АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Изучить влияние инвестиций на экономический рост и обеспечение экономической безопасности в современной России, развивающейся в условиях экономических санкций со стороны стран «коллективного Запада».
Задачи. Описать воздействие санкций на российскую экономическую систему, оценить их влияние на национальную экономическую безопасность; исследовать инвестиционную активность в России в среднесрочном периоде, в том числе ее трансформации в условиях неэкономического шока, вызванного санкциями; предложить рекомендации по совершенствованию государственной инвестиционной политики.
Методология. При подготовке статьи использованы общенаучные методы исследования (сравнительный, ретроспективный, макроэкономический анализ), а также специальные методы экономико-математического моделирования, прогнозирования, статистического анализа данных, экспертных оценок.
Результаты. Антироссийские санкции вызвали ряд новых вызовов и комплексных угроз национальной экономической безопасности. Санкции вызвали макроэкономический шок. Но, несмотря на неустойчивость и волатильность ВВП, в российской экономике наблюдается тенденция долгосрочного роста, что свидетельствует о наличии эффективно работающих механизмов сохранения национальной экономической безопасности. В то же время этот рост вялый, требуется запуск механизмов его ускорения, что в условиях внешних санкционных ограничений затруднительно. Основой успехов в экономическом росте является высокая инвестиционная активность. Именно ее стимулирование должно стать одним из приоритетов проводимой сегодня в России экономической политики. Несмотря на вызванную санкциями политико-экономическую турбулентность и общее сжатие экономики, инвестиции, вопреки ожиданиям, в 2022 г. в России не снизились, хотя темп их роста замедлился. При этом неблагоприятным образом изменилась структура инвестиций. В авторском исследовании выявлено атипичное поведение инвестиций в России в условиях шоков 2020 и 2022 гг.: темп роста инвестиций замедлился, но при этом в абсолютном исчислении они выросли и в фактических, и в сопоставимых ценах, несмотря на общий кризис в экономике. Это создает предпосылки для будущего роста. По-видимому, российские инвесторы не стали пересматривать своих планов, сохраняя уверенность в том, что внешние санкции не только будут успешно преодолены, но и могут дать новый импульс к развитию отечественного производства, как это произошло с сельскохозяйственным производством после введенного в 2014 г. продовольственного эмбарго. Это говорит о высоком доверии национального бизнеса к проводимой властями политике. Для сохранения устойчивости социально-экономического развития и реализации национальных экономических интересов важно добиться не[1]снижения инвестиционной активности, не допустить свертывания инвестиций. Это возможно лишь путем создания государством такой инвестиционной среды, таких условий, которые понятны и привлекательны для предпринимательского сообщества и вызывают у него доверие.
Выводы. Влияние санкций на экономику России носит непосредственный и пролонгированный характер. С первичным санкционным шоком экономика России успешно справилась. Но отложенные эффекты санкций сохраняются, они выступают в качестве существенной угрозы национальной экономической безопасности, что вынуждает усиливать меры по противодействию им и сохранению экономической стабильности. Значимую роль в решении этих задач имеет инвестиционная политика государства, которая в статье рассмотрена как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вызванных санкциями. Инвестиционная активность частного бизнеса в новых условиях требует государственной поддержки, в статье раскрыты направления и концептуальные положения такого рода поддержки.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Цель. Обосновать социально-экономическую значимость санаторно-курортного комплекса на рынке «Хелснет».
Задачи. Изучить литературу, посвященную теме «Хелснет»; исследовать структуру рынка «Хелснет»; определить место санаторно-курортного комплекса на рынке «Хелснет».
Методология. В ходе написания статьи применены методы логического и структурного анализа, обобщения, сравнения, использована официальная статистика.
Результаты. По итогам исследования субъектов, объектов и сегментов рынка «Хелснет» выявлено отсутствие роли санаторно-курортного комплекса, который, являясь совокупностью объектов и видов медицинской деятельности, обеспечивающих лечение, оздоровление, профилактику и реабилитацию граждан, способствует здоровьесбережению населения. Определено, что санаторно-курортный комплекс можно представить как в качестве потребителя продукции «Хелснет», так и в качестве части рынка «Хелснет», способствующего росту экспорта медицинских услуг за счет притока иностранных рекреантов.
