АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье исследуются факторы воздействия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на макро-и микроэкономическую среду Российской Федерации (РФ), а также на состояние продовольственной и экономической безопасности страны.
Цель. Оценка возможного влияния пандемии и социально-экономических факторов внешней среды, ее сопровождающих, на снижение продовольственной и экономической безопасности государства.
Задачи. Рассмотреть ключевые факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на экономику в контексте современной пандемии COVID-19; проанализировать вопрос обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях; обосновать зависимость снижения продовольственной безопасности от роста безработицы и увеличения доли малообеспеченных граждан в условиях падения платежеспособного спроса.
Методология. Статья базируется на междисциплинарном подходе и анализе научных трудов Института проблем рынка РАН в сфере продовольственной и экономической безопасности страны, а также информации из открытых источников. Авторами использованы аналитические, статистические и эконометрические методы исследования в процессе рассмотрения особенностей обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны.
Результаты. Показано, что пандемия оказывает дестабилизирующее влияние на экономику за счет ряда факторов прямого и косвенного воздействия. К числу явных факторов относятся снижение товарооборота и объемов промышленного производства, закрытие предприятий сферы услуг и увольнение работников предприятий, что вызывает рост безработицы. К факторам прямого воздействия следует отнести снижение доходов населения и платежеспособного спроса, прямые затраты на осуществление комплекса мероприятий по борьбе с пандемией. Косвенные факторы проявляются в росте социальных выплат, необходимости финансовой поддержки предприятий, снижении налоговых и других доходов бюджета, вызванных также падением цены на нефть. Обосновано, что рост безработицы и падение платежеспособного спроса доли малообеспеченных граждан напрямую сказываются на снижении экономической и продовольственной безопасности населения. Показано, что проблема выращивания и своевременного сбыта продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) является одной из ключевых в целях обеспечения продовольственной безопасности.
Выводы. Последствия пандемии несут разрушающее воздействие на экономику, негативно влияют на продовольственную безопасность. В связи с этим возвращение экономики к нормальному состоянию, вероятно, представляется возможным только спустя много месяцев или даже лет.
Исследование направлено на развитие методологических аспектов формирования концепции национальных стратегий социально-экономического развития на примере Республики Узбекистан.
Цель. Совершенствование научно-методологических основ разработки концепции страновых стратегий социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Задачи. Изучение эволюции стратегической мысли сквозь призму соотношения практических и теоретических начал в содержании категории «стратегия» как многогранного явления; обоснование необходимости учета влияния глобальных и национальных тенденций в национальных стратегиях социально-экономического развития; разработка методологических аспектов формирования государственных стратегий развития.
Методология. На основе общих методов научного познания и с использованием современного арсенала теории стратегирования показаны методологические аспекты разработки концепции национальных стратегий долгосрочного социально-экономического развития.
Результаты. Прослеживается эволюция феномена стратегии, прошедшего долгий путь формирования и становления, от полей военных сражений и с последующим вторжением сначала в зону экономического соперничества, а со временем — и в сферу государственного управления в качестве эффективного инструмента конкурентного противостояния корпораций и стран соответственно. Раскрыта роль глобальных и национальных тенденций и закономерностей в качестве генераторов потенциальных возможностей и угроз с постепенной трансформацией их во внутренние характеристики объектов стратегирования по мере реализации стратегий. Дана содержательная характеристика важнейших составляющих и категорий концепции стратегии с обоснованием особой востребованности методологического арсенала современной теории стратегирования для разработки национальной стратегии социально-экономического развития Республики Узбекистан на долгосрочную перспективу.
Выводы. Современная теория стратегирования располагает эффективным методологическим арсеналом, который может быть успешно использован при формировании концепции долгосрочных национальных стратегий.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на табачное сырье, табачные отходы, папиросную бумагу и их влиянием на экспорт сигарет.
Цель. Определить возможную стратегию, к которой армянские экспортеры сигарет могут прибегнуть в связи с переходом на ставки ЕТТ на табачное сырье, табачные отходы, папиросную бумагу; оценить, каким образом это повлияет на экспорт сигарет.
