Модернизация экономики России на основе потенциала проактивности крупного бизнеса: концептуальная модель
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-9-43-53
Аннотация
В статье рассматривается новый подход к трактовке и структурированию экономической модернизации как процесса, реализуемого посредством потенциала адаптивности и проактивности, присущего предпринимательству и, в частности, крупному бизнесу. Ввиду этого предпринята попытка структурирования взаимосвязей проактивности и модернизации, исследованы риски, региональные проекции процесса на основе опыта Промышленного союза «Новое Содружество» и его глобального подразделения — комбайнового завода «Ростсельмаш».
Цель. Исследовать взаимосвязи проактивности и модернизации (с учетом потенциала модернизации посредством проактивных стратегий бизнеса).
Задачи. Проанализировать специфику и обосновать принципиальную значимость компетенций крупного бизнеса в реализации модернизационных стратегий в общеэкономическом масштабе.
Методология. При использовании методов системно-структурного анализа и структурирования процесса модернизации, а также с учетом теории проактивности, теории бюрократии и региональной экономики, выводов бизнес-аналитики показано, что полноценная реализация модернизационных векторов в экономике возможна на базе полиформатного применения компетенций, потенциала и ресурсов крупного бизнеса как реализующего в своей деятельности модернизационные принципы.
Результаты. По итогам рассмотрения традиционных факторов и новационных трендов обоснована трансформация современного содержания модернизационных процессов. Показано, что проактивность является механизмом модернизации в условиях современных глобальных процессов. Охарактеризованы структура и содержание проактивной деятельности рыночных компаний, представлен сравнительный анализ проактивности, реактивности в деятельности рыночных агентов и государственного сектора. Представлен анализ сопряженности проактивной деятельности корпораций и направлений региональной модернизации (на примере глобального бизнеса комбайнового завода «Ростсельмаш»). Результаты исследования могут быть использованы на региональном уровне при трансформации подходов к формулированию, структурированию приоритетов и механизмов политики модернизации, разработке документов, регулирующих модернизационные трансформации; выработке мер вовлечения крупного бизнеса в процессы стратегирования и программирования.
Выводы. Доказано, что крупный бизнес обладает уникальными и невоспроизводимыми в рамках государственного управления качествами и компетенциями реализации модернизационного поведения. Ввиду этого политика модернизации должна включать систему мер благоприятствования бизнесу (среди них — защита прав собственности, свобода торговли, рост доверия в экономике) как носителю модернизационных компетенций. Данный подход должен сопровождаться переносом центра тяжести государственной политики на формирование условий реализации модернизационных стратегий крупного бизнеса и на общероссийском и на региональном уровне.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ГонтарьРоссия
Гонтарь Николай Владимирович кандидат географических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160
А. Г. Сапожникова
Россия
Сапожникова Анна Геннадьевна доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды», кандидат экономических наук
344006, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. РБК 500. Рейтинг российского бизнеса // RBC.ru. 2019. URL: https://www.rbc.ru/rbc500/(дата обращения: 27.08.2019).
2. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. 768 с.
3. Леви М. Социальные модели и проблемы модернизации. М.: ЮНИТИ, 2004. 369 с.
4. Lerner D. The Passing of Traditional Society: Modernizing the Middle East. N. Y.: Free Press, 1958. 438 р.
5. Rostow W. W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. Cambridge: Cambridge University Press. 1960. 179 p.
6. Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 61−72.
7. Гидденс Э. Последствия модернити. Пер. с англ. // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. С. 101−122.
8. Неклесса А. И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории // Глобальное сообщество. Картография постсовременного мира. Вып. 2 / отв. ред. А. И. Неклесса. M.: Вост. лит., 2002. С. 109–142.
9. Сапожникова А. Г. Крупный бизнес в процессах модернизации экономики регионов России: ресурсы, стратегии, инструментарий: дис. … канд. экон. наук. Ростов-на/Д. 2018. 218 с.
10. Авдашева С. Б. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 98–111.
11. Долгопятова Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело, 1995. 281 с.
12. Кузнецов А. В. Транснациональные корпорации в мире [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. 2014. № 2. URL: http://www.mirec.ru/2014-02/transnacionalnyekorporacii-v-mire (дата обращения: 10.05.2019).
13. Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009. 423 с.
14. Радыгин А. Д. Эволюция форм интеграции и управленческих моделей: опыт крупных российских корпораций и групп // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 4. С. 35–58.
15. Sharifi H., Zhang Z. Methodology for Achieving Agility in Manufacturing Organisations: an Introduction // International Journal of Production Economics. 1999. Vol. 62. No. 1-2. P. 7−22. DOI: 10.1016/S0925-5273(98)00217-5.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
17. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. 263 с.
18. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / пер. с англ. М.: Смысл, 2002. 464 с.
19. Antoncic B., Hisrich R. D. Intrapreneurship: Construct Refinement and Cross-cultural Validation // Journal of Business Venturing. 2001. Vol. 16. No. 5. P. 495–527. DOI: 10.1016/S0883-9026 (99)00054-3.
20. Gyulavári T., Kolos K. The Impact of Proactive Strategies on Market Performance in Economic Downturn: the Case of Hungary // “Convergence and Divergence in the New Europe: Marketing Challenges and Issues”: Proceedings of The 6th Emac Regional Conference. Vienna: Vienna University of Economics and Business. 2015. P. 36–39.
21. Nanavati А., Ahmed S. India-Canada Trade and FDI Bilateral Flows: Performance, Prospects and Proactive Strategies. New Delhi: Allied Publishers Pvt. Ltd. 2016. 236 p.
22. Business Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/proactive.html (дата обращения: 09.07.2019).
23. Parker S. K. Bindl U. K., Strauss K. Making Things Happen: A Model of Proactive Motivation // Journal of Management. 2010. Vol. 36. No. 4. P. 827–856. DOI: 10.1177/0149206310363732.
24. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. Избранные труды. Серия: Нобелевские лауреаты по экономике. Пер. с англ. М.: Таурус Альфа, 1997. С. 15–30.
25. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2010. 418 с.
26. ФНС: Выездными проверками ежегодно охватывается лишь 1 % налогоплательщиков [Электронный ресурс] // RosInvest.Com. URL: http://rosinvest.com/novosti/793544 (дата обращения: 09.07.2019).
27. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 19.07.2019).
28. Ростсельмаш [Электронный ресурс]. URL: https://rostselmash.com/company/(дата обращения: 19.07.2019).
29. Акционеры Ростсельмаша и губернатор Ростовской области обсудили планы на 2017 г. [Электронный ресурс] // Новое содружество. 2017. 10 февр. URL: http://www.novoe-sodrugestvo.ru/ru/301005/3403/0/index.htm (дата обращения: 20.04.2019).
30. Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 27 дек. 2012 г. № 1432 // Гарант.ru. URL: http://base.garant.ru/70291682/ (дата обращения: 20.04.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Гонтарь Н.В., Сапожникова А.Г. Модернизация экономики России на основе потенциала проактивности крупного бизнеса: концептуальная модель. Экономика и управление. 2019;(9):43-53. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-9-43-53
For citation:
Gontar’ N.V., Sapozhnikova A.G. Modernization of the Russian Economy Based on the Proactive Potential of Big Business: a Conceptual Model. Economics and Management. 2019;(9):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-9-43-53