АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Анализ известных подходов и разработка рекомендаций по численной оценке величины риска, связанного с реализацией инвестиционных проектов.
Задачи. Описание традиционных подходов к оценке систематического риска; систематизация практики определения коэффициента бета как меры риска инвестиционных проектов; анализ альтернативных подходов к оценке ставки дисконтирования и систематического риска; разработка рекомендаций по выравниванию меры систематического риска.
Методология. При проведении исследования использованы как общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и описания, так и специальные методы финансовой математики и экономико-математического моделирования.
Результаты. Определение инвестиционной привлекательности бизнеса или проекта предполагает прогнозирование и дисконтирование будущих денежных потоков. Очевидные риски учитываются путем корректировки денежных потоков, а большинство других рисков и неопределенностей отражаются в ставке дисконтирования. Одним из специфических компонентов ставки дисконтирования является мера систематического риска — коэффициент бета. Авторами рассмотрен традиционный подход к оценке стоимости капитала и систематического риска, альтернативные подходы, которые имеют методологические преимущества, но зачастую малоприменимы на практике ввиду дополнительных сложностей в расчетах, а самое главное — в сопоставлении итогов между проектами/компаниями/результатами на разные расчетные даты. В статье также проведен критический анализ общедоступных аналитических данных на примере информационно-аналитического ресурса А. Дамодарана, в том числе выявлена проблематичность в применении статистики для стоимостной оценки проектов и компаний в долгосрочном периоде из-за значительной волатильности показателей коэффициента бета.
Выводы. В условиях отсутствия иных надежных источников аналитику следует осмотрительнее относиться к значениям публикуемых аналитических материалов, в ряде случаев самостоятельно перепроверяя данные общедоступной аналитики с использованием рекомендаций, представленных в настоящей статье.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Сформировать объективное представление о факторах, влияющих на систему поддержки несырьевого экспорта и обеспечивающих обоснованность принимаемых решений.
Задачи. Обобщить основные способы поддержки несырьевого экспорта развитых и развивающихся стран; проанализировать изменения в международном регулировании экспортной деятельности, связанные с формированием национальных систем поддержки товаропроизводителей; систематизировать основные возможности поддержки экспортных кредитов.
Методология. Авторами проанализирована практика деятельности экспортных кредитных агентств различных стран в контексте возможностей, предоставляемых участникам внешней торговли; выделены проблемные зоны, характерные для современного этапа развития торговых отношений; обращено внимание на формирующиеся зоны противоречия в области поддержки странами национального несырьевого экспорта.
Результаты. Показано, что участники Договоренности об официально поддерживаемых экспортных кредитах (ОЭСР) действуют в крайне агрессивной, но все более неуправляемой среде. Для обеспечения экспортных контрактов и отечественная промышленность, и экспортные кредитные агентства стран — членов ОЭСР должны повышать конкурентоспособность, соблюдая правила торговой системы. В противном случае они рискуют внести вклад в нарушение равных условий игры и препятствовать устойчивому развитию.
Выводы. Участники Договоренности ОЭСР оказываются перед трудным тактическим выбором: либо занять сильную позицию в поддержку конкуренции внутри страны, а также в рамках международных организаций (ВТО, ОЭСР), либо разрабатывать собственные программы экспортного кредитования, не связанные с Договоренностью ОЭСР. Первый вариант, хотя и предпочтителен в целях обеспечения экономической эффективности, долгосрочной конкурентоспособности и устойчивого развития, но может привести к снижению роли экспортных кредитных агентств.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Цель. На основе изучения способов организации материально-технического обеспечения населения и хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера Российской Федерации (РФ) предложить новую технологию решения указанных задач с применением беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
Задачи. Проанализировать подходы к решению логистических проблем в отдаленных и труднодоступных регионах; выявить специфику организации материально-технического обеспечения населения и хозяйствующих субъектов в районах Крайнего Севера РФ; изучить китайский опыт решения логистических проблем с использованием беспилотных летательных аппаратов и определить пути его имплементации в российских условиях.
