Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 27, № 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 

324-335 289
Аннотация

Цель. Верификация авторской аналитической модели оценки развития инновационной экосистемы крупного предприятия.
Задачи. Представить проблематику оценки уровня развития инновационных экосистем; рассмотреть связь показателей экосистемной динамики (характеризующих заинтересованные стороны экосистемы) и темпов роста производства инновационной продукции; раскрыть 
особенности экосистемного управления, в частности в отношении взаимодействия со стейкхолдерами экосистемы как фактора развития последней.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные публикации, посвященные вопросам экосистемного генезиса, оценки развития социально-экономических экосистем. Инструментальным основанием статьи для расчета степени связанности 
выбранных ранее показателей, влияющих на динамику выпуска инновационной продукции, послужил регрессионный анализ. Информационная база исследования состоит из показателей финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия Свердловской области и индикаторов, характеризующих взаимодействие с его заинтересованными сторонами.
Результаты. Рассчитаны показатели развития инновационной экосистемы крупного предприятия в 2013–2019 гг., основанные на ее стейкхолдерской декомпозиции. Отмечены факторы, имеющие существенную связь с потенциальным совокупным индикатором развития инновационной экосистемы, намечены пути преодоления сложности их анализа.
Выводы. В результате апробации аналитической модели оценки развития инновационной экосистемы высокотехнологичного предприятия выявлена несводимость интегрального показателя развития инновационной экосистемы к производству новой продукции. Подтверждена значимость разработки технологии экосистемного управления.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

336-345 176
Аннотация

Цель. Определить на примере Индонезии особенности формирования национальной модели «зеленой» экономики на уровне стратегического планирования и государственной поддержки «зеленых» инвестиций.

Задачи. Посредством анализа широкого ряда национальных стратегий в различных областях изучена роль концепции «зеленой» экономики в стратегическом планировании долгосрочного развития страны. Рассмотрены инструменты государственной поддержки «зеленых» инвестиций, применяемые национальным правительством для реализации стратегических планов.

Методология. Основу методического аппарата составляет сочетание базовых методов научного познания, таких как синтез, анализ.

Результаты. Раскрыты особенности интеграции принципов «зеленой» экономики в процесс стратегического планирования. Выделены государственные инструменты мобилизации частного капитала, востребованные инвесторами, использование которых целесообразно в Российской Федерации (РФ).

Выводы. Процесс стратегического планирования в Индонезии характеризуется тесной увязкой стратегических приоритетов с вызовами и возможностями для устойчивого эколого-экономического развития страны, целей и задач стратегических планов — с финансовыми ресурсами. Государственная поддержка в первую очередь направлена на решение задачи мобилизации частного капитала в стратегически значимые «зеленые» секторы экономики. Применение некоторых инструментов государственной поддержки «зеленых» инвестиций целесообразно в России с учетом их привлекательности и востребованности инвесторами.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

345-354 358
Аннотация

Цель. Определить предпосылки и направления трансформации государственного регулирования и поддержки предпринимательских структур в условиях цифровизации экономики, предложить подходы к оценке его реализации и специфические инструменты, которые могут способствовать решению проблем экономического развития.

Задачи. Проанализировать процесс поддержки предпринимательского сектора экономики, определить его особенности на разных этапах развития; охарактеризовать инструменты управления и поддержки предпринимательских структур, выявить проблемы и возможности их успешного применения на региональном уровне для достижения устойчивого экономического роста в России.

Методология. В качестве методологического инструментария применяются анализ и синтез в сравнительной статике и динамическом аспекте, исторический, системный подходы и подход “ex ante”.

Результаты. Доказано, что государственное регулирование и поддержку предпринимательской деятельности в условиях цифровизации экономики следует рассматривать в рамках комплексного подхода, на основе динамического анализа показателей как на макро-, так и на микроуровне, что позволяет провести анализ наиболее уязвимых сторон процесса государственной поддержки бизнес-структур и разработать программу дальнейших действий.

Выводы. Обоснована необходимость применения инфраструктурных инструментов в процессе управления развитием предпринимательства в России в целях устранения постоянно возникающих и сложившихся диспропорций между потребностями цифрового развития и запаздывающим государственным воздействием. Выявлены требующиеся коррективы для внесения их в процесс мониторинга, прогнозирования, планирования и контроля, которые позволят реализовать сценарный подход менеджмента, нивелировать риски внешней и внутренней среды на мировом рынке товаров и услуг.

