АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Настоящее исследование направлено на изучение роли отраслевых стратегий как комплекса мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование основных отраслей экономики и экономик субъектов Российской Федерации (РФ).
Цель. Дать оценку процесса отраслевого стратегического планирования с позиции достижения стабильного экономического развития страны.
Задачи. Проанализировать отраслевые стратегии на предмет отражения в них вызовов и угроз развития отрасли, а также распределение производства стратегически приоритетных отраслей в аспекте субъектов РФ с целью выявления его концентрации. Систематизировать основные направления дискуссии в отношении роли, места и качества отраслевого стратегического планирования.
Методология. Посредством анализа представлены различные мнения ученых по вопросу стратегического планирования; выделены его проблемные зоны, характерные для современного этапа; обращено внимание на формат постановки цели отраслевых стратегий, достигаемые результаты их реализации. Результаты. Выделено пять направлений, в рамках которых современными исследователями активно изучаются проблемы отраслевого стратегического планирования. Дана оценка используемого подхода к формированию отраслевых стратегий и достигаемых результатов отраслевого стратегического планирования. Характерной особенностью современного этапа отраслевого стратегического планирования являются заниженные требования к формулируемой цели, приводящие к низким показателям развития отраслей. При этом вопрос учета рисков и угроз развития отрасли не демонстрирует достаточной проработки.
Выводы. Проблема отраслевого стратегического планирования имеет множество аспектов рассмотрения, что создает основу для формирования объективных оценок складывающейся ситуации. Текущие итоги развития отраслей экономики демонстрируют наличие существенных проблем как в организации процесса стратегического планирования, так и в его реализации. Отсутствие явных успехов в экономическом развитии и концентрация стратегически важных отраслей преимущественно в европейской части России стимулирует дискуссии и научный поиск решений проблемы обновления модели отраслевого стратегического планирования.
В современных условиях, характеризующихся исчерпанием источников экстенсивного промышленного роста, особое значение приобретает развитие инновационной экономики: воздействие науки и технологий на специфику трансформации промышленного комплекса в последние годы многократно усиливается.
Цель. Определить пути совершенствования системы мониторинга инновационного развития промышленности в Российской Федерации (РФ).
Задачи. Выявить направления преобразования системы индикаторов инновационного развития промышленности, предложить рекомендации по повышению эффективности мониторинга достижения целевых значений этих индикаторов.
Методология. Авторы опираются на комплексную методологическую платформу, включающую в себя подход к оценке государственной инновационной политики, программно-целевые методы управления инновационным развитием промышленности и количественные методы анализа показателей инновационного развития промышленности.
Результаты. В системе целевых показателей инновационного развития промышленности установлено дублирование и разночтение показателей в различных государственных программах. При этом по ряду ключевых сфер показатели отсутствуют. Обнаружены недостатки в методике оценки эффективности реализации государственных программ. Авторами предложен свой подход к формированию системы мониторинга целевых индикаторов развития промышленности.
Выводы. Исследование позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию системы мониторинга инновационного развития промышленности, суть которых заключается не только в совершенствовании методического инструментария, но и институционном обеспечении процесса мониторинга.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
В статье рассматриваются вопросы регулирования развития информационной инфраструктуры на примере рынка рекламы. Важным элементом регионального рынка рекламы является рынок наружной рекламы, особенности развития которого во многом определяются стоимостью установки и эксплуатации рекламных конструкций. Регулирование и ценообразование на рынке наружной рекламы осуществляется региональными и муниципальными органами власти. Объектом исследования является рынок рекламных конструкций, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области, в том числе под размещение на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, земельных участках (земель), государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «город Екатеринбург», а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Свердловской области.
Цель. Разработать методику определения базовой ставки и размера поправочных коэффициентов к базовой ставке платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Задачи. Провести анализ опыта субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части определения базовой ставки и размера поправочных коэффициентов к базовой ставке платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, разработать методический подход к определению базовой ставки, обосновать размеры поправочных коэффициентов исходя из особенностей рекламных конструкций и места их размещения.
Методология. В ходе исследования использованы методы сравнения, системного анализа, систематизации информации.
Результаты. Обоснован и предложен подход к определению базовой ставки, а также комплекс корректирующих коэффициентов к ней, использование которых позволит определять стоимость установки и эксплуатации рекламных конструкций с учетом различных условий их размещения при регулировании органами власти рынка рекламных конструкций.
