Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462

Аннотация

Цель. Анализ проблем идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием на примере проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Задачи. Определить пути идентификации потенциальных рисков на ранней стадии проекта как основы для построения системы управления рисками, соответствующей общепринятым мировым и отечественным практикам.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием.
Результаты. В результате проведенного исследования предлагается рассмотреть государство как единого заказчика инфраструктурных проектов, вне зависимости от принадлежности их к различным независимым инициаторам, и организовать централизованный комитет для управления рисками в соответствии с лучшими мировыми практиками. Такой подход позволит обеспечить унифицированный подход к реализации инфраструктурных проектов и создаст естественную среду для оперативного обмена информацией и опытом для более эффективного управления последующими проектами.
Выводы. Основное внимание акцентируется на одновременном разнообразии и повторяемости возникающих в ходе реализации проектов рисков, на основе чего делается вывод о необходимости централизованного учета большинства рисков при должной организации управленческих процессов.

Об авторах

И. О. Самохвалов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; АО «Скоростные магистрали»
Россия

Самохвалов Иван Олегович, соискатель, начальник управления аналитики и отчетности

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

107078, Москва, Маши Порываевой ул., д. 34, блок 1, эт. 16



В. В. Глухов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Глухов Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор, руководитель Административного аппарата ректора

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29



И. А. Бабкин
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Бабкин Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент высшей инженерно-экономической школы

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29



Список литературы

1. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 25.03.2021).

2. Официальный сайт АО «Скоростные магистрали» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hsrail.ru/abouthsr/abouthsr (дата обращения: 25.03.2021).

3. Чжу Ин. Как железная дорога изменила Китай [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Власть. № 43. 2014. 03 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2602194 (дата обращения: 25.03.2021).

4. Fang L., Zhang X., Zihua Feng Z., Cao C. Effects of high-speed rail construction on the evolution of industrial agglomerations: Evidence from three Great Bay areas in China // Е+М: Ekonomie a Management. 2020. Roč. 23. Č. 2. S. 17–32. DOI: 10.15240/tul/001/2020-2-002

5. Астафьева Н. Почему скоростной поезд «Сокол-250» проиграл западным аналогам [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «812’ONLINE». 2011. 20 мая. URL: https://online812.ru/2011/05/20/011 (дата обращения: 25.03.2021).

6. Песков рассказал, почему Путин одобрил проект ВСМ Москва-Петербург [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2019. 16 апреля. URL: https://ria.ru/20190416/1552733613.html (дата обращения: 25.03.2021).

7. РЖД рассказали о плюсах ВСМ Москва-Петербург [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2019. 19 апреля. URL: https://ria.ru/20190419/1552849572.html (дата обращения: 25.03.2021).

8. Лапидус Б. М., Мишарин А. С. Грузопассажирская высокоскоростная железнодорожная магистраль «ТрансЕвразия»: уникальный мегапроект // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 2. С. 339–352. DOI: 10.17059/2018-2-1

9. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д., Агеева А. Ф. Агент-ориентированная модель Евразии и имитация реализации крупных инфраструктурных проектов // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 4. С. 1102–1116. DOI: 10.17059/2018-4-4

10. Мачерет Д. А. Транспортный фактор формирования эпохи современного экономического роста // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 1. С. 154–179. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-1-154-179

11. 50 крупнейших инвестпроектов в России до 2025 г. [Электронный ресурс] // РАЭКС Аналитика. URL: https://raex-a.ru/rankingtable/expert400/2014/tab06 (дата обращения: 25.03.2021).

12. Глава РЖД оценил инвестиции в развитие БАМа и Транссиба до 2025 года в 696 млрд рублей [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 27 августа. URL: https://tass.ru/ekonomika/5494103 (дата обращения: 25.03.2021).

13. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Государственно-частное партнерство — основная форма реализации транспортно-транзитного потенциала России // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 1–12. DOI: 10.17059/2017-1-1

14. Никитин А. Б., Журавлева Н. А. Управление рисками при организации высокоскоростного движения в России // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 27–31.

