Тренды развития высшего образования: анализ проблематики с учетом вопросов укрепления национального суверенитета
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080
Аннотация
Цель. Выполнить анализ проблематики развития высшего образования во взаимосвязи с вопросами укрепления национального суверенитета Российской Федерации.
Задачи. Рассмотреть специфику современного образования; привести аргументы в пользу необходимости цифровой трансформации не только образовательного процесса, но и создания в вузе комплексной системы управления цифровой электронно-образовательной платформой; доказать, что образовательный процесс должен быть личностно ориентированным при постоянном повышении профессиональной компетентности педагога; проанализировать современное состояние методического обеспечения учебного процесса; показать наличие тренда на сетевое взаимодействие и участие вузов в федеральных программах.
Методология. С помощью общих научных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза, вследствие применения системного подхода выявлены основные тренды развития высшего образования.
Результаты. Специфика современного образования заключается в изменении взаимосвязи между ценностью информации и ее доступностью. Деятельность педагога высшей школы требует постоянного самосовершенствования, то есть повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития. Очевидным трендом в развитии вузов, занимающихся профессиональной подготовкой, является расширение их сетевого взаимодействия, университеты объединяются в консорциумы научно-образовательных центров. Особая роль сегодня должна быть отведена блоку гуманитарных курсов вуза, обладающих уникальным набором функций, позволяющим дать наиболее эффективный ответ на вызовы времени.
Выводы. Учебные заведения высшего образования, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов, по сути, являются не только драйверами технологического прорыва, укрепляя технологический суверенитет нашей страны, ее экономическую безопасность. Они напрямую влияют на будущее государства, стабилизацию его национального суверенитета. Сделан вывод о том, что в настоящее время деятельность преподавателей должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление. Важны комплексные изменения в содержании учебно-методических материалов и в контексте того, как их применяют.
Об авторах
А. Д. ШматкоРоссия
Алексей Дмитриевич Шматко - доктор экономических наук, профессор, директор, профессор Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий РФ
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Г. А. Бордовский
Россия
Геннадий Алексеевич Бордовский - доктор физико-математических наук, профессор, президент, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Список литературы
1. Бордовский Г. А., Шматко А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на различные уровни образования // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 872–877. DOI: 10.35854/1998-1627-2021-11-872-877
2. Цветков В. Ж., Цветкова Е. А. Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин (на примере экономики) // Наука и школа. 2021. № 5. С. 47–57. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-47-57
3. Орешкина А. К. Развитие методологической компетенции педагога в условиях цифрового обучения // Профессиональное образование и общество. 2021. № 4 (40). С. 137–149.
4. Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России: сборник научных трудов / авт.-сост. Г. А. Бордовский, А. Д. Шматко. СПб.: ИПЦ Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2021. 308 с.
5. Полянская Н. М. Роль преподавателя в повышении качества образовательного процесса в высшем учебном заведении // Мир науки: интернет-журнал. 2015. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN315.pdf (дата обращения: 19.09.2022).
6. Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–7. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.02
7. Программа «Приоритет 2030» // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://priority2030.ru/about (дата обращения: 15.09.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Шматко А.Д., Бордовский Г.А. Тренды развития высшего образования: анализ проблематики с учетом вопросов укрепления национального суверенитета. Экономика и управление. 2022;28(10):1074-1080. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080
For citation:
Shmatko A.D., Bordovsky G.A. Trends in the development of higher education: Analysis of problems in the context of strengthening national sovereignty. Economics and Management. 2022;28(10):1074-1080. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1074-1080