Задачи. Авторами проанализированы изменения в ставках ввозных таможенных пошлин и структуре импорта табачного сырья, табачных отходов, папиросной бумаги (по странам происхождения), а также показатели экспорта сигарет (по рынкам сбыта), обоснована необходимость в обеспечении операционной эффективности для сохранения конкурентоспособности на основных рынках сбыта экспортируемых сигарет.
Методология. Исследование построено на основе общих научных методов познания, включая аналитический, методологический и элементы прогнозирования. Авторами в процессе исследования применялся аналитический метод. Проведен анализ перечня товаров, происходивших из развивающихся стран или наименее развитых стран, имеющих право на получение тарифных преференций при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, перечня развивающихся стран и наименее развитых стран-бенефициаров системы преференций ЕАЭС, ставок ввозных таможенных пошлин ЕАЭС на табачное сырье, табачные отходы, папиросную бумагу, а также статистических данных об импорте этих производственных ресурсов по странам происхождения, показателей экспорта сигарет по основным направлениям за 2014-2018 гг., опубликованных UN Comtrade Statistics. Выявлен факт возможного влияния применения тарифных ставок ЕТТ ЕАЭС на экспорт сигарет и возможную стратегию, к которой прибегнут армянские экспортеры для повышения конкурентоспособности экспортируемой продукции.
Результаты. В случае импорта табачного сырья из развивающихся стран, таких как Индия, Бразилия и других, ставка ввозной таможенной пошлины в размере 3.75 % будет применяться вместо 5 % ставки ЕТТ. Переход на импорт из Зимбабве, Бангладеш и Малави без внедрения новых и эффективных бизнес-процессов для конкуренции на экспортных рынках стал бы вариантом, к которому экспортеры могли бы прибегнуть. Однако импорт из развивающихся стран не будет резко сокращаться в среднесрочной перспективе. Армения импортировала папиросную бумагу в основном из Западной Европы, Китая и России, что побуждает армянских экспортеров стать сфокусированными на операционной эффективности. Поскольку двумя основными экспортными направлениями являются Ирак и Сирия для армянских сигарет, их дальнейший экспорт в эти страны будет чувствителен к росту цен.
Выводы. Повышение ставок таможенных пошлин на табачное сырье, табачные отходы и папиросную бумагу негативно скажется и приведет к росту цен на импортируемые производственные ресурсы, используемые в производстве сигарет для экспорта. Но это влияние будет незначительным. Ввиду структуры экспорта сигарет, независимо от того, какой страной происхождения являются импортируемые ресурсы, акцент экспортеров должен быть сделан на обеспечении операционной эффективности для сохранения конкурентоспособности на основных рынках экспортируемой продукции.
Практическое применение результатов. Результаты данного исследования могут представлять интерес для Министерства экономики Республики Армения и Фонда Business Armenia, применяться при разработке стратегии развития производства сигарет в Армении и стимулирования экспорта.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье представлены результаты исследования характера взаимосвязи между структурой экспорта и динамикой изобретательской активности. Установлено, что зависимость между статьями национального экспорта и изобретательской активностью в соответствующих им технологических областях отчетливо проявляется в средне- и высокотехнологичных сферах деятельности и, напротив, существенно ниже в сырьевом секторе экономики. Наличие такой зависимости позволило обосновать вывод о том, что поддержание достигнутого уровня несырьевого экспорта может быть реализовано только при условии постоянного поиска технологических решений, способных стать источником новых сравнительных конкурентных преимуществ для экспортируемых товаров.
Цель. Исследование зависимости между структурой экспорта и динамикой изобретательской активности.
Задачи. Анализ возможных взаимосвязей между патентной активностью и экспортом в низкотехнологичных, среднетехнологичных и высокотехнологичных сферах деятельности. Выявление закономерностей в экспортной динамике сырьевых ресурсов, удобрений и химических элементов питания.
Методология. Авторами использованы методы корреляционно-регрессионного анализа, а также методы анализа временных рядов.
Результаты. Установлено, что зависимость между статьями национального экспорта и патентной активностью в соответствующих технологических областях отчетливо проявляется в средне- и высокотехнологичных сферах деятельности и, напротив, существенно ниже в сырьевом секторе экономики.
