Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 9 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1028-1038 148
Аннотация

Цель. Определить перспективы и возможные сферы использования data science в процессе принятия решений при управлении социальными и экономическими системами.

Задачи. Проанализировать существующие подходы и перспективные направления использования data science; выполнить анализ методов, позволяющих получать данные в режиме реального времени для принятия решений, выявить пробелы и недостатки; кратко сформулировать выводы, актуальные для практиков и политиков в процессе принятия решений на основе data science.

Методология. Авторами проведен анализ научной литературы, применены методы логического анализа и интерпретации данных.

Результаты. В процессе исследования установлено, что data science вносит существенный вклад в глобальную трансформацию общества, позволяя решать актуальные проблемы социально-экономического развития. Методы, способствующие получению данных в режиме реального времени, повышают эффективность решений при управлении социальными и экономическими системами. Проведен анализ этих методов, выявлены их преимущества и недостатки, представлены примеры их использования. Определены ключевые требования к данным: конфиденциальность, этичность и безопасность. Предложен спектр новых вопросов для будущих исследований в контексте рассматриваемой тематики.

Выводы. Полученные результаты способствуют теоретическому развитию новых подходов применения data science, а также практическому использованию лучших практик в случаях принятия решений в процессе управления социальными и экономическими системами. Эти результаты могут служить основой при разработке и реализации решений политиками и практиками.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1039-1055 88
Аннотация

Цель. Построить и обосновать авторскую методику оценки развития человеко-ориентированной экономики. Ввиду недостаточности теоретических и эмпирических исследований в области формирования и развития экономики для человека актуализируется востребованность данного научного изыскания с целью более полноценного удовлетворения человеческих потребностей.

Задачи. Разработать методику оценки развития человеко-ориентированной экономики; апробировать ее на примере Российской Федерации (РФ), в том числе регионов России.

Методология. Методологическую основу исследования составили положения теории человеко-ориентированной экономики. Среди использованных методов — методы нормализации, линейного масштабирования, «ряд информационных критериев». Визуализация полученных результатов осуществлена на основе программного пакета пространственного моделирования GeoDA. Информационной базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Единой межведомственной информационно-статистической системы, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства культуры РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства спорта РФ, Роспатента за 2018–2022 гг.

Результаты. Разработана методика расчета интегрального индекса развития человеко-ориентированной экономики. Его расчет произведен путем интеграции 87 частных показателей и восьми субиндексов. В процессе исследования выявлено, что данная экономическая система находится на первоначальных ступенях развития с изогрессивно-регрессивной траекторией, обладает незначительно развитыми составными компонентами в виде креативной и когнитивной сфер.

Выводы. Предложенная методика дает основу для дальнейших научных изысканий в близких по тематике исследованиях, а также для формирования адресных мер поддержки «проблемных» сфер человеческой деятельности и человеко-ориентированной экономики в целом.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1056-1066 103
Аннотация

Цель. Исследование характера влияния миграции на экономический рост в зависимости от уровня валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и направленности миграционных потоков.

Задачи. Изучение теоретических подходов к исследованию влияния трудовой миграции на экономический рост; анализ факторов, дифференцирующих оценку влияния миграционных потоков на показатели экономического роста; сбор и анализ статистической информации для разработки эконометрических моделей оценки влияния миграции на экономический рост.

Методология. Авторами использованы общенаучные методы исследования, такие как дедукция, анализ, синтез. Применены статистические методы анализа данных, построены модели линейной регрессии.

Результаты. Исследования показывают, что влияние миграции на экономический рост в странах с различным уровнем ВВП на душу населения обусловлено различными факторами. Для развитых экономик позитивными факторами влияния иммиграции на экономический рост выступают восполнение дефицитного трудового ресурса; повышение качества рабочей силы за счет структурных изменений, обусловленных переходом постоянного трудоспособного населения в новые профессиональные области. Для стран с низким уровнем ВВП на душу населения можно выделить ряд позитивных факторов влияния эмиграции (при отрицательном сальдо миграционного прироста) на экономический рост. В частности, отток избыточной рабочей силы создает условия снижения безработицы; денежные переводы мигрантов поддерживают платежеспособный спрос на потребительском рынке, способствуют развитию банковской системы и инвестициям в стране исхода; расширение социальных связей ведет к развитию человеческого капитала, увеличивая потенциал внедрения инноваций.