Методы. При проведении исследования использованы методы структурно-функционального, организационно- и технико-экономического анализа, экспертного оценивания, а также компаративного и логистического подходов.
Результаты. Развитие экономики РФ все больше опирается на возможности, предоставляемые территориями Крайнего Севера. Эффективно работающая на данных территориях, в том числе в условиях экономических санкций, система оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов является важнейшим инструментом устойчивого развития страны. Сегодня особое значение приобретает сотрудничество государств-соседей в решении текущих и перспективных логистических проблем. Продолжительное взаимодействие между Китаем и Россией создало предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества в создании транспортной системы, использующей беспилотные летательные аппараты. Инновационному подходу к решению этой задачи посвящена настоящая статья, в которой раскрыта новая технология преодоления логистических проблем с применением беспилотных летательных аппаратов в районах Крайнего Севера РФ.
Выводы. Китай приступил к созданию первой в мире системы оперативного материально-технического обеспечения труднодоступных районов в виде трехступенчатой транспортной сети, сочетающей «транспортный самолет + ТГБЛА + легкие БЛА вертолетного типа». Государственные органы рассматривают эту систему как инструмент решения социально-экономических задач в труднодоступных районах Китайской Народной Республики (КНР). В качестве технологической основы для создания тяжелого грузового беспилотного летательного аппарата (ТГБЛА) использован китайский самолет, являющийся лицензионной копией советского Ан-2. Рекомендована активизация сотрудничества РФ и КНР, базирующегося на применении китайских технологических наработок и запасов самолетов Ан-2, находящихся на хранении в России.
Цель. Проанализировать инструменты государственной поддержки регионального развития в контексте политико-экономической турбулентности, вызванной антироссийскими санкциями.
Задачи. Описать (на материалах Ленинградской области) направления и уровень воздействия макроэкономического шока, вызванного внешними санкциями, на экономику региона; систематизировать меры государственной поддержки экономики региона в условиях политико-экономической турбулентности.
Методология. Автором использованы методы ретроспективного и сравнительного анализа, аналогии и наблюдения, экспертных оценок, сценарный подход, а также специальные методы региональных исследований.
Результаты. Проведенный анализ позволил установить, что влияние макроэкономического шока, вызванного антироссийскими санкциями (2022), на экономику России является разновекторным. Степень и характер этого влияния существенно различаются в регионах и видах экономической деятельности. Вместе с тем это воздействие, несмотря на его в целом негативный характер, пока не стало критичным. Анализ указывает на достаточную резистентность экономики региона к кризисным вызовам. В то же время негативное влияние, проявляющееся в виде общего падения объемов производства, снижения размера заработных плат в действительности и т. д., постепенно нарастает. Поэтому требуется активное противодействие со стороны властей кризисным явлениям. Такая работа в Ленинградской области проводится активно и результативно. Ее необходимо наращивать прежде всего в направлении поддержки программ импортозамещения и снижения уровня импортозависимости.
Выводы. В условиях беспрецедентных санкций снижение рисков импортозависимости выступает одной из ключевых задач устойчивого экономического развития. Успешное решение задач импортозамещения именно сегодня, то есть максимально (насколько это возможно) быстро, видится важным не только для скорейшего купирования кризисных явлений и восстановления нормального функционирования российской экономики, но и с позиций изменения экономической специализации региона. Под воздействием наблюдаемой турбулентности в экономике происходит структурный сдвиг, вызванный макроэкономическим шоком. Целесообразно обеспечить прогрессивность структурного сдвига для Ленинградской области, так как после завершения переходного процесса сделать это будет намного сложнее. Это в условиях перехода к новому технологическому укладу в экономике будет ограничивать конкурентоспособность региона.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Сформировать теоретический базис и концептуальный подход к цифровому стратегированию промышленных систем на основе парадигмы устойчивого экоинновационного развития, циркулярных бизнес-моделей, трансформационного воздействия технологий Индустрии 5.0.
