Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

268-281 329
Аннотация

Цель. Выявить соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников высших и средних учебных заведений потребностям современной промышленности на примере пред[1]приятий Санкт-Петербурга, а также оценить динамику изменения основных компетенций новых работников, приходящих из образовательной среды в трудовые коллективы.

 Задачи. Определить качество взаимодействия образовательной и производственной сферы на примере Санкт-Петербурга; оценить уровень и динамику изменений профессиональных знаний и умений, социальных качеств и универсальных компетенций выпускников петербургских высших и средних профессиональных учебных заведений.

Методология. На основе опроса работодателей оценено качество подготовки выпускников петербургских высших и средних профессиональных учебных заведений по таким показателям, как уровень профессиональных знаний и умений, социальные качества и универсальные компетенции. Выполнено сравнение результатов мониторинга, выявлена динамика изменений в последние годы в качестве подготовки молодых специалистов по основным требованиям работодателей.

Результаты. Определена степень взаимодействия между производственными структурами и системой профессионального образования в условиях усложняющейся экономической ситуации и социальных трансформаций. Показана роль предприятия как экономической ячейки, охарактеризованы современные трудовые отношения в производственном коллективе. Предложены параметры оценки работодателями качества подготовки выпускников петербургских высших и средних профессиональных учебных заведений. На базе данных работодателей проведена оценка уровня и динамика изменений профессиональных знаний и умений, социальных качеств и универсальных компетенций выпускников петербургских высших и средних профессиональных учебных заведений, которые приняты на работу в 2014–2022 гг. в петербургскую производственную сферу.

Выводы. Предложены направления активизации взаимодействия системы образования и промышленного производства, профессиональной ориентации молодежи, формирования творческой компоненты как в образовательном процессе, так и в производственном коллективе. Определена результативность мер по формированию прогрессивного рынка труда на основе повышения качества подготовки трудоустроившихся на предприятия выпускников высших и средних профессиональных учебных учреждениий, их быстрой адаптации в условиях производственного процесса и трудовых отношений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

282-290 263
Аннотация

Цель. Рассмотреть эволюцию научных концепций, исследующих мотивы принятия решений, основанных на нерациональном поведении потребителей, и выявить реальные изменения поведенческих моделей личных финансов.

  Задачи. Изучить эволюцию научных концепций ведущих мировых ученых о мотивах принятия решений на потребительском рынке; рассмотреть эффекты нерационального потребительского поведения; выявить ключевые изменения поведения потребителей при принятии   решений о покупке, вызванные цифровизацией.

 Методология. Статья основана на анализе научных трудов ведущих экономистов-классиков, междисциплинарных научных исследованиях современных зарубежных и отечественных   ученых, посвященных вопросам принятия решений в области потребления. Применен институциональный подход, позволивший изучить эволюцию иррационального поведения   в области личных финансов в зависимости от доминирующих общественных ценностей.

 Результаты. В процессе анализа теоретических положений известных ученых до середины   ХХ в. представлено обоснование принятия решений потребителей на потребительском рынке, исходя из их стремления к максимизации удовольствия, полезности благосостояния.   Такое поведение можно отнести к иррациональному. Постепенно, учитывая рыночные регуляторы возможности потребления, ученые приходят к выводу о рациональном поведении   индивидов. Однако к концу ХХ в. позиция ученых изменяется в сторону ограниченной рациональности в связи с невозможностью индивидов адекватно оценить массив информации, влияющий на принятие решений на потребительском рынке. На базе выводов, сделанных   современными учеными в рамках междисциплинарных исследований, возникает такое новое   направление экономической науки, как «поведенческая экономика», которая объединила   знания и в области экономики, и в области психологии. Современные исследования показали некоторые эффекты в поведенческих финансах, связанные с иррациональностью поведения потребителей при принятии решения о покупке: эффект Веблена, эффект Дидро и другие. Новейшие исследования о влиянии цифровизации на потребительское поведение отражают изменения, происходящие в поведении потребителей в направлении рационализации.