Выводы. Невозможность трансфера всех результатов проводимых технологических разработок в производственную сферу с их последующей трансформацией в экспортоориентированные ценностные предложения предопределяет необходимость обеспечения таких темпов изобретательской активности в целевых технологических областях, которые опережали бы желаемые темпы роста соответствующих им статей экспорта. Увеличение национальной экономикой экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью может быть достигнуто только при условии продолжительного обеспечения ею темпов изобретательской активности, превышающих среднемировые темпы изобретательской активности, характерные для соответствующей технологической области.
12 февраля 2020 г. Европейский парламент официально ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом в период активного распространения в мире инфекционного заболевания, вызванного COVID-19, которое может оказать значительное влияние на их экономику, инвестиции и социальную сферу.
Цель. Показать, что в результате выполнения Соглашения о свободной торговле (EVETA) вырастет не только ее объем, но будут использоваться новые механизмы всестороннего сотрудничества Европы с Вьетнамом в условиях сохранения их взаимной заинтересованности.
Задачи. Обобщить изменения структуры экспорта-импорта товаров в среднесрочной перспективе, показать сокращение процентной ставки по тарифам на товары вьетнамского экспорта в Европейский союз (ЕС) и на товары, поступающие из ЕС во Вьетнам. Рассмотреть динамику увеличения вьетнамского экспорта в 2020, 2025, 2030 гг. и динамику экспорта ЕС в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ) в эти годы, а также рост профицита торгового баланса.
Методология. Исследование проведено с использованием общих методов анализа зон свободной торговли в многостороннем и двустороннем формате, которые будут отражены в статье о зоне свободной торговли ЕС с Вьетнамом.
Выводы. Вьетнам накопил значительный опыт в организации зон свободной торговли в период перехода от командной к рыночной экономике с 1986 по 2019 г., в результате чего обеспечил условия для устойчивого роста экономики и превратился в страну со многими передовыми и новыми технологиями, повысил доходы и жизненный уровень населения. Вьетнам, опираясь на высокий уровень стратегического партнерства с передовыми странами, включая ЕС, США, Республику Корея, Японию и Россию, обеспечил свою экономическую безопасность и стал гарантом сохранения мира в восточноазиатском регионе.
Статья посвящена анализу проблем и перспектив экономического сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) со странами постсоветского пространства. Исследование экономической активности Китая на постсоветском пространстве является актуальной научной задачей ввиду стремительной трансформации внешнеэкономической стратегии Китая на фоне роста его экономической мощи, а также с учетом наличия у России экономических и политических интересов в данном регионе.
Цель. Оценка содержания и практики реализации Китаем стратегии экономического проникновения на постсоветское пространство, выявление перспектив и рисков углубленного сотрудничества с Китаем для постсоветских государств.
Задачи. Определение внутренних экономических, политических и социальных проблем, лежащих в основе китайской стратегии присутствия на постсоветском пространстве. Выявление этапов реализации китайской стратегии освоения постсоветского пространства, значения в ее реализации как традиционных форм сотрудничества (торговли, инвестиций, кредитов), так и новых форматов. Расчет статистических индексов для анализа комплементарности и торговой конкуренции в развитии сотрудничества постсоветских государств и КНР. Оценка эффективности сотрудничества постсоветских стран с Китаем как инструмента модернизации экономики и мобилизации новых источников экономического роста. Определение рисков, возникающих в условиях китайской экономической экспансии в регионе постсоветского пространства, и поиск возможностей для кооперации с Китаем в свете экономических интересов государств постсоветского пространства.
Методология. Использовались такие методы исследования, как теоретический и сравнительный анализ, расчет статистических индексов, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование.
Результаты. Проведенное исследование показало, что Китай последовательно и глубоко проникает в хозяйственную деятельность постсоветских государств, его действия продиктованы результатами детального изучения экономической и геополитической ситуации в каждой из стран постсоветского пространства и исходят из своих экономических потребностей. Выработанная стратегия позволяет Китаю стать ключевым игроком в регионе постсоветского пространства, основным торговым партнером, инвестором и кредитором постсоветских стран.