Выводы. Значение коэффициентов корреляции в построенных регрессионных моделях свидетельствует о наличии слабой корреляции между переменной, указывающей на объем и характер миграции в стране (отношение сальдо миграции к численности населения), и переменной, характеризующей экономический рост (показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности) только для группы стран с высоким уровнем дохода. Статистическая зависимость этих переменных для других групп стран практически отсутствует. Применительно к эконометрическому моделированию влияния миграции на экономический рост это означает необходимость разработки отдельных моделей для каждой из групп стран в зависимости от уровня ВВП на душу населения и направленности миграционных потоков.

1067-1079 107
Аннотация

Цель. Выявить особенности производства и использования транспортного биотоплива в отдельных развивающихся странах, а также оценить потенциал развития биоэтанольной отрасли в Российской Федерации (РФ).

Задачи. Оценить экономическую эффективность производства биоэтанола в России; раскрыть потенциал применения зарубежного опыта по развитию биоэтанольной отрасли в нашей стране.

Методология. В процессе исследования применены методы системного анализа, сравнительного анализа, метод экспертных оценок, математический, статистический.

Результаты. Получена актуальная оценка экономической эффективности производства биоэтанола в России. Себестоимость единицы биоэтанола, эквивалентной по энергетическому содержанию литру бензина, выше себестоимости литра бензина на 5–36 % (в зависимости от технологии производства). При этом государственная поддержка производства и использования биоэтанола в нашей стране целесообразна. Это позволит сформировать дополнительный спрос на зерновые культуры и снизить выбросы углекислого газа автомобильным транспортом. Производство и использование биоэтанола сформирует дополнительное предложение на рынке бензина, даст возможность адресно поддерживать проекты по глубокой переработке зерна и лесохимии.

Выводы. Опыт Бразилии, Китая и Индонезии по развитию биоэтанольной отрасли актуален для России. При этом в целях минимизации возможных рисков в области продовольственной безопасности на начальном этапе развития биоэтанольной отрасли в качестве сырья следует использовать некачественные зерновые запасы и стимулировать производство биоэтанола второго поколения.

1080-1087 101
Аннотация

Цель. Оценить влияние западноевропейских санкций на российско-хорватские торговые отношения в 2020–2023 гг. и туристический сектор Хорватии.

Задачи. Проанализировать динамику ключевых показателей торговли между Российской Федерацией (РФ) и Хорватией в условиях санкций; выявить основные товарные группы в структуре их торговли; определить значение России для туристического сектора Республики Хорватия.

Методология. Автором использованы такие методы исследования, как статистический анализ, обобщение, описание и графическое моделирование.

Результаты. Полученные в процессе проведенного анализа результаты свидетельствуют о резком сокращении объемов взаимной торговли РФ с Хорватией в условиях многочисленных торговых ограничений со стороны Евросоюза. В 2023 г. существенно изменилась товарная структура российского экспорта в Республику Хорватия, основу экспорта РФ теперь составляют готовая продукция и товары химической отрасли. Поток туристов из России занимает незначительную долю в общем турпотоке Хорватии и имеет малое влияние на туристический сектор республики. В условиях санкционного режима хорватские компании начали прекращать экономическую деятельность на территории РФ.

Выводы. Складывающаяся ситуация на мировой арене определила динамичность взаимного торгового взаимодействия между Россией и Хорватией. Так, введенные санкции со стороны стран коллективного Запада накладывают негативный отпечаток на российско-хорватские отношения как в торговой сфере, так и в туристической. Тенденции сокращения взаимных торговых и туристических потоков имеют долгосрочный характер и отрицательную динамику взаимодействия между двумя странами. Нормализация торговых отношений между Россией и Хорватией в геополитической ситуации сегодня представляется маловероятной.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

1088-1099 137
Аннотация

Цель. Провести оценку влияния инвестиций в добычу полезных ископаемых на экономический рост Красноярского края, используя динамику данных за 2004–2021 гг.

Задачи. Подготовить исходные данные для моделирования в сопоставимых ценах; построить статистические модели с лагом времени; определить коэффициенты мультипликатора и акселератора инвестиций; продемонстрировать возможности применения полученных зависимостей.

