Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 9 (2019)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

5-12 838
Аннотация

Исследование направлено на выявление предпосылок ускорения экономического роста и повышения качества социально-экономического развития посредством модернизации подходов к регулированию рынка труда и воспроизводства трудового потенциала.

Цель. Выявить проблемы обеспечения экономического роста в России трудовыми ресурсами и предложить подходы к их решению.

Задачи. Охарактеризовать современные темпы и перспективы изменения экономического роста в России. Описать проблемы обеспечения экономического роста с позиций факторного подхода (на примере фактора «труд»). Проанализировать причины несбалансированности рынка труда и недостаточной эффективности обеспечения экономики трудовыми ресурсами. Предложить рекомендации по совершенствованию обеспечения трудовыми ресурсами экономического роста на современном этапе развития российской экономики.

Методология. При проведении исследования применены методы институционального, структурного, статистического анализа в отношении процессов экономического роста и социальноэкономического развития. При анализе феномена экономического роста использован факторный подход к его описанию, в рамках которого его темпы определяются количеством и качеством факторов производства (ресурсов). Углубленный анализ проведен относительно фактора «труд». Проблемы обеспечения экономического роста в России трудовыми ресурсами изучены с позиций системного подхода, с применением методических приемов вариантного и ситуационного анализа.

Результаты. В статье обоснована позиция о том, что современная экономика России «застыла» в ситуации «околонулевого» роста, что во многом определяется низкой результативностью реализуемой социально-экономической политики, из чего следует необходимость повышения темпов экономического роста. С использованием факторного подхода (на примере фактора «труд») рассмотрена достаточность ресурсного обеспечения экономического роста факторами производства. Показана достаточность и даже избыточность трудовых ресурсов в современной России, с учетом проведенной пенсионной реформы. Всесторонне проанализированы ключевые качественные проблемы функционирования рынка труда: структурное и количественное несоответствие подготовки специалистов в системе образования потребности в работниках; «сверхобразованность» населения (люди выполняют работу, требующую квалификации ниже, чем имеющийся у них уровень образования и/или профессиональной подготовки). Показана специфика этих проблем, даны рекомендации по их разрешению, которые требуют пересмотра подходов к разработке и реализации государственной экономической политики.

Выводы. Ресурсные возможности (в части трудовых ресурсов) для ускорения темпов экономического роста и совершения рывка в социально-экономическом развитии России имеются. Анализ существующих в этой сфере проблем показал, что они преодолимы. Но для этого необходима целенаправленная системная работа, ведущая роль в проведении которой отводится государству, что требует совершенствования реализуемой государственной экономической политики.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

13-22 288
Аннотация

Исследование направлено на изучение опыта интеграции странами, имеющими значительную долю сырьевой экономики, принципов устойчивого развития в национальные стратегии и политику.

Цель. Обобщить опыт стран в области основных направлений действий по формированию условий для развития «зеленого» сегмента национального финансового рынка.

Задачи. Сравнить инициативы в сфере устойчивого развития и «зеленых» инвестиций, реализуемые различными странами, а также подходы стран к формированию и развитию «зеленого» сегмента национального финансового рынка.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассматриваются особенности реализуемого странами подхода к финансированию устойчивого развития и «зеленого» экономического роста.

Результаты. На примере пяти стран изучены вопросы, связанные с интеграцией принципов устойчивого развития в национальные стратегии и политику. Анализ проводился по следующим направлениям: сравнительная характеристика ключевых показателей социально-экономического развития; предпринимаемые действия по переориентации сырьевой экономики; реализуемые стратегии формирования «зеленого» сегмента экономики; достигаемые результаты. В ходе анализа обобщены подходы стран по переориентации хозяйствующих субъектов на устойчивые виды деятельности; описаны выбираемые направления формирования источников финансирования устойчивой деятельности и национальные решения по регулированию финансового рынка; систематизированы рыночные инструменты финансирования «зеленых» инвестиций и определена конфигурация «зеленого» сегмента национального финансового рынка в рассматриваемых странах.

