Институциональные аспекты использования искусственного интеллекта в высшем образовании и науке: роль и значение комплаенса
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-8-905-913
Аннотация
Цель. Сформировать подходы к институциональному регулированию и превентивному реагированию на риски, связанные с применением технологий искусственного интеллекта в организациях науки и высшего образования, на основе комплаенса.
Задачи. Определить элементы комплаенс-системы, направленные на снижение рисков использования искусственного интеллекта; выявить тенденции институционального развития, связанные с интеграцией технологий генеративного искусственного интеллекта в научно-образовательные и административно-управленческие процессы.
Методология. Вопросы адаптации институциональных механизмов современного высшего образования к вызовам технологического развития исследованы на основе системного, риск-ориентированного, логико-структурного подходов научного познания. Для формирования элементов комплаенс-системы искусственного интеллекта применены методы анализа, синтеза и классификации.
Результаты. Концепция комплаенса искусственного интеллекта призвана расширить стратегию цифровой трансформации организаций высшего образования посредством внесения в предметную область управления новых объектов, в частности рисков технологий искусственного интеллекта, а также развития защитной, регулирующей и информационно-управленческой функций. Методология комплаенса позволяет создать организационные механизмы, обеспечивающие защиту организаций высшего образования и науки от недобросовестного поведения субъектов в сфере искусственного интеллекта. Комплаенс искусственного интеллекта в высшем образовании должен обеспечивать защиту прав и свобод человека, соблюдение правил академической честности и научной добросовестности, оценку достоверности систем искусственного интеллекта в образовательном процессе, защиту персональных данных и конфиденциальной информации, защиту авторских прав, противодействие фальсификации данных и киберпреступлениям.
Выводы. Проактивное управление на основе методологии комплаенса снизит риски внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность вузов и поможет эффективно адаптироваться к вызовам технологического развития.
Об авторе
Н. В. СущеваРоссия
Наталья Вячеславовна Сущева, кандидат экономических наук, проректор по цифровому развитию
191023; Садовая ул., д. 21; Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов,
связанных с публикацией данной статьи
Список литературы
1. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
2. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 22–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32
3. Шульженко Т. Г., Сущева Н. В., Царева Е. С. Креатосфера университета в экономике знаний: потенциал развития, концепция, решения : монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. 240 с.
4. Комплаенс — просто о сложном // Национальная Ассоциация Комплаенс. URL: https://compliance.su/info/articles/komplaens-prosto-o-slozhnom/?ysclid=m06ewxco5l130177787 (дата обращения: 04. 07. 2024).
5. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта // Альянс в сфере искусственного интеллекта. URL: https://ethics.a-ai.ru/assets/ethics_files/2023/05/12/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_20_10_1.pdf (дата обращения: 04. 07. 2024).
6. Путин: юрисдикция России должна стать одной из самых комфортных в мире для развития ИИ // ТАСС. 2023. 24 ноября. URL: https://tass.ru/ekonomika/19373011 (дата обращения: 04. 07. 2024).
7. Цифровая трансформация и защита прав граждан в цифровом пространстве : доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. М.: Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, 2021. 124 с. URL: https://ifap.ru/pr/2021/n211213a.pdf (дата обращения: 04. 07. 2024).
8. Об утверждении Стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 г. : распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2023 г. № 3339-р // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408020989/?ysclid=m10kblw43t498898948 (дата обращения: 04. 07. 2024).
9. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 04. 07. 2024).
10. Wood P. Oxford and Cambridge ban ChatGPT over plagiarism fears but other universities choose to embrace AI bot // Associated Newspapers Limited. February 28. 2023. URL: https://inews.co.uk/news/oxford-cambridge-ban-chatgpt-plagiarism-universities-2178391 (дата обращения: 04. 07. 2024).
11. Sciences Po bans the use of ChatGPT without transparent referencing // Sciences Po. January 27. 2023. URL: https://newsroom.sciencespo.fr/sciences-po-bans-the-use-of-chatgpt/#:~:text=Without%20transparent%20referencing%2C%20students%20are,supervision%20of%20a%20course%20leader (дата обращения: 04. 07. 2024).
12. Sankaran V. Japanese universities become latest to restrict use of ChatGPT // Independent. April 10. 2023. URL: https://www.independent.co.uk/tech/japanese-universities-chatgpt-use-restrict-b2317060.html (дата обращения: 04. 07. 2024).
13. Mok L. Top Hong Kong university drops ban on ChatGPT in coursework by students // Hong Kong Free Press. August 4. 2023. URL: https://hongkongfp.com/2023/08/04/top-hong-kong-university-drops-ban-on-chatgpt-in-coursework-by-students/ (дата обращения: 04. 07. 2024).
14. Australian universities to return to ‘pen and paper’ exams after students caught using AI to write essays // The Guardian. January 10. 2023. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2023/jan/10/universities-to-return-to-pen-and-paper-exams-after-students-caught-using-ai-to-write-essays (дата обращения: 04. 07. 2024).
15. ChatGPT banned in Bengaluru colleges, US schools: 9 key things to know // Gadgets Now. January 30. 2023. URL: https://www.gadgetsnow.com/slideshows/chatgpt-banned-in-ben-galuru-colleges-us-schools-9-key-things-to-know/photolist/97430636.cms (дата обращения: 04. 07. 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Сущева Н.В. Институциональные аспекты использования искусственного интеллекта в высшем образовании и науке: роль и значение комплаенса. Экономика и управление. 2024;30(8):905-913. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-8-905-913
For citation:
Sushcheva N.V. Institutional aspects of the use of artificial intelligence in higher education and science: The role and importance of compliance. Economics and Management. 2024;30(8):905-913. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-8-905-913