Выводы. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, Россия отстает от ведущих стран мира по показателям эпидемиологической ситуации, затратам здравоохранения на душу населения, уровню ВВП на душу населения, средней продолжительности жизни. Целесообразно в действующую Дорожную карту рынка «Хелснет» включить целевые показатели деятельности организаций санаторно-курортного комплекса и рассматривать их как полноправных участников данного рынка. В случае игнорирования санаторно-курортного комплекса как части рынка «Хелснет» поставленные задачи по охране здоровья населения как перед рынком, так и перед государством, инфраструктурными центрами и другими субъектами будут под угрозой невыполнения.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Определение направлений развития системы пенсионного страхования КНР с учетом особенностей ее создания и развития в условиях современных демографических тенденций.
Задачи. Исследование влияния старения населения на китайскую экономику; анализ системы пенсионного страхования в Китае; определение перспектив и рекомендаций по повышению устойчивости пенсионного страхования в Китае.
Методология. Исследование базируется на использовании методов научного познания, анализа и синтеза, сравнения, применении системного и институционального подходов для оценки системы пенсионного страхования в Китае.
Результаты. Исследовано становление и развитие пенсионной системы Китайской Народной Республики. В статье проведен анализ динамики экономических показателей по пенсионным и страховым рынкам Китая, представлена характеристика демографической ситуации. Дана оценка устойчивости социального обеспечения Китая.
Выводы. Базовое пенсионное страхование преобладает в китайской пенсионной системе. Ускорение старения населения является основным вызовом для системы. В то же время корпоративное и индивидуальное страхование имеет определенный потенциал к росту. как результат, именно динамикой их развития и будет определяться вектор развития всей пенсионной системы Китая.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель. Выявление проблем в методологии составления ESG-рейтингов для разработки принципов создания объективной оценки усилий фирм по переходу к устойчивому развитию.
Задачи. Провести краткий обзор предыдущих исследований, в которых выполнен анализ объективности оценки ESG-рейтингов; изучить методологию составления рейтингов от трех компаний, специализирующихся на рейтинговой оценке фирм по ESG-критериям; выявить основные так называемые провалы, влияющие на объективность оценки; сформулировать принципы, позволяющие повысить объективность рейтинговой оценки компаний.
Методология. В исследовании рассмотрена методология трех ESG-рейтингов: ESG-рейтинг от компании S&P, рейтинг американо-британской компании Refinitiv и ESG-рейтинг от итальянской компании ECPI. В результате применения методов описательного анализа, сравнительного анализа, обобщения и систематизации выявлены основные направления, отраженные в рэнкингах, их сходство и различия, а также причины и способы получения субъективной оценки, которая отрицательно влияет на качество рэнкинга.
Результаты. Автором представлены доказательства необъективности рассматриваемых рейтингов, вызванные рядом факторов, в том числе сомнительными параметрами, принимаемыми для оценки, использованием необъективных источников, включая данные неправительственных организаций и добровольно публикуемые данные о раскрытии информации. Показана методология расчетов, дающая преференции крупному бизнесу, непрозрачность оценки и возможность экспертов корректировать информацию в процессе оценки.
Выводы. Для построения объективной ESG-оценки следует обеспечить стабильность и долгосрочность методологии, а вносимые изменения не должны нарушать сравнимость результатов. Необходимо опираться на фиксированный перечень раскрываемых данных, подлежащих аудиту, обеспечить объективность рассматриваемых показателей и учет динамики выявляемых противоречий за длительный период. Автор предлагает осуществить внедрение единой методологии оценки на национальном уровне.
Цель. Формирование устойчивой экономики России на основе критерия динамического равновесия между обоснованным и целесообразным государственным вмешательством в ход экономических процессов и рыночным саморегулированием.
Задачи. Проанализировать особенности моделей экономики развитых стран мира; предложить комплексный подход к формированию устойчивой экономики в контексте экономической теории; уточнить структурную организацию модели экономической динамики и определить индикаторы, сигнализирующие о смене фаз экономического цикла; обосновать целесообразность применения метода системной идентификации исследуемых объектов для проведения системного моделирования структурной организации устойчивой экономики; предложить логическую схему экономики России, устойчивость которой обеспечивается посредством применения инструментов государственной экономической политики.
