Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 6 (2023)
Скачать выпуск PDF

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

611-620 283
Аннотация

Цель. Проанализировать значимость и направления развития внешнеэкономической деятельности, установления побратимских связей для Ленинградской области в современных геополитических условиях.

Задачи. Обосновать необходимость развития побратимских связей; определить взаимовыгодные варианты экономического побратимского взаимодействия, а также проанализировать его ключевые пути.

Методология. Основой исследования в работе послужил системный подход, благодаря которому проанализирована структура перспективного экономического взаимодействия между Ленинградской областью и побратимскими территориями (провинцией Хэбэй Китайской Народной Республики и Могилевской областью Республики Беларусь).

Результаты. Выявлено, что в контексте целого ряда направлений предприятия Ленинградской области могут найти взаимовыгодные варианты экономического взаимодействия на территориях дружественных по отношению к России стран: Китая и Белоруссии. По результатам анализа структур экономики Ленинградской области, провинции Хэбэй Китайской Народной Республики и Могилевской области Республики Беларусь обоснованы базовые рекомендации по выбору наиболее перспективных направлений развития побратимских связей Ленинградской области с этими регионами: обмен, разработка и импорт технологий и оборудования, в том числе в области железнодорожного машиностроения (с провинцией Хэбэй); сотрудничество в области сельского хозяйства и пищевой промышленности (с Могилевской областью).

Выводы. Активизация расширения побратимских связей Ленинградской области станет одним из важнейших направлений адаптации экономики региона к политике зарубежных экономических санкций. Подход, представленный в статье, может быть применен для управления международной деятельностью и иных регионов Российской Федерации.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

621-629 610
Аннотация

Цель. Выявить особенности глобального энергетического перехода на международном уровне и оценить реальность его осуществления в поставленные сроки с учетом имеющихся данных о финансовых ресурсах, направленных на эти цели.

Задачи. Провести анализ основных трендов мирового энергетического рынка в современных условиях, поставив акцент на постковидный период; определить главные факторы воздействия на финансирование энергетического перехода на международном уровне и размеры инвестиций, необходимых для достижения целей «чистого нуля».

Методология. При проведении исследования проанализированы статистические данные из репрезентативных источников Goldman Sachs, BloombergNEF, LevelTen Energy, IRENA, Climate Bonds Initiative и других, что дало возможность выявить текущие и более долгосрочные (2008–2023) тренды, складывающиеся на мировом энергетическом рынке.

Результаты. Процесс глобального энергетического перехода представляется долгосрочным, несмотря на уже достигнутое в мировой энергетической сфере, а также цифровизационные стимулы и возможности. Такая реструктуризация может оказаться полезной и для альтернативных, и для традиционных источников энергии. В целях анализа текущей ситуации и выявления трендов на мировом энергетическом рынке выделены основные воздействующие факторы: высокие цены на ископаемое топливо, ускоренное внедрение экологических технологий, удешевление чистых технологий и переориентация энергетических поставок. Этот тренд стал прослеживаться в развитых странах еще до пандемии COVID-19, и он распространяется на все большее число государств, в том числе развивающихся. Однако выделяемых к настоящему времени финансовых ресурсов на его осуществление недостаточно, что может привести к недостижению нулевых целей к запланированному сроку, к 2050 г.

Выводы. Результаты проведенного исследования подтвердили интенсификацию использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, что в целом соответствует целям глобального энергетического перехода. Выявлено значительное влияние политического фактора, а также таких факторов, как безопасность, затраты и экологичность. Сделан вывод о необходимости увеличения объемов финансирования, особенно в сложные для сокращения выбросов сектора (производство цемента, стали). Потребность в инвестициях в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) существует не только в развивающихся, но и в развитых странах. Поскольку речь идет о создании надежного долгосрочного доступа к чистой энергии, решение трилеммы глобального энергетического перехода требует интенсификации инвестиций в ВИЭ и расширения устойчивого финансирования на международном уровне в целом.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

630-644 604
Аннотация

Цель. Выявление наиболее эффективных методов форсайта для технологического прогнозирования цифровой трансформации и развития российских корпораций.

Задачи. Анализ методологических основ форсайта, его сущности, целеполагания и особенностей использования на практике; выявление факторов применения методов форсайта зарубежными консалтинговыми компаниями; обзор российской практики применения корпоративного форсайта ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и ГК «Росатом»; установление и демонстрация наиболее эффективных методов форсайта для практики отечественных компаний.