Задачи. Предложить теоретический базис цифрового стратегирования; сформулировать определения цифровой стратегии и цифрового стратегирования промышленных систем; выделить концептуальную область цифрового стратегирования; систематизировать инструментарий цифрового стратегирования на основе экоинновационных и циркулярных бизнес-моделей в условиях перехода к Индустрии 5.0 в рамках парадигмы устойчивого развития.
Методология. Основным методом при осуществлении настоящего исследования послужил оценочный обзор с целью синтеза существующей литературы по цифровой трансформации и практике стратегии на основе восьмиступенчатого руководства по проведению самостоятельного систематического обзора литературы.
Результаты. Сформирован теоретический базис цифрового стратегирования на основе коэволюции подходов и школ стратегий. Разграничены понятия стратегирования информационных систем и цифрового стратегирования; стратегий цифровизации, цифровой трансформации и цифровых стратегий. Предложены авторские определения цифровой стратегии и цифрового стратегирования промышленных систем. Разработан мультиперспективный концептуальный подход к цифровому стратегированию промышленных систем во взаимодействии технологий, людей и разнообразных процессов. Разработан актуальный инструментарий цифрового стратегирования промышленных систем.
Выводы. В условиях перехода к Индустрии 5.0 внедрение цифровых технологий в промышленных системах необходимо, но не представляется достаточным для успеха в цифровой среде. Цифровое стратегирование требует изменения существующих и/или создания новых бизнес-моделей на основе трансформации мировоззрения в новый способ работы, позволяющий промышленным системам внедрять инновации с помощью технологий. Стратегические императивы, на основе которых должны выстраиваться новые бизнес-модели цифрового стратегирования промышленных систем, включают в себя экоинновационные и циркулярные бизнес-модели в рамках парадигмы устойчивого развития, а также бизнес-модели Индустрии 5.0.
Цель. Разработать концепцию цифровой трансформации на примере промышленного предприятия, которая позволит системно и эффективно проводить цифровую трансформацию отдельных процессов, их участков и даже в целом организации, работающей в промышленной сфере.
Задачи. Определить выполнимую со слабым уровнем зависимости от компетенций руководителя цифровой трансформации последовательность подготовительных и трансформационных шагов, способствующую проведению цифровой трансформации в организации; выработать комплекс методологических решений, объединенных в виде целостного методологического комплекса, позволяющего формализовать владельца организации — принципала и руководителя цифровой трансформации — агента в процессе ее проведения.
Методология. Методологической основой публикации послужили исследования в области цифровой трансформации, а также собственный анализ кейсов цифровой трансформации, проведенный авторами исследования.
Результаты. Разработанная в ходе проведения исследования концепция цифровой трансформации содержит необходимый комплекс методологических инструментов для формирования программы цифровой трансформации и ее выполнения на промышленном предприятии. Созданная методологическая основа цифровой трансформации позволяет последовательно запланировать и провести ее, независимо от уровня цифровой зрелости трансформируемого процесса и организации, а также от уровня компетенций руководителя цифровой трансформации.
Выводы. Разработанная авторами статьи концепция проведения цифровой трансформации позволяет перевести мероприятия или масштабную программу цифровой трансформации из категории управленческого поиска решений с высоким уровнем неопределенности в категорию методологически обоснованного воспроизводящегося и выполнимого комплекса действий с высоким уровнем результативности. Иными словами, предложенная концепция цифровой трансформации дает возможность говорить о ней не как об «искусстве» с непредсказуемыми результатами, зависящими от компетенций организатора процесса, а как о воспроизводящейся деятельности с предсказуемыми достижениями.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Цель. Выполнить анализ устойчивости развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока.
Задачи. Описать проявления и причины макроэкономического шока 2022 г.; оценить влияние макроэкономического шока на текущий уровень промышленного производства в России; разработать рекомендации по обеспечению устойчивости развития отечественной промышленности на основе реализации новой промышленной политики.
Методология. При проведении исследования использованы методы сравнительного и ретроспективного анализа, обобщения, сценарного и ситуационного прогнозирования, экспертных оценок.
