Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания на примере Вологодской области

Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение проблемы потребления продовольственных товаров, которое является одним из важнейших социально-экономических показателей, характеризующих степень материального благополучия и качество жизни населения территории. Цель. Исследовать уровень потребления продовольственных товаров жителями Вологодской области и осуществить моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания. Задачи. Изучить структуру потребительских расходов домашних хозяйств Вологодской области. Рассмотреть показатели потребления продовольственных товаров жителями региона, в том числе в зависимости от уровня благосостояния и территории проживания. Проанализировать социально-демографические факторы формирования потребительского поведения населения. Методология. В настоящей работе на основе данных социологических опросов с помощью статистического инструментария осуществлено моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания. Результаты. Проведенное исследование показало, что в Вологодской области сохраняется неблагоприятная структура потребительских расходов домохозяйств, в которой доля расходов на продукты питания является преобладающей. Структура потребительских расходов, в частности доля расходов на продукты питания, зависит прежде всего от уровня материального благосостояния населения. Вместе с тем существенное влияние на потребительское поведение оказывают не только материальные факторы, но и такие социально-демографические индикаторы, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, место проживания. Моделирование потребительских предпочтений в отношении ряда продовольственных товаров, проведенное на основе социологических данных с использованием математического инструментария, позволило сделать вывод о том, что основными детерминантами регулярного потребления большинства пищевых продуктов являются такие показатели, как уровень дохода, уровень образования и количество несовершеннолетних детей в семье. Выводы. Изучение социально-демографических факторов формирования потребительского поведения населения позволяет углубить анализ социальной ситуации в регионе, выявить уровень социального неблагополучия, напряженности, а следовательно - степень социального потенциала экономических изменений. Это важно в контексте планиро вания и оценки вариантов социально-экономической политики для различных групп населения.

Об авторах

Ирина Николаевна Дементьева
Вологодский научный центр РАН
Россия


Марина Владиславовна Шаклеина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Алиев Т. М. Динамика уровня жизни населения в Казахстане (потребление продуктов питания) // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2012. № 2. С. 16-33.

2. Цели устойчивого развития. ООН и Россия: доклад о человеческом развитии в Российской Федерации / под ред.: С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева. М.: Аналитич. центр при правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

3. Вторушина А. В. Потребление продуктов питания в контексте социологической теории: к попытке систематизации основных концепций // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2011. № 16. С. 98-102.

4. Бурдье П. Практический смысл / пер. с франц. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

5. Муратова А. С. Едение как выражение культуры: [Электронный ресурс]. URL: http://www.prakultura.ru/school/culture/meal/cultural/.

6. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с франц. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 c.

7. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / пер. с англ. М.: Восточная лит. РАН, 2001. 142 с.

8. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / пер. с нем. СПб.: Интерсоцис, 2009. 164 с.

9. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания - 2016: [Электронный ресурс]. URL: http://riarating.ru/infografika/20161206/630048608.html.

10. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области: [Электронный ресурс]. URL: http://vologdastat.gks.ru/.

11. Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области в 2016 году: стат. бюллетень. Вологда, 2017. 32 с.

12. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения РФ № 614 от 19 августа 2016 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/.

13. Потребление продуктов питания по социально-экономическим группам населения Вологодской области в 2015 году: стат. бюллетень. Вологда, 2016. 41 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дементьева И.Н., Шаклеина М.В. Моделирование социально-демографических детерминант потребления основных продуктов питания на примере Вологодской области. Экономика и управление. 2018;(1):79-90.

For citation:


Dement’Eva I.N., Shakleina M.V. Modeling of Socio-Demographic Determinants of Staple Food Consumption: A Case Study of the Vologda Region. Economics and Management. 2018;(1):79-90. (In Russ.)

Просмотров: 139


ISSN 1998-1627 (Print)