Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 6 (2016)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-7 178
Аннотация
Настоящая работа направлена на исследование аспектов реализации и развития транзитного потенциала стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и логистической карты транспортных маршрутов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Цель. Структурировать основные элементы скоординированной транспортной политики и практики Евразийской экономической комиссии в части реализации транзитного потенциала стран - участниц ЕАЭС. Задачи. Определить последовательность действий Евразийской экономической комиссии в реализации и развитии транзитного потенциала стран - участниц ЕАЭС. Изучить совокупность применяемых инструментов, уточнить аргументацию создания международных транспортных маршрутов и дать оценку возможностям и перспективам сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС. Методология. В статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена согласованная транспортная политика стран -участниц ЕАЭС в части реализации и развития их транспортного потенциала; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития транспортных маршрутов и перспектив сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС. Результаты. Представлен обзор развития транспортных перевозок в государствах - членах ЕАЭС. Уделено внимание развитию маршрута железнодорожной транспортировки грузов Харбин - Суйфэньхэ - Владивосток - Пусан, соединяющего Китай, Россию и Южную Корею, создающего дополнительные возможности для увеличения транзитных перевозок из Южной Кореи и Китая, а также созданию международного автомобильного транспортного маршрута Европа - Западный Китай с точки зрения долгосрочной перспективы стратегического сотрудничества ЕАЭС с КНР. По утверждению автора, ключевым направлением, наряду с проработкой вопроса о заключении преференциального соглашения, является оценка возможностей и перспектив сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Выводы. Изучение основных аспектов реализации и развития транзитного потенциала стран - участниц ЕАЭС позволяет не только выявить специфику проблем развития скоординированной транспортной политики, но и одновременно с проработкой вопроса о заключении преференциального соглашения оценить возможности и перспективы сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

8-12 303
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению эволюции предпринимательской деятельности иммигрантов в России и проблем, связанных с ней. Цель. Провести анализ основных направлений государственной политики в отношении предпринимательской деятельности иммигрантов в историческом контексте и ее результатов. Задачи. Провести идентификацию понятия «этническое предпринимательство» и выделить его существенные признаки; выделить этапы процесса становления этнического предпринимательства; изучить различные направления государственной политики в отношении иммигрантов. Методология. В настоящей работе используются общие методы научного познания, такие как метод историзма, метод логического анализа, методы дедукции и индукции. Эти методы позволили провести последовательный анализ этнического предпринимательства в историческом контексте, выявить основные характеристики его современного состояния, а также различные направления государственного управления иммиграционными потоками. Результаты. Анализ тенденций исторического развития этнического предпринимательства в России в период, предшествующий Октябрьской революции, позволяет сделать вывод о положительном влиянии на ее экономическое развитие. В советское время миграция населения наблюдалась почти исключительно внутри страны. В условиях многонациональности она сопровождалась «перемешиванием народов», и этот процесс происходил относительно безболезненно. Целью государственной политики было воспитание интернационализма. Выводы. Этническое предпринимательство в нашей стране в силу различных причин стало занимать невыгодные в экономическом отношении секторы рынка. чем, что целесообразно более глубоко изучить тот положительный опыт, который мы имели в дореволюционной России, когда благоприятные условия предпринимательской деятельности позволили иностранцам внести значительный вклад в развитие экономики нашей страны.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

13-17 431
Аннотация
Улучшение инвестиционного климата регионов России является приоритетным направлением сотрудничества власти и бизнеса в целях социально-экономического развития территорий. Достижение стратегических целей, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни граждан, содействие развитию бизнеса невозможно без привлечения инвестиций для реализации крупных, амбициозных проектов. Цель. Выделить и обосновать необходимость реализации инвестиционной политики на базе обоснованной стратегии, улучшения региональной кадровой политики, развития муниципальных образований и межтерриториальной кооперации, обязательность использования механизма проектного управления и брендирования регионов. Задачи. Проанализировать основные условия, на которые обращают внимание инвесторы при выборе места реализации своего проекта, - уровень экономического развития региона, профессиональную подготовленность населения, наличие и развитость инфраструктуры, условия спроса, политическую конъюнктуру и открытость/доступность органов власти, применяемые органами управления инструменты обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Материалы. Эмпирической базой исследовании послужил справочный материал статистических сборников Росстата, статистические данные субъектов Российской Федерации, в том числе данные региональных докладов о социально-экономическом развитии, материалы научно-практических конференций и семинаров. Результаты. Показана зависимость инвестиционной привлекательности территорий от наличия институциональных условий, стимулирующих деловую активность и необходимость поддержки региональными и муниципальными органами власти инвестиционных проектов, особенно на начальном этапе разработки проектной документации, включая софинансирование и помощь в получении заключений и согласований, в ускоренном выделении земельных участков. Не менее важной является развитие кадровой политики и узнаваемости территории.