Методология. Авторами использованы общелогические и специальные методы исследования, системный и структурно-функциональный подходы. Информационную базу исследования составили научные работы, опубликованные в российских и зарубежных изданиях, публикации в ведущих отечественных периодических изданиях, нормативно-правовые документы, а также данные Банка России, международных консалтинговых компаний и т. д.

Результаты. Статья посвящена перспективам и возможностям использования методов форсайта для прогнозирования и стратегического планирования в российских компаниях. Выявлены наиболее эффективные методы форсайта, которые возможно использовать для разработки стратегии цифровой трансформации отечественных компаний.

Выводы. Сложность технологического прогнозирования обусловлена также высокой степенью неопределенности среды цифровой экономики, что подтверждено результатами исследования авторов в контексте анализа данных многочисленных прогнозов аналитических и консалтинговых компаний. Существенную разницу в методике расчета показателя можно наблюдать на примере оценки объема мирового рынка интернета вещей, на котором прослеживается значительный разброс мнений аналитиков, от 300,3 млрд долл. до 1 186,2 млрд долл. в 2021 г. (от 75,28 до 740,47 млрд долл. в 2020 г.). Корпоративный форсайт служит стратегическим инструментом технологического прогнозирования в условиях высокой неопределенности цифровой среды, ненадежности прогнозов развития рынка технологий Индустрии 4.0 и других социально-экономических процессов, которые имеют первоочередное значение при разработке стратегий цифровой трансформации.

645-652 425
Аннотация

Цель. Проанализировать значение и особенности реализации комплекса маркетинговых коммуникаций посредством сайта организации.

Задачи. Дать характеристику сайта организации как инструмента реализации комплекса маркетинговых коммуникаций; рассмотреть возможности и недостатки сайтов организации, функции и методы анализа эффективности.

Методология. В настоящем исследовании с помощью общенаучных методов познания рассмотрены особенности сайта организации как инструмента реализации комплекса маркетинговых коммуникаций. Показаны возможности анализа эффективности сайта на основе определения юзабилити и конверсии.

Результаты. По итогам проведенного исследования определено значение сайта в развитии внешних и внутрикорпоративных коммуникаций. Выявлены возможности сайтов при получении информации о потребителях и создании портрета целевой аудитории, вовлечении потребителей, продвижении товаров (услуг), а также основные недостатки. Среди них — несоответствие бренду, слабое торговое предложение, сложности с загрузкой на мобильные устройства, неоригинальный, неинтересный контент и плохая навигация. Сформулированы требования к сайтам и рассмотрены виды последних. Приведены рейтинг самых посещаемых сайтов Рунета, статистика средних показателей конверсии сайтов по отраслям. Установлены факторы, влияющие на юзабилити сайта и конверсию, методы анализа и повышения юзабилити.

Выводы. Веб-сайт может выступать эффективной рекламной и торговой площадкой организации, предоставляет последней современные способы анализа целевой аудитории, позволяет решать задачи формирования и поддержания имиджа. Сайт должен соответствовать бренду компании, поддерживать ее позитивный имидж, показывать конкурентные преимущества, давать актуальную информацию о потребителях и возможностях интерактивного взаимодействия с ними. К основным методам анализа эффективности сайтов относится определение юзабилити (эффективности и удовлетворенности пользователя при заходе на сайт организации) и конверсии (соотношения количества пользователей сайта, совершивших целевое действие, к общему количеству посетителей сайта). Анализ трафика на сайте позволит разработать стратегию маркетингового продвижения продукции (услуг) организации, реализовать комплекс маркетинговых коммуникаций, эффективно воздействующих на потребителя.

653-661 553
Аннотация

Цель. Исследование перспектив использования цифровых финансовых активов в Российской Федерации (РФ), а также обоснование их преимуществ и недостатков.

Задачи. Определение сущности и видов цифровых финансовых активов, изучение зарубежного опыта их использования различными государствами; обоснование правового статуса цифрового рубля, анализ его как новой формы национальной валюты, в том числе истории его разработки; выявление проблем, перспектив применения цифровых финансовых активов и описание предложенных моделей внедрения цифрового рубля.

Методология. В исследовании использованы системный и логический подходы, общенаучные методы с применением методов сравнительного, экономического и финансового анализа.