Выводы. Углубленное сотрудничество с Китаем несет ряд рисков для постсоветских стран. В числе рисков — экономическая зависимость, закредитованность, превращение в транспортный коридор и сырьевую базу, возможное ухудшение экологии, связанное с переносом производств, потеря конкурентоспособности отечественных предприятий при создании зоны свободной торговли. Однако наличие рисков, возникающих в связи с реализацией Китаем инициативы «Пояс и путь» на постсоветском пространстве, не отменяет общего вывода о целесообразности более тесной экономической кооперации постсоветских государств с Китайской Народной Республикой, которая может стать фактором устойчивого развития стран региона, содействовать решению ими злободневных экономических и социальных проблем, укрепит систему безопасности на постсоветском пространстве.
В процессе исследования изучены некоторые аспекты социальной политики Мексики в период с XIX в. до реализации ключевых программ «Плана национального развития Мексики 20192024 гг.».
Цель. Выявить основные факторы и найти пути решения одной из главных проблем социального развития Мексики — расслоения населения.
Задачи. Определить последовательность исторических, политических и экономических действий, оказавших влияние на социальное неравенство; изучить факторы, повлекшие расслоение населения; проанализировать статистические данные на пути реформ; изучить программы «Плана национального развития Мексики 2019-2024 гг.».
Методология. С помощью общих методов научного познания в социально-экономической политике Мексики выявлены тенденции социального развития, повлиявшие на него внутренние и внешние факторы, проанализированы направления программ «Плана национального развития Мексики 2019-2024 гг.».
Результаты. Социальное неравенство в Мексике прослеживается еще в Средневековье. С XIX в. угнетенное население открыто отстаивают свои социальные позиции. Значительное расслоение населения с подавляющим количеством малообразованных бедных людей не может противостоять политическому строю страны. Происходит постоянное давление иностранными государствами, в большей степени США, на политический уклад Мексики за счет насаждения зарубежных стандартов, которые ориентированы на извлечение выгоды другими странами и мексиканской элитой. Внутреннее регулирование страны осуществляется в условиях политики ограничения роста заработных плат, отсутствия системы прогрессивного налогообложения и жесткого ранжирования возможности доступа разных слоев населения к социальным благам. Введение социально ориентированных программ привело к снижению социального неравенства с начала XXI в., но показатели остаются слишком высокими в сравнении с развитыми и развивающимися странами.
Выводы. Изучение социально-экономической политики страны, начиная с XIX в., позволяет выявить характерные особенности, укоренившиеся в Мексике: очень высокий уровень коррупции и криминогенной обстановки, расслоение населения с подавляющим количеством малообеспеченных людей и общей маргинализацией затрудняют социальное развитие и экономический рост страны. Средний класс развит слабо и не может обеспечить необходимый объем внутреннего потребления для стабильного развития Мексики и снижения зависимости страны от торговых партнеров. Применяемые меры поддержки населения становятся малоэффективными, сталкиваясь с устоявшимся укладом.
В статье исследованы проблемы интеграции национальных банковских систем государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Цель. Изучение основных отличий, присутствующих в различных аспектах функционирования банковских систем стран — участниц ЕАЭС, в контексте их влияния на интеграционные процессы.
Задачи. Определить перечень наиболее выраженных особенностей банковских систем стран ЕАЭС; раскрыть глубину имеющихся отличий с помощью сравнительного анализа различных показателей национальных банковских систем; наметить пути устранения интеграционных проблем, связанных с отличиями банковского сектора стран союза.
Методология. Исследование базируется на применении универсальных общенаучных методов и элементов сравнительного, функционального и экономического анализа в рамках системного подхода к изучению проблем. Автором использовались нормативные документы и отчеты банковских систем стран ЕАЭС, статистические и аналитические материалы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), данные международного рейтингового агентства Moody’s.
Результаты. В процессе исследования выделен ряд аспектов, в которых сосредоточены основные отличия функционирования банковских систем стран — участниц ЕАЭС. Освещены диспропорции в масштабах, уровнях развития, финансовой устойчивости и риска банковских сфер союзных государств. Произведен сравнительный анализ соотношения банковских и небанковских структур в системе, доли государства и компаний нерезидентов в капитале банков. Обозначена разница в ценовой политике предоставления банковских услуг. Выявлены различия в существующих подходах к регулированию банковской деятельности, а также в установленных нормативах. Проанализированы основные отличия в законодательных актах центральных банков и правительств государств ЕАЭС, а также в используемых терминах и понятиях. По итогам исследования установлены главные факторы, препятствующие развитию интеграционных процессов банковских систем в рамках ЕАЭС.
