Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 6 (2017)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 

4-12 488
Аннотация
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования является важнейшей целью экономической политики органов государственной власти всех уровней. Реализуя указанную политику посредством применения инструментов стратегического управления, крайне важным является определение состава задач, обеспечивающих такое развитие. Цель. Определить подходы к обоснованию и выбору задач устойчивого социально-экономического развития в рамках стратегического планирования. Задачи. Провести анализ подходов к определению понятия «устойчивое социально-экономическое развитие», выделить основные принципы и состав задач, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие на примере города Санкт-Петербург. Результаты. Проведен анализ состава стратегических задач, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию города. Предложен авторский подход к трактовке понятия «устойчивое социально-экономическое развитие», в рамках которого развитие понимается как целенаправленный непрерывный процесс удовлетворения общественных и личных потребностей граждан на основе роста экономических возможностей социально-экономической системы при условии рационального использования ресурсов и сохранения окружающей среды.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 

13-17 204
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение феномена экономического патриотизма в современной педагогической теории и практике с позиций системно-феноменологического подходов. Цель. Проанализировать феномен экономического патриотизма учащейся молодежи в отечественной и зарубежной педагогике на основании имеющейся информации; провести теоретико-методологический анализ дефиниции «экономический патриотизм учащейся молодежи». Задачи. Определить способы и пути формирования экономического патриотизма учащейся молодежи в условиях экономических перемен в России. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены основные аспекты проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи. Результаты. Современная экономическая система российского рынка требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера. Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. В связи с этим обоснованы основные подходы к анализу современных экономических процессов с точки зрения изучения проблемы формирования экономического патриотизма на международном, общероссийском и университетском уровнях. Выводы Изучение феномена экономического патриотизма в педагогической теории и практике показало, что данная проблема является на сегодняшний день актуальной и требующей дальнейшего рассмотрения, что свидетельствует о необходимости ее разработки с позиций технологического подхода, позволяющего разработать методику повышения уровня формирования экономического патриотизма у студентов университета.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА 