15. Пастуханов А. Е. Практика реализации проектов с государственным участием в России и риски их развития // ЭКО. 2018. № 2 (524). С. 177–189.

16. Фрейдина И. А. Международный опыт финансирования инфраструктурных проектов // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 196−203. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-08

17. Marc M., Miloš Sprčić D., Mešin Žagar M. Is enterprise risk managementa value added activity? // Е+М: Ekonomie a Management. 2018. Roč. 21. Č. 1. S. 68−84. DOI: 10.15240/tul/001/2018-1-005

18. Domański J. Risk categories and risk management processes in nonprofit organizations // Foundations of Management. 2016. Vol. 8. Issue 1. P. 277–242. DOI: 10.1515/fman-2016-0018

19. Skomra W. Risk management as part of crisis management tasks // Foundations of Management. 2017. Vol. 9. Issue 1. P. 245–256. DOI: 10.1515/fman-2017-0019

20. Nel D. Allocation of risk in public private partnerships in information and communications technology // International Journal of eBusiness and eGovernment Studies. 2020. Vol. 12. No. 1. P. 17–32. DOI: 10.34111/ijebeg.202012102

21. Сигачёв С. Опыт Китая в строительстве национальной железнодорожной сети в 2000–2014 годах // Инженерная защита. 2015. № 5(10). С. 98–109.

22. Syed S. The price of high-speed ambitions [Электронный ресурс] // ВВС News. 2011. 28 July. URL: https://www.bbc.com/news/business-14321131 (дата обращения: 25.03.2021).

23. Branigan T. Chinese anger over alleged cover-up of high-speed rail crash [Электронный ресурс] // The Guardian. 2011. 25 July. URL: https://www.theguardian.com/world/2011/jul/25/chinese-rail-crash-cover-up-claims (дата обращения: 25.03.2021).

24. Fickling D. Alstom and Siemens Show How Not to Deal With China [Электронный ресурс] // Bloomberg. 2019. 06 February. URL: https://www.bloombergquint.com/global-economics/alstomand-siemens-show-how-not-to-deal-with-china-and-vestager (дата обращения: 25.03.2021).

25. Авдаков И. Ю. Япония: опыт строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей [Электронный ресурс] // История и современность. 2018. № 1–2 (27–28). С. 136– 151. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/1800192 (дата обращения: 25.03.2021).

26. Горбунов А. Не волшебная палочка [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 23. URL: https://expert.ru/expert/2019/23/ne-volshebnaya-palochka (дата обращения: 25.03.2021).

27. Добрынин В. Перрон останется: зачем Евросоюз тратит сотни миллионов евро на неэффективные железные дороги [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Известия Мир». 2018. 21 июля. URL: https://iz.ru/769031/vladimir-martynov/perron-ostanetsia (дата обращения: 25.03.2021).

28. Ивантер А. Каркас будущего [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 2–3. URL: https://expert.ru/expert/2019/23/karkas-buduschego (дата обращения: 25.03.2021).

29. Немецкий опыт ВСМ: скорость на экспорт [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Евразия Вести». VI 2014. URL: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2014-06a15 (дата обращения: 25.03.2021).

30. Ariemma L., Burnside-Lawry J. Transnational resistance networks: New democratic prospects? The Lyon-Turin railway and no TAV movement // Davies T., Ryan H. E., Pena A. M., eds. Protest, social movements and global democracy since 2011: New perspectives. Bingley: Emerald Group Publishing Ltd, 2016. P. 137–165. (Research in Social Movements, Conflicts and Change. Vol. 39). DOI: 10.1108/S0163-786X20160000039006

31. Сайт компании «Italo». URL: https://italospa.italotreno.it/en/company/history/from-zeroto-italo.html (дата обращения: 25.03.2021).