Результаты. Турбулентность экономических процессов, как внутри России, так и в мировой экономике, с конца февраля 2022 г. резко возросла. Это породило ситуацию, которая может быть охарактеризована как макроэкономический шок, то есть существенное и скоротечное изменение одного или нескольких макроэкономических параметров, выводящее экономику из состояния текущего равновесия и порождающее переходный процесс к новому квазиравновесному состоянию. На первом этапе макроэкономический шок вызвал спад выпуска в промышленности. На втором этапе спад был в целом купирован, но инициированы процессы структурной перестройки промышленности, негативно влияющие на критически важные и технологически сложные производства. Из анализа имеющихся данных становится очевидной корреляция между величиной спада производства в отдельных промышленных отраслях и уровнем их импортозависимости. При этом потенциал «традиционного» импортозамещения во многом исчерпан. Поэтому авторы предлагают для реализации модель новой промышленной политики. Суть ее состоит в том, что государство должно не «обеспечивать» производство конкурентоспособной промышленной продукции, а организовывать его. Это — кардинальная смена парадигмы. Высказанная концептуальная идея потребует дальнейшей углубленной проработки при условии ее принятия. Авторы полагают, что это произойдет в короткие сроки, а научная общественность присоединится к конструктивному обсуждению и проработке изложенных в статье идей.
Выводы. Современная российская экономика в целом и промышленность в частности развивается в условиях макроэкономического шока. Его причина — санкции «коллективного Запада». Вызванный шоком спад производства постепенно преодолевается. Но происходит негативная структурная перестройка промышленности, вызванная высокой импортозависимостью в некоторых ее отраслях. Для исправления ситуации предложена идея новой промышленной политики, базирующаяся на более активной роли государства в экономике.
Цель. Выявить составляющие информационного суверенитета государства в условиях цифровизации экономики, а также определить важнейшие направления его формирования в современной геополитической ситуации.
Задачи. Рассмотреть подходы к пониманию сущности понятия «суверенитет» и его видовых производных, в том числе экономического суверенитета, технологического суверенитета и т. д.; построить схему терминологического поля в области суверенитета применительно к государству и обосновать на ней место информационного суверенитета; выявить закономерности эволюции содержания информационного суверенитета под воздействием различных факторов, включая цифровизацию; сформулировать условия и направления дальнейшего формирования информационного суверенитета в современной геополитической ситуации.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания, а также территориального, системного, эволюционного, институционального подходов в различных аспектах рассмотрены генезис и эволюция содержания феномена и понятия «информационный суверенитет» государства в единстве технологической и ценностной составляющих, а также в условиях цифровизации экономической деятельности.
Результаты. Построена схема терминологического поля в области суверенитета применительно к государству, показывающая соотношение различных видов суверенитета, и обосновано место информационного суверенитета. Выявлены основные направления видового развития суверенитета государства с учетом тенденции цифровизации экономики. Прослежена эволюция содержания информационного суверенитета под воздействием развития цифровых технологий. Определены структура и направления дальнейшего формирования информационного суверенитета в современной геополитической ситуации.
Выводы. Возрастание значимости информационного суверенитета государства обусловлено глобализацией информационно-коммуникационных взаимодействий в сети Интернет, сложностью закрепления институциональных границ конкретного государства по мере цифровизации экономики ввиду кросстерриториальности цифровых технологий, а также при усложнении геополитической обстановки в период межстрановой конкурентной борьбы За технологическое лидерство. Формирование информационного суверенитета России в условиях цифровой трансформации в единстве его технологической и ценностной составляющих представляет собой важнейшую задачу для обеспечения национальной безопасности, экономической независимости и устойчивого роста отечественной экономики в современной ситуации.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Охарактеризовать направления модернизации менеджмента российских нефтегазовых компаний, формирующиеся под влиянием высокотехнологичных наукоемких циклов производства, человеческого капитала, искусственного интеллекта с учетом глобальных вызовов цифровых технологий.