 Выводы. Рассмотрены концепции и модели, описывающие особенности иррационального   поведения индивидов, связанные с принятием решений и основанные на нерациональных   с точки зрения классической экономической науки тратах личных финансовых ресурсов . 

 Представлена эволюция научных концепций иррационального поведения ведущих мировых   экономистов на протяжении двух столетий. Изучены эффекты иррационального потребительского поведения, предложенные учеными в рамках междисциплинарных исследований. Среди   них — эффект Веблена, эффект Дидро. Показано влияние цифровизации на принятие решений в области личных финансов. 

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

291-299 239
Аннотация

Цель. Выявить возможности расширения генеральной выборки организаций, участвующих в предоставлении статистических данных относительно вопросов осуществления инновационной деятельности, для повышения качества информации при принятии решений в рамках реализации региональной инновационной политики.

Задачи. Определить значимость статистической информации для процессов стратегического планирования в стране и регионах; выявить проблемы адекватного отражения инновационной деятельности в современной российской статистике; установить отклонения методического аппарата Росстата от рекомендаций Руководства Осло; проанализировать отдельные статистические параметры инновационной деятельности в регионах северо-запада России; разработать рекомендации по изменению подходов Росстата к организации статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности.

Методология. В статье на основании методов анализа охарактеризовано состояние инновационной статистики в стране. Метод попарной корреляции позволил выявить несвязность параметров инновационной деятельности организаций с ключевыми экономическими показателями развития регионов.

Результаты. Авторами выделено два основных направления расширения генеральной выборки организаций при ведении инновационной статистики: более масштабное включение предприятий сферы услуг в перечень обследуемых организаций и снижение численности персонала организаций, начиная с которой организации вменяют в обязанность предоставление статистической информации о вопросах инновационной деятельности, с 15 до 10 человек. Кроме того, в статье обоснована необходимость применения в России субъектного подхода к статистическому обследованию инновационной деятельности предприятий, способствующего выделению факторов, которые воздействуют на инновационную активность организаций, и оценке такого влияния с учетом региональных особенностей.

Выводы. Изменение подходов к ведению инновационной статистики позволит обеспечить органы власти в регионах корректной информацией для более эффективной реализации региональной инновационной политики.

300-310 199
Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы регионального управления в современных условиях развития экономики страны, которые характеризуются, с одной стороны, объективными факторами развития мировой экономики, такими как динамизм, сложность, нестабильность внешнеэкономической среды, с другой — недружественным отношением ряда западных стран, которое выражено прежде всего в применении экономических санкций к России.

Задачи. Выявить основные направления и особенности позиций различных отечественных и зарубежных авторов относительно вопросов исследования региона как адаптивной социально-экономической системы; сформулировать функции и свойства региона как системы.

Методология. Авторами использованы эмпирические и аналитические методы исследования, дано определение региона с позиции системного подхода.

Результаты. Представлено авторское видение ключевых свойств региона как социально-экономической системы, приведено их описание с позиции регионального управления. Проанализированы существующие подходы и определены особенности организационно-экономической структуры управления региона как системы, а также выделены направления ее развития в  условиях нестабильной рыночной среды.

Выводы. Очевидна необходимость формирования новой методологии регионального управления на базе системного подхода, с учетом особенностей современных экономических реалий. Первым шагом к этому является обоснование региона как открытой социально-экономической системы. Выдвинута идея о целесообразности дальнейшего совершенствования механизма регионального управления на базе принципов адаптации и самоорганизации.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

311-320 327
Аннотация

Цель. Проанализировать современные механизмы государственного управления устойчивым развитием (УР) с акцентом на энергетическом переходе и климатической повестке.

Задачи. Основное внимание уделить стратегиям и практикам, принятым в Китае и России, сравнивая их подходы к достижению целей УР; исследовать международный опыт, провести анализ инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и декарбонизацию; рас[1]смотреть принятые нормативно-правовые акты и стратегии управления в этих сферах; изучить национальные и международные стратегии, законодательство и практики, направленные на повышение доли ВИЭ и сокращение выбросов углекислого газа; оценить эффективность принимаемых мер по управлению УР (с особым вниманием к энергетической и климатической сферам); выявить успешные практики и стратегии в области УР, которые могли бы быть адаптированы или внедрены в других странах или регионах.