355-360 149
Аннотация

Цель. Изложить результаты проведенного аналитического исследования (обзора) рынка электрических тележек складского назначения и обзора отечественного рынка складской недвижимости.

Задачи. Исследовать состояние российского и международного рынков складских тележек; дополнить исследование состояния указанных рынков кратким обзором отечественного рынка складской недвижимости, непосредственно связанного с основной темой; сформулировать выводы о целесообразности включения электрических тележек складского назначения в состав перспективной отечественной электротранспортной платформы.

Методология. Автором применены методы анализа и синтеза информации, размещенной в сети Интернет, метод экспертной оценки, а также использованы материалы отечественных и зарубежных авторов.

Результаты. Установлено, что электрические тележки складского назначения сегодня разрабатываются компаниями-производителями в рамках той или иной платформы, что это — перспективный рынок и на мировом, и на национальном (российском) уровне. Обоснована актуальность создания российской платформы электротранспорта, включающей в себя направление специальной складской техники.

Выводы. Направление электрических тележек складского назначения является потенциально привлекательным с экономической точки зрения, то есть рынок этой техники имеет хорошие перспективы роста в России и в мире в целом. Научно-технический потенциал Российской Федерации (РФ) позволил успешно создать и внедрить отечественную платформу электротранспорта, включающую в себя и подразделение техники для нужд складских хозяйств. Исследование будет полезно всем, кто интересуется темами электротранспорта, складской логистики и платформенных решений в соответствующей области.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 

361-367 406
Аннотация

Цель. Определить наиболее эффективные инструменты наращивания открытости и прозрачности проектов государственно-частного партнерства для разработки рекомендаций по повышению эффективности управления проектами государственно-частного партнерства 
 в Российской Федерации (РФ).

Задачи. Провести анализ международного опыта обеспечения подотчетности проектов государственно-частного партнерства и применения современных инструментов для улучшения сбора, раскрытия и использования данных и информации о государственно-частном партнерстве международных организаций; выявить наиболее эффективные модели оценки финансовых рисков государственно-частного партнерства; определить направления повышения эффективности управления проектами государственно-частного партнерства в РФ.

Методология. Авторами использованы общенаучные методы, в частности методы анализа, обобщения, классификации. Метод анализа зарубежных практик и инструментов позволил определить основные инструменты и направления повышения открытости и прозрачности проектов государственно-частного партнерства в России.

Результаты. При изучении международного опыта сделан упор на международные подходы к управлению рисками проектов государственно-частного партнерства, рассмотрены условные бюджетные обязательства, которые вместе с прямыми обязательствами берут на себя публичные партнеры в рамках проектов государственно-частного партнерства, объемы и сроки выплат, по которым носят вероятностно-сценарный характер. Изучены и проанализированы международные принципы и стандарты на общемировом уровне в области государственночастного партнерства различных организаций системы ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Группы Всемирного банка. На базе анализа инновационных инструментов для улучшения сбора, раскрытия и использования данных и информации о государственно-частном партнерстве международных организаций (ООН, МВФ, ОЭСР, Группы Всемирного банка) становится очевидным, что особое внимание уделяется открытости проектов государственно-частного партнерства, особенно осведомленности общественности о его относительных издержках, выгодах и рисках. Международные организации в качестве задач Правительств видят разработку и включение в реализацию государственно-частного партнерства процесса консультаций, соразмерного масштабу проекта, и учет общих общественных интересов и мнений заинтересованных сторон. Этот процесс должен иметь широкую основу, стимулировать диалог, опираться на общественный доступ к информации и потребности пользователей.

Выводы. Не вызывает сомнений актуальность разработки эффективных инструментов открытости (прозрачности) и подотчетности проектов государственно-частного партнерства. Прозрачность в данном контексте предполагает не просто открытость информации, но и наличие адекватных возможностей для парламентского контроля и проведения публичных консультаций. На всех уровнях власти должны быть создать системы, обеспечивающие регулярный сбор соответствующих данных и институциональную ответственность за их анализ, распространение и изучение. Такие данные должны быть раскрыты общественности в доступной форме и своевременно. Тем самым обеспечивается доверие к управлению государственными финансами со стороны правительства и повышение доверия к рынку со стороны бизнеса и населения. Финансовая прозрачность способствует повышению эффективности финансовых решений и привлечению Правительств к ответственности за свои финансовые показатели, а также за управление и использование государственных ресурсов. 

