Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Влияние COVID-19 на потребительские привычки: новые аспекты исследований

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-12-943-950

Аннотация

Цель. Предложить новые направления исследований и обосновать их необходимость с учетом влияния COVID-19 на потребительские привычки.
Задачи. Изучить проблему влияния пандемии на сложившиеся стереотипы потребительского поведения; определить ведущие тенденции изменения потребительских привычек; сформулировать предложения о новых направлениях исследований трансформации потребительских привычек в условиях пандемии COVID-19.
Методология. Основу исследования составили профильные научные публикации, размещенные в базах данных Scopus и WoS; в качестве инструментария применены взаимодополняемые методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и ряд других.
Результаты. Меры изоляции и социального дистанцирования в период пандемии COVID-19 изменили потребительские привычки. Потребители учатся импровизировать на базе существующих привычек, а также формируют новые, связанные с цифровизацией продаж, изменением демографии и инновационных способов, благодаря которым они научились решать проблемы размывания границ работы, досуга и образования. Авторами статьи предложен ряд новых исследовательских вопросов на ближайшее десятилетие.
Выводы. Изоляция и социальное дистанцирование в процессе борьбы с вирусом COVID-19 существенно изменили поведение потребителей, ограничив потребление по времени и месту. Благодаря гибкости времени, но жесткости местоположения, потребители научились импровизировать творчески и новаторски. Использование цифровых технологий может принципиально и безвозвратно изменить ряд существующих привычек. Государственная политика формирует и новые привычки потребления, особенно в общественных местах: аэропортах, концертных залах, общественных парках и других. Важнейшей задачей становится исследование происходящих процессов для применения новых полученных научных результатов в деятельности государственных органов, образовательных учреждений, а также в маркетинговой деятельности российских компаний.

Об авторе

В. П. Неганова
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Неганова Валентина Петровна, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

620014, Екатеринбург, Московская ул., д. 29



Список литературы

1. Соломон М. Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке / пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофт ЮП», 2003. 784 с.

2. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей / пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 944 с.

3. Schiffman L. G., Kanuk L. L. Consumer behavior. Upper Saddle River, NJ: Pearson PrenticeHall, 2007. 561 p.

4. Неганов С. А. Потребительское поведение: новые сферы исследования // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 1. С. 40–45. DOI: 10.85854/1998-1627-2021-1-40-45

5. Неганова В. П., Наумов И. В., Седельников В. М. Исследование и моделирование продовольственного рынка мегаполиса // Практический маркетинг. 2019. № 8 (270). С. 3–14.

6. Sheth J. N., Howard J. A. The Theory of Buyer Behavior. New Delhi: John Wiley & Sons, 2020. 458 p.

7. Sheth J. N., Kellstadt C. H. Next Frontiers of Research in Data Driven Marketing: Will Techniques Keep Up With Data Tsunami? // Journal of Business Research. 2021. Vol. 125. P. 780–784. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.04.050

8. Reisman D., Glazer N., Denney R. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven: Yale University Press, 1950. 386 p.

9. Linder S. B. The Harried Leisure Class. New York: Columbia University Press, 1970. 182 p.

10. Putnam R. D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000. 541 p.

11. Неганова В. П. Категория ценности в маркетинге взаимоотношений // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 3 (41). С. 122–127.

12. Sheth J. N., Sisodia R. S. Revising marketing’s lawlike generalizations // Journal of the Academy of Marketing Science. 1999. Vol. 27. No. 1. P. 71–87. DOI: 10.1177/0092070399271006


Рецензия

Для цитирования:


Неганова В.П. Влияние COVID-19 на потребительские привычки: новые аспекты исследований. Экономика и управление. 2021;27(12):943-950. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-12-943-950

For citation:


Neganova V.P. The Impact of COVID-19 on Consumer Habits: New Aspects of Research. Economics and Management. 2021;27(12):943-950. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-12-943-950

Просмотров: 1881


ISSN 1998-1627 (Print)