Методология. Настоящая статья базируется на анализе данных отчетов международных организаций, статистических данных государственных органов, а также на обзоре национальных стратегий и законодательства. Проведено сравнение механизмов и результатов управления ВИЭ, климатической политикой и декарбонизацией в разных странах.

Результаты. Несмотря на различия в подходах и стратегических приоритетах, и Россия, и Китай прилагают значительные усилия для ускорения перехода к устойчивым энергетическим системам и сокращению выбросов парниковых газов. Однако Китай демонстрирует более активную и амбициозную политику в области ВИЭ и климатических инициатив, а Россия находится на ранней стадии этого процесса.

Выводы. Сделан акцент на важности глобального и регионального сотрудничества в обмене опытом и технологиями для достижения целей УР. И Россия, и Китай демонстрируют растущее понимание необходимости регулирования сферы УР, однако подходы и стратегии стран отличаются в зависимости от внутренних и внешних факторов.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

321-335 330
Аннотация

Цель. Выявить драйверы лояльности и потребительской удовлетворенности шеринг-сервисами городской мобильности

 Задачи. Определить характеристики использования шеринг-сервисов; сформулировать вопросы к шеринг-сервисам, требующие первоочередного внимания; выявить драйверы лояльности и барьеры использования шеринг-сервисов, а также драйверы удовлетворенности пользователей шеринг-сервисами; сформулировать рекомендации по развитию качества услуг шеринг-сервисов.

Методы. Авторами применен метод социологического опроса (с участием 615 респондентов, использующих шеринг-сервисы городской мобильности хотя бы раз в год). Для выявления драйверов лояльности использован индекс NPS, для обнаружения драйверов потребительской удовлетворенности — индекс CSI. Исследование проведено в контексте таких шеринг-сервисов, как каршеринг, райдшеринг, байкшеринг и кикшеринг с учетом соответствующих специфических детерминант качества шеринговых услуг. Обработка результатов осуществлена с помощью общенаучных методов анализа и синтеза информации.

Результаты. Пользователи лояльны к каршерингу, байкшерингу и кикшерингу, но не лояльны к райдшерингу. Вместе с тем они удовлетворены шеринговыми сервисами во всех четырех сегментах. Главными драйверами лояльности стали удобство использования сервисов в качестве альтернативы общественному транспорту и относительная дешевизна услуги. Основным барьером респонденты считают вопросы безопасности. В большей степени потребители удовлетворены технической стороной использования шеринг-сервисов (речь идет об удобстве мобильного приложения, конфиденциальности персональных данных, техническом состоянии автомобиля). Потребители в меньшей степени удовлетворены скоростью регистрации, программами лояльности, стоимостью страхования.

 Выводы. В связи с тем, что пользователи не лояльны к райдшерингу, операторам данных сервисов следует в первую очередь обратить внимание на безопасность во время поездки, социальный капитал водителей (систему рейтингов), а также разнообразие и количество доступных маршрутов. В целом зона роста конкурентоспособности шеринг-сервисов на транспорте прослеживается в улучшении продуктовых метрик веб- и мобильных версий приложений, разработке программ лояльности и ценообразовании страховых продуктов

336-344 301
Аннотация

Цель. Разработка эффективной программы развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге, которая будет способствовать привлечению туристов, увеличению уровня знаний людей о науке.

Задачи. Провести анализ текущего состояния научно-познавательного туризма; выявить основные проблемы и препятствия для развития данного вида туризма в Санкт-Петербурге; сформировать концептуальные подходы, ключевые мероприятия и проекты, которые будут включены в программу развития научно-познавательного туризма; разработать систему показателей развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.