Выводы. Отличия, присутствующие в настоящее время среди банковских систем государств ЕАЭС, разнообразны и многогранны. Автором констатируется существенное негативное влияние, которое оказывают рассмотренные в статье аспекты на дальнейшее развитие интеграционных процессов. Охарактеризованы ведущие направления и действия стран-участниц по возможной минимизации имеющихся отличий, которые сегодня необходимы для ускорения сближения государств и скорейшего перехода к единому финансовому рынку.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье рассмотрены процессы цифровой трансформации общества в современных условиях. Установлено, что цифровая среда предпринимательства оказывает влияние на все отрасли экономики, характер производства, распределения, обмена и потребления благ, видоизменяет структуру общественного производства и занятости. Она коренным образом модифицирует характер приспособления предпринимательских структур к вызовам современной эпохи, перспективы их развития и конкурентоспособности. Инструменты и механизмы функционирования цифрового пространства должны определяться исходя из потребностей предпринимателей в цифровых ресурсах. Взрывной рост цифровых технологий, массовое распространение интернета обусловливают сокращение использования традиционных систем менеджмента. Ввиду этого становится очевидным тот факт, что цифровизация предпринимательской деятельности должна осуществляться посредством внедрения информационных систем совместно с изменением управления. Государству следует стимулировать инвестиции в развитие информационного бизнеса и поддерживать инновационные предприятия, ориентированные на международные рынки. Это будет способствовать сохранению конкурентоспособности Российской Федерации (РФ) в условиях становления шестого технологического уклада.
Цель. Показать генезис, роль государственного регулирования в развитии инфраструктурной цифровой среды предпринимательства, проанализировать основные направления функционирования цифрового пространства, предложить современные инструменты, которое должны существовать в системе поддержки предпринимательства в рамках шестого технологического уклада.
Задачи. Анализ процесса развития цифрового пространства в России и в мире с учетом особенностей менеджмента; изучение инструментов и механизмов цифровой адаптации бизнеса; определение проблем и возможностей успешной реализации цифровых технологий для повышения конкурентоспособности предпринимательства в РФ.
Методология. Исследование базируется на сравнительном, статическом и динамическом анализе, использовании и систематизации научной литературы во взаимосвязи с историческим развитием, элементах системного подхода, моделировании процессов социально-экономического развития.
Результаты. Доказано, что реализация проектов в сфере информационного бизнеса повысит инвестиционную привлекательность как национальной, так и региональной социально-экономической системы; приведет к росту инновационного предпринимательства и обеспечит приток инвестиций для осуществления научно-технических разработок, в том числе связанных с цифровизацией; это, в свою очередь, обеспечит условия для устойчивого развития экономики.
Выводы. Обоснована необходимость реализации проектного подхода к развитию цифровизации предпринимательства в России в ходе государственного регулирования и инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности. Выявлены основные направления цифровой поддержки бизнеса в России.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
В последнее время в мире можно наблюдать несколько разнонаправленных тенденций. С одной стороны, в ряде государств расширяется частный сектор, растет количество малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. С другой стороны, четко прослеживается тенденция глобализации государственных компаний и переход их в статус транснациональных государственных корпораций. Такой тренд характерен не только для развивающихся стран, таких как Китай, Россия, Бразилия, Индия, но и для государств с развитой экономикой — Норвегии, Франции, Италии, Южной Кореи. Наибольшее количество транснациональных государственных корпораций наблюдается в энергетической сфере: в отраслях атомной промышленности, добычи и переработки нефти, транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов.
Цель. Проведение сравнительного анализа деятельности государственных и частных нефтяных компаний в России и в мире.
Задачи. Определение степени соответствия российских компаний руководящим принципам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по корпоративному управлению государственными предприятиями; выявление наиболее эффективных компаний в указанной отрасли с целью определения составляющих их эффективности и формирования управленческого бенчмарка на их основе.