Результаты. Рассмотрены тенденции использования цифровых активов в финансовой системе РФ, а также поэтапный процесс их внедрения в платежном обороте экономик различных стран. Приведена типология финансовых активов по эмитентам, формам, доступности и технологиям. Показан рост рыночной капитализации криптовалют в 2015–2023 гг. Определены перспективы применения цифровых финансовых активов в России. В рамках концепции цифрового рубля при его внедрении описан процесс использования различных моделей.

Выводы. Цифровые финансовые активы, созданные на базе технологии блокчейн, могут быть использованы для обхода традиционных финансовых систем и банковских учреждений. Поэтому в области кредитно-денежного обращения при внедрении криптовалют может быть применен принципиально новый подход. В связи с тем, что криптовалюта, имея значительные преимущества перед традиционными решениями в платежной сфере, ежегодно набирает популярность, показан экспоненциальный рост рыночной капитализации криптовалют в 2015–2023 гг. Установление перспектив использования криптовалют в России позволило определить, что одним из главных преимуществ цифрового рубля является возможность ускорения и упрощения процесса платежей. Внедрение цифрового рубля может привести к увеличению прозрачности, безопасности финансовых операций и в целом стать значимым шагом в развитии экономики РФ. Но, согласно авторской позиции, необходимо тщательно продумать все аспекты и риски, связанные с этим процессом. Следует обеспечить широкую общественную поддержку и открытость. Цифровой рубль призван стать заменой бумажных денег, которые невозможно отследить в «серой зоне» экономики. В отличие от обычных криптографических систем, не привязанных ни к компании, ни к стране, национальные криптовалюты имеют четкие рамки оборота: только внутри страны, в которой они созданы. Вместе с тем формирование законодательной базы сделает процесс внедрения цифровых финансовых активов более прозрачным и доступным для понимания и дальнейшего их использования.

662-669 549
Аннотация

Цель. Определить широту применения цифровых двойников в автомобильной промышленности в России и за рубежом, а также сравнить уровень внедрения инновационной технологии в производство.

Задачи. Рассмотреть общие вопросы цифровизации автомобильной промышленности и инструменты, с помощью которых она осуществляется, включая такой инструмент, как цифровой двойник; охарактеризовать проблемные вопросы, которые необходимо решить в процессе производства автомобилей при помощи цифровых двойников; на основе анализа примеров применения цифровых двойников в автопромышленности России и зарубежных стран показать уровень развития технологии и преимущества ее использования.

Методология. Поставленные задачи решены с помощью эмпирических методов исследования, в частности на основании изучения различных источников информации, включая научные труды исследователей, а также анализа полученных данных с последующими выводами.

Результаты. Наряду с многими другими эффективными инструментами цифровизации цифровой двойник помогает предприятиям из сферы автомобильной промышленности выйти на новый технологический уровень развития, оптимизируя производственные процессы и повышая конкурентоспособность производимой продукции и компаний. Существует несколько граней технологии цифровых двойников, позволяющих решать важнейшие задачи на каждом этапе проектирования, производства и тестирования автомобилей, сокращая при этом временные и материальные издержки. Технология постепенно начинает использоваться в ведущих компаниях по производству автомобилей, как в России, так и за рубежом. Особенно эффективным представляется применение цифровых двойников при производстве электромобилей.

Выводы. Цифровые двойники служат эффективным инструментом цифровизации автомобильной промышленности, позволяющим сократить издержки и время, затраченное на разработку и производство продукции, а также на проведение различных испытаний автомобилей. Кроме того, ввиду применения технологии у производителей открыта возможность выявлять новые пути совершенствования продукции, расширять модельный ряд, повышать условия безопасности и комфорта для клиентов. Благодаря имеющимся преимуществам, технология активно внедряется в производство зарубежных и отечественных автомобилей. Однако при отсутствии всех необходимых ресурсов в России производство автомобилей с применением цифровых двойников происходит не настолько активно, как в других странах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

670-679 306
Аннотация

Цель. Исследовать формы нестандартной занятости, оказывающие положительное влияние на экологию, окружающую среду и способствующие формированию «зеленой» экономики, а также критерии выбора «зеленых» рабочих мест.

Задачи. Выявить и охарактеризовать формы нестандартной занятости, оказывающие положительное влияние на экологию и окружающую среду; оценить основные направления их положительного и отрицательного влияния на окружающую среду, а также на социальную сферу и качество жизни работающих; разработать критерии оценки «зеленых» рабочих мест; предложить комплекс рекомендаций, необходимых для успешной трансформации рынка труда в направлении «зеленой» экономики.

Методология. Авторами использованы системный и сравнительный анализ, анализ статистических показателей, социологические методы (анкетирование).