32. ВСМ в Италии [Электронный ресурс] // Сайт компании АО «Скоростные магистрали». URL: http://www.hsrail.ru/info/vsmm/italy (дата обращения: 25.03.2021).

33. «Дочка» РЖД подала в суд на проектировщиков ВСМ Москва — Казань [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс». 2020. 15 мая. URL: https://www.interfax.ru/russia/708900 (дата обращения: 25.03.2021).

34. Экологи опасаются за жизнь русских выхухолей в местах строительства ВСМ [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2017. 29 сентября. URL: https://ria.ru/20170929/1505869341.html (дата обращения: 25.03.2021).

35. Внешэкономбанк профинансирует строительство желдороги в Сибири [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2008. 15 февраля. URL: https://ria.ru/20080215/99299540.html (дата обращения: 25.03.2021).

36. Дорога в один конец. Возродится ли проект железнодорожной ветки Курагино — Кызыл [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Рамблер». 2020. 05 марта. URL: https://finance.rambler.ru/other/43795727-doroga-v-odin-konets-vozroditsya-li-proekt-zheleznodorozhnoy-vetki-kuragino-kyzyl (дата обращения: 25.03.2021).

37. Элегест — Кызыл — Курагино: подписано соглашение о строительстве магистрали в Тыве [Электронный ресурс] // Гудок. 2019. 02 апреля. URL: https://www.gudok.ru/content2/infrastructure/1458876/ (дата обращения: 25.03.2021).

38. РЖД подписали контракт на строительство ветки Кызыл — Курагино [Электронный ресурс] // Информационное агентство «ТАСС». 2019. 01 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/6284051 (дата обращения: 25.03.2021).

39. Началось строительство платной трассы Москва — Петербург // Информационное агентство «Лента». 2011. 29 ноября. URL: https://lenta.ru/news/2011/09/29/trassa (дата обращения: 25.03.2021).

40. Протесты против «химкинской трассы» обошлись бюджету в 4,8 млрд руб. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «РБК». 2015. 05 октября. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5612708c9a79475a444e3fd9 (дата обращения: 25.03.2021).

41. Панкратова И. Возьмите песком: почему срываются сроки строительства трассы Петербург — Москва [Электронный ресурс] // Информационные ресурс «Деловой Петербург». 2017. 21 августа. URL: https://www.dp.ru/a/2017/08/21/Na_fone_dolgov_genpodrjadch (дата обращения: 25.03.2021).

42. Сроки сооружения трассы М11 сдвинут из-за находок железного века [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «РБК». 2018. 05 октября. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bb7464e9a7947cfb59f8aec (дата обращения: 25.03.2021).

43. Глава региона попросил власти Химок помочь в изъятии земель под съезд с трассы М-11 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Московской области. 2019. 17 мая. URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/vorobev-prizval620059290 (дата обращения: 25.03.2021).

44. Doskočil R., Škapa S., Olšová P. Success evaluation model for project management // Е+М: Ekonomie a Management. 2016. Roč. 19. Č. 4. S. 167–185. DOI: 10.15240/tul/001/2016-4-012

45. Суслов В. И., Новикова Т. С., Гулакова О. И. Ценовые аспекты оценки инвестиционных проектов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 1. С. 16–30. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-1-2

46. Никитин А. С. Развитие системы мониторинга эффективности управленческих команд в регионах России // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 82–105. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-04

47. Szwarc E., Wikarek J. Proactive planning of project team members’ competences // Foundations of Management. 2020. Vol. 12. Issue 1. P. 71–84. DOI: 10.2478/fman-2020-0006


Рецензия

Для цитирования:


Самохвалов И.О., Глухов В.В., Бабкин И.А. Проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием. Экономика и управление. 2021;27(6):448-462. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462

For citation:


Samokhvalov I.O., Glukhov V.V., Babkin I.A. Problems of Identifying Risks in Infrastructure Projects with State Participation. Economics and Management. 2021;27(6):448-462. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462

Просмотров: 489


ISSN 1998-1627 (Print)