Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Вопросы государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-426-431

Аннотация

В государственном ценообразовании в отношении строительной продукции накопилось немало вопросов, основные из которых рассматриваются в настоящей статье. При главенствующей роли государства в определении сметной стоимости строительства объектов за счет бюджетных средств всех уровней Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (РФ) с 2016 г. осуществляет кардинальное реформирование ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Автором статьи выполнен краткий анализ результатов работы и сформулированы предложения по решению вопросов совершенствования ценообразования в строительстве.

Цель. Исследовать современное состояние государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве, определить пути перехода от базисно-индексного метода составления смет по государственным нормам и расценкам к разработке сметной документации ресурсным методом с использованием реальных (рыночных) нормативов на строительные ресурсы с участием в конкурсах на строительство.

Задачи. На основе исследования определить пути перехода строительной отрасли от базисно-индексного метода разработки смет к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства по рыночным нормам и ценам на строительные ресурсы. В работе по составлению локальных смет выявить пути совершенствования методики определения накладных расходов и сметной прибыли.

Методология. С использованием общепринятых методов научного исследования последовательно рассмотрены проблемы ценообразования на строительную продукцию по государственным сборникам норм расхода ресурсов и единичных расценок на измерители работ.

Результаты. Выявлены основные недостатки сметно-нормативной базы 2001 г., сформулирована главная задача реформирования ценообразования в строительстве в условиях конкурентной рыночной экономики. Показаны недостатки введенных Минстроем России новых сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок. Установлено, что государственная система ценообразования создает проблемы в оценке реальной стоимости проектов строительства, освоения бюджетных средств и своевременной сдаче объектов в эксплуатацию. Даны основы методики определения стоимости строительной продукции.

Выводы. В государственном ценообразовании сметная стоимость строительства определяется не по реальным (рыночным) нормам, технологиям и ценам строительных ресурсов. В условиях рыночной экономики по примеру других отраслей и развитых стран следует переходить на рыночный (ресурсный) метод при конкурентном формировании цены строительной продукции.

Об авторе

В. Д. Ардзинов
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I
Россия

Ардзинов Василий Дмитриевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента в строительстве

190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9



Список литературы

1. Ардзинов В. Д., Барановская Н. И., Курочкин А. И. Сметное дело в строительстве. Самоучитель. 5-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2020. 464 с.

2. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200745/ (дата обращения: 06.03.2020).

3. О Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205094/ (дата обращения: 15.03.2020).

4. Об утверждении сметных норм на строительные работы: приказ Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 871/пр (с изм. от 30 марта 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/564142193 (дата обращения: 30.03.2020).

5. О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках и отдельных составляющих к ним: приказ Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 876/пр (с изм. от 30 марта 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/564142198 (дата обращения: 30.03.2020).

6. Одобрена концепция новой системы ценообразования и сметного нормирования «400 дней» [Электронный ресурс] // 400days.ru. URL: http://400days.ru/kontseptsiya-novoy-sistemy-tsenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya-/ (дата обращения: 15.03.2020).

7. Об утверждении плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2020 год: приказ Минстроя России от 28 апреля 2020 г. № 232/пр. URL: https://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/6ef/prikaz-232pr.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

8. О формировании классификатора строительных ресурсов [Электронный ресурс]: приказ Минстроя России от 2 марта 2017 г. № 597/пр // Минстрой России. URL: https://www.minstroyrf.ru/docs/14619/ (дата обращения: 15.03.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Ардзинов В.Д. Вопросы государственного ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Экономика и управление. 2020;26(4):426-431. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-426-431

For citation:


Ardzinov V.D. Issues of Government Pricing and Budget Normalization in Construction. Economics and Management. 2020;26(4):426-431. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-4-426-431

Просмотров: 326


ISSN 1998-1627 (Print)