Результаты. Трансформация сферы занятости под влиянием развития «зеленой» экономики проявляется в создании «зеленых» рабочих мест и развитии нестандартных форм занятости (фриланса, дистанционной занятости, виртуальной занятости), оказывающих положительное влияние на окружающую среду. При этом изменяется социальное положение и качество жизни работающих. Данные изменения могут быть не только положительными (повышение возможностей трудоустройства социально уязвимых групп населения, снижение уровня безработицы в депрессивных регионах страны; снижение рисков травматизма вследствие дорожнотранспортных происшествий; возможность привлечения работников требуемых компетенций в трудодефицитные регионы; возможность выбора более интересной и высокооплачиваемой работы), но и отрицательными (необходимость формирования цифровых компетенций для успешной трудовой деятельности; риск социальной изоляции; ограниченные возможности построения профессиональной карьеры). Положительное влияние преобладает. По данным социологического исследования, численность работников, которые трудятся в рамках форм нестандартной занятости, способствующих «зеленому» переходу, увеличивается. При этом в России в масштабах страны не осуществляется учет численности дистанционных работников, фрилансеров и виртуально занятых, а также учет численности «зеленых» рабочих мест.

Выводы. Отсутствие статистической информации о численности «зеленых» рабочих мест и численности работников, которые трудятся в рамках форм занятости, способствующих «зеленому» переходу, существенно осложняет возможности регулирования рынка труда и разработку мер поддержки социально уязвимых групп работников, а также организаций, в которых создают «зеленые» рабочие места. Для успешной трансформации рынка труда в направлении «зеленого» перехода необходимо вести статистический учет «зеленых» рабочих мест на основании выбранных критериев; разработать показатели оценки «зеленых» рабочих мест, позволяющие оценить влияние на окружающую среду, экономику организации и страны в целом, на здоровье и работоспособность граждан, которые трудятся на таких местах; ежегодно проводить анализ состояния «зеленых» рабочих мест и рабочих мест, которые предполагается трансформировать в «зеленые», в отдельных организациях и секторах экономики с целью выявления недостатков и разработки комплекса мероприятий по улучшению существующей ситуации; выявить основные направления повышения эффективности труда на «зеленых» рабочих местах; поддерживать процесс развития нестандартных форм занятости, положительно влияющих на окружающую среду и социальное положение работников.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

680-689 463
Аннотация

Цель. Выявить ключевые этапы и особенности развития логистических парадигм, а также обосновать место и роль технологий в их эволюции.

Задачи. Определить основные причины эволюционных изменений в развитии логистики на различных этапах ее истории в контексте технологического развития; выявить общие закономерности и ключевые этапы развития логистических парадигм; охарактеризовать особенности каждой парадигмы, включая принципы, инструменты и логистические концепции.

Методология. В настоящей статье с помощью общенаучных методов, а также системного, сравнительного и исторического подходов раскрыты особенности развития и смены логистических парадигм с учетом факторов их эволюции.

Результаты. Систематизированы этапы эволюции логистических парадигм. Показано, что важнейшими причинами и условиями, которые стали толчком для изменения логистических подходов, послужили технологические изменения. Обоснован вывод об объединении аналитической и информационной логистических парадигм в производственную, отражающую возможности применения информационных технологий для моделирования логистических процессов. Доказано, что современный этап эволюции логистических парадигм определяется распространением так называемых сквозных технологий (больших данных, искусственного интеллекта и др.) на сферу логистики, что определяет новую логистическую парадигму как цифровую. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых подходов и концепций в логистике, повышения эффективности логистических процессов и улучшения качества услуг, предоставляемых потребителям.

Выводы. Основными причинами эволюционных изменений в развитии логистики и смене логистических парадигм являются новые экономические задачи и технологическое развитие, создающее возможности для повышения эффективности логистических систем в новых условиях. Смена каждой логистической парадигмы выступает закономерным процессом эволюции, который связан прежде всего с накоплением знаний и разработкой новых технологий, создающих новые возможности для повышения эффективности логистических систем.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

690-708 441
Аннотация

Цель. Разработка и реализация инновационного подхода к прогнозированию финансовых рисков снижения показателей прибыли и рентабельности компаний индустрии ритейла на основе корреляционно-регрессионного анализа макроэкономических факторов.

