Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 1 (2018)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-24 318
Аннотация
Цель. Анализ экономико-правовых отношений товарооборота России как государства - члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях применения экономических санкций. Методология. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания, методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и аналитической оценки. В процессе исследования применялись общефилософский, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материала. В процессе исследования были проанализированы источники наднационального и национального законодательства, регулирующего внешнеторговые отношения, данные статистической отчетности об основных показателях экспорта и импорта товаров государств - членов ЕАЭС, внешнеторговой деятельности России. Результаты. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России и ЕАЭС для ликвидации существующих проблем в системе администрирования внешнеторговых грузопотоков. Разработанные предложения и механизмы эффективного регулирования основных проблем и противоречия сопряжения социально-экономического развития России с другими странами ЕАЭС в условиях нестабильности могут быть востребованы для сохранения и усиления конкурентных преимуществ национальных экономик и ЕАЭС в целом. Выводы. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в выработке концептуальных подходов наднационального регулирования внешнеторговой деятельности в ЕАЭС. Основной вклад заключается в выявлении необходимости совершенствования правового администрирования внешнеторговой деятельности государств - членов ЕАЭС с учетом глобализации и гармонизации на основе международных норм, в том числе Всемирной торговой организации. Новизна статьи заключается в обосновании необходимости гармонизации таможенного законодательства ЕАЭС, четкого выстраивания международного, наднационального и национального уровней правового регулирования, содержащего таможенные и налоговые нормы в сфере внешней торговл

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

25-32 191
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение направлений модернизации научно-производственного комплекса Северо-Запада России в контексте устойчивого развития регионов. Цель. Выявить направления и оценить влияние инструментов государственной промышленной политики на модернизацию научно-промышленного комплекса. Задачи. Определить возможности и пути совершенствования институциональной среды в целях модернизации экономики. Методология. Методологической базой иссле дования являются теории инновационного развития, региональной экономики, концепция устойчивого развития. Результаты. Определены тенденции развития научно-производственного комплекса Северо-западного макрорегиона страны. Дана оценка влияния инструментов государственной поддержки по внедрению технологических инноваций в производственную сферу. Выводы. В отечественном промышленном комплексе в настоящее время наличествуют несколько технологических укладов, представляющих собой связную технологическую систему. Приведены примеры реализации пятого и шестого технологических укладов в фармацевтике и биотехнологиях, а также модернизации традиционных производств в горнорудной промышленности и лесопромышленном комплексе регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Совершенствование инструментов стимулирования исследований и практиеских действий в сфере технологического переоснащения и модернизации производства по приведенным направлениям будет способствовать развитию научно-производственного комплекса макро-региона Северо-Запад.
33-41 136
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению института внутренней продовольственной помощи как инструмента обеспечения экономической доступности продовольствия и поддержки отечественных производителей продукции агропродовольственного комплекса в условиях глобальных вызовов. Цель. Обосновать направления развития государственной системы продовольственной помощи населению в России на основе обобщения опыта функционирования программ внутренней продовольственной помощи в различных странах мира. Задачи. Выявить пути совершенствования организационно-экономического механизма осуществления внутренней продовольственной помощи для повышения устойчивости агропродовольственного комплекса и социальной сферы. Исследовать разнообразные механизмы оказания продовольственной помощи в США, странах Евросоюза, странах Латинской Америки, дать их систематизацию, уделив особое внимание опыту стран, использующих институт внутренней продовольственной помощи для поддержки национального агропродовольственного комплекса. Обосновать рекомендации по совершенствованию институциональной составляющей системы продовольственной помощи с акцентом на государственной поддержке с помощью данного института малых форм агробизнеса. Результаты. Выделены два типа организации системы продовольственной помощи в мировой практике: американский тип, предполагающий государственную поддержку как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия; европейский подход, заключающийся в гарантированных возможностях обеспечения потребителей всеми видами основных продуктов питания посредством разветвленной системы социальных пособий и преобладании оказания продовольственной помощи благотворительными организациями. Выводы. В условиях перевода Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с 2018 г. на проектное управление обоснована необходимость выделения вопросов осуществления внутренней продовольственной помощи с учетом регулирования поставок продовольственной продукции малого агробизнеса в рамках программы продовольственной помощи в самостоятельную подпрограмму Государственной программы развития сельского хозяйства.
42-48 320
Аннотация
Настоящее исследование направлено на поиск инструментов, способных предупредить и предотвратить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности региона. Цель. Рассмотреть комплекс возможных элементов и их составляющих, формирующих эффективный механизм региональной экономической безопасности. Задачи. Определить ключевые факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное воздействие, а также отрицательное или положительное влияние на состояние региональной экономической безопасности; оценить уровень экономической безопасности регионов; сформулировать стратегические направления развития эффективного механизма региональной экономической безопасности. Методология. В настоящей работе с помощью математических и индикативных методов оценены составляющие региональной экономической безопасности, на основе результатов которых возможно выявить существующие угрозы и в последующем разработать меры по их предотвращению. Результаты. С помощью обобщения теоретических и практических представлений о способах регулирования экономической безопасности региона сформулирован собственный подход, заключающийся в комплексном отражении стратегических направлений повышения экономической безопасности региона, уточнена система индикаторов для оценки уровня экономической безопасности, а также предложены инструменты регулирования для регионов разных типов. Выводы. Исследование факторов и параметров экономической безопасности регионов позволяет выявить угрозы как внутреннего, так и внешнего проявления, а разработка мер на основе полученных результатов - предупредить дальнейшее распространение этих угроз.