Выводы. Изученный опыт ряда стран демонстрирует значимую роль государства в формировании «зеленого» сегмента национального финансового рынка, разнообразие подходов к принятию концепции устойчивого развития и основанной на ней модели «зеленого» экономического роста. Страны по-разному расставляют приоритеты, включая социальный и экологический фактор в национальную повестку. Применяется широкий спектр инструментов по переориентации на устойчивые виды деятельности, но ключевой проблемой для всех стран следует признать формирование источников финансирования устойчивой деятельности. По сути, страны заняты переформатированием финансового ландшафта, предпринимая попытку переноса бремени финансирования экономического развития с государства на рынок.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

23-33 791
Аннотация

Исследование направлено на анализ угроз экономической безопасности региона и поиск путей повышения уровня экономической безопасности.
Цель. Определить и проанализировать возможные угрозы экономической безопасности региона (на примере Республики Крым).
Задачи. Провести теоретический анализ понятия «угроза экономической безопасности», выявить особенности региона, влияющие на уровень экономической безопасности, сформировать перечень основных угроз экономической безопасности Республики Крым.
Методология. Проведен обзор научных взглядов на категорию «угроза экономической безопасности». Использованы методы логического анализа, которые позволили установить факторы, определяющие особенности региона и их взаимосвязь с выявленными угрозами экономической безопасности. По итогам анализа статистики дана оценка социально-экономического положения Республики Крым.
Результаты. Регионы России отличаются высокой степенью дифференциации, что связано с их географическим положением, природно-ресурсным потенциалом, отраслями хозяйственной специализации и прочими факторами. Именно поэтому определение угроз экономической безопасности того или иного региона формируется с учетом его особенностей. В статье приведен перечень основных угроз экономической безопасности региона, в частности Республики Крым, а также представлена их классификация.
Выводы. В условиях экономического кризиса, нестабильной геополитической обстановки и внешних санкций экономическая безопасность становится одним из важнейших национальных приоритетов. Ввиду федеративного государственного устройства России регионы играют важную роль в формировании экономической безопасности страны в целом. В связи с этим необходимо своевременное выявление угроз экономической безопасности региона, а также поиск путей эффективного противодействия им.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

34-42 1309
Аннотация

Актуальность темы заключается в том, что мировая экономика и международные экономические отношения находятся под влиянием глобальных вызовов. При этом важной тенденцией выступает формирование нового технологического уклада на базе цифровизации.
Цель. Выявить особенности влияния глобальных экономических вызовов на развитие международных рынков будущего.
Задачи. Определить сущность глобальных вызовов современного этапа развития мировой экономики и специфику международных экономических отношений; обосновать возникновение и характер рынков будущего и проанализировать влияние глобальных вызовов на их развитие.
Методология. Выполнена систематизация основных современных глобальных вызовов с учетом их существующего и потенциального влияния на развитие рынков будущего, проведен анализ сущности и характера текущего развития рынков будущего. Исследование осуществлялось с применением методов сравнительного анализа, экономико-статистического (в том числе корреляционного) анализа в части изучения и сопоставления динамики показателей рынков будущего и показателей развития мировой экономики.
Результаты. Анализ позволил выявить, что рынки технологий будущего имеют свои особенности: кастомизация производства, послепродажный сервис, развитие межотраслевых экосистем и др. Выявлены такие глобальные вызовы, как мировая экономическая рецессия, рост торговых барьеров, усиление глобальной конкуренции, влияющие на рынки будущего как ограничивающе, так и стимулирующе.
Выводы. В масштабах глобальной экономики в рынках будущего идентифицируется конкурентоспособный путь к техническому решению некоторых глобальных проблем: экологических, технологических, социально-экономических и др. Соответствующие рынки могут обеспечить значительный потенциал роста экономики.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