Выводы. Предложенный подход к определению размеров базовой ставки и поправочных коэффициентов обеспечит рыночно обоснованный рост поступлений в бюджет Свердловской области и экономический эффект для фирм-операторов на рекламном рынке региона. Результаты исследования использованы для подготовки нормативно-правовых актов, направленных на исполнение полномочий Свердловской области в сфере наружной рекламы и развитие информационной инфраструктуры.
Настоящее исследование направлено на изучение прогнозов и сценариев развития отечественных и международных морских грузоперевозок по СМП, рассмотрение основных направлений эффективного обслуживания северной морской транспортной магистрали.
Цель. На основе анализа мирового и национального рынка морских грузовых перевозок дать прогноз и выявить возможные сценарии развития Северного Морского Пути.
Задачи. Проанализировать прогнозные сценарии развития СМП; показать эффективность обслуживания северной морской транспортной магистрали; выявить наиболее перспективные направления и этапы развития мирового и отечественного рынка морских грузоперевозок по Северному Морскому Пути.
Методология. Выявить и систематизировать на основе общих методов научного познания (анализ, синтез, сравнение, материальное моделирование и др.) сценарии развития, которые необходимы для эффективного обслуживания северной морской транспортной магистрали.
Результаты. Формирование эффективно действующей северной морской магистрали дает России не только экономические, но и политические преимущества, необходимые для укрепления позиций страны в Арктике. Превратив СМП в постоянно действующую международную транспортную артерию, Россия сможет значительно укрепить свои позиции в системе международной морской торговли и судоходства.
Выводы. Автор, рассмотрев основные сценарии развития СМП, пришел к выводу о том, что использование СМП в качестве альтернативного маршрута является наиболее привлекательным. Развитие СМП и осуществление регулярных перевозок по-прежнему является прерогативой государства. Оно предоставляет возможность выполнять экономически выгодные международные перевозки (в том числе контейнерные).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
Статья посвящена междисциплинарному рассмотрению понятия «умный» (smart) как термина и как современной научно-практической концепции. Актуальность обоснована необходимостью исследования и осмысления филологического аспекта новейших технологий, т. е. условий, способов, коннотаций использования терминологии.
Цель. Обобщить практику использования и проанализировать термин «умный», его коннотации в различных областях знания, в том числе как концепции, лежащей в основе современных продуктов и технологий.
Задачи. Изучить способы и цели употребления термина и концепции «умный» в актуальной науке и практике. Дать филологическое осмысление данного термина, связанных с ним понятий и концепций. Методология. Исследование проведено с использованием методов анализа и синтеза информации, формализации, научного поиска.
Результаты. Рассмотрен широкий перечень терминов и понятий, связанных с основным понятием «умный», даны их определения. Обобщены и проанализированы сведения об употреблении и смысловых коннотациях термина «умный» и связанных с ним понятий в современных условиях инновационной экономики.
Выводы. Показано, в частности, что перевод английского термина smart на русский язык оказался удачным фактом, который обеспечил широкое внедрение понятия «умный» в экономическую и культурную жизнь России. «Умный» как элемент новых терминов, обозначающих технологии на базе искусственного интеллекта, сохраняет свою основную коннотацию, обусловленную положительной оценкой результатов труда человека.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Анализ значительного количества методов и методик по оценке интеллектуального капитала, проведенный авторами, не позволил определить публикации с изложением методики оценки интеллектуального капитала кластеров. По нашему мнению, это является упущением в связи с высокой значимостью кластеров в развитии инновационного и экономического потенциала стран в условиях цифровой экономики. Данные факты обуславливают актуальность темы статьи и проведенного исследования.
Цель. Предложить методику оценки интеллектуального капитала инновационно-активного промышленного кластера в условиях цифровой экономики.
Задачи. Дать определение и представить структуру инновационно-активного промышленного кластера и его интеллектуального капитала; сформулировать цели оценки интеллектуального капитала инновационно-активного промышленного кластера; дать краткое описание существующих методов оценки интеллектуального капитала и обосновать выбор методов оценки; разработать этапы оценки интеллектуального капитала инновационно-активного промышленного кластера.
Методология. Методический аппарат данной работы основывается на сочетании базовых методов общенаучного и естественнонаучного познания. В работе используется метод наблюдения, обобщения, абстрагирования, графический метод. С помощью указанных методов последовательно решаются поставленные задачи.
Результаты. Предложена методика оценки интеллектуального капитала инновационно-активного промышленного кластера, состоящая из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. В составе предложенной методики сформулированы цели оценки, рассмотрены, обоснованы и выбраны методы оценки, разработаны этапы и мероприятия реализации методики.