Методология. Авторами использован метод экономико-математического моделирования, в частности расчет социально-экономических показателей с применением математической статистики. Регрессионная модель построена с использованием исходных данных, которые отвечают требованиям сопоставимости и однородности, являются релевантными и статистически надежными.

Результаты. Получены зависимости, отражающие эффект мультипликатора инвестиций, то есть возрастание валового регионального продукта (ВРП) и объема отгруженной продукции в ответ на возрастание инвестиций в добычу полезных ископаемых. Получены также зависимости, отражающие эффект акселератора инвестиций, показывающие то, каким образом возросшие доходы влияют на размер инвестиций. Зависимости применены для решения ряда практических задач.

Выводы. Установлено, что инвестиции в добычу полезных ископаемых в Красноярском крае оказывают влияние на рост ВРП и объема отгруженной продукции. Отдача от инвестиций носит временной характер. Наиболее сильное влияние инвестиции в текущем году оказывают на рост ВРП и отгруженной продукции на следующий год. Коэффициент мультипликатора равен 2,72. Возросшие доходы воздействуют на размер инвестиций: рост доходов от добычи полезных ископаемых стимулирует рост индуцированных инвестиций в последующем году с коэффициентом, который равен 0,14. Проведено сравнение фактических величин инвестиций в добычу полезных ископаемых и объема отгруженной продукции и целевых значений, заложенных в Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 г. Целевые значения, согласно Стратегии, определены с помощью полученных зависимостей. Установлено, что фактический объем инвестиций достаточен для обеспечения роста ВРП в соответствии со Стратегией на первом этапе; для обеспечения роста на втором этапе необходим рост инвестиций на 12–15 % ежегодно; для роста на третьем этапе нужно увеличивать инвестиции на 9–13 % ежегодно от текущего состояния. Чтобы обеспечить значения показателей по объемам продукции, предусмотренным в Стратегии, необходим ежегодный рост выпуска на 4–6 % по сравнению с 2021 г.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1100-1110 122
Аннотация

Цель. Исследовать значимость технологического суверенитета для укрепления конкурентных позиций нефтегазовых компаний России.

Задачи. Выявить ключевые факторы, которые определяют уровень технологической независимости компаний нефтегазового комплекса; оценить, каким образом эти факторы влияют на их способность успешно конкурировать на национальном и международном уровнях.

Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы анализа и синтеза с применением системного подхода.

Результаты. Проанализирована сущность технологической независимости как фактора развития конкурентоспособности компаний нефтегазового сектора. Сформулировано предположение о том, что достижение технологического суверенитета позволяет компаниям нивелировать риски, возникающие под воздействием внешних факторов, в том числе международные санкции и ограничения доступа к передовым зарубежным технологиям. Для укрепления технологического суверенитета отечественной нефтегазовой отрасли предложено несколько стратегических инициатив: подготовка высококвалифицированных кадров, введение налоговых льгот и субсидий со стороны государства для компаний, создание специальных экономических зон или технологических парков, защита интеллектуальной собственности и поддержка патентной активности.

Выводы. Технологическая независимость является наиболее эффективным методом в контексте борьбы российских промышленных компаний с внешними вызовами: санкциями и изменениями на мировых энергетических рынках. Развитие национальных технологий в нефтегазовом секторе за счет синергетического эффекта оказывает положительное воздействие на усиление конкурентных преимуществ национальных компаний России и на внутреннем, и на международном рынках. Особое внимание для обеспечения технологического суверенитета необходимо уделять разработке стратегических механизмов управления рисками, а также эффективных моделей коммуникации между государством, промышленностью и наукой.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

1111-1120 116
Аннотация

Цель. На основе анализа доходной части регионального бюджета Чеченской Республики определить направления совершенствования соблюдения принципа единства в процессе формирования бюджетной системы Российской Федерации (РФ).

Задачи. Выявить проблемы, связанные с соблюдением принципа единства в процессе формирования бюджетной системы РФ; раскрыть проблему возникновения так называемой хронической недостаточности доходов в региональных и местных бюджетах; привести доказательства эффективности или неэффективности действующего механизма межбюджетных финансовых взаимоотношений в России на примере Чеченской Республики.

Методология. В процессе исследования авторами использованы общенаучные методы и ряд специальных, включая статистико-экономический анализ, экономико-математические и абстрактно-логические методы, а также метод графического представления информации.