Методология. В процессе проведения исследования использованы методы описательного обзора литературы и анализа статистических данных. Исследование включает в себя изучение и анализ научных статей, отчетов научных конференций и других публикаций, связанных с тематикой научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге. Это позволяет сформировать теоретическую базу исследования, определить главные подходы, концепции и направления развития научно-познавательного туризма и его влияния на социально-экономическую сферу города. Анализ статистики опирается на официальные статистические данные о туризме, предоставленные Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, а  также на данные международных и отечественных туристических агентств, операторов. На основе их анализа выявлены тенденции и показатели развития научно-познавательного туризма в городе на современном этапе, определены факторы, влияющие на спрос и предложение в этой сфере. Для достижения поставленных в статье целей применены общенаучные методы: синтез, сравнение, обобщение.

Результаты. Авторами предложены концептуальные подходы, основные мероприятия и проекты, которые включены в программу развития научно-познавательного туризма. Разработана система показателей развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.

Выводы. В рамках мер по развитию научно-познавательного туризма представлены концептуальные подходы. Разработана программа по развитию научно-познавательного туризма, включающая в себя такие мероприятия, как создание в Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга отдела по развитию научно-познавательного туризма, организацию и реализацию комплекса мер по формированию обзорных экскурсий для школьников 10–11-х классов во всех государственных университетах Санкт-Петербурга по приоритетным направлениям науки, построение и проведение курсов подготовки и переподготовки для работников сферы туризма в  целях повышения экспертизы в научно-познавательном туризме, подготовку комплекса мер по финансовой поддержке (субсидий) туристических предприятий, реализующих научно-познавательные экскурсии и туристические маршруты в Санкт-Петербурге, и организацию научно-познавательного слета в Санкт-Петербурге для сотрудников сферы туризма. Разработана система показателей, которая отразит в динамике рост инфраструктуры научно-познавательного туризма и ввиду этого увеличение туристского потока. Таким образом, предлагается системно развивать данный вид туризма, используя предложенную программу, учитывающую существующие вызовы.

345-354 256
Аннотация

Цель. Доказать факты неэффективности применения бюрократического типа организационной структуры управления, отсутствия ее влияния на экономический рост в условиях нарастающей мировой экономической неопределенности.

 Задачи. Систематизировать негативные черты бюрократической модели управления, отраженные в трудах исследователей XX в. (среди них — Э. Даунс, М. Крозье, Б. Гай Питерс, Д. Флемминг, В. Вристон, Л. О’Толь), в частности отсутствие гибкости к внешним неопределенным условиям, медленный реинжиниринг бизнес-процессов под современные реалии экономической действительности, дефицит мотивации к развитию инновационного потенциала субъекта; изучить влияние сильного бюрократического управления на экономический рост в трудах ученых конца XX в. (П. Эванса, Д. Рауха); выявить противоречие в исследованиях XX в. и доказать, что бюрократическая организационная структура управления оказывает затухающее, порой стагнирующее влияние на экономический рост в условиях нарастающей экономической неопределенности.

Результаты. В статье исследовано и выявлено, что теория влияния бюрократической модели на экономический рост подтверждается на примере 1960–2000 гг. Однако с 2000-х гг., что доказано в процессе исследования, бюрократическая организационная структура управления оказывает затухающее, порой стагнирующее влияние на экономический рост в условиях нарастающей экономической неопределенности. Следовательно, бюрократизация процессов и бюрократическая организация не способны реагировать на неопределенность. Это объясняется тем, что переход в новое столетие ознаменован внедрением антипаттернов бюрократии: цифровых технологий, экономики искусственного интеллекта, гибких методов, ориентированных на ситуативное управление.

Выводы. Выявленные в настоящем исследовании результаты доказывают необходимость выбора иного типа организационной структуры, не основанного на бюрократической модели, в условиях перманентного кризиса и нарастающей неопределенности в экономике.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

355-363 282
Аннотация

Цель. Исследовать и описать основные тенденции развития мирового рынка цифровых финансовых активов в условиях цифровой трансформации.