49-53 877
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение итогов более чем 28-летнего опыта Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), осуществляющего координацию и обсуждение экономического развития стран, входящих в состав АТЭС. Организованный в 1989 г. АТЭС превратился в одну из самых крупных интеграционных площадок мира, где обсуждаются и принимаются методом консенсуса решения, соответствующие ответам на вызовы и угрозы XXI в., и определяются цели и направления развития АТЭС на перспективу. В 2017 г. председателем АТЭС стал Вьетнам. Цель. Определить эффективность деятельности АТЭС, круг основных проблем и пути их решения. Задачи. Определить резервы для устойчивого развития АТЭС и эффективной работы других интеграционных союзов. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрения позиций стран - членов АТЭС выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития АТЭС, и определены основные направления на перспективу. Результаты. Определены четыре приоритетных направления деятельности АТЭС, выявлены конкурентоспособность и потенциал инноваций малых и средних предприятий, степень продовольственной безопасности, будущее цифровой и интернет-экономики. Оценен вклад Транстихоокеанского партнерства и формирующейся интеграционной структуры Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), выявлены преимущества свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Выводы. Изучение деятельности АТЭС как влиятельного и крупнейшего международного органа по принятию основных направлений развития стран Тихоокеанского бассейна позволяет выявить закономерности и особенности современных региональных процессов, проблемы, угрозы и риски второй половины XXI в.
54-59 157
Аннотация
В настоящем исследовании рассмотрены структурные элементы, составляющие национальную безопасность в Арктической зоне России (АЗР), исследована роль ледокольного флота в обеспечении национальной безопасности. Цель. Показать роль и место ледокольного флота в обеспечении национальной безопасности АЗР. Задачи. Рассмотреть стуктурные элементы национальной безопасности России в АЗР. Исследовать роль ледокольного флота России в обеспечении национальной безопасности страны. Методология. Выявить и систематизировать на основе общих методов научного познания составляющие национальной безопасности и роль атомного ледокольного флота в ее обеспечении. Результаты. Автором детально рассмотрены проблемы развития Арктической морской транспортной магистрали с позиции укрепления национальной безопасности России в Арктическом регионе. Реализация Стратегии развития АЗР и обеспечения национальной безопасности позволит сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, представителей судостроительной промышленности на главных проблемах развития АЗР. Поэтапное разрешение этих проблем должно в целом способствовать повышению уровня национальной безопасности государства. Выводы. Создание современного ледового флота, обеспечивающего круглогодичное судоходство по трассам Арктической морской транспортной магистрали, существенно укрепит национальную безопасность как в АЗР, так и в России в целом.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

60-69 266
Аннотация
Настоящая статья является результатом исследования, посвященного оценке экономической эффективности реактивных инноваций при импортозамещении. Цель. Обоснование модели оценки экономической эффективности реактивных инноваций. Задачи. Выявление практической актуальности разработки модели оценки экономической эффективности реактивных инноваций; вскрытие возможного методологического задела для создания специализированной методики экономической оценки реактивных инноваций; разработка модели оценки экономической эффективности реактивных инноваций, внедряемых в рамках процесса импортозамещения. Методология. Методологическая база статьи - научные концепции экономическойтеории, теории инноваций и теории эффективности. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, методы экономико-статистического анализа и др. Результаты. Предложен обоснованный и непротиворечивый метод оценки экономической эффективности реактивных инноваций, в основе которого - расчет относительной величины стоимости для потребителя необходимых ему научно-технических либо потребительских характеристик, т. е. соотношения стоимости новшества для его потребителя и индекса научно-технических либо потребительских характеристик, которые выступают в качестве количественных оценок научно-технического и, соответственно, потребительского эффектов. Вывод. В настоящее время практически вся отечественная экономика оказалась перед необходимостью масштабного внедрения реактивных инноваций для замещения промышленных товаров, приобретение которых у традиционных зарубежных поставщиков стало либо невозможным, либо коммерчески невыгодным. При этом необходимо стало отбирать и оценивать варианты новшеств на ранних стадиях проектных разработок, где оценка должна учитывать наряду с коммерческим эффектом потребительский и научно-технический эффекты, что ставит вопрос о разработке специализированной методики экономической оценки реактивных инноваций.