Задачи. Выделить и обосновать макроэкономические факторы риска снижения оборота розничной торговли российских компаний индустрии ритейла; разработать методику построения и построить регрессионную зависимость общего оборота компаний индустрии ритейла на территории Российской Федерации (РФ) от макроэкономических факторов; определить пара метры аналитической зависимости оборота розничной торговли ведущих российских ритейлеров от макроэкономических факторов; выявить и аргументировать позицию относительно ограничений на применение корреляционно-регрессионного анализа оборота розничной торговли; предложить методику оценки и прогнозирования финансовых рисков снижения показателей прибыли и рентабельности компаний индустрии ритейла под влиянием внешних макроэкономических факторов риска.

Методология. Авторами применены системный подход, предусматривающий комплексное исследование воздействия макроэкономических факторов на финансовые риски снижения показателей прибыли и рентабельности, а также корреляционно-регрессионный анализ, методы математической статистики и эконометрики.

Результаты. Предложена методика оценки и прогнозирования финансовых рисков снижения показателей прибыли и рентабельности компаний индустрии ритейла под влиянием внешних макроэкономических факторов риска, основанная на использовании построенной в настоящей статье регрессионной зависимости оборота компаний индустрии ритейла от выделенных и обоснованных макроэкономических факторов.

Выводы. Предложенные в исследовании методика построения регрессионных зависимостей оборота розничной торговли от внешних макроэкономических факторов и методика оценки влияния этих факторов на финансовые риски снижения показателей прибыли и рентабельности являются методической базой прогнозирования изменения результатов и эффективности хозяйственной деятельности компаний индустрии ритейла и разработки превентивных мер, нацеленных на снижение финансовых рисков таких компаний. Полученные в работе количественные оценки влияния макроэкономических факторов на оборот розничной торговли ведущих российских ритейлеров позволяют выделить наиболее значимые внешние макроэкономические факторы риска для каждой из компаний и дать обоснованный прогноз изменения оборота розничной торговли, показателей прибыли и рентабельности этих компаний под воздействием макроэкономических факторов.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

709-717 479
Аннотация

Цель. Проанализировать влияние приверженности ESG-практикам на инвестиционную деятельность и финансовые показатели в хедж-фондах.

Задачи. Изучить методы интеграции ESG-критериев в хедж-фонды, их принципы принятия решений и влияние базисных ESG-рейтингов на результаты хедж-фондов; проанализировать динамику развития двух выбранных хедж-фондов с разной стратегией на основе данных, связанных с их активами и уровнями доходности; сформулировать рекомендации по использованию ESG-критериев при принятии инвестиционных решений в хедж-фондах.

Методология. Автором статьи применен смешанный метод анализа, сочетающий качественные и количественные данные, для формирования эмпирической базы исследования. Для анализа качественных данных использованы метод контент-анализа и эмпирические методы. В свою очередь, количественные данные обработаны статистическими и логическими инструментами. Дополнительно автором применены методы сравнения и анализа данных о доходности выбранных хедж-фондов.

Результаты. Проанализированы фонды BlackRock Sustainable Advantage World Equity Fund и BlackRock Systematic Global Long/Short Equity Fund, имеющие высокий и низкий ESGрейтинг соответственно. Исследования показали, что оба фонда являются успешными и демонстрируют высокие результаты. Однако BlackRock Sustainable Advantage World Equity Fund обладает более высокими показателями доходности и производительности. Это может объясняться тем, что данный фонд ориентирован на компании, показывающие высокие результаты в сфере устойчивого развития и социальной ответственности. Более того, ESG-фонд обладает большим объемом активов и доходностью, связанной как с грамотной инвестиционной политикой и развитием поддержки ESG-компаний со стороны государства, так и с внешними факторами и «эффектом низкой базы».

Выводы. Несмотря на то, что ESG-фонды не являются безапелляционной антикризисной мерой, по итогам проведенного сравнительного анализа фондов, имеющих разные ESGрейтинги, выявлено, что ESG-фонды могут показывать более стабильные результаты, за счет своей более диверсифицированной портфельной стратегии и учета ESG-факторов. Изучив тенденции и динамику развития указанных хедж-фондов в течение нескольких лет, автор пришел к выводу о том, что использование ESG-принципов может дать преимущество инвестиционным компаниям на рынке с высокой степенью волатильности. Дополнительно выделен ряд ограничений исследования.

718-729 752
Аннотация

Цель. Выявить ключевые условия и факторы, которые определяют перспективность внедрения цифровых двойников в рамках совершенствования механизмов информационной поддержки принятия управленческих решений (контроллинга) в банках и бизнес-процессов по обслуживанию клиентов.