Задачи. Раскрыть сущность и роль цифровой трансформации на современном этапе; рас[1]смотреть возникновение цифровых финансовых активов и возможностей их применения на фоне высоких темпов роста рынка криптоактивов; проанализировать основные показатели цифровых валют на февраль 2024 г.; выявить ключевые характеристики использования криптовалют разными странами; составить рейтинг стран по индексу владения криптовалютами за 2023 г.; описать тенденции развития обращения цифровых финансовых активов в мире в условиях цифровой трансформации.

Методология. В исследовании использованы комплексный и логический подходы, общенаучные методы (анализ, синтез), методы сравнительного и экономического анализа, аналитической обработки и графического представления информации.

Результаты. Рассмотрены ведущие тенденции развития мирового рынка цифровых финансовых активов в условиях цифровой трансформации. Выделены показатели топ-10 крупнейших цифровых валют по рыночной капитализации. По итогам исследования составлен рейтинг стран по индексу владения криптовалютами за 2023 г. Проведен анализ основных показателей цифровых валют на февраль 2024 г. Описаны ключевые характеристики использования криптовалют разными странами в контексте высокого темпа цифровой трансформации.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что в настоящее время трансформация мировой экономики, связанная с активным развитием прорывных технологий, в том числе технологий распределенных реестров (DLT) и блокчейна, стала триггером возникновения цифровых финансовых активов и расширила возможности их применения в условиях высоких темпов роста рынка криптоактивов. Анализ текущего состояния и развития обращения цифровых финансовых активов в мире в условиях цифровой трансформации свидетельствует о возрастающем интересе к использованию криптовалют и внедрению блокчейн-технологий в финансовые системы различных стран, а также растущих масштабах использования криптовалют компаниями и физическими лицами. С учетом обзора мировых тенденций, развития финтех-технологий сделан вывод о неотвратимости процессов цифровизации финансовых активов, появлении новых форм цифровых активов, диктующих необходимость опережающего развития их нормативно-правового регулирования. В   перспективе развитие цифровых активов позволит придать им официальный статус платежного средства и расширит использование в системе финансовых отношений в условиях цифровой трансформации как в России, так и за рубежом.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

364-382 265
Аннотация

Цель. Проведение комплексного анализа структурно-функционального состава инновационных бизнес-моделей в секторах B2C и B2B онлайн-образования, а также выявление уникальных элементов и факторов, которые определяют успешность и новизну этих моделей.

Задачи. Определить ключевые направления развития и текущие тенденции в сфере онлайн-образования, особенно в сегментах B2C и B2B; выявить и сравнить инновационные элементы бизнес-моделей в довузовском и корпоративном сегментах, опираясь на анализ сайтов проектов онлайн-образования; оценить степень новизны бизнес-моделей с помощью метода анализа частотности элементов бизнес-моделей на основе данных, полученных из онлайн-источников.

Методология. Исследование базируется на отраслевом подходе к идентификации уникальных бизнес-моделей, анализе структурирования бизнес-моделей по А. Остервальдеру и И. Пинье, а также оценке инновационности элементов бизнес-моделей на основе частотности анализа. Выполнен сравнительный анализ двух сегментов с целью понимания их специфических требований и особенностей, а также выявления возможностей для перекрестного внедрения успешных практик и стратегий, что может способствовать созданию новых инновационных подходов в онлайн-образовании. Данные собраны на сайтах проектов онлайн-образования и  агрегированы с помощью инструмента SimilarWeb для оценки трафика сайтов.

Результаты. Авторами установлено, что бизнес-модели в сегменте B2B демонстрируют более высокий уровень инновационности по сравнению с B2C. Основными элементами инновационности являются персонализация обучения, интеграция с корпоративными системами и разработка специализированных курсов. Выявлены компоненты, способствующие инновационности, предложены рекомендации для управления структурными компонентами бизнес-моделей в каждом из сегментов.

