Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 7 (2016)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

5-9 1393
Аннотация

Цель. Обосновать необходимость развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем усиления взаимодействия самого делового сообщества, власти и ученыхэкономистов.

Задачи. Выделить основные проблемы развития малого бизнеса в стране; проанализировать существующую систему организации взаимодействия государственных, общественных и научных организаций с деловой средой; исследовать основные направления совершенствования законодательной базы в сфере поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге.

Результаты. Выделены основные проблемы развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге, включающие в себя чрезмерную оптимизацию мелкорозничной торговли, которая в свою очередь способствует росту крупных торговых сетей; разорение поставщиков предпринимателей малого бизнеса; коррупционные составляющие и пр. В результате выявленного несовершенства функционирования модели «власть — общество — бизнес» установлено систематическое ужесточение налоговой нагрузки на малый бизнес. Проанализирована работа специального института «оценки регулирующего воздействия», деятельность которого направлена на организацию системы «умного регулирования», в сравнении с зарубежными странами. Предложено ввести предварительные с участием предпринимателей «оценки регулирующего воздействия» любых будущих решений по малому бизнесу до их утверждения. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

10-19 540
Аннотация

Формирование представлений об устойчивом развитии общества в современную эпоху предполагает критическое рассмотрение как экологических, экономических и социальных процессов, так и парадигмальных оснований самого устойчивого развития. В условиях динамичной мультипарадигмальности возникает проблема формирования новой парадигмы для концептуального оформления инновационной модели устойчивого развития общества. Научная необходимость анализа парадигмальных основ общепризнанной теории устойчивого развития общества определяется тем, что знание методологических оснований и логической структуры существующей общепризнанной модели устойчивого развития позволит оценить ее потенциал и выяснить граничные условия для этих представлений.

Цель. Определить оптимальное направление разработки новой парадигмы устойчивого развития, наиболее адекватной процессам, характерным для современного общества.

Методология. В работе обосновывается методология формирования новой парадигмы устойчивого развития общества, включающая аргументацию объектов системного развития, посредством которых достигается требуемый результат — развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс. Выделяются такие объекты, как культура — внутренняя среда, в которой формируются убеждения людей, их привычки и знания, приобретается практический опыт; экономика — внешняя среда, формирующаяся и развивающаяся в результате интеграции достижений в сфере экономической науки и хозяйственной практики в процессе экономической деятельности общества, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста и трансформацию его результатов в социально значимый эффект для населения страны; а также общество — объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля.

Результаты. Выявлены связи между характеристиками общепризнанной модели устойчивого развития, основанной на экологическом, экономическом и социальном развитии, и реализуемостью социально значимых целей развития (развитие культуры производства и потребления и социальный прогресс). Выявлены разрывы в системных характеристиках процесса обеспечения устойчивого развития общества, излагаемых в соответствующей теории. Обоснована новая парадигма устойчивого развития общества и взаимодействующих в ее рамках объектов (культура, экономика и общество) в терминах ключевых элементов и связей. Неотъемлемым элементом новой парадигмы устойчивого развития общества по таким параметрам, как целеполагание и содержание, является государственное управление. Сформирована инновационная модель устойчивого развития общества, движущей силой которого является общественная самоорганизация в совокупности государственного управления, государственного стимулирующего регулирования экономики и экономической деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие культуры производства и потребления, а также социальный прогресс. 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

20-23 726
Аннотация

Цель. Определить условия преодоления стагнации в экономических отношениях России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Задачи. Проанализировать общий тренд развития внешней торговли России со странами АСЕАН с 2008 г. по настоящее время, установить влияние антироссийских санкций на уровень развития торговли и определить основные направления сотрудничества со странами АСЕАН.

Результаты. Раскрыты проблемы и трудности в отношениях России с АСЕАН. Установлено, что к основным направлениям развития сотрудничества со странами АСЕАН можно отнести нефтегазовый сектор, гражданскую и военную авиацию, транспортную логистику, сборку грузовых автомашин, инновации и ряд других. Исследованы необходимые ресурсы для перехода на новый уровень взаимодействия между странами с учетом взаимных интересов. Дана оценка итогов третьего саммита «Россия — АСЕАН», состоявшегося в мае 2016 г. в Сочи.

24-27 377
Аннотация

В рамках концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года правительством РФ определены цели и приоритетные направления достижения не только устойчивого развития экономики страны и социально-экономических показателей, но и повышения качества жизни населения и формирования туристско-рекреационных зон в регионах.