Результаты. Обоснована мысль о том, что принцип самостоятельности региональных бюджетов не должен противоречить принципу единства бюджетной системы страны. Предлагается разработать механизм бюджетного финансирования, учитывающий не только разницу в обеспечении региона финансовыми ресурсами для самостоятельного развития, но и возможность придать выделяемым из государственного бюджета средствам инвестиционный характер.

Выводы. В статье определены направления совершенствования механизма при соблюдении принципа единства в процессе формирования бюджетной системы РФ. Бюджетная система страны должна стать одним из главных источников инвестирования средств в экономику страны и регионов.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1121-1129 199
Аннотация

Цель. Оценить потенциал технологии генеративного искусственного интеллекта в контексте управления цепями поставок.

Задачи. Проанализировать, каким образом искусственный интеллект изменяет традиционные практики и структуры управления в области управления цепями поставок; определить фундаментальные сдвиги, вызванные ИИ, в том числе автоматизацию, принятие решений на основе данных и расширение человеческих возможностей; исследовать актуальные статистические данные об эффективности искусственного интеллекта в управленческих процессах и сделать вывод о потенциале, перспективности этой технологии в логистической сфере; предоставить стратегическое понимание и практические рекомендации для организаций, стремящихся имплементировать новые инструменты генеративного искусственного интеллекта.

Методология. Исследование сочетает в себе качественные и количественные методы для обеспечения более глубокого понимания рассмотренных проблем. На основе этих методов изучен массив актуальных статистических данных и экспертных оценок в сфере генеративного искусственного интеллекта.

Результаты. В условиях современного бизнеса цепочки поставок сталкиваются с рядом проблем: глобализацией, волатильностью рынка, изменяющимися ожиданиями клиентов и форс-мажорами (стихийными бедствиями, пандемиями или войнами). Чтобы справиться с этими вызовами и укрепить позиции на рынке, компании все чаще обращаются к новым технологиям и инновациям. Эти технологии способны кардинально изменить подход к управлению цепочками поставок, повышая прозрачность, эффективность и скорость реагирования. Все новые технологии, от искусственного интеллекта и блокчейна до интернета вещей (IoT) и робототехники, потенциально открывают возможности для оптимизации операций, улучшения процесса принятия решений и улучшения сотрудничества по цепочке поставок.

Выводы. В статье авторами показано, как искусственный интеллект изменяет традиционные структуры управления в области управления цепями поставок. Проанализированы актуальные статистические данные об эффективности искусственного интеллекта в управленческих процессах, сделан вывод о потенциале и перспективности данной технологии в логистической сфере. Сформированы стратегическое понимание и даны практические рекомендации для организаций, стремящихся имплементировать новые инструменты генеративного искусственного интеллекта.

1130-1137 71
Аннотация

Цель. Исследовать сущность реального сектора российской экономики и выявить особенности его влияния на достижение экономической безопасности в условиях санкций.

Задачи. Определить сущность реального сектора экономики и оценить его вклад в устойчивость национальной экономики в условиях санкций; выявить этапность развития реального сектора российской экономики; сформировать подход к регулированию реального сектора в контексте достижения экономической безопасности.

Методология. При проведении исследования использованы методы сравнительного, структурного, функционального и исторического (ретроспективного) анализа, а также инструменты системного и институционального подходов.

Результаты. Реальный сектор экономики включает в себя производство товаров и услуг, его функционирование связано с созданием новой ценности (стоимости). Этим он отличается от виртуального и финансового секторов, в которых реальные, осязаемые блага не созданы и в которых, по сути, происходит перераспределение сформированного в реальном секторе продукта. В кризисных условиях развитый реальный сектор служит основой функционирования экономики и удовлетворения базовых экономических потребностей, его устойчивость определяет национальную экономическую безопасность.

Выводы. Реальный сектор экономики играет в современных условиях, характеризующихся санкционным давлением на Россию со стороны недружественных стран, важную роль в обеспечении устойчивости экономики страны в целом. Его динамика во многом определяет защиту от традиционных и новых (обусловленных санкциями) угроз и рисков экономической безопасности. Вместе с тем необходимы государственная поддержка и регулирование развития реального сектора, связанного с множеством различных трудностей. Для повышения эффективности этого регулирования требуются перманентный поиск баланса между использованием плановых и рыночных инструментов, развитие смешанной системы регулирования экономики, которая сочетает инструменты рыночного и планового подходов. Именно за счет этого появится возможность гибкого и адаптивного управления со стороны государства процессом обеспечения национальной экономической безопасности.

