Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 28, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА 

324-330 347
Аннотация

Цель. Обобщить результаты развития рынка ипотечного кредитования в период острой фазы пандемии коронавируса COVID-19 и спрогнозировать его развитие в ближайшей перспективе.

Задачи. Исследовать объём выдачи и темпы прироста ипотечного кредитования в России; изучить динамику совокупного ипотечного портфеля банковской системы Российской Федерации (РФ), а также среднюю стоимость 1 кв. м жилья на первичном и вторичном рынках в условиях пандемии в сочетании с государственной поддержкой; продемонстрировать возможные изменения российского ипотечного рынка в период выхода из пандемии коронавируса COVID-19 и последствия реализации программ государственной поддержки рынка.

Методология. Методологической базой исследования служат общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, визуализация и прогнозирование. В частности, авторами проведен анализ показателей рынков ипотечного кредитования и недвижимости, выявлены причинно-следственные связи между государственной поддержкой ипотечного кредитования и изменениями основных параметров рынка недвижимости, прогнозом динамики отдельных его показателей.

Результаты. Представлены основные показатели, характеризующие ипотечное кредитование в России с 2014 г. по настоящее время, в том числе совокупный ипотечный портфель отечественных банков. В процессе исследования описана средняя стоимость 1 кв. м жилья на первичном и вторичном рынках. Авторами статьи спрогнозированы изменения рынка ипотечного кредитования, состояние качества кредитных портфелей банков и тенденции на рынке жилой недвижимости в целом.

Выводы. В условиях пандемии коронавируса COVID-19 в сочетании с государственной поддержкой ипотечное кредитование показало невероятный рост. Однако, по утверждению авторов, грядут значительные изменения, которые будут последствиями такого бурного развития: увеличение просроченной задолженности по ипотечным кредитам, дефицит спроса на построенное и резко подорожавшее жилье. Банки будут вынуждены ужесточать мониторинг ипотечных программ и тщательно отбирать новых заемщиков, обеспечивая их наивысшее качество.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

331-339 240
Аннотация

Цель. Структурировать основные элементы политики модернизации и провести сравнительный институциональный анализ практики проведения модернизации в России и Японии.

Задачи. Определить общее и различное в стратегии проведения модернизации российскими и японскими властями; раскрыть причины успеха осуществляемой политики и установить причины неудач на пути попыток проведения модернизации.

Методология. С помощью общих методов научного познания, а также с использованием институционального подхода к анализу экономических процессов рассмотрена политика модернизации в России и Японии за последние полтора века.

Результаты. Несмотря на то, что между волнами модернизации в России и Японии прослеживается определенная связь и просматривается некоторая схожесть, истоки, движущие силы и, главное, результаты процессов модернизации в указанных странах имеют существенные различия. Преимущество японских реформаторов заключается в традиционно присущей японцам способности приспосабливать самые разные институты для решения неотложных задач развития нации. Особенностью российских волн модернизации стала их масштабность, сопровождавшаяся радикальной перестройкой базовых институтов. Из этого проистекали как выдающиеся успехи и результативность реформ, так и их затратность, незавершенность, порождавшая волны контрреформ.

Выводы. Изучение и сравнение волн модернизации в России и Японии позволяет не только выявить национальную специфику проблем реформирования общества, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты процесса модернизации. Важное место среди таких факторов занимают институциональные реформы, критерием успеха которых выступает способность адаптировать традиционные институты общества к продуктивной работе в новых условиях.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 

340-350 334
Аннотация

Цель. Определить методические подходы к адаптации системы сбалансированных показателей для оценки эффективности деятельности нефтегазодобывающих предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, предложить подходы к ее совершенствованию, рассмотреть институты и инструменты, которые могут способствовать повышению уровня управления компаниями в условиях цифровизации экономики.

Задачи. Охарактеризовать миссию и стратегические цели предприятий нефтегазовой отрасли; сформировать ключевые показатели эффективности по каждому направлению деятельности; выделить стратегические инициативы для достижения целей; проанализировать причинно-следственные связи и предложить стратегическую карту вертикально интегрированной компании, способствующей повышению эффективности управления и конкурентоспособности предприятий в соответствии с отраслевой принадлежностью.