Задачи. Исследовать теоретико-методологические основы концепции цифровых двойников, особенности их имплементации в банковские бизнес-процессы; оценить емкость и потенциал рынка; выявить предпосылки развития концепции; провести анализ эффективности цифровых двойников; раскрыть основные подходы в функционировании концепции цифровых двойников в российских банках, систематизировать направления применения и развития.

Методология. Использованы общенаучные методы анализа статей и публикаций, проведены опросы (включая использование механизмов Yandex forms) и интервью, которые систематизированы и обобщены.

Результаты. Подтверждена необходимость оптимизации исторически высоких операционных затрат банков и важность упорядочивания разрозненных баз данных для поддержки принятия управленческих решений. Одним из вариантов решения этих задач является внедрение банками технологии цифровых двойников, которая прежде всего находит реализацию в замещении физических процессов цифровыми (кредитные конвейеры, автоматизированные модули открытия счетов компаниями, системы мониторинга заемщиков и проектов, системы бизнес-аналитики, антифрод-мониторинг и др.). Выявлены примеры, получены экспертные мнения, подтверждающие высокую эффективность данной технологии и ее элементов, что, в свою очередь, на фоне острой конкуренции на банковском рынке определяет ее перспективность. Установлены ключевые факторы внедрения: оптимизация операционных бизнеспроцессов банков, улучшение качества моделирования и стресс-тестирования. В качестве наиболее значимых проблем, сопряженных с внедрением технологии, выявлены дефицит квалифицированных специалистов из IT-сферы, недостаточность российских аналогов программного обеспечения и оборудования, высокая стоимость внедрения технологических решений, уход с российского рынка иностранных разработчиков и интеграторов. Большинство респондентов указывают на неизбежность прогресса, но обусловливают принятие окончательных решений, основываясь на сформированной практике внедрения. Определено, что с учетом значимых затрат на комплексное внедрение технологии цифровых двойников в настоящее время банкам целесообразно фокусироваться на отдельных процессах, задачах.

Выводы. Применение в банковской сфере цифровых двойников как интегрированной многофакторной модели на основе современных цифровых технологий повышает эффективность банковского контроллинга, клиентского сервиса и обеспечивает снижение стоимости бизнес-процессов. Именно данная концепция, используя современные технологические решения, будет способствовать замещению ряда физических процессов виртуальными, что повлияет на стоимость операций и обеспечит банкам прямой экономический эффект.

730-742 525
Аннотация

Цель. Настоящая статья посвящена эволюции развития организационных структур в зависимости от технологических укладов (промышленных революций), особенностей организации производства и потребительских предпочтений.

Задачи. Проанализировать релевантные научные работы в контексте выбранной темы; систематизировать применяемые организационные структуры с учетом особенностей производства и потребительских предпочтений; систематизировать и предложить классификацию организационных структур применительно к технологическому укладу (промышленной революции); описать требования к новой организационной структуре в условиях шестого технологического уклада (Индустрии 4.0).

Методология. Теоретической основой исследования стал обзор научной литературы об эволюции организационных структур, раскрывающей вопросы взаимосвязи технологических укладов (промышленных революций) и применяемых организационных структур.

Результаты. Анализ литературы показал, что, в зависимости от исторического этапа, технологических и экономических условий деятельности, компании применяли различные виды организационных структур. Новые организационные структуры возникали как реакция на потребности предприятий в определенных исторических условиях: жесткие бюрократические структуры, применяемые в рамках третьего и четвертого технологических укладов (1880–1970), дополнены гибкими виртуальными видами структур в рамках пятого технологического уклада (1970–2010). Новый технологический уклад, зародившийся после 2010 г., подразумевает дальнейшее изменение в технологиях производства и потребительских предпочтениях, развивается в условиях ресурсных и логистических ограничений, а следовательно, требует от компаний новых подходов к организационному проектированию.

Выводы. Развитие организационного проектирования подразумевает эволюционное обогащение ранее применяемых видов структур новыми свойствами. Полагаем, в рамках шестого технологического уклада менеджменту потребуется дополнить свой инструментарий не только гибкими виртуальными структурами (например, agile-структурами), но и новыми видами организационных структур, обладающими необходимыми свойствами и характеристиками. Помимо наличия внутреннего «каркаса», гибкости и адаптивности, организационные структуры должны обеспечивать динамичность (скорость изменений), упругость (самовосстановление) и маневренность компаниям.



ISSN 1998-1627 (Print)