Задачи. Исследовать теоретические и практические подходы к структурным изменениям менеджмента российских нефтегазовых компаний, приводящим к непрерывному процессу модернизации жизненного цикла технологических цепочек и инновационных сценариев развития хозяйствующих субъектов в долгосрочной перспективе; рассмотреть управленческие решения в целевом и затратном аспектах, поскольку существенная коррекция систем управления происходит под влиянием глобальных вызовов в единой цифровой модели социально-экономического развития регионов.
Методология. Авторами применены диалектические методы научного познания, комплексного анализа инструментов, используемых при формировании интеллектуального капитала на базе интеграционных процессов интернет-мобильности, облачных вычислений, бизнес-аналитических процессов управленческого воздействия и социальных медиасетей, синергетических эффектов в процессе модернизации менеджмента нефтегазовых компаний. В ходе исследования изучены сценарные подходы к развитию хозяйствующих сегментов реального сектора на примере десяти российских системообразующих компаний.
Результаты. Цифровая трансформация менеджмента компаний нефтегазового сектора экономики на основе инструментов блокчейна, искусственного интеллекта, онлайн-банкинга, торговых маркетплейсов, таргетированной рекламы определяют приоритеты индустриального развития национальных моделей экономики в условиях глобальных вызовов. Проведенный в ходе исследования научный анализ показал существенную модернизацию менеджмента в сегментах обработки информационно-аналитических данных, экспертной оценки цифрового массива показателей, маркетинговых подходах компаний-лидеров инновационного развития, активно использующих краудсорсинг, открытые интерфейсы, облачные технологии, виртуальное пространство, искусственный интеллект, робототехнику при обосновании сценариев долгосрочного развития и повышения конкурентоспособности нефтегазового сектора российской экономики.
Выводы. Приоритетные направления модернизации менеджмента компаний нефтегазового сектора базируются на использовании современных цифровых оболочек, IT-платформ, сервисов, предполагающих внедрение конструкционных ресурсосберегающих материалов, аддитивных технологий. Трансформационная модель управления компаниями предполагает использование современных инструментов менеджмента, позволяющих осуществить оптимизацию процесса регулирования активами, систем прогнозирования, мониторинга стратегических бизнес-единиц, направленных на оптимизацию бюджетирования с целью повышения эффективности проектной деятельности. Комплексная оценка менеджмента хозяйствующих субъектов в условиях глобальных вызовов опирается на критерии оценки уровня функционирования внутренних или внешних акселераторов, бизнес-инкубаторов, венчурное стимулирование, наличие инновационного потенциала для осуществления перспективных проектов нефтегазового комплекса России в условиях глобальных вызовов с использованием инструментов государственно-частного партнерства на платформах современных программных продуктов.
ОБРАЗОВАНИЕ
Цель. Выполнить анализ проблематики развития высшего образования во взаимосвязи с вопросами укрепления национального суверенитета Российской Федерации.
Задачи. Рассмотреть специфику современного образования; привести аргументы в пользу необходимости цифровой трансформации не только образовательного процесса, но и создания в вузе комплексной системы управления цифровой электронно-образовательной платформой; доказать, что образовательный процесс должен быть личностно ориентированным при постоянном повышении профессиональной компетентности педагога; проанализировать современное состояние методического обеспечения учебного процесса; показать наличие тренда на сетевое взаимодействие и участие вузов в федеральных программах.
Методология. С помощью общих научных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза, вследствие применения системного подхода выявлены основные тренды развития высшего образования.
Результаты. Специфика современного образования заключается в изменении взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью. Деятельность педагога высшей школы требует постоянного самосовершенствования, то есть повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития. Очевидным трендом в развитии вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, является расширение их сетевого взаимодействия, университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров. Особая роль сегодня должна быть отведена блоку гуманитарных курсов вуза, обладающих уникальным набором функций, позволяющим дать наиболее эффективный ответ на вызовы времени.
Выводы. Учебные заведения высшего образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, по сути, являются не только драйверами технологического прорыва, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность. Они напрямую влияют на будущее государства, стабилизацию его национального суверенитета. Сделан вывод о том, что в настоящее время деятельность преподавателей должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление. Важны комплексные изменения в содержании учебно-методических материалов и в контексте того, как их применяют.