1138-1145 87
Аннотация

Цель. Разработка алгоритма управления инновационными проектами наукоемких организаций на основе проектной типизации и оценки уровня эффективности управления.

Задачи. Определить особенности управления инновационными проектами российских наукоемких организаций; разработать систему показателей; сформировать интегральный показатель уровня эффективности управления инновационными проектами; предоставить рекомендации по применению инструментария для различных типов инновационных проектов наукоемких организаций.

Методология. В рамках исследования использованы следующие научные методы: анализ российских и зарубежных источников, экспертный опрос, методы систематизации и обобщения. Для решения мультикритериальной задачи автором применена функция желательности Э. Харрингтона. Индекс концентрации научно-технологической цепочки рассчитан на основе математического аппарата, предложенного А. О. Хиршманом и О. К. Херфиндалем.

Результаты. Автором разработан алгоритм управления инновационными проектами, адаптированный под нужды наукоемких организаций и отличающийся наличием инструментария реализации каждого этапа алгоритма. При практическом применении такой подход упростит использование разработки, повысит эффективность управления инновационными проектами и привлекательность разработок в наукоемком секторе экономики.

Выводы. Внедрение алгоритма управления инновационными проектами наукоемких организаций позволяет получить ценные сведения о необходимости оптимизации в распределении ресурсов в зависимости от контекста проекта. Организации смогут эффективно преодолевать сложности трансформации и создавать основу для непрерывной реализации инновационных проектов, опираясь на собственную базу знаний об управлении.

1146-1157 73
Аннотация

Цель. Сравнительный анализ прогресса достижения устойчивого развития странами Магриба (в их числе — Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания) в соответствии с индексами, разработанными международными организациями и научными институтами, а также ранжирование стран по уровню устойчивого развития в регионе.

Задачи. Проанализировать нормативную базу, регулирующую устойчивое развитие в странах Магриба; оценить уровень устойчивого развития рассматриваемых стран по международным экологическим, социальным и экономическим индексам в 2018–2023 гг.; применить универсальную методику оценки устойчивого развития на основании базовых статистических данных каждой страны; выявить общие достижения и уникальные вызовы, с которыми сталкиваются страны в процессе реализации программ устойчивого развития.

Методология. Анализ основан на сравнении данных статистики, публикаций и отчетов международных организаций об успехах реализации программ устойчивого развития в странах Магриба. Применены сравнительный и аналитический подходы к оценке уровня устойчивого развития, обращено внимание на факторы, влияющие на успехи, и препятствия на пути достижения устойчивого развития.

Результаты. Страны Магриба находятся на разных уровнях устойчивого развития. В статье прослеживаются различия в стратегиях стран для реализации национальных программ по устойчивому развитию. Анализ уровня устойчивого развития в странах Магриба показал, что наиболее высокие позиции занимает Марокко. В Ливии наблюдается самый низкий уровень устойчивого развития. Уровень бедности в регионе снижается, хотя в Ливии, он остается высоким. Страны демонстрируют прогресс в развитии возобновляемых источников энергии, в частности Марокко реализует программы по использованию солнечной энергии. Несмотря на успехи, перед странами стоят существенные вызовы. Неравенство в доступе к ресурсам и доходах, наряду с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи, остается острой проблемой в регионе. Политическая нестабильность в Ливии, отказ от сотрудничества Марокко и Алжира препятствуют экономическому развитию и реализации целей устойчивого развития.

Выводы. Регулярное отслеживание уровня устойчивого развития в странах Магриба, а также своевременная корректировка действий служат необходимым шагом для достижения процветания и обеспечения благополучия в регионе. Несмотря на многие вызовы, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и Мавритания обладают огромным потенциалом для устойчивого развития. Однако реализация поставленных целей требует значительных усилий, политической воли и эффективного сотрудничества как внутри региона, так и на международном уровне. Необходимо продолжать инвестировать в развитие, укреплять региональное сотрудничество и использовать инновационные технологии для достижения устойчивого будущего.



ISSN 1998-1627 (Print)