18-27 130
Аннотация
Настоящее исследование направлено на разработку научно-технических и организационно-технологических основ создания центров компетенций (ЦК) Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) РФ, которые должны сыграть важную координирующую роль в решении проблем цифровой трансформации отечественной экономики. Цель. Обосновать необходимость создания ЦК федерального и регионального уровней для обеспечения органов государственной власти и управления РФ соответствующего уровня научно обоснованной методологией, соответствующими новыми информационными интеллектуальными технологиями проактивного мониторинга, прогнозирования и принятия управленческих решений. Определить предназначение ЦК для решения проблем поддержания необходимого уровня устойчивости функционирования социально-экономических, промышленных, технико-технологических и природных объектов и процессов различных классов в условиях формирования цифровой экономики, а также возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных социально-экономическими и военно-политическими кризисами, природными катаклизмами и техногенными катастрофами. Методология. В настоящей работе в качестве базовой методологии проведения исследований были выбраны обобщенный системный анализ и современная теория проактивного управления сложными объектами. Результаты. В целом при разработке и развитии ЦК для обеспечения технологической независимости российских разработчиков от зарубежных производителей в области проектирования, создания, эксплуатации и модернизации модельно-алгоритмического, технического, информационного и программного обеспечения систем управления целесообразно ориентироваться на методологию и системотехнические решения, реализованные к настоящему времени при создании национальной интеллектуальной аналитической платформы, в основу которой положена единая доверенная унифицированная многофункциональная информационно-коммуникационная инфраструктура проектирования, разработки, развертывания и эксплуатации распределенных систем поддержки принятия решений в АСУ объектов военно-государственного управления на основе внедрения технологической цепочки «данные - информация - знания - решения». Выводы. В результате выполненных исследований были определены цели, задачи, научно-технические и организационно-технологические основы программы создания ЦК в интересах функционирования и дальнейшего развития СРСЦ РФ.
28-35 62
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение современной судостроительной отрасли России, рассмотрение основных инновационных проектов ледоколов, необходимых для эффективного обслуживания северной морской транспортной магистрали. Цель. На основе анализа состояния современного ледокольного флота России представить перспективные инновационные проекты строящихся и проектируемых ледоколов. Задачи. Строительство современного ледокольного флота России предусматривает решение следующих задач: •• создание эффективной морской транспортной системы, способной обеспечить бесперебойный круглогодичный вывоз добытых углеводородов и продуктов их переработки, завоз оборудования, транзит грузов; •• обеспечение проводки крупнотоннажных судов; •• обеспечение движения транспортных судов в условиях крупнобитого льда в связи с разработкой новых тактических приемов проводки ледоколами крупнотоннажных судов. Методология. Выявить и систематизировать на основе общих методов научного познания (анализ, синтез, сравнение, материальное моделирование и др.) инновационные проекты, которые необходимы для эффективного обслуживания северной морской транспортной магистрали. Результаты. Для эффективной эксплуатации трасс СМП и разработки арктических месторождений необходимо создать большое количество ледоколов и судов ледового плавания, обеспечивающих соответствующую скорость движения во льдах. В целом, с учетом значительной длительности и перспективы развития береговой и морской инфраструктуры СМП, промышленность Российской Федерации готова адаптироваться к выполнению заказов на проектирование и строительство лекодолов и других транспортных средств. Долгосрочный характер такой работы позволит загрузить производственные мощности, что приведёт к дополнительному спиральному развитию судостроительного комплекса и смежных производств. Выводы. Автор, рассмотрев основные инновационные проекты ледоколов, пришел к выводу о том, что они направлены на разработку новейших образцов судостроительной техники для развития СМП, среди которых первостепенную роль и занимают мощные атомные ледоколы нового поколения.
36-42 103
Аннотация
Настоящее исследование направлено на создание инструмента для ранжирования предприятий по степени их уязвимости в кризисный период при принятии решения о первоочередной антикризисной поддержке. Цель. Оценка уязвимости предприятий в кризисный период путем формирования количественного показателя нединамичности предприятия. Задачи. Выявить основные особенности предприятий со слабой динамикой; сформировать количественные оценки основных факторов, отражающих выявленные особенности; определить значимые факторы, способные снизить нединамичность предприятия; на основе выделенных факторов сформировать интегральный показатель нединамичности предприятий со слабой динамикой. Методология. Для формирования интегрального показателя используется метод взвешенных оценок значимых факторов, влияющих на нединамичность предприятия. Результаты. Выявлены семь факторов, значимо влияющих на нединамичность предприятия. Сформирован интегральный показатель нединамичности. Полученный интегральный показатель может быть использован для построения эффективной системы управления предприятием со слабой динамикой в кризисный период с целью сохранения основной деятельности предприятия и минимизации влияния кризиса. При этом в качестве управляемого параметра предлагается, помимо показателя снижения спроса, использовать интегральный показатель нединамичности. Выводы. Для разработки мероприятий антикризисной поддержки требуется ранжирование предприятий по степени их уязвимости в кризисный период. Такое ранжирование позволит эффективно и своевременно оказывать помощь предприятиям с целью сохранения их основного производства. Разработанный интегральный показатель нединамичности может стать подходящим инструментом для решения задачи ранжирования предприятий.
43-46 161
Аннотация
Цель. Рассмотреть предложения по выявлению новых возможностей и угроз, возникающих под воздействием глобализации в процессе функционирования и развития современных предприятий и национальной экономики в целом. С этих позиций следует уточнить характер влияния глобализации на деятельность различных хозяйствующих субъектов, в частности - относящихся к малым и средним предприятиям. Методология. Проанализированы принципы глобализации и характер ее воздействия на экономические и неэкономические процессы. Определены методы и инструменты, которые следует использовать современным предприятиям для обеспечения эффективного функционирования и развития, а также минимизации возникающих внутренних и внешних рисков. Результаты. Даны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности собственников и менеджеров российских предприятий, направленные на исследование имеющегося экономического потенциала и его эффективное использование для укрепления позиций на рынке и повышения уровня стратегической конкурентоспособности.