Результаты. В ходе дисперсионного анализа обнаружена связь между этим параметром и показателями экономического развития государственного предприятия — выручкой и EBITDA. Кроме того, на основе методологии DEA проведен двухэтапный анализ сравнительной эффективности крупнейших нефтяных компаний. На первом этапе определены лучшие эффективные компании российской нефтяной отрасли. На втором этапе операции российские компании сравнивались с крупнейшими нефтяными предприятиями США, Великобритании, Китая, Норвегии, Нидерландов и Франции. Автором выявлены три наиболее эффективные компании из изначально выбранных бизнес-структур.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
В государственном ценообразовании в отношении строительной продукции накопилось немало вопросов, основные из которых рассматриваются в настоящей статье. При главенствующей роли государства в определении сметной стоимости строительства объектов за счет бюджетных средств всех уровней Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (РФ) с 2016 г. осуществляет кардинальное реформирование ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Автором статьи выполнен краткий анализ результатов работы и сформулированы предложения по решению вопросов совершенствования ценообразования в строительстве.
Цель. Исследовать современное состояние государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве, определить пути перехода от базисно-индексного метода составления смет по государственным нормам и расценкам к разработке сметной документации ресурсным методом с использованием реальных (рыночных) нормативов на строительные ресурсы с участием в конкурсах на строительство.
Задачи. На основе исследования определить пути перехода строительной отрасли от базисно-индексного метода разработки смет к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства по рыночным нормам и ценам на строительные ресурсы. В работе по составлению локальных смет выявить пути совершенствования методики определения накладных расходов и сметной прибыли.
Методология. С использованием общепринятых методов научного исследования последовательно рассмотрены проблемы ценообразования на строительную продукцию по государственным сборникам норм расхода ресурсов и единичных расценок на измерители работ.
Результаты. Выявлены основные недостатки сметно-нормативной базы 2001 г., сформулирована главная задача реформирования ценообразования в строительстве в условиях конкурентной рыночной экономики. Показаны недостатки введенных Минстроем России новых сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок. Установлено, что государственная система ценообразования создает проблемы в оценке реальной стоимости проектов строительства, освоения бюджетных средств и своевременной сдаче объектов в эксплуатацию. Даны основы методики определения стоимости строительной продукции.
Выводы. В государственном ценообразовании сметная стоимость строительства определяется не по реальным (рыночным) нормам, технологиям и ценам строительных ресурсов. В условиях рыночной экономики по примеру других отраслей и развитых стран следует переходить на рыночный (ресурсный) метод при конкурентном формировании цены строительной продукции.
В статье рассмотрены такие важные современные тенденции развития страхового дела, как взаимное страхование ответственности с сетевой организацией участников и инновационное сочетание страховой и благотворительной видов деятельности.
Цель. Проанализировать некоторые актуальные тенденции в страховом деле и дать обоснованные предложения по их применению в форме взаимного (некоммерческого) страхования.
Задачи. Изучить международный опыт взаимного страхования и выявить инновационные направления. На базе принципов взаимного страхования обосновать предпосылки создания новых обществ страхования ответственности по профессиональному признаку. Рассмотреть практический пример успешного сочетания страховой и благотворительной деятельности. Сформулировать прогноз о перспективности применения современных информационных технологий и сетевых моделей в страховании, а также рекомендации для дальнейших научно-практических изысканий.
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа открытой информации и последующего синтеза новых знаний в виде экспертных авторских предложений и прогнозов. Изучены в процессе исследования научные публикации по страховому делу, федеральный закон и международные сведения о взаимном страховании, данные сайта инновационного стартапа.
Результаты. Отражены основные принципы, преимущества и недостатки взаимного страхования, показана его роль и значимость на международном страховом рынке. Установлено, что взаимное страхование является наиболее перспективным для ряда направлений страхования ответственности, прежде всего — с акцентом на профессиональную общность участников (членов взаимного общества). Предложено применение сетевых информационных технологий для объединения потенциальных участников и для организации фактической деятельности современных взаимных обществ в целях страхования рисков профессиональной ответственности. Приведены показатели и общая бизнес-модель существующего инновационного страхового стартапа.
Выводы. Появление и успешное функционирование инновационного страхового стартапа эмпирически задало новые перспективные тенденции не только в страховом деле в целом, но во взаимном страховании в частности. В будущем по мере развития некоммерческие страховые организации смогут использовать современные информационные технологии и инновационные способы организации страхового дела. Целесообразны предложения о перспективных направлениях дальнейших научно-практических изысканий, включая междисциплинарные.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