Методология. В качестве методологического инструментария применены абстрагирование и агрегирование, исторический анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и структурный подходы.

Результаты. Авторами получен управленческий инструмент, который связывает между собой показатели разных направлений (финансовых, производственных, технических, социальных), учитывает специфику отрасли и повышает уровень информатизации для процесса принятия стратегических менеджерских решений. Доказано, что оценку эффективности управления бизнесом в условиях цифровизации экономики следует рассматривать не только через KPI, но и с применением в рамках комплексного подхода расширенных критериев и показателей на различных уровнях управления.

Выводы. Эффективное управление веритикально-интегрированными компаниями в условиях цифровизации экономики требует построения системы, которая позволяет осуществлять постоянный мониторинг поставленных целей, задач и стратегии компании, объединять функциональные стратегии различных дочерних обществ, согласовывать и координировать действия, сочетать не только финансовые показатели, но и нематериальные в широком смысле этого слова (технические и технологические, организационные, социальные и др.), используя в долгосрочном периоде комплексный и сбалансированный подход. Главная задача заключается в трансформации классического подхода, предложенного Нортоном и Капланом как к процессу цифровизации экономики России, так и к отсутствию необходимой информации, использованию старых технологий добычи, переходу к разработке трудноизвлекаемых запасов природных ресурсов, и наличию работников, не имеющих необходимых компетенций.

351-358 141
Аннотация

Цель. Показать значимость креативных сотрудников для организации, описать подходы к их деятельности, направленные на повышение эффективности труда, в условиях пандемии.

Задачи. Выявить плюсы и минусы в работе креативных сотрудников, показать опыт взаимодействия с ними, охарактеризовать особенности управления персоналом, в том числе креативными сотрудниками, в условиях пандемии.

Методология. В процессе анализа научных статей, материалов конференций, посвященных управлению персоналом в условиях пандемии, и интервью рассмотрены феномен креативности, особенности поведения креативных сотрудников, возможные пути коммуникации.

Результаты. Исследование феномена креативности показало важную роль креативных сотрудников в любой современной организации, риски управления ими, реализацию основных направлений управления и коммуникации в условиях пандемии. Вынужденный переход организаций на удаленную работу незначительно усложнил коммуникацию с сотрудниками, их эффективность в выполнении служебных обязанностей. Применяются различные инструменты управления для сохранения стабильной и эффективной коммуникации с работающими.

Выводы. Несмотря на сложность управления креативными сотрудниками, ввиду их большой ценности для любой современной организации необходимо искать компромиссы в управлении ими. Организации быстро освоили особенности управления персоналом, в том числе креативными сотрудниками, при вынужденном переходе на удаленную работу. Существуют различные инструменты удаленного управления и коммуникации, позволяющие поддерживать работоспособность всех сотрудников.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 

359-368 117
Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы оценки параметров в задачах оптимального распределения ресурсов на введенный ранее показатель конкуренции. Провести анализ влияния размерности, ресурсных ограничений, ряда других факторов на показатель конкуренции. С помощью примеров охарактеризовать связь показателя с экстремумом целевой функции, ограничениями и двойственными оценками.

Задачи. Рассмотреть случаи, когда показатель конкуренции улавливает изменение исходных данных, которое невозможно оценить на основе традиционных показателей анализа и оценок: максимума целевой функции, оптимального решения, множителей Лагранжа или двойственных переменных. На примерах и в общем случае выявить связь показателя конкуренции с оптимумом целевой функции и двойственными переменными, показать, что анализ результатов решения задачи становится более емким и информативным, если к нему присоединить фактор «конкурентности» переменных. Определить закономерности между эффективностью, конкуренцией, ресурсными ограничениями и двойственными оценками.

Методология. В основе выбранного показателя конкуренции для задач оптимального распределения ресурсов находится понятие «жесткость отбора» конкурентов, претендующих на ресурсы. Их расчет проводится в полном соответствии с известными условиями оптимальности для задач данного класса и позволяет трактовать результаты оптимизации как меру соперничества за ресурсы.