18-25 202
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение новой для России формы территориальной организации производства - территориальных инновационных кластеров (ТИК) и их роли в формировании устойчивого развития промышленности России. Цель. Представить основные методологические положения по обеспечению устойчивого развития промышленности России на основе ТИК. Задачи. Определить особенности реализации концепции устойчивого развития российской промышленности в современных условиях и на этой основе расширить понятийный аппарат; изучить взаимосвязь устойчивого инновационного развития и ТИК; структуру, элементы ТИК и кластерной политики; основные элементы механизма устойчивого развития промышленности на основе ТИК. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены элементы механизма устойчивого развития промышленности на основе ТИК. Результаты. Устойчивое развитие промышленности России - это процесс, сочетающий территориальный, отраслевой, инновационный и интеграционный аспекты. Установлено, что устойчивое развитие - цель достижения социальной справедливости, экономической эффективности и экологической безопасности, инновационное развитие - метод, а кластерный подход - инструмент достижения цели, который реализуется в современных условиях в форме ТИК. Предложена формулировка устойчивого развития промышленности РФ на основе ТИК, уточнена формулировка ТИК. Разработана структура внешней и внутренней среды ТИК. Выделены и структурированы элементы кластерной политики России. Выявлены основные элементы механизма устойчивого развития промышленности России на основе ТИК. Выводы. Установлено, что на пересечении территориального, отраслевого, инновационного и интеграционного аспектов создается новая для России модификация территориальной организации производства - ТИК. Предложена формулировка определения устойчивого развития промышленности РФ на основе ТИК, уточнено его понятие. Предложены архитектура ТИК и кластерной политики, основные элементы механизма устойчивого развития промышленности на основе ТИК.
26-33 184
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение проблем, препятствующих развитию и распространению лучших практик централизованной организации бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях. Цель. Выявить лучшие практики организации бюджетного процесса, которые в условиях разбалансировки бюджетов могут стать одним из средств антикризисных мероприятий в регионах. Задачи. Проанализировать позицию Правительства Иркутской области в отношении сбалансированности бюджета; изучить практику организации централизованного учета в регионе; предложить пути решения поставленных задач по оптимизации расходов бюджета. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в отдельных аспектах организации бухгалтерского (бюджетного) учета рассмотрена бюджетная политика Иркутской области, где в отношении оптимизации расходов выявлены внутренние противоречия и парадоксы, характерные для переходного периода управления экономикой страны. Результаты. Опыт использования централизованных бухгалтерий на местном уровне в Иркутской области является одним из передовых в стране. Региональное правительство, разрабатывая план антикризисных мероприятий, пока не использует благоприятные условия для развития общепризнанных подходов к оптимизации расходов на аппарат управления. Внедрение принципов аутсорсинга может позволить решить ряд первоочередных задач, обозначенных губернатором области, за счет использования централизованных бухгалтерий, их возможную модернизацию и развитие до информационно-логистических центров учета, контроля, закупок и снабжения учреждений региона. Выводы. Исследование опыта организации централизованной формы бухгалтерского учета в регионах представляет возможным не только выявить факторы, препятствующие дальнейшему развитию, но и представить и описать лучшие практики.
