Проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462
Аннотация
Цель. Анализ проблем идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием на примере проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Задачи. Определить пути идентификации потенциальных рисков на ранней стадии проекта как основы для построения системы управления рисками, соответствующей общепринятым мировым и отечественным практикам.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием.
Результаты. В результате проведенного исследования предлагается рассмотреть государство как единого заказчика инфраструктурных проектов, вне зависимости от принадлежности их к различным независимым инициаторам, и организовать централизованный комитет для управления рисками в соответствии с лучшими мировыми практиками. Такой подход позволит обеспечить унифицированный подход к реализации инфраструктурных проектов и создаст естественную среду для оперативного обмена информацией и опытом для более эффективного управления последующими проектами.
Выводы. Основное внимание акцентируется на одновременном разнообразии и повторяемости возникающих в ходе реализации проектов рисков, на основе чего делается вывод о необходимости централизованного учета большинства рисков при должной организации управленческих процессов.
Ключевые слова
Об авторах
И. О. СамохваловРоссия
Самохвалов Иван Олегович, соискатель, начальник управления аналитики и отчетности
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
107078, Москва, Маши Порываевой ул., д. 34, блок 1, эт. 16
В. В. Глухов
Россия
Глухов Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор, руководитель Административного аппарата ректора
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
И. А. Бабкин
Россия
Бабкин Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент высшей инженерно-экономической школы
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Список литературы
1. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
2. Официальный сайт АО «Скоростные магистрали» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hsrail.ru/abouthsr/abouthsr (дата обращения: 25.03.2021).
3. Чжу Ин. Как железная дорога изменила Китай [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Власть. № 43. 2014. 03 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2602194 (дата обращения: 25.03.2021).
4. Fang L., Zhang X., Zihua Feng Z., Cao C. Effects of high-speed rail construction on the evolution of industrial agglomerations: Evidence from three Great Bay areas in China // Е+М: Ekonomie a Management. 2020. Roč. 23. Č. 2. S. 17–32. DOI: 10.15240/tul/001/2020-2-002
5. Астафьева Н. Почему скоростной поезд «Сокол-250» проиграл западным аналогам [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «812’ONLINE». 2011. 20 мая. URL: https://online812.ru/2011/05/20/011 (дата обращения: 25.03.2021).
6. Песков рассказал, почему Путин одобрил проект ВСМ Москва-Петербург [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2019. 16 апреля. URL: https://ria.ru/20190416/1552733613.html (дата обращения: 25.03.2021).
7. РЖД рассказали о плюсах ВСМ Москва-Петербург [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2019. 19 апреля. URL: https://ria.ru/20190419/1552849572.html (дата обращения: 25.03.2021).
8. Лапидус Б. М., Мишарин А. С. Грузопассажирская высокоскоростная железнодорожная магистраль «ТрансЕвразия»: уникальный мегапроект // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 2. С. 339–352. DOI: 10.17059/2018-2-1
9. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д., Агеева А. Ф. Агент-ориентированная модель Евразии и имитация реализации крупных инфраструктурных проектов // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 4. С. 1102–1116. DOI: 10.17059/2018-4-4
10. Мачерет Д. А. Транспортный фактор формирования эпохи современного экономического роста // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 1. С. 154–179. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-1-154-179
11. 50 крупнейших инвестпроектов в России до 2025 г. [Электронный ресурс] // РАЭКС Аналитика. URL: https://raex-a.ru/rankingtable/expert400/2014/tab06 (дата обращения: 25.03.2021).
12. Глава РЖД оценил инвестиции в развитие БАМа и Транссиба до 2025 года в 696 млрд рублей [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 27 августа. URL: https://tass.ru/ekonomika/5494103 (дата обращения: 25.03.2021).
13. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Государственно-частное партнерство — основная форма реализации транспортно-транзитного потенциала России // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 1–12. DOI: 10.17059/2017-1-1
14. Никитин А. Б., Журавлева Н. А. Управление рисками при организации высокоскоростного движения в России // Инновации и инвестиции. 2017. № 6. С. 27–31.