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 

367-377 150
Аннотация

Цель. Развитие подводного транспортного флота как эффективного инструмента удержания господства в Арктике.

Задачи. Проанализировать эффективность морских перевозок в Арктике. Изучить и охарактеризовать существующие суда морского флота в арктической зоне, опыт создания подводных транспортных средств разными странами. Определить требования к подводным транспортным судам.
Методология. Разработаны требования концептуального проектирования подводного транспортного судна как основы подводного арктического транспортного флота с учетом предыдущих подходов к проектированию подобных судов.
Результаты. Выполнена предварительная оценка затрат на переоборудование подводных лодок старых проектов под создание подводного транспортного судна. Описан ряд задач для их реализации в дальнейшем. Показано влияние проекта на отрасль судостроения.
Выводы. Техническая возможность строить подводные транспортные суда существует, и это экономически выгодно, целесообразно. Реализация данного проекта возможна только в двух странах — России и США.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

378-384 138
Аннотация

Цель. На основе рассмотрения теоретических основ и эволюции политики поддержки инновационной активности хозяйствующих субъектов разработать предложения, обеспечивающие в рамках этой политики условия для перехода к экономическому развитию на базе инновационных стимулов.

Задачи. Охарактеризовать сущность и содержание политики в области инновационного развития, периодизацию этапов ее реализации. Проанализировать и сопоставить ведущие подходы относительно трактовки понятия «политика поддержки инновационного развития». Выявить факторы, определяющие выбор политики и ее специфику.

Методология. Методологической основой исследования послужили концептуальные представления о политике стимулирования экономического развития, что позволило использовать системный подход, сравнительный анализ, исторический метод, а также группировки, обобщения и аналитические инструменты, адекватные цели исследования.

Результаты. Ввиду необходимости обеспечения условий для активизации инновационного развития и перехода к экономическому развитию на основе инноваций представлены сущность  и содержание политики в области инновационного развития, учитывающей приоритеты создания инновационных стимулов в деятельности хозяйствующих субъектов. Дана периодизация этапов политики, охватывающая промежуток с 50-х гг. прошлого века по настоящее время. Проанализированы и сопоставлены ведущие подходы к пониманию сущности политики поддержки инновационного развития, что позволило определить их как теоретическую и методологическую основу для формирования соответствующей государственной политики в области экономического развития. Установлены условия, определяющие выбор политики и ее специфику, которая отражает непрерывные изменения внешней и внутренней инновационной среды.

Выводы. Эффективность государственной политики стимулирования инновационной активности в целях динамичного экономического развития зависит от стоящих перед нею целей, состояния инновационной среды и соотношения между мерами общей и адресной поддержки инновационно активных отраслей и компаний. С этим связаны условия перехода к экономическому развитию на базе инновационных стимулов в рамках реализуемой политики.

385-390 180
Аннотация

Цель. Предложить и охарактеризовать методологию оценки качества регионального управления, основанную на выделении критериев и измеримых показателей.

Задачи. Оценка качества регионального управления позволяет решить ряд задач. К ним относятся планирование уровня качества управления, контроль значений показателей качества регионального управления как системы и как процесса, разработка нормативной документации об оценке качества регионального управления.

Методология. Автором применялись методы анализа научной литературы и социологической практики, систематизации и обобщения полученной информации, синтеза, оценки. Оценка качества регионального управления является одной из актуальных задач, решаемых в социальных и экономических системах. Для формирования набора оценочных параметров целесообразно применять системный подход к классификации используемых в данной предметной области терминов и определений.

Результаты. Представлены итоги проведения анализа научной литературы о факторах оценки регионального управления. Кроме того, предложен системный подход к их классификации и дальнейшей оценке на основе критериев, метрик и оценочных элементов.

Выводы. Результаты исследования подтвердили важность изучения факторов развития регионов для организации эффективной деятельности органов власти. Разработку данной системы можно считать первоочередной задачей при формировании эффективного регионального управления, которая позволит в дальнейшем автоматизировать процессы оценки относительно ряда факторов с учетом применимости отдельных критериев оценки к регионам, а также этапов жизненного цикла социологического исследования.



ISSN 1998-1627 (Print)