34-38 153
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы экономической и экологической оценки использования земель сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае, в связи с воздействиями опасных природных явлений, наносящих существенный ущерб растениеводству. Цель. Провести анализ воздействия опасных природных явлений на сельскохозяйственное землепользование и определить основные подходы экономической и экологической оценки вероятных рисков и ущербов в растениеводстве на региональном уровне. Задачи. Дать характеристику основных природных опасностей, влияющих на аграрное землепользование в крае, определить степень экономического и экологического ущерба для растениеводства, пространственные количественные характеристики воздействий на аграрное производство по основным сельскохозяйственным районам края, рассмотреть подходы к страхованию экономических и экологических рисков производства основных зерновых культур. Методы. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, статистического и сравнительного анализа, пространственного моделирования определены подходы к оценке степени экономико-экологического риска аграрного землепользования в растениеводстве. Результаты. Проведена экономико-экологическая оценка подверженности аграрных территорий Красноярского края воздействиям опасных природных явлений. Выполнено экономико-экологическое зонирование аграрных территорий по уровням проявления ветровой эрозии. Обоснованы подходы к страхованию земель сельскохозяйственного назначения с учетом экономического риска возникновения опасных природных явлений. Определены прогнозные площади гибели посевов зерновых культур по зонам экономического риска воздействия опасных природных явлений для расчета страховых платежей.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

39-42 286
Аннотация
Малое предпринимательство не только играет существенную роль в экономике, но и является важным социальным феноменом, обеспечивая самозанятость населения. Если во многих зарубежных странах малое предпринимательство является одним из основных источников инноваций, то развитие малого бизнеса в России ориентировано, в первую очередь, на торговлю. В связи с этим поддержка наукоемкого производства и предпринимательства является определяющей задачей экономической политики государства для обеспечения устойчивого развития страны. Цель. Провести анализ малого предпринимательства и инфраструктуры его развития в условиях глобальных вызовов, разработать подходы к формированию системы поддержки наукоемкого производства и инновационного предпринимательства. Результаты. Проведен анализ существующих институтов поддержки малого предпринимательства. В результате выявлены положительные и отрицательные моменты существующей инфраструктуры развития малого бизнеса и описано ее влияние на конкурентоспособность инновационного сектора. Рассмотрены специфика поддержки и перспективы развития малого предпринимательства в Северо-Западном регионе.
43-49 137
Аннотация
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию инновационной сферы в нефтехимической промышленности России. На сегодняшний день страна занимает ведущие позиции в мире по добыче углеводородов и обладает высоким потенциалом ресурсного обеспечения нефтехимических производств. Однако основной причиной проблем устойчивого развития нефтехимической отрасли являются внутренние проблемы отрасли, в частности инновационный сектор, требующий дальнейшего изучения и решения. Цель. Провести анализ функционирования современной системы предприятий нефтехимического комплекса (НХК) РФ и обосновать необходимость обеспечения инновационного прорыва в отрасли путем развития инновационной инфраструктуры отрасли. Результаты. Установлено, что предприятия нефтехимической промышленности являются центром применения новых знаний, инноваций и высоких технологий, т. е. они имеют высокую наукоемкость. Проанализированы основные причины недостаточного внедрения инноваций для устойчивого развития отрасли. Сделан вывод о наличии низкой степени интеграции науки производства. В связи с этим в российской науке существует проблема инновационной ориентации.