15. Пастуханов А. Е. Практика реализации проектов с государственным участием в России и риски их развития // ЭКО. 2018. № 2 (524). С. 177–189.
16. Фрейдина И. А. Международный опыт финансирования инфраструктурных проектов // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 196−203. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-08
17. Marc M., Miloš Sprčić D., Mešin Žagar M. Is enterprise risk managementa value added activity? // Е+М: Ekonomie a Management. 2018. Roč. 21. Č. 1. S. 68−84. DOI: 10.15240/tul/001/2018-1-005
18. Domański J. Risk categories and risk management processes in nonprofit organizations // Foundations of Management. 2016. Vol. 8. Issue 1. P. 277–242. DOI: 10.1515/fman-2016-0018
19. Skomra W. Risk management as part of crisis management tasks // Foundations of Management. 2017. Vol. 9. Issue 1. P. 245–256. DOI: 10.1515/fman-2017-0019
20. Nel D. Allocation of risk in public private partnerships in information and communications technology // International Journal of eBusiness and eGovernment Studies. 2020. Vol. 12. No. 1. P. 17–32. DOI: 10.34111/ijebeg.202012102
21. Сигачёв С. Опыт Китая в строительстве национальной железнодорожной сети в 2000–2014 годах // Инженерная защита. 2015. № 5(10). С. 98–109.
22. Syed S. The price of high-speed ambitions [Электронный ресурс] // ВВС News. 2011. 28 July. URL: https://www.bbc.com/news/business-14321131 (дата обращения: 25.03.2021).
23. Branigan T. Chinese anger over alleged cover-up of high-speed rail crash [Электронный ресурс] // The Guardian. 2011. 25 July. URL: https://www.theguardian.com/world/2011/jul/25/chinese-rail-crash-cover-up-claims (дата обращения: 25.03.2021).
24. Fickling D. Alstom and Siemens Show How Not to Deal With China [Электронный ресурс] // Bloomberg. 2019. 06 February. URL: https://www.bloombergquint.com/global-economics/alstomand-siemens-show-how-not-to-deal-with-china-and-vestager (дата обращения: 25.03.2021).
25. Авдаков И. Ю. Япония: опыт строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей [Электронный ресурс] // История и современность. 2018. № 1–2 (27–28). С. 136– 151. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/1800192 (дата обращения: 25.03.2021).
26. Горбунов А. Не волшебная палочка [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 23. URL: https://expert.ru/expert/2019/23/ne-volshebnaya-palochka (дата обращения: 25.03.2021).
27. Добрынин В. Перрон останется: зачем Евросоюз тратит сотни миллионов евро на неэффективные железные дороги [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Известия Мир». 2018. 21 июля. URL: https://iz.ru/769031/vladimir-martynov/perron-ostanetsia (дата обращения: 25.03.2021).
28. Ивантер А. Каркас будущего [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 2–3. URL: https://expert.ru/expert/2019/23/karkas-buduschego (дата обращения: 25.03.2021).
29. Немецкий опыт ВСМ: скорость на экспорт [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Евразия Вести». VI 2014. URL: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2014-06a15 (дата обращения: 25.03.2021).
30. Ariemma L., Burnside-Lawry J. Transnational resistance networks: New democratic prospects? The Lyon-Turin railway and no TAV movement // Davies T., Ryan H. E., Pena A. M., eds. Protest, social movements and global democracy since 2011: New perspectives. Bingley: Emerald Group Publishing Ltd, 2016. P. 137–165. (Research in Social Movements, Conflicts and Change. Vol. 39). DOI: 10.1108/S0163-786X20160000039006
31. Сайт компании «Italo». URL: https://italospa.italotreno.it/en/company/history/from-zeroto-italo.html (дата обращения: 25.03.2021).
32. ВСМ в Италии [Электронный ресурс] // Сайт компании АО «Скоростные магистрали». URL: http://www.hsrail.ru/info/vsmm/italy (дата обращения: 25.03.2021).
