Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Цифровизация бизнес-процессов малого предпринимательства как фактор роста его конкурентоспособности

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-452-461

Аннотация

Цель. Анализ особенностей цифровизации бизнес-процессов малого предпринимательства.

Задачи. Определить тенденции цифровизации бизнес-процессов в России и в зарубежных странах; проанализировать динамику онлайн-продаж на маркетплейсах; проанализировать российскую практику цифровизации бизнес-процессов малого бизнеса.

Методология. Использован теоретический анализ литературы, мнений экспертов, сравнительный анализ, анализ статистических данных.

Результаты. Проанализированы мнения российских и зарубежных исследователей и экспертов о тенденциях цифровизации бизнес-процессов малого бизнеса. Сделан вывод о высоких темпах развития данного процесса в России и в мире. Проанализированы актуальные проблемы цифровизации бизнес-процессов малого предпринимательства, а также конкурентные преимущества, поучаемые от взаимодействия с маркетплейсами.

Выводы. В отличие от зарубежных стран, цифровизация бизнес-процессов малого бизнеса в России, по мнению автора, носит стихийный характер, государство в этом недостаточно участвует. Основной способ цифровизации бизнес-процессов малого бизнеса, по мнению автора, — его работа через экосистему маркетплейсов на условиях выплаты комиссии. За рубежом диверсификация технологий в цифровых экосистемах обостряет конкуренцию, способствует цифровой миграции малого бизнеса.

Об авторе

А. А. Зюськин
Смоленский институт управления — филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
Россия

Анатолий Анатольевич Зюськин, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления

2014031, Смоленск, Смольянинова ул., д. 5



Список литературы

1. Титов Б. Ю., Татулова А. А. МСП/Постковид. Время для системных решений // Специальный доклад Президенту РФ. М.: Институт экономики роста им. П. А. Столыпина, 2021. 60 с. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 30.04.2022).

2. Информационно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов в условиях инновационных ориентиров / С. В. Земляк, Е. В. Ганичева, Р. П. Куксин и др.; ред. С. В. Земляк. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2021. 153 с.

3. Морозова Т. Поставщики Wildberries пожаловались на условия распродаж на маркетплейсе. Маркетплейс снимает товары с продажи за отказ предоставить скидку // Ведомости. 2020. 6 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/11/06/846096-postavschiki-wildberries-pozhalovalis-na-usloviya-uchastiya-v-rasprodazhah-marketpleisa (дата обращения: 30.04.2022).

4. Количество e-comm клиентов Почты России выросло на 25 % в 2020 году // New Retail. 2021. 28 января. URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/v_2020_godu_kolichestvo_e_comm_klientov_pochty_rossii_vyroslo_na_257928/ (дата обращения: 30.04.2022).

5. Курганова Н. Ю. Формирование и развитие современных маркетплейсов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4. С. 274–279. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.442

6. Агатов Б., Баландин О. Шокирующие тренды в ритейле на 2022 год // New Retail. 2022. 19 февраля. URL: https://new-retail.ru/tehnologii/shokiruyushchie_trendy_v_riteyle_na_2022_god6133/ (дата обращения: 30.04.2022).

7. МСП и цифровизация: антимонопольное регулирование и перспективы для региона СНГ. Доклад для регионального диалога ЮНКТАД-ЕЭК ООН. М.: Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, 2021. 20 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/457165575.pdf (дата обращения: 30.04.2022).

8. Игошина Д. Р. Особенности цифровизации бизнес-процессов в компаниях малого и среднего предпринимательства // Индустриальная экономика. 2021. Т. 11. № 5. С. 1092–1097. DOI: 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092

9. Цуй Янань. Анализ новых моделей электронного бизнеса в Китае // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 70–74. DOI: 10.24158/spp.2022.1.10

10. Цзинян В. К вопросу о логистике электронной трансграничной оптовой торговли // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2. С. 139–143.

11. Zhou Mo. Shenzhen leads peers in boosting fortunes of SMEs // SkyscraperCity. 2020. 30 сентября. URL: https://www.skyscrapercity.com/threads/china-small-and-medium-sizedenterprises-sme.2283890/ (дата обращения: 02.05.2022).

12. Canfei He, Jiangyong Lu, Haifeng Qian. Entrepreneurship in China // Small Business Economics. 2019. Vol. 52 (3). P. 563–572. DOI: 10.1007/s11187-017-9972-5

13. Тхориков Б. А., Герасименко О. А. «Пространственная активность клиентов» — новый источник конкурентных преимуществ компании розничной торговли // Практический маркетинг. 2022. № 1. С. 3–15. DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-3-15

14. Albery G. F., Kirkpatrick L., Firth J. A., Bansal Sh. Unifying spatial and social network analysis in disease ecology // Journal of Animal Ecology. 2021. № 90 (1). P. 45–61. DOI: 10.1111/1365-2656.13356

15. Нефедова К. А., Маслакова Д. О. Оценка популярности торговых онлайн-площадок на потребительском рынке // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 7. С. 1265–1280. DOI: 10.24891/ea.19.7.1265

16. Попова А. И. Особенности регулирования рекламной деятельности в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 6 (40). С. 231–233. URL: http://meridianjournal.ru/site/article?id=3256&pdf=1 (дата обращения: 02.05.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Зюськин А.А. Цифровизация бизнес-процессов малого предпринимательства как фактор роста его конкурентоспособности. Экономика и управление. 2022;28(5):452-461. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-452-461

For citation:


Zyus’kin A.A. Digitalization of business processes of small business as a growth factor for its competitiveness. Economics and Management. 2022;28(5):452-461. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-5-452-461

Просмотров: 410


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)