43-53 954
Аннотация

В статье рассматривается новый подход к трактовке и структурированию экономической модернизации как процесса, реализуемого посредством потенциала адаптивности и проактивности, присущего предпринимательству и, в частности, крупному бизнесу. Ввиду этого предпринята попытка структурирования взаимосвязей проактивности и модернизации, исследованы риски, региональные проекции процесса на основе опыта Промышленного союза «Новое Содружество» и его глобального подразделения — комбайнового завода «Ростсельмаш».
Цель. Исследовать взаимосвязи проактивности и модернизации (с учетом потенциала модернизации посредством проактивных стратегий бизнеса).
Задачи. Проанализировать специфику и обосновать принципиальную значимость компетенций крупного бизнеса в реализации модернизационных стратегий в общеэкономическом масштабе.
Методология. При использовании методов системно-структурного анализа и структурирования процесса модернизации, а также с учетом теории проактивности, теории бюрократии и региональной экономики, выводов бизнес-аналитики показано, что полноценная реализация модернизационных векторов в экономике возможна на базе полиформатного применения компетенций, потенциала и ресурсов крупного бизнеса как реализующего в своей деятельности модернизационные принципы.
Результаты. По итогам рассмотрения традиционных факторов и новационных трендов обоснована трансформация современного содержания модернизационных процессов. Показано, что проактивность является механизмом модернизации в условиях современных глобальных процессов. Охарактеризованы структура и содержание проактивной деятельности рыночных компаний, представлен сравнительный анализ проактивности, реактивности в деятельности рыночных агентов и государственного сектора. Представлен анализ сопряженности проактивной деятельности корпораций и направлений региональной модернизации (на примере глобального бизнеса комбайнового завода «Ростсельмаш»). Результаты исследования могут быть использованы на региональном уровне при трансформации подходов к формулированию, структурированию приоритетов и механизмов политики модернизации, разработке документов, регулирующих модернизационные трансформации; выработке мер вовлечения крупного бизнеса в процессы стратегирования и программирования.
Выводы. Доказано, что крупный бизнес обладает уникальными и невоспроизводимыми в рамках государственного управления качествами и компетенциями реализации модернизационного поведения. Ввиду этого политика модернизации должна включать систему мер благоприятствования бизнесу (среди них — защита прав собственности, свобода торговли, рост доверия в экономике) как носителю модернизационных компетенций. Данный подход должен сопровождаться переносом центра тяжести государственной политики на формирование условий реализации модернизационных стратегий крупного бизнеса и на общероссийском и на региональном уровне.

54-59 326
Аннотация

Исследование направлено на изучение особенностей функционирования ведомственных спортивных организаций на современном этапе социально-экономического развития с целью выработки мер по эффективному использованию их ресурсного потенциала.
Цель. Обосновать необходимость применения модели финансирования ведомственной спортивной организации на основе оценки имеющихся ресурсов и разработки новых методов получения доходов для осуществления деятельности.
Задачи. Дать определение понятия «ресурсный потенциал» в контексте предметной области исследования. Рассмотреть особенности ресурсного обеспечения ведомственных спортивных организаций на современном этапе социально-экономического развития. Выявить источники финансирования ведомственных спортивных организаций. Определить пути рационализации финансирования для осуществления эффективной деятельности спортивного клуба.
Методология. Исследование проведено с использованием методологии системного подхода к изучению экономических явлений и процессов, метода системного анализа, а также на основе анализа эмпирических данных о деятельности спортивных организаций, функционирующих под эгидой вузов Санкт-Петербурга.
Результаты. Установлено, что на современном этапе огромное значение приобретает финансирование ведомственных спортивных организаций, выполняющих важную социальную функцию по формированию человеческого капитала. Финансирование ведомственных спортивных организаций имеет свои особенности. В большинстве случаев оно зависит от наличия бюджетных средств, которые дефицитны. В связи с этим руководству учреждений необходимо выработать модель, при которой ведомственные спортивные организации могут осуществлять наиболее эффективную деятельность по достижению поставленных социальных целей, обеспечивая наибольшую отдачу от вложенных в их развитие средств.
Выводы. Авторами предложены направления исследования ресурсного потенциала ведомственных спортивных организаций и изучения в дальнейшем возможностей по финансовому обеспечению процесса оказания услуг для социально значимых групп населения.