Методология. В статье на основе применения метода системной идентификации исследуемых объектов обоснована методология структурной организации устойчивой экономики, включающая в себя аргументацию ее структурных элементов — рыночной среды, государственной экономической политики, основными инструментами которой являются государственная экономическая стратегия, государственное регулирование экономики и рыночное саморегулирование. Синергия последних обусловливает возможность поддержания рыночного равновесия и создает требуемые условия для общественного производства и общественного воспроизводства.
Результаты. Выявлена необходимость и возможность перехода от рыночной экономики, неспособной противостоять глобальным вызовам и сохранять равновесное состояние, к устойчивой. Установлена необходимость разработки комплексного подхода к формированию структурной организации устойчивой экономики России, учитывающего положения экономической теории и предполагающего возможность управления экономической динамикой, реализуемой посредством государственной экономической политики. Сформирована структурная организация устойчивой экономики России, включающая в себя рыночную среду, государственную экономическую политику, государственную экономическую стратегию, государственное регулирование экономики, рыночное саморегулирование, общественное производство и общественное воспроизводство. Двуединым результатом функционирования устойчивой экономики в предложенном виде является эффективное использование факторов производства и экономический рост.
Выводы. Обоснование взглядов, понятий и идей, изложенных в исследовании, позволило сформировать динамическую системную конструкцию структурной организации устойчивой экономики России, которая опирается на определенные принципы, функции и методы. Так, в структурной организации устойчивой экономики роль принципиальной основы играет государственная экономическая стратегия, организационно-функциональной — государственное регулирование, методической — рыночное саморегулирование. Возможность применения данных инструментов государственной экономической политики обусловлена действием движущей силы устойчивой экономики — государственной экономической политики, а целесообразность применения — состоянием рыночной среды.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Обосновать потенциальные преимущества внедрения цифрового рубля в финансовую систему России.
Задачи. Теоретический анализ существующих взглядов российских и зарубежных экономистов на распространение цифровых валют в современной финансовой системе; изучение возможностей использования цифровых валют; рассмотрение концепции внедрения цифрового рубля в финансовую систему Российской Федерации (РФ) и обоснование его потенциальных преимуществ и рисков; исследование цифрового рубля как новой формы национальной валюты и его легитимизация; анализ годовых темпов прироста денежного агрегата М0 в России за период 2018–2023 гг.
Методология. В исследовании использованы системный и логический подходы, общенаучные методы (анализ, синтез), методы сравнительного и экономического анализа, аналитической обработки информации, графического представления информации и математического моделирования.
Результаты. В связи с ростом темпов развития цифровизации охарактеризован тренд распространения цифровых валют в современной финансовой системе РФ: проанализированы законодательно закрепленные определения понятий, проведено сравнение электронных и цифровых денег, а также выделены основные виды цифровых валют и их ключевые особенности. Проведен анализ годовых темпов прироста денежного агрегата М0 в России за период 2018–2023 гг.
Выводы. Выявленные потенциальные преимущества внедрения цифрового рубля в финансовую систему России будут способствовать сокращению доли теневой экономики, совершению крупных расчетных операций с применением смарт-контрактов, уменьшению издержек на проведение расчетно-платежных операций, что должно привести к положительному экономическому эффекту, однако необходимо учитывать риски данного процесса. Периоды социально-экономической нестабильности могут приводить к повышению риска массового стремления граждан использовать наличные деньги. Проведенный анализ годовых темпов прироста денежного агрегата М0 в России за период 2018–2023 гг. позволил прийти к выводу о том, что для эффективной реализации такого свойства цифрового рубля, как маркируемость, нужно, чтобы снижался объем наличных средств на руках населения. Данной цели можно добиться, повышая финансовую и цифровую грамотность населения, что минимизирует риски его внедрения. В перспективе развитие цифровых технологий в экономике позволит придать виртуальным валютам официальный статус платежного средства.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Определить характеристики, специфику управления интеллектуальной собственностью современной организации и на базе этого сформировать представления о роли ее оценки в принятии обоснованных управленческих решений.
