Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Об эффективности инструментов digital-маркетинга с учетом влияния COVID-19

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-437-447

Аннотация

Цель. Цель исследования состоит в выявлении реакции российских покупателей на применение инструментов цифрового маркетинга в период эпидемии коронавируса, а также в выработке практических рекомендаций для компаний в части применения инструментов digitalмаркетинга в постпандемический период.

Задачи. Оценивалось отношение респондентов как потребителей (физических лиц) к инструментам digital-маркетинга в РФ. Также оценивалось отношение респондентов как потребителей (физических лиц) к инструментам digital-маркетинга в коммерции в РФ в период пандемии. Выполнена выработка рекомендации по совершенствованию методологии digitalмаркетинга в РФ на постпандемический период.

Методология. В рамках исследования выделен ряд гипотез, которые были проверены с помощью статистического анализа. Практическая проверка гипотез исследования осуществлялась на основе опроса методом анкетирования респондентов — физических лиц. Изучалась оценка гражданами РФ отношения к использованию инструментов digital-маркетинга. Респондентам были заданы вопросы с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, вопросы на базе шкалы Лайкерта. Опрос проводился на платформе Google Forms. Обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 24 с использованием таких статистических методов, как: частотный анализ, сравнение средних и др.

Результаты. Произведена сравнительная характеристика инструментов цифрового маркетинга, оценка эффективности каждого из них и видоизменения, случившиеся по причине влияния ограничительных мер, связанных с COVID-19. В рамках исследования было проведено эмпирическое исследование группы респондентов 18–25 лет. В ходе исследования изучалось их отношение к инструментам цифрового маркетинга и потребительское поведение при столкновении с разными жизненными ситуациями, а также инструментами и механиками цифрового маркетинга. Результатом проведенного анализа стали рекомендации по применению инструментов цифрового маркетинга, которые актуальны для аудитории 18–25 лет.

Выводы. В ходе исследования выявлены следующие изменения потребительского отношения к инструментам цифрового маркетинга под влиянием COVID-19.

  1. Email-маркетинг:
  • Email-маркетинг во время и после карантина стал более популярным, так как появилось больше времени проверять почту и читать письма.
  • Для обратной связи потребитель чаще использует социальные сети, чем электронную почту.
  • Email-рассылка чаще всего вызывает отрицательные эмоции, либо игнорируется.
  1. SEO:
  • SEO становится менее актуальным, так как первостепенно пользователи пользуются поиском через социальные сети.
  • Интернет-пользователи чаще переходят на официальные сайты компаний через социальные сети, а не через поисковые запросы.
  • Выбирая между официальным сайтом и страницей в социальных сетях, пользователь предпочтет для ознакомления с компанией и товаром в социальные сети.
  1. SMM:
  • SMM стал более эффективным инструментом, так как увеличилось число часов, проводимых в социальных сетях.
  • Пользователи охотнее пишут отзывы о товаре на официальных аккаунтах компании нежели инфлюенсерам, их рекламирующих.
  • Одним из основных факторов повышения доверия к компании является наличие активных страниц в социальных сетях.
  1. Мобильный маркетинг:
  • Мобильный маркетинг становится все более актуальным.
  • В период самоизоляции и после нее увеличилось время, проведенное за компьютером.
  1. Influence-маркетинг:
  • Роль Influence-маркетинга растет.
  • Реклама у инфлюенсера вызывает больше доверия, чем реклама на официальных страницах компании.
  1. Другое:
  • В зависимости от региона проживания меняются предпочтения пользователей.
  • В зависимости от специальности образования меняются потребительские предпочтения.

Результатом проведенного анализа стали рекомендации по применению инструментов цифрового маркетинга, которые актуальны для аудитории 18–25 лет.

Об авторах

Н. Н. Молчанов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Молчанов Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок

191123, Санкт-Петербург, Чайковского ул., д. 62



Ю. В. Никитенко
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Никитенко Юлия Владимировна, слушатель магистратуры экономического факультета

191123, Санкт-Петербург, Чайковского ул., д. 62



Список литературы

1. Медиапотребление в России 2020 [Электронный ресурс]. M.: Deloitte CIS Research Center, 2020. 45 p. URL: https://www2.deloitte.com/ru/en/pages/technology-mediaand-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (дата обращения: 13.03.2021).

2. Тренды digital-маркетинга 2020, Email-маркетинг и цель бренда [Электронный ресурс] // Yandex Zen. 2020. 04 февраля. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c52fcf0f370e800ad308b70/trendy-digitalmarketinga-2020-emailmarketing-i-cel-brenda-5e3964da918e770d5f8b7f8f?utm_source=serp (дата обращения: 22.03.2021).

3. Ziech-Lopez N. What we see with email rates during COVID-19 [Электронный ресурс] // MessageGears. 2020. 31 March. URL: https://messagegears.com/blog/research-what-we-seewith-email-rates-during-covid-19/ (дата обращения: 12.04.2021).

4. Попова Д. Рынок инфлюенсер-маркетинга в 2020 году сократился вдвое из-за пандемии [Электронный ресурс] // Sostav. 2020. 22 апреля. URL: https://www.sostav.ru/publication/rynok-inflyuenser-marketinga-v-2020-godu-sokratitsya-vdvoe-iz-za-pandemii-43026.html (дата обращения: 12.04.2021).

5. Петрущенкова Т. Пандемия в соцсетях: как карантин изменил онлайн-привычки пользователей [Электронный ресурс] // AdIndex. 2020. 15 июня. URL: https://adindex.ru/publication/analitics/search/2020/06/11/282641.phtml (дата обращения: 12.04.2021).

6. Johnston B. Art Imitates Life. The Pandemic Creative Effect on Social Ads [Электронный ресурс] // PATTERN89. 2020. 24 March. URL: https://www.pattern89.com/blog/art-imitates-life-the-pandemic-creative-effect-on-social-ads/ (дата обращения: 12.04.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Молчанов Н.Н., Никитенко Ю.В. Об эффективности инструментов digital-маркетинга с учетом влияния COVID-19. Экономика и управление. 2021;27(6):437-447. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-437-447

For citation:


Molchanov N.N., Nikitenko Yu.V. On the Effectiveness of Digital Marketing Tools with Allowance for the Impact of COVID-19. Economics and Management. 2021;27(6):437-447. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-6-437-447

Просмотров: 859


ISSN 1998-1627 (Print)