Результаты. В приведенных примерах, отражающих линейные и нелинейные функции, находит отражение взаимосвязь показателя конкуренции с двойственными оценками, ресурсными ограничениями и эффективностью. Доказано, что показатель конкуренции логично вписывается в традиционный анализ результатов решения задачи линейного и нелинейного программирования с учетом двойственности.

Выводы. Рассматриваемые в статье показатели конкуренции могут быть включены в стандартный анализ решения задач оптимального распределения ресурсов, предусматривающий отыскание экстремума, поиск оптимального плана, анализ устойчивости, пределов, двойственных оценок, меры дефицитности ресурсов. Присоединение к анализу показателя конкуренции, как доказано на примерах, не только делает анализ результатов более емким и информативным, но и позволяет обнаружить закономерности между конкуренцией и эффективностью, подобные тому, когда снятие барьеров и ограничений в экономике приводит к ее оживлению, а сокращение ресурсов вызывает обострение конкуренции.

ОБРАЗОВАНИЕ 

369-376 147
Аннотация

Цель. Исследовать современные подходы к развитию экспорта образовательных услуг, а также практики управления этим процессом в российском Приморье, обосновать принципиальную схему его государственной поддержки на региональном уровне.

Задачи. Обобщить теоретические представления о современных моделях экспорта образовательных услуг и провести анализ принимаемых в России концепций, программ для его развития в среднесрочной перспективе; выявить и систематизировать тенденции и проблемы развития экспорта услуг высшего образования в Приморском крае за последние десять лет гражданам приграничных провинций Китайской Народной Республики (КНР); разработать принципиальную схему государственной поддержки экспорта образовательных услуг на региональном уровне и модель стратегических направлений этого процесса на уровне университета.

Методология. В рамках принятой гипотезы исследования с применением методов системного, структурного и функционального анализа в строгой логической последовательности, с использованием большого массива теоретических и фактологических данных решены поставленные задачи.

Результаты. Определена устойчивая динамика развития экспорта услуг высшего образования в КНР в допандемийный период. Авторами обоснована проблема управления этим процессом на макро- и микроуровнях, при обострении конкуренции на рынках международных образовательных услуг. Предложена принципиальная схема государственной поддержки экспорта образовательных услуг.

Выводы. Проведенные исследования и полученные результаты служат организационно-методической основой для осуществления более эффективной политики развития экспорта образовательных услуг в приграничных с КНР российских регионах.

377-387 214
Аннотация

Цель. На основе анализа современных тенденций развития сферы услуг молодежного образовательного туризма выявить условия эффективного управления подготовкой кадров для нее с максимальным привлечением молодежи.

Задачи. Охарактеризовать современные тенденции развития сферы услуг молодежного образовательного туризма; рассмотреть модель управления подготовкой кадров для данной сферы и обосновать условия ее эффективного применения.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрены тенденции развития сферы услуг молодежного образовательного туризма, модель управления подготовкой кадров для этой сферы и условия ее эффективного применения.

Результаты. Наблюдаются следующие тенденции развития сферы услуг молодежного образовательного туризма: возрастание значимости молодежного образовательного туризма как инструмента удовлетворения потребности молодежи в непрерывном саморазвитии и повышении уровня образования и профессионализма; недостаток профессиональных кадров для исследуемой сферы услуг; возрастание роли программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, при реализации которых обязательно наличие практической составляющей на предприятиях партнеров-работодателей; усиление роли волонтерских сообществ, в том числе с привлечением профессиональной молодежи.

Выводы. В процессе исследования выявлено, что к условиям эффективного управления подготовкой кадров для сферы услуг молодежного образовательного туризма относятся системный характер подготовки кадров, в том числе в молодежных образовательных туристских центрах, функционирующих при образовательных организациях; развитие волонтерского движения при этих центрах как современного инструмента взаимодействия с потребителем, контроль эффективности подготовки кадров в центрах на основе критериальных оценок, управление факторами рисков как залога безопасности потребителей.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

388-395 164
Аннотация

Цель. Выявление объясняющих факторов, определяющих уровень диверсификации экспорта государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 2010–2021 гг.