Задачи. Выявить сущность и управленческие основы нематериальных активов как ключевых активов современной организации; аргументировать ценность интеллектуальной собственности и ее оценки с позиций современного менеджмента и бизнеса; сопоставить применяемые сегодня подходы к оценке интеллектуальной собственности с точки зрения наличия у них преимуществ и недостатков, а также их роли в принятии управленческих решений; предложить направления использования результатов оценки интеллектуальной собственности в процессе управления функционированием и развитием современных организаций.
Методология. Методологической основой исследования послужили концептуальные представления о теории принятия управленческих решений и теории собственности, что позволило авторам статьи использовать систему общенаучных методов и подходов к исследованию. При написании статьи использованы текстовый анализ научных публикаций и положений действующих нормативных документов в области определения стоимости и рыночной оценки нематериальных активов, сопоставительный анализ ключевых методов оценки объектов интеллектуальной собственности с указанием недостатков каждого из них, расчетный метод, табличное представление данных, а также построение группировок и обобщений.
Результаты. Выявлена сущность нематериальных активов, проявляющаяся в том, что они выступают фактором, существенно повышающим конкурентоспособность, рыночную ценность и финансовые показатели предприятия. Это предъявляет особые требования к управлению интеллектуальной собственностью как ключевым активом современной организации. Аргументирована ценность интеллектуальной собственности и ее оценки с точки зрения принятия важных управленческих и бизнес-решений, оказывающих влияние на успешную деятельность организации. Это выражено прежде всего в росте рыночной капитализации компаний-правообладателей объектов интеллектуальной собственности. Сопоставлены применяемые сегодня подходы к оценке интеллектуальной собственности: доходный, сравнительный и затратный, что позволило выявить у них наличие преимуществ и ограничений, определить перспективность использования различных комбинаций подходов и методов оценки при принятии управленческих решений. Предложены направления использования результатов оценки интеллектуальной собственности в процессе управления устойчивым развитием организации в современных условиях экономической нестабильности и повышенной вероятности рисков, что актуализирует потребность организаций в достоверной информации о справедливой стоимости нематериальных активов.
Выводы. По итогам анализа публикаций и нормативных положений, а также выполненного исследования специфики управления интеллектуальной собственностью на современном этапе экономического развития авторами сделан вывод о возрастающей роли ее оценки, обеспечивающей надежную базу для принятия менеджментом организации обоснованных управленческих решений. Проведение оценки объектов интеллектуальной представленных в статье управленческих подходов должно обеспечить устойчивое инновационное развитие современных организаций и повышение их стратегической конкурентоспособности.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Предложить концепцию количественного учета факторов снижения стоимости долгосрочной дебиторской задолженности и разработать методический подход к реализации указанной концепции.
Задачи. Выявить факторы кумулятивного уменьшения стоимости долгосрочной дебиторской задолженности; по каждому из факторов предложить методику его количественной оценки; исследовать чувствительность кумулятивного уменьшения стоимости долгосрочной дебиторской задолженности к изменению каждого из факторов.
Методология. При проведении исследования использован системный поход к выявлению и оценке факторов снижения стоимости долгосрочной дебиторской задолженности. Применены методы факторного и корреляционно-регрессионного анализа, а также аналитические зависимости, определяющие количественные оценки отдельных факторов.
Результаты. Предложена концепция по количественному учету факторов снижения стоимости дебиторской задолженности в рамках методики кумулятивного коэффициента уменьшения ϕ, в которой приводится обобщенная формула его разложения по четырем факторам. В ходе исследования факторы уменьшения стоимости дебиторской задолженности, участвующие в формуле, оцифрованы с точки зрения влияния на стоимость дебиторской задолженности каждого из них. При определении факторов К1 и К3 построены пятифакторное уравнение регрессии и двухфакторное уравнение регрессии соответственно. Полученные результаты можно применить в концепции развития и реализации инновационной политики предприятия. Предложены два варианта расчета фактора К2, которые дают количественную оценку обеспечения долговых обязательств. Предложена формула расчета фактора К4, которая отражает стоимость привлеченных краткосрочных кредитных ресурсов на покрытие кассовых разрывов, образующихся вследствие дебиторской задолженности. Как результат количественной оценки факторов влияния, выведена формула расчета определения стоимости дебиторской задолженности, применение которой обеспечит получение справедливого результата оценки рыночной стоимости, что обеспечит наиболее эффективное управление долгосрочной дебиторской задолженностью в условиях экономической нестабильности.
