Стремительная интеллектуализация всех отраслей деятельности и значительное увеличение доли интеллектуализации труда, базирующиеся на умственных функциях индивида при выполнении профессиональных обязанностей, требуют новых подходов к оценке интеллектуального потенциала. Медицина, как одна из самых наукоемких сфер деятельности, применяя новейшие технологии и ноу-хау при оказании медицинской помощи, должна уделять особое внимание мониторингу интеллектуального потенциала не только на уровне медицинской организации, но и каждого индивида (работника). Ключевой научной задачей становится формирование подходов, которые позволят повысить эффективность деятельности медицинских организаций с целью реализации грамотных управленческих решений (в том числе на уровне управления кадрами) для раскрытия интеллектуального потенциала каждого работника.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Установить специфику взаимодействия факторов экономического роста Мурманской области и России в целом с использованием методологического потенциала производственных функций.
Задачи. Оценить возможности построения моделей производственных функций для Мурманской области и России в целом; построить и исследовать адекватные модели типа производственных функций для Мурманской области и России в целом.
Методология. В основе построенной методологии находится проверка исходной гипотезы о возможности построения адекватной модели типа производственных функций для субъектов Российской Федерации (РФ) и России в целом. На первом этапе проведен анализ динамики валового регионального продукта (ВРП) и факторов экономического роста (инвестиций в основной капитал, стоимости основных фондов и численности занятых), который отражает существенные различия в поведении этих показателей для Мурманской области и России в целом. В целях проверки гипотезы о возможности построения производственных функций для Мурманской области и России в целом рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона между ВРП и факторами производства за 2000–2022 гг. Далее предполагалось построение серии моделей типа производственных функций. Рассмотрены показательная производственная функция и производственная функция Кобба — Дугласа. Лучшая модель выбрана с помощью информационного критерия Акаике, скорректированного для малых выборок.
Результаты. Установлено, что для России в целом взаимное поведение основных факторов экономического роста (труда и капитала) укладывается в общепринятые представления: существует значимая положительная связь между ВРП и факторами производства. Соответственно, для России становится возможным построение классических моделей производства ВРП в виде производственных функций. Гипотеза о возможности построения производственных функций для Мурманской области не подтвердилась, созданы модели только для России в целом.
Выводы. На основе исследования серии моделей в виде показательной производственной функции и функции Кобба — Дугласа установлены растущий характер экономики России, параметры эластичности по численности занятых и инвестициям в основной капитал. Факт разбалансированности взаимодействия основных факторов производства в Мурманской области не подтвердил гипотезу для этого региона. Причины разбалансированности следует искать в специфике региональных производственных процессов.
Цель. На основе анализа условий осуществления инновационной политики и поручений Президента России по усилению ее реализации построить логико-функциональную модель модерации взаимодействия участников региональной инновационной системы.
Задачи. Рассмотреть организационные принципы, способствующие результативной модерации взаимодействия органами власти участников региональной инновационной системы на основе инновационной политики.
Методы. Авторами использованы методы анализа и синтеза, а также правительственные нормативно-правовые документы и государственные стандарты.
Результаты. Определен комплекс базовых принципов модерации взаимодействия участников региональной инновационной системы: принципов государственного управления в аспекте научно-технологического развития региона, принципов инновационного развития экономики субъекта Российской Федерации (РФ), принципов эффективной коммуникации, принципов сетецентрического управления, принципов инновационного менеджмента. С учетом предложенного комплекса базовых принципов с применением PDCA-цикла ввиду интеграции инновационного менеджмента в государственное управление сформирована двухконтурная логико-функциональная модель модерации участников региональной инновационной системы на основе инновационной политики. Это позволит разрабатывать гибкие организационные меры модерации взаимодействия участников инновационной системы.
Выводы. В целях возможности разработки гибких организационных мер модерации взаимодействия участников инновационной системы предложена логико-функциональная модель модерации взаимодействия участников региональной инновационной системы, отличающаяся комплексным применением базовых принципов государственного управления в аспекте научно-технологического развития региона, принципов инновационного развития экономики субъекта РФ. Использованы принципы эффективной коммуникации, принципы сетецентрического управления, принципы инновационного менеджмента и двухконтурной конфигурации организационных действий органов власти с применением PDCA-цикла, основанных на интеграции инновационного менеджмента в государственное управление.