60-66 520
Аннотация

В статье проведен анализ предложения председателя Правительства РФ Д. А. Медведева о переходе страны на четырехдневную рабочую неделю. В контексте темы изучен общий опыт решения
данного вопроса, в том числе в рамках зарубежного опыта. Несмотря на то, что подобное предложение рассматривалось еще во времена СССР И. В. Сталиным, правда, в контексте перехода на
пяти- и шестичасовой рабочий день, данный вопрос стал обсуждаться лишь в 2019 г. В свете пенсионной реформы, повлекшей увеличение пенсионного возраста в России, ряд специалистов полагают, что рассматриваемые предложения скрывают за собой возможные изменения, которые приведут к ухудшению сегодняшнего положения трудящихся. В статье рассмотрены механизмы государственного управления во взаимодействии с предпринимательством, касающиеся изменения рабочего времени трудящихся.
Цель. Проанализировать возможные направления совершенствования государственного управления в области трудового законодательства, существенно влияющего на развитие экономики, предпринимательства и положение трудящихся.
Задачи. Определить исторические предпосылки перехода России на четырехдневную рабочую неделю. Изучить правовые механизмы и особенности трудового законодательства России в области планируемого перехода на четырехдневную рабочую неделю. Исследовать зарубежный опыт регламентации времени работы трудящихся. Провести анализ положительных и отрицательных сторон при переходе России на четырехдневную рабочую неделю. Разработать предложения, сопутствующие переходу России на четырехдневную рабочую неделю.
Методология. Методологической основой рассмотрения проблем стали общенаучные методы, а также методы системного, структурно-функционального и институционального анализа.
Результаты. Проведен комплексный анализ происходящих процессов в области совершенствования трудового законодательства и его влияния на экономику, предпринимательство и положение трудящихся. Определены исторические предпосылки перехода России на четырехдневную рабочую неделю, изучены основы российского трудового права, с учетом зарубежного опыта выявлены положительные и отрицательные стороны возможных нововведений в области регламентации продолжительности труда. Авторами подготовлены предложения, реализация которых приблизит к введению четырехдневной рабочей недели в России.
Выводы. Предложение председателя Правительства РФ о переходе на четырехдневную рабочую неделю вызывает сегодня множество вопросов. Так, отсутствует уверенность в том, что это приведет к сохранению заработной платы. Возникает ряд вопросов о том, является ли это шагом для искусственного снижения безработицы, в каких сферах деятельности идея найдет отражение в первую очередь и многие другие. Данные вопросы требуют длительного всестороннего обсуждения с представителями Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, профсоюзов, научного сообщества. Требуется проведение социологического исследования с целью выявления и предупреждения опасений среди граждан ввиду грядущих перемен. Вместе с тем, по мнению авторов статьи, идея концептуально верна, но справедлив и вопрос о том, будет ли она успешно реализована в эпоху капитализма, когда предприниматели нацелены на прибыль и не заинтересованы в снижении длительности рабочего времени сотрудников. На наш взгляд, при социалистической модели хозяйствования, планы И. В. Сталина о сокращении рабочего дня быстрее бы воплотились в реальности путем подкрепления новыми инновационными разработками в станкостроении и других областях, которые бы реально давали существенный прирост ВВП и значительное снижение издержек производства. Оценить перспективы развития соответствующей идеи на современном этапе сложно.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

67-79 442
Аннотация

В процессе исследования изучено влияние макроэкономических и демографических факторов, а также повышения возраста выхода на пенсию на формирование пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования.
Цель. Обосновать актуарными расчетами порядок формирования страховых пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования России в условиях старения населения.
Задачи. Разработать методические подходы к проведению актуарного обоснования формирования пенсионных прав в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования. Кроме того, сформулировать предложения по совершенствованию пенсионного законодательства в целях повышения эффективности формирования пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования, достижения сбалансированности бюджета Пенсионным фондом России и повышения уровня пенсионного обеспечения на период до 2050 г.
Методология. В статье с помощью общих и специальных методов научного познания — анализа (экономико-статистического, финансового, системного, сравнительного) теоретического и практического материала и синтеза, экспертных оценок, актуарного моделирования и прогнозирования —
в различных аспектах (правовом, историческом, временном) рассмотрен вопрос формирования застрахованными лицами пенсионных прав в контексте пенсионной системы и разработаны предложения по реализации мер, необходимых для повышения эффективности формирования пенсионных прав в долгосрочной перспективе.
Результаты. Анализ ведущих подходов и принципов формирования пенсионных прав застрахованных лиц, законодательного регулирования этого процесса во временном интервале более 30 лет,
а также проведенные в ходе исследования актуарные расчеты показали необходимость формирования нового механизма расчета пенсионных прав в условиях старения населения. Очевидна потребность в выработке конструктивных мер, основанных на результатах актуарных расчетов, по совершенствованию пенсионного законодательства.
Выводы. При изучении трансформации процесса формирования пенсионных прав застрахованных лиц стал очевидным тот факт, что на данный процесс постоянное влияние оказывают
макроэкономические и демографические факторы, в том числе естественное старение населения, а также принятые меры по повышению пенсионного возраста. В итоге возникла потребность в разработке комплекса мер, позволяющих в перспективе повысить эффективность пенсионных реформ в целях полноценного учета пенсионных прав застрахованных лиц в размере будущей пенсии.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

