Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Конкурентоспособность современных предприятий ресторанного бизнеса

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-694-707

Аннотация

   Цель. На основе разработанных положений общетеоретического характера сформировать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса Республики Крым.
   Задачи. С учетом анализа существующих трактовок сформулировать авторское определение конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса, выявив его ключевые характеристики; изучить факторы, воздействующие на уровень конкурентоспособности предприятий исследуемой сферы деятельности; разработать теоретико-методические положения оценки комплексного показателя; провести апробацию разработанной модели оценки на примере предприятий ресторанного бизнеса Республики Крым.
   Методология. В процессе исследования использован широкий спектр таких общенаучных методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналитический метод, метод экспертных оценок, группировка, сравнительный анализ, моделирование и абстрагирование.
   Результаты. Конкурентоспособность предприятий ресторанного бизнеса представляет собой относительную характеристику, находящуюся в зависимости от конкурентоспособности предоставляемой услуги и конкурентного потенциала ресторана, обозначающую его способность выдерживать конкуренцию без ущерба для окружения в рамках определенного сегмента рынка и времени. На исследуемый комплексный показатель наиболее весомое влияние оказывают следующие группы факторов внешнего воздействия: экономические, политико-правовые, технологические, социокультурные, экологические, санитарно-эпидемиологическая ситуация. Преимущественно негативное воздействие в анализируемом периоде данных факторов может быть нейтрализовано действенной системой управления конкурентоспособностью организаций, базирующейся на определенной модели оценки достигнутого уровня конкурентоспособности. Автором статьи представлен алгоритм оценки и методика расчета уровня конкурентоспособности, установлена градация конкурентного статуса предприятий ресторанного бизнеса в зависимости от числового значения искомого комплексного показателя. На примере функционирующих предприятий Республики Крым проведена оценка уровня конкурентоспособности и сформулирован комплекс предложений по укреплению текущего конкурентного статуса на рынке услуг общественного питания.
   Выводы. К критериям конкурентоспособности современных организаций ресторанного бизнеса можно отнести несколько основных компонентов: качество предоставляемых услуг, эффективность осуществляемой маркетинговой деятельности, финансовое положение организации, характеристики рыночного положения ресторана. Поскольку наибольшее воздействие на значение итогового комплексного показателя оказывают качественные параметры деятельности предприятий ресторанного бизнеса, основополагающим направлением повышения конкурентоспособности выступает нивелирование так называемого потребительского расхождения. При этом перечень мероприятий для того или иного предприятия можно установить по итогам комплексной оценки уровня конкурентоспособности путем анализа значений его составляющих.

Об авторе

А. А. Антонова
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Россия

Алена Александровна Антонова, кандидат экономических наук, старший преподаватель

кафедра менеджмента

295007

Академика Вернадского пр., д. 4

Республика Крым

Симферополь



Список литературы

1. Лебедев О. С. Повышение конкурентоспособности предприятий общественного питания Белгородской области / О. С. Лебедев, Е. В. Вишневская // Гуманитарный научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 53–58.

2. Пирогова О. Е. Влияние пандемии на развитие предприятий ресторанного бизнеса / О. Е. Пирогова, Д. А. Кириллова // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 9 (111). – С. 109–112.

3. Иринина О. И. Специфика и опыт работы предприятий общественного питания г. Владимира в условиях пандемии COVID-19 / О. И. Иринина, А. В. Жукова // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – Т. 15. – № 1 (93). – С. 167–175. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-167-175

4. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ (с изм. на 11 июня 2022 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 15. 06. 2022).

5. Рудь Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования / Е. М. Рудь // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 18–22. DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-18-22

6. Емельянова И. Ф. Основные понятия теории конкурентоспособности предприятия: сущность, характер взаимосвязей, место в системе конкурентных отношений / И. Ф. Емельянова // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2020. – № 1. – С. 72–81.

7. Братко И. В. Экономическая сущность понятий конкурентоспособности предприятия и его продукции / И. В. Братко // Цифровая экономика: перспективы развития и совершенствования: сборник науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 23 октября 2020 г. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 29–44. URL: https://leader-id.ru/events/263046

8. ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения: введен в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. № 191-ст // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/obschestvennoe_pitanie_terminy_i_opredeleniya/ (дата обращения: 15. 06. 2022).

9. Даниленко М. И. Оценка конкурентоспособности предприятия / М, И. Даниленко // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4 (39). – С. 152–162. DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10455

10. Овчинникова Ю. И. Оценка конкурентоспособности с помощью показателей инвестиционной привлекательности / Ю. И. Овчинникова, Н. В. Рознина, М. В. Карпова // Островские чтения. – 2018. – № 1. – С. 93–101.

11. Далисова Н. А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Н. А. Далисова, А. В. Шаропатова // Современные аспекты учета, анализа и аудита: материалы региональной науч.-практ. конф. – Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, 2020. – С. 64–67.

12. Желтова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия с применением SWOT-анализа / Е. А. Желтова, О. В. Карпова // Дневник науки. – 2019. – № 3 (27). – С. 61–66.

13. Рознина Н. В. Оценка конкурентоспособности организации комбинированным методом / Н. В. Рознина, М. В. Карпова // Островские чтения. – 2018. – № 1. – С. 118–122.

14. Пономарева В. А. Факторы конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса / В. А. Пономарева // Трибуна ученого. – 2020. – № 12. – С. 324–334.

15. Антонова А. А. Основные факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий ресторанного бизнеса / А. А. Антонова // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: сборник трудов Междунар. науч.-практ. конф. / А. А. Антонова ; отв. ред. О. А. Горбунова. – Самара: Самарский государственный технический университет, 2021. – С. 75–82.

16. Трейман М. Г. Оценка конкурентоспособности предприятий общественного питания с использованием многомерных сравнений (на примере Калининского района Санкт-Петербурга) / М. Г. Трейман, О. Н. Богатырева // Экономические и управленческие технологии ХХI века: теория и практика, подготовка специалистов: материалы метод. и науч.-практ. конф. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 102–105.

17. Фомина Ю. А. Анализ конкурентоспособности как фактора экономической безопасности предприятия (на примере предприятий общественного питания г. Старый Оскол) / Ю. А. Фомина, Е. А. Илларионова // Территория науки. – 2020. – № 1. – С. 37–42.

18. Лукиных М. И. Конкурентоспособность предприятия общественного питания / М. И. Лукиных, Н. Г. Ракульцева // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал. – 2018. – № 3 (109). – С. 25.


Рецензия

Для цитирования:


Антонова А.А. Конкурентоспособность современных предприятий ресторанного бизнеса. Экономика и управление. 2022;28(7):694-707. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-694-707

For citation:


Antonova A.А. Competitiveness of modern restaurant business enterprises. Economics and Management. 2022;28(7):694-707. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-7-694-707

Просмотров: 1074


ISSN 1998-1627 (Print)