50-53 199
Аннотация
В условиях нестабильной экономической макросреды приоритетной задачей налоговых органов становится поиск таких способов взаимодействий с налогоплательщиками, которые максимально снизили бы риск недополучения налоговых платежей. Цель. Проанализировать развитие института налогового контроля, налогового мониторинга и мотивированного мнения налогового органа в России, а также принципы взаимоотношений между налоговой службой и бизнесом. Задачи. Оценить состояние системы налогового мониторинга и возможность использования мотивированного мнения налогового органа налогоплательщиками по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Выделить преимущества и недостатки инструментов налогового контроля для налогоплательщиков и налоговых органов. Рекомендовать мероприятия по развитию налогового контроля. Результаты. Обозначены принципы партнерских взаимоотношений между налоговой службой и бизнесом. Дана оценка тенденций развития налогового контроля в России, обозначены преимущества внедрения эффективных форм контроля, подробно изложен механизм получения мотивированного мнения налогового органа. Подчеркивается значимость института налогового мониторинга в улучшении инвестиционного климата и повышении прозрачности в деятельности компаний-налогоплательщиков. Намечены направления дальнейшего развития институтов налогового мониторинга и мотивированного мнения налогового органа.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

54-64 253
Аннотация
Цель. Проанализировать влияние российской макроэкономики и воздействие ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России на банковский сектор на основе эконометрического моделирования с целью разработки оптимальной финансовой стратегии Банка России при назначении ключевой ставки и улучшения ее воздействия на банковский сектор России. Материалы и методы. В статье представлена компьютерная технология формулировки и оценивания моделей панельных данных с фиксированными эффектами для финансовых показателей деятельности банков банковского сектора по значениям основных показателей макроэкономики России и показателя ставки рефинансирования (ключевой ставки) с применением эконометрического пакета программ Stata. Анализ проведен по 21 финансово-экономическому показателю на основе официальных годовых отчетов 693 банков, официальных данных государственной статистики и Банка России за 8 лет за период с 2007-го по 2014 г. и предоставляет количественное оценивание финансовой стратегии Банка России. Результаты. Анализ количественного влияния российской макроэкономики и воздействия ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России на банковский сектор в целом показал следующее. Показатели российской макроэкономики имеют достаточно высокое влияние на финансовые показатели банковского сектора России. Так, например, показатель «совокупные доходы населения» имеет высокое положительное влияние на показатель «активы банков» и объем депозитов банков физическим лицам, а высокое отрицательное влияние на показатель «портфель кредитов банка физическим лицам», включая просроченную задолженность, и на просроченную задолженность по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным физическим лицам. Повышение совокупных доходов населения является существенным положительным фактором, влияющим на банковский сектор России, который также окажет значительное положительное влияние на конечное потребление населения и ВВП. Ставка рефинансирования и ее лагирование имеют достаточно высокое отрицательное воздействие на все финансовые показатели банковского сектора России. Особенно высокое отрицательное воздействие ставка рефинансирования и ее лагирование оказывают на следующие показатели: портфель кредитов банка физическим лицам, включая просроченную задолженность; объем депозитов банка физическим лицам и просроченную задолженность по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным физическим лицам. Повышение ставки рефинансирования (ключевой ставки) приводит к значительному ухудшению финансовых показателей деятельности банковского сектора России, а ее снижение - к значительному их улучшению.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

65-69 301
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение возможности прогнозирования кризисных явлений в экономике на основе объединения методов теории цикличности развития экономики и теории мягких вычислений, способных оперировать с высоким уровнем неопределенности. Цель. Построение прогноза кризисных событий в экономике на основе теории цикличности развития экономики, расширенных за счет элементов теории систем и мягких вычислений. Задачи. Изучить основные закономерности развития экономики, вызванные как внутренними факторами, так и внешними воздействиями; выявить с помощью ретроспективного анализа ключевые тенденции при развитии кризисных явлений в экономике; построить прогноз кризисных явлений на основе выявленных тенденций и закономерностей, дополненных элементами теории мягких вычислений. Методология. В настоящей работе с помощью общенаучных и общелогических методов познания рассмотрены наиболее распространенные объяснения кризисных явлений, выявлены ключевые тенденции в их возникновении, на основании которых предложен прогноз кризисных явлений. Результаты. Кризисы являются неотъемлемой и естественной частью развития любой системы. Способность системы сопротивляться кризисам во многом определяется своевременностью осуществления мер по их преодолению. Междисциплинарный подход к прогнозированию кризисов, основанный на базе теории мягких вычислений и теории цикличности раз вития экономики, предлагает широкий инструментарий для прогнозирования кризисов. Выводы. Экономика подвержена цикличности развития. Серьезное влияние оказывают на нее факторы, генерируемые системой, и всеобщие факторы, возникающие во внешней среде. Применение обобщенных методов прогнозирования позволяет с достаточной степенью точности прогнозировать экономические кризисы, а значит, своевременно принимать меры по их преодолению.

В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)