Выводы. Представленное исследование позволило сформировать методику оценки интеллектуального капитала инновационно-активного промышленного кластера в условиях цифровой экономики, использование которой может способствовать развитию потенциала инновационно-активных промышленных кластеров.
Исследование направлено на изучение отраслевой специфики формирования цифрового облика социально-экономических систем. В качестве объекта исследования выступает система материально-технического обеспечения военных потребителей.
Цель. Изучение проблем и перспектив формирования перспективного цифрового облика ключевого элемента системы военно-экономических отношений — системы материально-технического обеспечения военных потребителей. При этом цифровые преобразования указанной системы рассмотрены не как самостоятельный феномен, а в контексте более широкой тенденции ее организационных и технологических трансформаций.
Задачи. Выявить этапность развития теоретических представлений об организационных трансформациях изучаемой системы; рассмотреть ключевые технологии, на которые может опираться цифровая система материально-технического обеспечения военных потребителей; сформировать принципы функционирования указанной системы с использованием положений экосистемного подхода. Методология. В исследовании использована методология экосистемного подхода, военно-экономического и эволюционного анализа, методы группировок и сравнений, экспертных оценок.
Результаты. Выявлено, что цифровизация является одной из ключевых тенденций современного социально-экономического развития. При этом в отраслевом разрезе исследования этого феномена остаются недостаточно диверсифицированными. В частности, слабо изученной областью является цифровизация военно-экономических процессов. Авторами предложено рассматривать ее в контексте не только общих социально-экономических, но и частно-отраслевых организационно-технологических трансформаций, связанных с совершенствованием системы обеспечения национальной (военной) безопасности. Установлено, что такой подход является новым и интегрирует ранее разрабатывавшиеся в отечественной науке направления исследования трансформаций рассматриваемой сложной отраслевой социально-экономической системы. На основе проведенного анализа установлено, что ключевыми технологиями, на которые может опираться перспективная цифровая система материально-технического обеспечения военных потребителей, являются: интернет вещей; технологии больших данных; облачные технологии; искусственный интеллект; виртуальная и дополненная реальность; блокчейн; автоматизация процессов; аддитивное производство. При ее создании рекомендовано учитывать принципы: открытости, модульности, платформенного подхода, интегральности, сетевого характера.
Выводы. Выполненное исследование позволило установить, что формирование цифрового облика социально-экономических систем имеет значительные отраслевые особенности, которые должны учитываться при их создании и развитии. В частности, в статье раскрыта эта специфика применительно к системе материально-технического обеспечения военных потребителей. Изложенные в ней теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании указанной системы.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Интерес к проблематике использования такой формы взаимодействия государства и бизнеса в транспортной инфраструктуре как государственно-частное партнерство вызван тем, что исторически инвестиции в транспортный сектор являются базисом успешного развития экономики. Около половины мировых инфраструктурных расходов относятся к транспортным.
Цель. Изучение расширения возможностей институциональной среды по использованию государственно-частного партнерства, нормативно-правового регулирования взаимодействия государства и бизнеса в транспортной инфраструктуре в форме государственно-частного партнерства.
Задачи. Изучение нормативных правовых основ государственно-частного партнерства, анализ экономических результатов использования государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре в России, выявление необходимости значительного расширения взаимодействия государства и бизнеса в транспортной инфраструктуре путем использования государственно-частного партнерства, обоснование преимуществ использования государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре как формы взаимодействия государства и бизнеса.
Методология. Методологической основой исследования послужили основные положения современной экономической теории, теории государственного управления, исследования в сфере государственно-частного партнерства. Информационной базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам государственно-частного партнерства, статистические данные России, характеризующие результаты взаимодействия государства и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства.
Результаты. Исследование показало, что сотрудничество государства с частными инвесторами является взаимовыгодным. Для государства сотрудничество привносит дополнительные инвестиционные вложения, в связи с чем необходимо существенно расширять взаимодействие государства и бизнеса в транспортной инфраструктуре путем использования государственно-частного партнерства.
Выводы. Исследование показало, что государственно-частное партнерство, используемое для развития транспортной инфраструктуры, предоставляет государству значительные дополнительные частные инвестиции в секторе экономики, который ранее мог рассчитывать исключительно на финансирование из бюджета. Перераспределяются между государством и частным инвестором расходы и риски; привлекаются лучшие управленческие кадры и современные технологии из частного сектора; происходит значительное сокращение сроков завершения проектов. Частный инвестор получает государственные гарантии минимальной доходности и возврата вложенных средств, доступ на рынок в экономический сектор с устойчивым спросом — сектор общественных услуг.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Распространение коронавирусной инфекции, объявление в связи с этим пандемии и последующий за ней экономический кризис оказали существенное влияние на бухгалтерский учет и финансовую отчетность российских и зарубежных компаний.