Цель. Обосновать необходимость развития спортивно-оздоровительных кластеров как вид инновационного предпринимательства в решении проблем социально-экономического развития регионов.

Задачи. Проанализировать распределение экономических показателей 20 стран для определения экономического эффекта от предпринимательской деятельности спортивно-оздоровительных кластеров; выявить специфику организации государственной и частной поддержки спортивно-оздоровительных кластеров; определить схему функционирования спортивно-оздоровительных кластеров

Результаты. Выявлена положительная тенденция роста количества организаций, занятых в сегменте спортивно-оздоровительной деятельности, как в России, так и за рубежом. Установлено, что функционирование спортивно-оздоровительных кластеров территории регионов России является вопросом не только создания высокоэффективного и высококонкурентного объекта экономической деятельности, но и повышения качества жизни населения региона, страны и развития общества в целом.  Сформулированы основные стратегические задачи для формирования и развития спортивно-оздоровительных кластеров в долгосрочной перспективе. 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

28-32 183
Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению кластерной политики как необходимого элемента развития инновационной экономики.

Цель. Провести анализ основных направлений государственной кластерной политики, ее целей, задач и проблем, связанных с ее формированием.

Задачи. Обосновать необходимость формирования кластерной политики и  выделить основные ее задачи. Сформулировать основные направления развития кластеров. Рассмотреть основные механизмы государственной поддержки кластеров.

Методология. В настоящей работе используются общие методы научного познания, такие как метод анализа документов, метод логического анализа. Эти методы позволили провести последовательный анализ необходимости проведения кластерной политики, выделить основные направления ее реализации и меры государственного регулирования и поддержки.

Результаты. Анализ научной литературы по проблемам инновационного пути России позволил выделить негативные факторы, а также потенциал для дальнейшего развития. Сформулированы признаки кластерных структур. Обоснована необходимость проведения кластерной политики. Изучены основные документы, направленные на реализацию кластерной политики. Предложен механизм государственного регулирования и поддержки кластерных структур.

Выводы. Формирование кластеров является важнейшей формой реализации инновационного пути развития экономики России. Кластерный подход в настоящее время требует адаптации к специфическим условиям функционирования государственных,  предпринимательских структур и научного сообщества. Ведущая роль по стимулированию формирования инновационных кластеров принадлежит государству. В связи с этим со стороны государства необходима как дальнейшая разработка концептуальных и методологических вопросов развития инновационных кластеров,  нормативно-правовое ее обеспечение, так и формирование благоприятной экономической среды. 

33-37 205
Аннотация

Настоящее исследование направлено на анализ инвестиционной стратегии организации и, соответственно, ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности в соответствии с этапами жизненного цикла организации.

Цель. Структурировать и обосновать логическую взаимосвязь между основными этапами разработки инвестиционного проекта организации и этапами ее жизненного цикла в целях разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организации.

Задачи. Определить последовательность действий и совокупность применяемых инструментов руководства организации на различных этапах ее жизненного цикла в целях обеспечения финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности и, следовательно, повышения конкурентоспособности организации. Методология. В настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности разработки инвестиционной стратегии организации в соответствии с этапами ее жизненного цикла в целях обеспечения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности организации; выявлены используемые механизмы в процессе повышения конкурентоспособности организации; сформулированы основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности с учетом жизненного цикла и конкурентоспособности организации.

Результаты. Инвестиционный проект может быть коммерческим и некоммерческим. В последних существуют возможности потраченные и полученные. В случае реализации некоммерческого проекта, для решения поставленной цели, выбор осуществляется в направлении наиболее оптимального варианта достижения цели. При этом нефинансовые критерии могут иметь приоритет над финансовыми показателями. Таким образом, при оценке инвестиционной привлекательности некоммерческого проекта в соответствии с этапами жизненного цикла организации следует учитывать приверженность инвестора достижению основных целей на данном этапе инвестиционного проекта и инвестиционного проекта в целом, а при определении допустимых вариантов одинакового качества необходимо выбирать менее затратный вариант.

Выводы. Исследование инвестиционной стратегии организации и, соответственно, ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности в соответствии с этапами жизненного цикла организации позволяет не только выявить специфику проблем в про цессе реализации коммерческого и некоммерческого проекта, а также обосновать подходы к оценке инвестиционной привлекательности конкретного инвестиционного проекта в соответствии с этапами жизненного цикла организации. Результаты данного исследования позволили определить направления планирования затрат в соответствии с ресурсными потребностями организации на каждом этапе жизненного цикла (в динамике, с учетом сил и предвидения дефицита денежных средств, предварительного формирования альтернативных источников привлечения инвестиционных ресурсов).