70-78 444
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение региональной дифференциации экономики России, явившейся следствием происходящей в течение более чем 25 лет трансформации национальной социально-экономической системы, с позиций обеспечения экономической безопасности страны. Цель. Оценить значимость показателей, характеризующих неоднородность в развитии экономического пространства Российской Федерации, которая рассматривается как угроза экономической безопасности, и влияющих на его целостность. Задачи. Определить ключевые показатели пространственного развития России. На основе полученных результатов дать им экспертную оценку, обосновать причины существующей дифференциации и оценить их влияние на экономическую безопасность. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (институциональный, структурный, ретроспективный и компаративный анализ и др.) рассмотрены тенденции в трансформации экономического пространства России, выявлены особенности, которые должны учитываться при гармонизации пространственного развития России с позиций обеспечения ее экономической безопасности. Результаты. Определено, что дифференциация - это одна из актуальных проблем с длительной историей развития в России. Выявлена тенденция к росту показателей дифференциации в период новейшей истории России (например, дифференциация по ВРП на душу населения выросла с 20,3 раза в 2010 г. до 56,1 раза в 2016 г.). Отставание некоторых регионов Российской Федерации от «регионов-лидеров» в определенных случаях обуславливается экономической политикой государства, а также основными факторами, влияющими на «разрыв» (географическое положение региона; обеспеченность важнейшими видами природных ресурсов; демографические факторы, уровень развития производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, уровень хозяйственного освоения территории; отрасли специализации; менталитет населения и власти и др.). Выводы. Выполненное исследование позволило установить, что дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития является закономерностью развития экономик практически всех стран мира, в том числе и ресурсодобывающих, к которым относится Россия. Проблема дифференциации в современной России имеет тенденцию к обострению до критически опасных значений для экономической безопасности страны. Необходимость преодоления этой угрозы дает основания и возможности для поиска альтернативных путей модернизации экономики с учетом ее регионального многообразия.
79-90 133
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение проблемы потребления продовольственных товаров, которое является одним из важнейших социально-экономических показателей, характеризующих степень материального благополучия и качество жизни населения территории. Цель. Исследовать уровень потребления продовольственных товаров жителями Вологодской области и осуществить моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания. Задачи. Изучить структуру потребительских расходов домашних хозяйств Вологодской области. Рассмотреть показатели потребления продовольственных товаров жителями региона, в том числе в зависимости от уровня благосостояния и территории проживания. Проанализировать социально-демографические факторы формирования потребительского поведения населения. Методология. В настоящей работе на основе данных социологических опросов с помощью статистического инструментария осуществлено моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания. Результаты. Проведенное исследование показало, что в Вологодской области сохраняется неблагоприятная структура потребительских расходов домохозяйств, в которой доля расходов на продукты питания является преобладающей. Структура потребительских расходов, в частности доля расходов на продукты питания, зависит прежде всего от уровня материального благосостояния населения. Вместе с тем существенное влияние на потребительское поведение оказывают не только материальные факторы, но и такие социально-демографические индикаторы, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, место проживания. Моделирование потребительских предпочтений в отношении ряда продовольственных товаров, проведенное на основе социологических данных с использованием математического инструментария, позволило сделать вывод о том, что основными детерминантами регулярного потребления большинства пищевых продуктов являются такие показатели, как уровень дохода, уровень образования и количество несовершеннолетних детей в семье. Выводы. Изучение социально-демографических факторов формирования потребительского поведения населения позволяет углубить анализ социальной ситуации в регионе, выявить уровень социального неблагополучия, напряженности, а следовательно - степень социального потенциала экономических изменений. Это важно в контексте планиро вания и оценки вариантов социально-экономической политики для различных групп населения.
91-96 233
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение цикла стратегического управления с учетом положений альтернативных школ менеджмента. Цель. Проанализировать содержание цикла стратегического управления и входящих в его состав элементов - стратегического анализа, стратегического выбора и этапа реализации стратегий с учетом миссии и цели организации, взаимосвязи между стратегиями разного уровня, а также с учетом необходимости создания конкурентоспособной организационной структуры в условиях турбулентности внешней среды. Задачи. Обосновать необходимость применения инструментов стратегического управления предприятиями реального сектора российской экономики в условиях растущей неопределенности внешней среды, проанализировать оценочные показатели стратегического и оперативного контроллинга, выявить недостатки систем менеджмента, основанных на финансовых показателях, и обосновать необходимость внедрения сбалансированных систем управления. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрен процесс проектирования стратегии развития предприятия с учетом взаимосвязи между стратегиями разного уровня (корпоративных стратегий, международных стратегий, стратегий бизнеса), выявлены этапы эволюции финансовых показателей деятельности предприятия, сформулированы преимущества сбалансированных систем управления. Результаты. Анализ альтернативных школ стратегического менеджмента позволил в составе цикла стратегического управления выявить его ключевые составляющие. Исследование традиционных систем стратегического управления позволило в качестве одного из существенных факторов их недостаточной эффективности в условиях неопределенности внешней среды выделить применение ими преимущественно финансовых показателей, что обусловило наличие разрыва между стратегическим и тактическим управлением. Выводы. Выявленные преимущества и недостатки отдельных финансовых показателей (рентабельность активов (ROA - return on assets), возврат на инвестиции (ROI - return on investment), рентабельность задействованного капитала, или прибыль на задействованный капитал (ROCE - return on capital employed), рентабельность продукции (CRR - cost to revenue rate) и др.) позволили обосновать вывод о необходимости применения системы сбалансированных показателей и ее адаптации к особенностям функционирования отдельного субъекта хозяйствования в условиях современной российской экономики.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)