ОБРАЗОВАНИЕ 

47-54 274
Аннотация
Данное исследование посвящено проблемам применения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» в образовательных организациях. Цель. Рассмотреть ключевые проблемы, связанные с внедрением и использованием ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях. Задачи. Определить пути решения обозначенных проблем для повышения эффективности систем менеджмента образовательных организаций и управления качеством образовательных услуг. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (анализ, индукция, дедукция) рассматриваются вопросы, связанные с применением риск-ориентированного подхода в образовательных организациях, идентификацией и классификацией рисков, а также с возможностями интеграции международных и национальных стандартов для повышения эффективности систем менеджмента и качества образовательных услуг. Результаты. Актуальными проблемами внедрения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях являются отсутствие понимания деления рисков на стратегические и операционные. Классификации рисков, разработанные образовательными организациями, адекватны, однако не позволяют понять причину рисков различных видов. Определение природы рисков, равно как и выбор способов воздействия на них, планирование таковых действий невозможны, без четкого разделения рисков на стратегические и операционные. Классификация и типологизация рисков должна осуществляться в целях их надлежащей адресации на нужный уровень принятия решений (в соответствии с их приоритетностью) и в целях надлежащего закрепления ответственности за риск в соответствии с функциональной компетентностью владельца риска. Не менее важной проблемой в системах менеджмента качества образовательных организаций является подмена несоответствий рисками или их смешение. Кроме того, отмечается недостаточное использование иных (помимо ГОСТ Р ИСО 90012015) международных и национальных стандартов. При этом интеграция их требований позволила бы прийти и к пониманию оптимальной модели системы менеджмента образовательной организации, и к эффективному управлению рисками образовательных услуг и конкурентоспособностью. Выводы. Переход систем менеджмента качества образовательных организаций к требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 следует начинать с учетом решения таких проблем, как идентификация рисков и их разделение на стратегические и операционные с последующим определением способов воздействия; разделение рисков и несоответствий в образовательной организации; интеграция требований некоторых международных и национальных стандартов при совершенствовании систем менеджмента качества образовательных организаций с целью повышения их эффективности, а также качества образовательных услуг в целом.
55-62 101
Аннотация
Исследование направлено на изучение изменений, происходящих в современных социально-экономических системах, и выявление роли университетов как драйверов прогрессивного развития. Цель и задачи. Провести оценку и сравнение подходов к описанию структуры и динамики социально-экономического развития России и других стран мира, выявить роль университетов в его стимулировании и поддержании, на основе чего предложить меры по повышению эффективности функционирования российских университетов путем проведения специальных структурных мероприятий и совершенствования управления ими. Методология. В работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного, статистического и исторического анализа выявлены проблемы современного социально-экономического развития, на основе структурного анализа описаны системные свойства университетов как потенциальных драйверов развития, на основе анализа эмпирических данных обоснована необходимость структуризации (в направлении иерархизации) системы высшего образования страны и описаны основные направления преобразования университетов. Результаты. Выявлены черты «новой нормальности» как комплексной системной характеристики современной экономики. На основе критического анализа предложен подход к развитию, основанный на «новом будущем». Показана роль университетов, как научно-образовательных и культурных центров, в формировании модели «нового будущего». Выявлена тенденция усложнения структуры системы высшего образования России, которой дана положительная оценка. Предложены направления совершенствования управления университетами с позиций стимулирования и поддержки прогрессивного социально-экономического развития. Выводы. И мир, и Россия сегодня находятся в точке бифуркации. От «новой нормальности» следует перейти к «новому будущему». Ключевую роль в переходе к подобной модели эффективного роста могут сыграть университеты. Для этого следует изменить их собственную организацию и подходы к управлению ими, как на макро- (система образования), так и на микроуровне (система управления университетом).

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ 

63-70 69
Аннотация
В работе оценивается процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках программно-целевого подхода в Ненецком автономном округе. Цель. Проанализировать результаты развития процесса государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Ненецком автономном округе. Задачи. Провести сравнительный анализ результатов реализации государственной программы «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе» в 2015 и 2016 гг., оценить степень достижения целевых показателей Программы и ее эффективность. Методология. В процессе выполнения работы применен программно-целевой подход. Результаты. Рассмотрены итоги развития процесса государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Ненецком автономном округе. Проводится сравнительный анализ итогов реализации государственной программы «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе», дается оценка степени реализации мероприятий программы, обсуждаются результаты оценки эффективности реализации государственной программы в 2015 и 2016 гг. Выводы. В Ненецком автономном округе эффективность реализации государственной программы является высокой. Ключевым моментом развития институциональной среды в исследуемом периоде явилось создание новой организации инфраструктуры поддержки МСП - Центра развития бизнеса НАО, который фактически объединил в себе три структуры: Ненецкую лизинговую компанию, Фонд поддержки предпринимательства и бизнес-инкубатор.
71-74 120
Аннотация
Цель. Определить комплекс мероприятий, направленных на эффективное функционирование анализируемой системы управления информационной безопасностью государственного учреждения (СУИБ ГУ). На основании оценок данной системы управления предложить управленческие решения. Задачи. Разработать комплекс мероприятий, полученных в ходе оценки мероприятий по регулированию рисков ИБ, направленных на совершенствование управленческих решений и СУИБ. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, метода экспертных оценок и с применением статистических методов обработки данных разработаны предложения по совершенствованию функционирования системы управления управленческими решениями. Результаты. В данной статье представлены итоги опытно-экспериментальной процедуры аудита СУИБ. Для получения оценок текущего состояния СУИБ ГУ был использован системный подход. Выводы. В ходе проведенного анализа был идентифицирован основной риск ИБ - социальная и экономическая безопасность сотрудника, отвечающего за ИБ в учреждении. Управленческое решение должно быть направлено на совершенствование СУИБ ГУ с помощью рекомендаций по совершенствованию ресурсов для обеспечения функционирования данной системы управления.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ 



ISSN 1998-1627 (Print)