38-42 592
Аннотация

Современные условия развития заставляют по-новому рассматривать воспроизводство рабочей силы, выявлять тенденции, которые переходят в закономерности.

Цель. Выявить социальные возможности воспроизводства рабочей силы по отраслям.

Задачи. Дать социально-экономическую оценку уровня среднемесячной заработной платы относительно индексации экономических показателей за 2013–2015 гг., установить связь среднемесячной заработной платы со стоимостью воспроизводства рабочей силы, провести анализ соотношения уровня среднемесячной заработной платы по отраслям с комфортным размером стоимости воспроизводства рабочей силы (по М. В. Попову).

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрено воспроизводство рабочей силы как процесс постоянного создания, восстановления и дальнейшего развития физических, духовных, творческих, интеллектуальных способностей к труду, определены основные направления, повышающие  социальную значимость воспроизводства рабочей силы.

Результаты. Процесс воспроизводства рабочей силы связан с денежной оценкой. Стоимость удовлетворения физических и социальных потребностей является базой для определения стоимости воспроизводства рабочей силы, фактором возмещения которой является заработная плата на рынке труда. Результаты проводимого анализа наглядно демонстрируют, насколько несправедливо происходит индексирование заработной платы, что приводит к бедности населения, неспособности граждан удовлетворять социальные и духовные потребности, обеспечивать нормальную жизнедеятельность и воспроизводство рабочей силы.

Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что рассмотренные в работе отрасли Российской Федерации не могут в полном объеме удовлетворить потребности в воспроизводстве рабочей силы. Большой разрыв между комфортной стоимостью воспроизводства рабочей силы и уровнем заработной платы как цены труда позволяет низко оценивать социальные возможности воспроизводства рабочей силы по отраслям. 

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

43-45 187
Аннотация

В настоящее время сформировалась устойчивая потребность в трансформации представлений о роли Центрального банка, а также необходимость решения стратегических задач регулирования финансовой системы России с учетом рисков непредсказуемости международных финансовых институтов. В статье рассмотрены возможности решения стратегической задачи реализации финансовой политики, связанные с увеличением объемов финансирования внутренних инвестиций; обоснованы базовые положения реализации стратегий развития с опорой на внутренний спрос как один из драйверов роста российской экономики.

Цель. Проанализировать факторы, препятствующие обеспечению защиты национальной финансовой системы от проблем, обусловленных непредсказуемостью международных финансов.

Результаты. В результате теоретического анализа проблем, связанных с реализацией эффективной финансовой политики государства, сделан вывод о необходимости изменения структуры производства в России в соответствии с изменениями в структуре совокупного спроса, чтобы производители имели надежный доступ к недорогим финансовым ресурсам для целей производственных инвестиций. Выявлены возможности повышения устойчивости финансового сектора, являющегося ключевым в ускорении экономического роста за счет финансирования инвестиций в основной капитал, ведущих к увеличению объемов производства и созданию новых рабочих мест. В том числе сформированы предложения по осуществлению кредитной политики с привлечением различных государственных, негосударственных и кооперативных специализированных учреждений, которые могут самостоятельно финансировать инвестиции в приоритетные для государства отрасли по преференциальным ставкам.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

46-54 118
Аннотация

В статье описаны экономико-математические предпосылки организации экспериментов с целью систематизации эмпирических данных, которые могут быть заложены в математическую интерпретацию моделей как внутренних взаимосвязей между динамическими элементами экономических систем различных уровней, так и при моделировании внешних воздействий на всю систему национальной экономики, что в конечном счете позволит построить численную реализацию решения задачи динамической устойчивости механизма национальной экономики под воздействием внешних факторов стохастической природы.

Цель. Представить обоснованный с позиций теоретической статистики аппарат обобщения дискретных экспериментальных данных, изученных в форме одного и нескольких факторов, как независимых, нормально распределенных случайных величин с одинаковыми дисперсиями, который может быть использован при построении экономико-математических моделей внутренних взаимосвязей в сложных динамических экономических системах в сочетании с возможностью проверки устанавливаемых в процессе такого моделирования статистических гипотез.

Задачи. Интерпретировать эти исследования при помощи аппарата современной математики и совокупности математических и инструментальных ме тодов в экономике, что позволит современному эко номисту-теоретику относительно быстро перейти к практическим методам и приемам получения всего спектра необходимых математических зависимостей (функций) для численной реализации решения задачи динамической устойчивости и анализа проблемы пограничных состояний механизма национальной экономики под воздействием факторов внешней стохастической природы.