Цель. Раскрыть влияние пандемии на бухгалтерский учет и финансовую отчетность организаций. Задачи. Выделить и классифицировать аспекты влияния пандемии на финансово-экономическое состояние организаций и исследовать методику отражения их в бухгалтерском учете и отчетности согласно требованиям современной системы нормативного регулирования в российской и мировой практике.
Методология. В качестве методологической базы использовались общенаучные методы познания: наблюдение, обобщение, сравнение, методы аналитической оценки содержания нормативно-правовых документов в области бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты. Исходя из требования осмотрительности, которое должно быть обеспечено учетной политикой каждой организации согласно ПБУ 01/2008, в качестве аспектов влияния пандемии на финансово-экономическое состояние компаний выделены те из них, которые носят негативный характер. Данные аспекты классифицированы по трем направлениям: рост текущих расходов организации (по обычной деятельности и прочие расходы), снижение экономических выгод от расходов, произведенных в прошлом (идентификация обременительных договоров), создание неопределенности среды функционирования компании в будущем (корректирующие и некорректирующие события). Если рост общих, условно-постоянных расходов организаций в условиях пандемии вполне может быть компенсирован значительным снижением переменных расходов обычной деятельности компании в случае сокращения ее объемов, то эффективность расходов, связанных с выполнением договоров, заключенных еще до начала вызванного пандемией кризиса в ряде случаев снижается. Изменение ожиданий экономических выгод относительно расходов по этим договорам требует отражения в отчетности. Для адекватного отражения в бухгалтерской отчетности неопределенности условий деятельности в будущем, необходимо применение профессионального суждения лиц, ответственных за формирование и представление данной отчетности заинтересованным пользователям. Такое суждение, в частности, в условиях пандемии должно применяться относительно оценки допущения о непрерывности деятельности организации, чистой возможной цены продажи запасов, обесценения дебиторской задолженности, основных средств и нематериальных активов, обязательств по обременительным договорам и др.
Выводы. Методология отражения в бухгалтерском учете влияния пандемии на финансово-экономическое состояние организации в достаточной мере разработана и закреплена в действующих редакциях международных стандартов финансовой отчетности. В зависимости от обстоятельств, характерных для конкретной организации, лицами, ответственными за формирование отчетности организаций, должны выноситься профессиональные суждения по различным существенным вопросам. При этом следует соблюдать особую осторожность, так как завышение оценки доходов и активов (занижение оценки расходов и обязательств) может ввести в заблуждение заинтересованных пользователей, а завышение величины создаваемых резервов (занижение стоимости активов, завышение расходов и обязательств) — к несправедливому снижению инвестиционной привлекательности компании. Информация о таких суждениях должна в полной мере раскрываться в соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Так как согласно Закону «О бухгалтерском учете» международные стандарты финансовой отчетности лежат в основе разработки федеральных и отраслевых стандартов, действующих в РФ, эти вопросы также потребуют решения в процессе составления как промежуточной, так и итоговой финансовой отчетности российских предприятий в 2020 году.
Цель. Вопросы реформирования, устойчивости и повышения эффективности деятельности банковского сектора Азербайджана в условиях растущей конкуренции не нашли должного освещения в трудах азербайджанских ученых-экономистов. Авторы, исследовав результаты, полученные в развитии банковского сектора, и проблемы, возникающие в этой области, дают рекомендации и выдвигают идеи по развитию этого сектора.
Задачи. В статье показаны этапы формирования банковского сектора страны, а также изучены новые тренды развития банковского сектора за последнее десятилетие.
Методы и материалы. Методологической основой исследования послужили диалектический подход к анализу основных явлений и закономерностей, способствующих развитию экономических отношений, а также системный подход к раскрытию основных факторов развития банковского сектора Республики. Наряду с этим использовались такие методы научного анализа социально-экономических явлений и процессов, как статистический, методы сравнительного, фундаментального и функционального анализа, экспертных оценок и моделирования. В статье в ряде положений нашли отражение научные труды зарубежных и азербайджанских экономистов, посвященные проблемам институционального развития банковской системы Азербайджана. Теоретическую базу составили итоговые результаты фундаментальных и прикладных исследований, отраженные в периодических изданиях, в ряде монографий, материалах научных конференций.