Задачи. Исследование теоретических аспектов диверсификации экспорта восточноевропейских стран; анализ динамики изменения объемов и структуры экспорта государств ЦВЕ; оценка основных факторов, влияющих на процесс экспортной диверсификации в странах рассматриваемого региона, и выявление возможных перспектив для его дальнейшего развития.

Методология. Автором использованы такие методы исследования, как статистический анализ, наблюдение, эконометрический анализ, обобщение, описание, графическое моделирование и классификация данных.

Результаты. Полученные в ходе эконометрического анализа результаты свидетельствуют о том, что существует долгосрочная взаимосвязь между диверсификацией экспорта и валовым внутренним продуктом на душу населения, открытостью для торговли, накоплением человеческого и физического капитала, а также прямыми иностранными инвестициями.

Выводы. Анализируемые в настоящей статье социально-экономические показатели являются основными факторами, стимулирующими процесс диверсификации экспорта стран ЦВЕ. На протяжении исследуемого периода 2010–2021 гг. уровень инфляции демонстрировал негативный эффект относительно степени диверсификации экспорта государств ЦВЕ.

396-403 88
Аннотация

Цель. Провести обзор и анализ мнений зарубежных советологов относительно путей развития советской экономики позднесоциалистического периода, а также выявления проблем прогностического потенциала зарубежной советологии.

Задачи. Изучить сценарии развития советской экономической модели предперестроечного периода и проблемы при их прогнозировании зарубежными аналитиками.

Методология. Объектом изучения стала зарубежная историография экономической истории СССР предперестроечного периода. Источниками информации послужили данные официальной статистики и работы зарубежных аналитиков. Авторами настоящей статьи используются общенаучные методы исследования, а также методы историко-экономического анализа.

Результаты. Анализ зарубежных исследований показывает, что выдвигавшиеся советологами перед перестройкой гипотетические сценарии развития Советского Союза основывались на прогнозах предыдущих лет, противоречивых статистических данных и научных методах, апробированных в условиях капиталистической экономической модели. Между тем советская плановая социалистическая модель представляла собой иной тип экономики, который ранее не пытались реализовать на практике в масштабах страны (ситуация остается прежней и в рассматриваемый нами период). Согласно позиции зарубежных исследователей, несмотря на низкий рост показателей валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и главного флагмана экономики — промышленного сектора (с учетом падения нефтяных доходов и ужесточения санкционной политики против СССР в начале 1980-х гг.), экономика оставалась стабильной. Благодаря большим запасам прочности в виде развитой промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, высокого научного потенциала и огромному запасу природных ресурсов дальнейшее существование СССР не подвергалось сомнению.

Выводы. Многие советологи писали о необходимости фундаментальных изменений в советской плановой экономической системе. Вместе с тем учитывали значительные трудности и риски, связанные с возможными реформами, полагая, что последствиями радикального внедрения рынка в плановую экономику могут быть существенные потрясения. Это одна из причин, ввиду которых в доперестроечный период мало кто из западных аналитиков допускал вероятность проведения масштабных преобразований в ближайшее время.

404-413 337
Аннотация

Цель. Разработать предложения по повышению эффективности государственной политики в направлении женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ). Задачи. Выявить специфику женского предпринимательства в России; определить основные барьеры и проблемы, характерные для российских женщин-предпринимателей; проанализировать существующие программы государственной поддержки женского предпринимательства в РФ, их полноту и эффективность реализации.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности развития женского предпринимательства в России. В контексте исследования, проведенного в формате электронного опроса 35 женщин-респондентов в марте 2021 г., занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах (Москве, СанктПетербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте), выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, угрозы и возможности для женского предпринимательства в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также дана оценка уровня государственной поддержки со стороны опрошенных.

Результаты. Установлено, что главными препятствиями для женщин при построении собственного бизнеса в России стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки. Кроме того, установлена высокая способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их особенности свидетельствует множество ранее проведенных исследований. Но в условиях пандемии коронавируса COVID-19 навыки женщин-руководителей, способности принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.

Выводы. С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в данном направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения этой проблемы можно предложить следующие меры: создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны; введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и формирование специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ; установление режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности.



ISSN 1998-1627 (Print)