Выводы. Качественный учет факторов снижения стоимости долгосрочной дебиторской задолженности обусловливает необходимость применения методического подхода для их количественной оценки. Практическое применение предложенного подхода даст наиболее достоверный результат определения рыночной стоимости дебиторской задолженности, что, в свою очередь, позволит участникам рынка повысить эффективность управления активами предприятия.
Цель. Проверка наличия финансовой устойчивости и самодостаточности бюджетной сферы российских регионов в период новых геополитических вызовов, а также разработка аргументированных, научно обоснованных предложений, которые могут быть использованы в стратегическом территориальном планировании и будут способствовать финансовому суверенитету Российской Федерации (РФ).
Задачи. Рассмотреть понятия «финансовый суверенитет», «финансовая безопасность», «финансовая устойчивость»; дать оценку финансовой устойчивости российских регионов, их бюджетной самодостаточности; построить эконометрическую модель зависимости доходов региональных бюджетов от ряда факторов и выявить факторы, способствующие увеличению доходной части бюджетов, повышению финансовой устойчивости регионов и финансового суверенитета РФ в целом.
Методология. Авторами использованы системный подход, общенаучные методы исследования, в том числе сравнительный, логический, анализа и синтеза, экономико-статистические, критический обзор научных публикаций. При разработке рекомендаций выполнен корреляционно-регрессионный анализ.
Результаты. Финансовый суверенитет — это объективная независимость государства при проведении внутренней и внешней финансовой политики. Он обеспечивается финансовой безопасностью на всех уровнях управления и во всех сферах социально-экономической жизни. Основным фактором повышения устойчивости финансовой системы РФ является стабильная бюджетная система страны и ее территориальных образований. Исследование показало, что способность региональных бюджетов покрывать свои расходы во многом зависит от поступлений из федерального бюджета. Такая зависимость снижает устойчивость региональных бюджетов, создает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет. С применением корреляционно-регрессионного анализа, согласно статистическим данным за 2021 г., выявлены факторы экономического развития, оказывающие положительное влияние на доходную часть региональных бюджетов и повышающие их устойчивость. В частности, в процессе исследования стало очевидным, что затраты на научные исследования и разработки, инновационную деятельность, внедрение и использование цифровых технологий сегодня влияют на экономическое развитие регионов. Выявлена их статистически значимая сильная взаимосвязь с доходами региональных бюджетов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегических программ развития регионов.
Выводы. Наблюдается большая зависимость регионов от государственной поддержки, что создает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, снижая его устойчивость и финансовый суверенитет страны. Субъектам РФ необходимо содействовать развитию бизнеса, стимулировать его инвестиционную активность. Приоритетным при разработке программ стратегического развития регионов должно стать внедрение цифровых технологий, увеличение затрат на научные исследования и разработки, инновационную деятельность.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Цель. Определить потенциал практического применения нейронных сетей в качестве инструмента формирования модели компетенций работников ОАО «РЖД», обеспечивающих эксплуатацию объектов железнодорожной инфраструктуры.
Задачи. Оценить качество структуры, описания и степень детализации модели компетенций, сформированной нейронной сетью посредством сравнения с традиционными источниками, содержащими требования к компетенциям должности монтера пути.
Методология. Методологическую основу составили теоретические (анализ, моделирование, конкретизация, классификация) и эмпирические (сравнение, описание, контент-анализ) общенаучные методы исследования. Генерация модели компетенций посредством искусственного интеллекта осуществлена с помощью программного комплекса на основе нейронных сетей.