80-86 343
Аннотация

Статья посвящена оценке чувствительности производства валового внутреннего продукта (ВВП) России к сдвигу численности трудоспособного населения, вызванного увеличением возраста выхода на пенсию с 2019 г.
Цель. Рассмотреть количественные оценки производства ВВП России с учетом изменений численности трудоспособного населения, вызванного увеличением фактического возраста выхода на пенсию.
Задачи. Составить прогноз численности трудоспособного населения с учетом повышения возраста выхода на пенсию. Разработать модель, устанавливающую связь между численностью трудоспособного населения, инвестициями в основной капитал и производством ВВП. Количественно оценить влияние сдвига численности трудоспособного населения на производство ВВП в России.
Методология. Исследование основано на результатах моделирования и долгосрочного прогнозирования.
Результаты. Представлена экономико-математическая модель, устанавливающая связь между численностью трудоспособного населения, инвестициями в основной капитал и производством ВВП. Для уточнения экономических эффектов сдвига численности трудоспособного населения, вызванного увеличением пенсионного возраста, составлен прогноз производства ВВП России с учетом
«старой» и «новой» (повышающей пенсионный возраст) схем выхода на пенсию. Прогноз предлагается в трех вариантах численности трудоспособного населения.
Выводы. Установлено, что при «старой» схеме, сохраняющей более ранний возраст для начисления пенсии, к 2036 г. во всех трех вариантах произойдет уменьшение производства ВВП в сравнении с 2017 г. В отношении «новой» схемы, увеличивающей пенсионный возраст, сделан вывод о том, что повышение пенсионного возраста является фактором, способствующим увеличению производства ВВП. Однако влияние на экономический рост будет незначительным.

87-96 341
Аннотация
Исследование направлено на совершенствование модели документооборота верхнего уровня сетевых компаний FMCG-ритейла на основе построения специальной архитектуры данных.
Цель. Разработать модель документооборота верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла на базе моделирования архитектуры данных.
Задачи. На начальном этапе необходимо рассмотреть систему общего документооборота сетевых компаний FMCG-ритейла, выделить главные заинтересованные группы — участников внешнего, внутреннего и обеспечивающего документооборота. Целесообразно проанализировать некоторые виды внутреннего документооборота и выявить их взаимосвязи. На основании проведенного анализа следует разработать концептуальную модель архитектуры данных и модель документооборота сетевых компаний FMCG-ритейла.
Методология. В исследовании система общего документооборота сетевых компаний FMCG-ритейла представлена в виде трех подсистем (внешний, внутренний и обеспечивающий документооборот). Рассмотрены центральные каналы взаимодействия сетевых компаний с такими заинтересованными группами, как государственные органы власти, поставщики, потребители, сторонние организации. На основании анализа взаимосвязи элементов системы документооборота построена модель документооборота верхнего уровня, а также представлена концептуальная модель архитектуры данных для компании FMCG-ритейла с учетом перечисленных сущностей. Модель выполнена в нотации UML, которая позволяет отражать ключевые классы и связи, а также анализировать наличие связей, которые требуют упрощения.
Результаты. В статье рассмотрен процесс совершенствования системы документооборота сетевых компаний FMCG-ритейла в условиях активного внедрения новых информационно-технических решений и автоматизации бизнес-процессов с целью сокращения издержек и увеличения продаж. В процессе исследования показанасистема общего документооборота сетевых компаний FMCG-ритейла, выделены основные заинтересованные группы — участники внешнего документооборота, проанализированы отдельные виды внутреннего документооборота. По итогам исследования разработана модель документооборота верхнего уровня сетевых компаний FMCG-ритейла на базе проектирования архитектуры данных.
Выводы. В настоящее время крупные сетевые компании FMCG-ритейла активно внедряют новые информационно-технические решения и автоматизируют бизнес-процессы с целью сокращения издержек и увеличения продаж. Оптимальное документационное обеспечение сетевых компаний FMCG-сегмента невозможно без формирования огромных массивов данных, от совершенства методов хранения и обработки которых напрямую зависит скорость и качество бизнес-процессов. В целях совершенствования системы документооборота становится все более необходимой организация работ по разработке и оптимизации архитектуры данных. Архитектура данных является одной из основополагающих моделей функционирования предприятия с точки зрения комплексной цифровизации. Полученная модель данных может считаться универсальной для компаний FMCGритейла, поскольку позволяет организовать управление данными таким образом, чтобы обеспечить развитие и эффективное функционирование архитектуры сетевых компаний.
97-106 341
Аннотация