Результаты. Появление новых факторов, быстрая смена внутренней и внешней макроэкономической конъюнктуры создают предпосылки дальнейшего изучения проблемы развития и повышения устойчивости банковского сектора Азербайджана в условиях новых вызовов. Это обусловливает необходимость исследования и определения основных проблем, которые мешают достижению высокого уровня эффективности деятельности азербайджанских банков. Результаты исследования позволяют вскрыть закономерности и современные тенденции развития банковского сектора Азербайджана в условиях новых вызовов. В статье проанализирована характеристика этапов развития банковского сектора Азербайджана, оценено современное состояние банковского сектора, определен правовой статус Центрального банка Азербайджана (ЦБА), раскрыты причины перехода к режиму плавающего курса маната. Кроме того, проведен анализ азербайджанского рынка денежных переводов и развития безналичных платежей, определены перспективы внедрения финансовых технологий, в том числе функционирование института Исламского банкинга в Азербайджане.
Выводы. Анализ деятельности банковского сектора Азербайджана показывает, что основной причиной финансовых проблем многих банков страны стали падение цен на энергоносители и девальвация национальной валюты — маната. Несмотря на явный прогресс в росте капитализации, ее уровень по-прежнему неадекватен в отношении потребностей банков и финансовой системы страны в целом. Несмотря на некоторое улучшение, ситуация в банковской системе Азербайджана остается нестабильной: долларизация, нехеджированные валютные позиции и неработающие кредиты остаются на высоком уровне, а некоторые банки недокапитализированы или несостоятельны.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Цель. Целью данной статьи является разработка референтной модели системы процессов управления параметрами технологических процессов установок, участвующих в производстве товарных нефтепродуктов.
Задачи. Использовать специально разработанные математические модели, позволяющие выбирать оптимально настроенные параметры технологических процессов по критерию минимизации издержек производства; учесть требование, связанное с необходимостью поставки конечных нефтепродуктов в количествах, определяемых на основе системы договоров с клиентами; сформулировать ландшафт процессов нефтеперерабатывающего завода; на этой основе определить основные бизнес-процессы нефтеперерабатывающего завода.
Методология. В качестве методологической основы статьи используются процессный подход, управление процессами, теория принятия решений, теория оптимизации. При проведении исследования использовалась информация о бизнес-процессах нефтеперерабатывающего предприятия, а также результаты исследований по составлению специализированных математических моделей для прогнозной аналитики производства нефтепродуктов.
Результаты. Результатом исследования является модель системы основных бизнес-процессов нефтеперерабатывающего предприятия. Также в статье уделяется внимание последующей автоматизации процессов на основе разработанных моделей.
Выводы. На основе построения ландшафта процессов и выявления основных бизнес-процессов нефтеперерабатывающего завода возможно построить референтную модель системы процессов управления параметрами технологических процессов нефтепереработки. Дальнейшие исследования будут посвящены оптимизации и автоматизации данной системы бизнес-процессов.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Настоящее исследование направлено на изучение эффективных инструментов развития индустрии спорта на основе ГЧП в условиях ограниченности бюджетных ассигнований и потребности внедрения инновационных методов управления и новых технологий оказания услуг.
Цель. Разработка алгоритма внедрения инструментов государственно-частного партнерства в систему управления индустрией спорта на основе анализа теоретических и методологических основ эффективного взаимодействия государственного и частного секторов.
Задачи. Рассмотреть особенности механизма формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства; выявить эффективные инструменты развития индустрии спорта на основе ГЧП; определить этапы внедрения механизма ГЧП и разработать схему реализации проекта ГЧП в системе управления индустрией спорта.
Методология. В работе применены общенаучные методы исследования: аналитический, системный, сравнительный и экономический анализ, графический метод.
Результаты. Рассмотрены особенности организационно-экономического взаимодействия между государством, бизнесом и населением в рамках ГЧП, которые подразумевает достижение социальных и экономических целей, создание условий функционирования инфраструктурного комплекса и удовлетворения потребностей общества. Выявлено, что наиболее эффективным механизмом в части внедрения инструментов ГЧП в развитие инфраструктурных проектов и координации интересов государства и экономических субъектов является стратегическое индикативное планирование. Данный механизм предполагает наличие конкретной глобальной цели государства и общенациональных приоритетов, ориентирующих и мотивирующих экономических агентов на их выполнение в общенациональных интересах. Автором разработан алгоритм внедрения инструментов государственно-частного партнерства в систему управления индустрией спорта.
Выводы. Разработанный алгоритм внедрения ГЧП в индустрию спорта представляет собой общую схему поэтапной реализации проекта ГЧП как методического подхода к удовлетворению общественной потребности, улучшению социальной системы и общественного блага с целью удовлетворения интересов государства, частного сектора и повышения благосостояния населения.