Результаты. Структура и описание компетенций, сгенерированных нейронной сетью, в целом соответствуют модели компетенций монтера пути и единым корпоративным требованиям, предъявляемым к работникам ОАО «РЖД». При этом описание некоторых профессиональных компетенций является недостаточным, что указывает на необходимость формирования дополнительного уточняющего запроса к нейронной сети. Определенные нейронной сетью корпоративные компетенции описаны подробнее и содержат большее количество компетенций, чем существующая модель компетенций работников ОАО «РЖД».
Выводы. В целях подготовки модели компетенций нейронные сети служат эффективным инструментом, позволяющим обеспечить должное качество генерации структуры и описания компетенций. Универсальность данного подхода заключается в возможности формирования модели компетенций по любой должности вне зависимости от отраслевой принадлежности. С развитием цифровой среды повышается уровень инклюзивности нейронных сетей, что обеспечивает доступность их применения на практике.
Цель. Обосновать и предложить методику поиска многокритериальных Парето-оптимальных решений на основе использования социально-экономических моделей или цифровых двойников сложных динамических систем.
Задачи. Обосновать актуальность использования предиктивных методов для принятия управленческих решений в условиях быстрых изменений и необходимость использования для этих целей рекомендательных систем с использованием социально-экономических моделей или цифровых двойников; предложить методику поиска многокритериальных Парето-оптимальных решений и произвести оценку ее точности на математических и социально-экономических моделях; сформулировать рекомендации и ограничения по использованию данной методики.
Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы (анализ, синтез, группировка), математические методы поиска Парето-оптимальных решений и генерации ЛПτ-последовательностей, результаты математического моделирования и численных экспериментов.
Результаты. Предложена методика поиска многокритериальных Парето-оптимальных управленческих решений, сформулированы предложения и ограничения по ее применению.
Выводы. В условиях быстрых изменений важно уметь принимать управленческие решения, учитывающие влияние многих факторов и, соответственно, многих критериев, характеризующих социально-экономическую систему. Вместе с тем необходимо принимать эти управленческие решения в соответствии с логикой «из будущего». Предложена методика поиска многокритериальных Парето-оптимальных решений на основе использования социально-экономических моделей или цифровых двойников. Исследована точность данного метода на математических моделях разной степени нелинейности с различным количеством параметров при решении производственных многопараметрических задач.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цель. Выявить новые тренды в развитии банковского сектора Азербайджана, одного из ключевых звеньев в национальной экономике страны, на основе анализа его состояния в последние пять лет.
Задачи. Проанализировать мандат Центрального банка Азербайджана (ЦБА), структуру банковского рынка страны, уровень капитализации банков; подвести итоги анализа; сформулировать предложения по улучшению ситуации.
Методология. Исследование опирается на системный подход к решению поставленных задач. В статье представлены разные точки зрения авторов и аналитиков относительно реформ в банковском секторе Азербайджана. Методологической основой исследования послужили диалектический подход к анализу основных явлений и закономерностей, а также системный подход к раскрытию ключевых факторов развития национального банковского сектора страны.
Результаты. Проанализированы основные тенденции развития банковского сектора Азербайджана, оценено его современное состояние, определен мандат ЦБА. Исследования показывают, что рост банковского рынка, новые тенденции расширения банковских услуг создают значительные качественные изменения на данном рынке. В течение года банковский сектор в целом проявил устойчивость к экзогенным шокам.
Выводы. В банковском бизнесе Азербайджана одной из особых тенденций, проявляющихся в деятельности рынка банковских услуг, является технологическое совершенствование и расширение применения современных автоматических систем. Анализ показал, что в последние годы, несмотря на рост текущих расходов в деятельности банков, вводятся наиболее современные и продуктивные коммуникационные технологии, заменяющие трудоемкие процессы. Мандат ЦБА был сосредоточен в основном на монетарной политике, обеспечении регулирования и развития межбанковских централизованных и других нелицензионных платежных систем. Денежная политика, осуществленная ЦБА, направлена на смягчение инфляционных давлений. Хотя в условиях неопределенности в связи с глобальной геополитической и геоэкономической ситуацией высокий уровень глобальной инфляции остается рисковым, ускоренное восстановление экономического роста, положительное торговое сальдо страны и увеличение стратегических валютных резервов позволяют сохранить стабильность макроэкономической среды функционирования финансовой системы.