33. «Дочка» РЖД подала в суд на проектировщиков ВСМ Москва — Казань [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс». 2020. 15 мая. URL: https://www.interfax.ru/russia/708900 (дата обращения: 25.03.2021).
34. Экологи опасаются за жизнь русских выхухолей в местах строительства ВСМ [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2017. 29 сентября. URL: https://ria.ru/20170929/1505869341.html (дата обращения: 25.03.2021).
35. Внешэкономбанк профинансирует строительство желдороги в Сибири [Электронный ресурс] // Новостной ресурс «РИА Новости». 2008. 15 февраля. URL: https://ria.ru/20080215/99299540.html (дата обращения: 25.03.2021).
36. Дорога в один конец. Возродится ли проект железнодорожной ветки Курагино — Кызыл [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Рамблер». 2020. 05 марта. URL: https://finance.rambler.ru/other/43795727-doroga-v-odin-konets-vozroditsya-li-proekt-zheleznodorozhnoy-vetki-kuragino-kyzyl (дата обращения: 25.03.2021).
37. Элегест — Кызыл — Курагино: подписано соглашение о строительстве магистрали в Тыве [Электронный ресурс] // Гудок. 2019. 02 апреля. URL: https://www.gudok.ru/content2/infrastructure/1458876/ (дата обращения: 25.03.2021).
38. РЖД подписали контракт на строительство ветки Кызыл — Курагино [Электронный ресурс] // Информационное агентство «ТАСС». 2019. 01 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/6284051 (дата обращения: 25.03.2021).
39. Началось строительство платной трассы Москва — Петербург // Информационное агентство «Лента». 2011. 29 ноября. URL: https://lenta.ru/news/2011/09/29/trassa (дата обращения: 25.03.2021).
40. Протесты против «химкинской трассы» обошлись бюджету в 4,8 млрд руб. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «РБК». 2015. 05 октября. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5612708c9a79475a444e3fd9 (дата обращения: 25.03.2021).
41. Панкратова И. Возьмите песком: почему срываются сроки строительства трассы Петербург — Москва [Электронный ресурс] // Информационные ресурс «Деловой Петербург». 2017. 21 августа. URL: https://www.dp.ru/a/2017/08/21/Na_fone_dolgov_genpodrjadch (дата обращения: 25.03.2021).
42. Сроки сооружения трассы М11 сдвинут из-за находок железного века [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «РБК». 2018. 05 октября. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bb7464e9a7947cfb59f8aec (дата обращения: 25.03.2021).
43. Глава региона попросил власти Химок помочь в изъятии земель под съезд с трассы М-11 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Московской области. 2019. 17 мая. URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/vorobev-prizval620059290 (дата обращения: 25.03.2021).
44. Doskočil R., Škapa S., Olšová P. Success evaluation model for project management // Е+М: Ekonomie a Management. 2016. Roč. 19. Č. 4. S. 167–185. DOI: 10.15240/tul/001/2016-4-012
45. Суслов В. И., Новикова Т. С., Гулакова О. И. Ценовые аспекты оценки инвестиционных проектов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 1. С. 16–30. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-1-2
46. Никитин А. С. Развитие системы мониторинга эффективности управленческих команд в регионах России // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 82–105. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-04
47. Szwarc E., Wikarek J. Proactive planning of project team members’ competences // Foundations of Management. 2020. Vol. 12. Issue 1. P. 71–84. DOI: 10.2478/fman-2020-0006
Рецензия
Для цитирования:
Самохвалов И.О., Глухов В.В., Бабкин И.А. Проблемы идентификации рисков инфраструктурных проектов с государственным участием. Экономика и управление. 2021;27(6):448-462. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462
For citation:
Samokhvalov I.O., Glukhov V.V., Babkin I.A. Problems of Identifying Risks in Infrastructure Projects with State Participation. Economics and Management. 2021;27(6):448-462. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-448-462