Модель механизма робастного управления — это построенное гомеостатическое пространство с основанием на входе адаптивного, на выходе — робастного гомеостаза, благодаря чему создаются демпферы для преодоления неопределенности. Наибольшая сложность проявляется в преодолении средовой разрастающейся неопределенности, в частности ее составляющей — стратегической неопределенности. В теории стратегического управления разработка надежных стратегий возлагается на сценарное планирование. Робастное управление вводом в его механизм адаптивного гомеостаза создает ориентиры процессу формирования сценариев будущего экономических систем.
Цель. Обосновать подход к развитию робастного управления, состоящий в интеграции со сценарным планированием и способствующий расширению возможностей по преодолению разрастающейся неопределенности состояния полисубъектной внешней среды, а также ввод процесса конвергенции в стратегическое управление.
Задачи. Изучить открывающиеся с применением механизма робастного управления возможности по интеграции со сценарным планированием. Сформировать комплексное представление разрастающейся неопределенности состояния полисубъектной среды. Раскрыть логику процесса конвергенции стратегических разработок с использованием метода «фокусированных, узких сценариев».
Методология. Развитие теории робастного управления экономическими системами осуществляется в направлении разработки методов образования системной конвергенции двух открытых систем (экономической системы и полисубъектной среды) и интеграции со сценарным планированием, способствующих преодолению стратегической неопределенности.
Результаты. Обосновано решение об интеграции механизма робастного управления и процесса сценарного планирования. Подтверждено явление разрастающейся неопределенности при характеристике состояния полисубъектной среды. Аргументирован ввод процесса конвергенции в формирование стратегии и приведен пример его реализации при построении стратегии по методу «фокусированных, узких сценариев».
Выводы. Введенный в модель механизма робастного управления адаптивный гомеостаз, особая информационная структура с параметрами-индикаторами полисубъектной среды с разрастающейся неопределенностью и экономической системы расширяет возможности для интеграции со сценарным планированием и служит ориентиром для будущего экономической системы. Алгоритмическое представление формирования стратегии по методу «фокусированных, узких сценариев» показывает, что стратегия — синтез противоречивых действий, образуемый в процессе конвергенции, а стратегия характеризуется как конвергентная.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

107-113 214
Аннотация

Цель. Изучение, анализ, систематизация научных знаний в сфере инфраструктурных систем по формированию условий создания конкурентоспособных современных предприятий на основе ITтехнологий.
Задачи. Дать определение инновационной инфраструктуры; проанализировать внешнюю и внутреннюю среду обеспечения инфраструктуры конкурентоспособности предпринимательских структур; выявить особенности формирования теоретических основ системы инфраструктурного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур; исследовать потенциал цифровизации экономики в инфраструктурном обеспечении создания конкурентоспособности предпринимательских структур.
Методология. C помощью общих методов научного познания осуществлен критический анализ современных механизмов инфраструктурного обеспечения конкурентных преимуществ инновационно ориентированных предпринимательских структур.
Результаты. Изучены внешние институты-участники инновационного процесса в России, проведена их типизация, выделены отличительные черты, описана история их формирования и роль в инфраструктуре. Исследовано понятие инфраструктурного обеспечения. Установлена связь инновационной инфраструктуры с созданием конкурентных преимуществ предпринимательских структур.
Выводы. На базе изученного материала в статье охарактеризованы перспективы использования современных информационных технологий в проектировании инфраструктуры инновационных проектов. Даны рекомендации по трансформации институтов поддержки конкурентоспособности и модернизации менеджмента внутренних элементов инфраструктуры инновационного предпринимательства в условиях цифровизации экономики. Формируются предпосылки создания продвинутого цифрового приложения, которое объединит и сбалансирует множество данных и аспектов по инфраструктурному обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур, повысит эффективность разработки инновационных проектов, их реализации и управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)