Методология. В методологическом отношении автор апеллирует к проблеме синтеза дискретных экспериментальных данных, теоретико-статистическая интерпретация которых формирует базу, необходимую для относительно точных математических выводов функциональных зависимостей, находящихся в основаниях математической теории устойчивости и переходных процессов в сложных многоуровневых иерархических системах.

Результаты. В процессе исследования автор приходит к тому, что процесс организации и планирования экспериментов в теоретико-статистическом плане является предшествующим этапом, необходимым для получения статистически значимых совокупностей методов и приемов, при помощи которых конкретизируются, уточняются, проверяются статистические гипотезы, являющиеся фундаментом при выводе спектральных функций, моделирующих всю систему внутренних и внешних факторов, обеспечивая численное решение задачи динамической устойчивости сложной и многоуровневой национальной экономической системы.

Выводы. В результате проведенного исследования обобщены задачи, состоящие в проверке гипотезы о равенстве средних значений нескольких нормально распределенных случайных величин с одинаковой дисперсией для случаев учета одного и многих факторов на всю систему в целом; показано, что можно проверять справедливость гипотез о равенстве средних значений многих факторов при помощи закона Беренса–Фишера–Снедекора. Величина несмещенной оценки дисперсии сравнивается с оценкой, найденной по закону Беренса–Фишера– Снедекора, что позволяет принимать или отвергать гипотезу в зависимости от того, существенно или нет она отклоняется от единицы отношения последней оценки к оценке остаточной дисперсии. На основании этой информации можно строить корректные функцио нальные зависимости, связывающие в определенных допущениях управляющие и управляемые параметры экономических систем, даже при наличии условий неопределенности.

ОБРАЗОВАНИЕ

55-63 168
Аннотация

С развитием в России и в мире информационно-коммуникационных технологий общество становится информационным, что предполагает развитие инноваций, повышение эффективности и диверсификации экономики, производительности и конкурентоспособности фирм.

Цель. Обосновать необходимость создания латеральных кластеров как корпоративных формирований высшей школы, объединяющих учебные заведения, предприятия и организации различного профиля, осуществляющих выпуск, с учетом информационно-коммуникационных технологий, высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить повышение национальной конкурентоспособности.

Задачи. Проанализировать основные подходы к определению понятия «латеральный кластер»; выделить основные формы взаимодействия объектов данных кластеров в России; исследовать рынок слияний и поглощений, характерных для российской высшей школы.

Результаты. Проведенный авторами анализ стратегий инновационного развития корпоративных формирований высшей школы (латерального кластера) выявил, что важнейшим фактором оптимизации процесса планирования и определения целей является решение, принятое в условиях ограниченности ресурсов корпорации в зависимости от ее размеров. Если целью корпорации является текущая деятельность, ей придется отказаться от стратегической диверсификации, и наоборот. Поэтому основная задача выбора эффективной стратегии инновационного развития корпоративных формирований высшей школы состоит в определении ресурсов, создающих наилучшие возможности для достижения ее целей. 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

64-70 320
Аннотация

Настоящее исследование направлено на изучение возможности применения инструментов, основанных на теории мягких вычислений, для оценки эффективности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Цель. Оценка эффективности действующего предприятия в сфере ЖКХ на основе методов теории энергоэнтропики

Задачи. Рассмотреть ключевые особенности энергоэнтропийного подхода к деятельности организации, наиболее эффективные методики расчета энтропии системы, провести расчет энтропии реально существующего предприятия сферы ЖКХ и оценить его эффективность.

Методология. В настоящей работе на основе общенаучных методов познания, а также методик оценки энтропии предприятия как системы, проведен расчет энтропии системы предприятия сферы ЖКХ, дана интерпретация полученных результатов.

Результаты. По итогам оценки энтропии исследуемого предприятия сферы ЖКХ за рассматриваемый период эффективность его деятельности менялась, что является результатом как изменений во внешней среде, так и управленческих решений руководства. На конец анализируемого периода уровень энтропии на предприятии достиг значения ниже уровня, отмеченного в начале исследуемого периода, что говорит о росте эффективности данной системы.

Выводы. Высокая неопределенность внутренних процессов для любой сложной системы так же опасна, как и слишком высокая их детерминированность. Предпринимательские структуры не являются исключением. Основанные на идеях теории энергоэнтропики методы оценки эффективности предприятия могут быть применены для оценки эффективности предприятия как системы. Сочетание современных теорий менеджмента и моделей, построенных на основе мягких вычислений, в значительной степени позволяет привести организацию к оптимальному состоянию. 

В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)