Выводы. Исследование свидетельствует о значимости инноваций в бизнес-моделях онлайн-образования и необходимости их адаптации к изменяющимся потребностям учащихся и  организаций. Предложены пути улучшения бизнес-моделей, включая интеграцию новых технологий и разработку индивидуальных образовательных продуктов для различных сегментов рынка

383-393 358
Аннотация

Цель. Исследовать ключевые барьеры, с которыми сталкиваются предприятия в процессе цифровой трансформации в области материально-технического обеспечения (МТО), а также выявить профильный барьер, свойственный процессам МТО, и предложить практические рекомендации для их преодоления.

 Задачи. Проанализировать развитие цифровой трансформации и влияние на процессы МТО; выявить процессно-барьерную взаимосвязь; идентифицировать ключевые барьеры, возникающие при цифровой трансформации на предприятиях, в том числе профильный барьер в процессах МТО; предложить практические рекомендации по преодолению барьеров в аспекте реализации цифровых инициатив.

Методология. Исследование основано на мультидисциплинарном анализе академической и  профессиональной литературы, отчетов консалтинговых компаний, а также на рассмотрении практических кейсов из индустрии.

Результаты. Разработана диаграмма Исикавы, которая отражает процессно-барьерную взаимосвязь и идентификацию ключевых барьеров, возникающих при цифровой трансформации на предприятиях в области МТО. Выявлен профильный барьер, в частности комплексность процессов МТО. Разработаны рекомендации по преодолению барьеров при проведении цифровой трансформации на предприятии.

Выводы. Цифровая трансформация важна для поддержания конкурентоспособности и раз[1]вития предприятий, в том числе в сфере МТО. Эффективное внедрение цифровых решений требует как технологических, так и организационных изменений. При проведении цифровой трансформации предприятий в области МТО одним из ключевых факторов эффективности является учет профильного барьера, то есть комплексности процессов МТО. Анализ влияния всех потенциальных барьеров цифровой трансформации, учет специфики деятельности предприятия в итоге позволят провести цифровую трансформацию с наибольшей эффективностью.

394-402 389
Аннотация

Цель. Совершенствование иерархической классификации предпринимательских рисков.

Задачи. Обоснование актуальности модернизации иерархической классификации предпринимательских рисков, освещение данной проблемы и опыта ее решения в научном сообществе; выбор наиболее приемлемой классификации предпринимательских рисков и поиск ее слабых мест; введение новых классов и определение их места в иерархической классификации предпринимательских рисков; дополнение существующих классов предпринимательских рисков; визуализация причинно-следственных связей между элементами иерархической классификации предпринимательских рисков; аргументация научной и практической значимости совершенствования иерархической классификации предпринимательских рисков.

Методология. Автором применены системный подход, методы логического анализа, синтеза, индукции и дедукции, а также ситуационного моделирования и классификации.

Результаты. На базе известных исследований выбрана и дополнена иерархическая структура, взаимосвязанная система предпринимательских рисков. Дополнен класс «Хозяйственные риски»: установлены место и взаимосвязи транспортных рисков в классификации верхнего уровня. Расширен класс «Кадровые риски»: определены место и взаимосвязи рисков снижения кадрового потенциала компании. Разработана схема влияния факторных рисков на снижение кадрового потенциала компании, а также обоснованы причинно-следственные связи. Обогащена архитектура класса «Финансовые риски» шестью рисками. В их числе — процентные и кредитные риски, риск расчетов, риск потери платежеспособности, риск упущенной выгоды, риск неплатежа по коммерческим сделкам и риск потери конкурентоспособности. Дополнен и описан новый класс в системную классификацию предпринимательских рисков верхнего уровня «Цифровые риски». Выделены структурные дефиниции, определены место и взаимосвязи предложенного класса. Автором предложено место риска снижения инновационного потенциала вне классов, открывающее перспективу рассмотрения нового класса верхнего уровня.

Выводы. Управление рисками должно иметь регулярный и систематический характер. Классификация как элемент управления предпринимательскими рисками требует обновления и  модернизации в связи с новыми вызовами в бизнес-среде. В статье обоснована научная и  практическая значимость изложенного подхода.



ISSN 1998-1627 (Print)