Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 11 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1304-1315 118
Аннотация

Цель. Оценка эффективности региональной политики Республики Коми в аспекте достижения целей устойчивого развития, а также разработка рекомендаций по дальнейшему продвижению к устойчивой экономике.

Задачи. Оценить позицию Республики Коми в рейтингах устойчивого развития субъектов Российской Федерации (РФ); проанализировать меры, реализуемые в регионе для достижения целей устойчивого развития; обосновать направления совершенствования региональной политики в области экологической, социальной ответственности и обеспечения высокого качества управления.

Методология. Авторами использованы общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение. Проведен анализ оценок, характеризующих положение региона в рейтингах устойчивого развития. На основе изучения статистических данных, региональных нормативных документов, новостных источников определены мероприятия для продвижения Республики Коми к целям устойчивого развития.

Результаты. Республика Коми демонстрирует стабильный прогресс в продвижении к целям устойчивого развития. Однако существуют и сдерживающие факторы, такие как недостаточное финансирование экологических проектов и ограниченное использование цифровых технологий. Определено, что регион обладает значительным потенциалом для улучшения позиций в рейтингах устойчивого развития при условии дальнейшей реализации проектов в сфере экологии, программ энергосбережения, поддержки социальных инициатив, внедрения инноваций и модернизации инфраструктуры.

Выводы. Необходимо расширить внедрение мероприятий ESG-повестки в стратегические документы развития региона и обеспечить более эффективное использование цифровых технологий при их реализации. Важна также интеграция устойчивых финансовых инструментов, таких как «зеленые» облигации, для привлечения дополнительных ресурсов в региональные инвестиционные проекты. Устойчивый, сбалансированный экономический рост региона возможен при сочетании экосистемного подхода к управлению природными ресурсами и расширении участия бизнеса в решении социальных задач. Все это будет способствовать повышению качества жизни и привлечению инвестиций в Республику Коми в долгосрочном периоде.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1316-1322 104
Аннотация

Цель. Обоснование наиболее эффективного инструмента для анализа национальной экономики в условиях глобальной трансформации.

Задачи. Детальный анализ и оценка различных методологических подходов к изучению социально-экономического развития; выявление преимуществ и недостатков существующих методологических подходов; разработка практических рекомендаций по применению системно-воспроизводственного подхода.

Методология. Методологическая основа исследования включает в себя комплексный подход, сочетающий элементы сравнительного анализа, системно-воспроизводственного подхода, эконометрического моделирования и прогнозирования. Для достижения поставленной цели проанализированы методологические подходы с точки зрения их применимости к условиям современного социально-экономического развития.

Результаты. Исследование методологических подходов к социально-экономическому развитию показало, что каждый из них имеет сильные и слабые стороны, что связано с их применимостью к различным аспектам экономических процессов.

Выводы. На основании проведенного исследования и анализа различных методологических подходов к изучению проблемы социально-экономического развития в условиях глобальной трансформации становится очевидным, что традиционные методологические подходы остаются важными и полезными для ряда аспектов, но в рамках глобального экономического анализа не способны в полной мере учитывать сложность и многослойность современных экономических процессов.

1323-1333 90
Аннотация

Цель. Сформулировать главную исследовательскую проблему в контексте человекоориентированной экономики, ключевая роль в которой отведена человеку и удовлетворению его потребностей.

Задачи. Раскрыть взаимосвязь человекоориентированной экономики и гуманизации экономической системы; идентифицировать человекоориентированную экономику с помощью схемы «черный ящик»; указать исследовательскую проблему для дальнейших изысканий.

Методология. Авторами использованы методы научного познания: метод конструирования понятий, схема «черный ящик».

Результаты. Показана взаимосвязь человекоориентированной экономики и гуманизации экономической системы (человекоориентированная экономика строится на принципах ее гуманизации, направлена на производство объективно необходимых благ для полноценного развития человека, исходя из его тройственной природы). Определен характер возможного влияния гуманизации на человекоориентированную экономику (совпадение/противостояние идеологий указанных явлений). Кроме того, раскрыто понимание человекоориентированной экономики с помощью схемы «черный ящик» («черный ящик» — человекоориентированная экономика, входные параметры — потребности человека, выходные сигналы — удовлетворенность потребностей, блок-преобразователь — компоненты человекоориентированной экономики). Изложена исследовательская проблема применительно к человекоориентированной экономике, решение которой будет способствовать развитию человека и экономической системы в целом.

 Выводы. Сформулированная исследовательская проблема задает ориентир для дальнейшего изучения сущности и природы человекоориентированной экономики в целях построения ее полноценной теории.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1334-1343 67
Аннотация

Цель. Анализ возможности трансформации человеческого и социального капитала с учетом сохранения ценностных установок в обществе на примере Саудовской Аравии; исследование и оценка влияния нового «человеческого ресурса» на эффективную реализацию реформаторской программы «Видение 2030».

Задачи. Проведение литературного обзора в контексте заявленной темы; выявление проблематики формирования и укрепления человеческого и социального капитала; систематизация теоретических и эмпирических исследований; подбор актуальных статистических данных, отражающих основные характеристики человеческих ресурсов Саудовской Аравии; анализ концепции «Видение 2030» и оценка ее промежуточных результатов через призму человеческого и социального капитала.

Методология. Автором применены методы анализа литературы в сфере социологии и экономики, синтеза эмпирического и теоретического опыта, компаративного анализа статистических данных.

Результаты. Саудовская Аравия демонстрирует уникальный опыт трансформации человеческого и социального капитала за относительно короткое время. Благодаря грамотным действиям лидеров страны по фактическому формированию и укреплению человеческих ресурсов, повышению уровня идентичности, общественной сплоченности, повышению уровня жизни населения и укреплению фактора доверия, общество, считавшееся самым закрытым, «раскрылось» и заняло активную позицию, принося экономические блага, совершая весомый вклад в развитие страны при сохранении ценностных установок. Последовательная и успешная реализация концепции «Видение 2030» доказывает, что в новых экономических реалиях человеческий ресурс является наиболее ценным источником процветания государства и его твердым фундаментом.

Выводы. Трансформационные экономические реформы возможны без «слома» идентичности и культурных основ общества, а их компетентное «использование» дает ощутимый экономический эффект. Дальнейшие исследовательские компаративные действия, всестороннюю оценку прогресса, промежуточные итоги в достижении целей концепции «Видение 2030» следует регулярно осуществлять для мониторинга социо-экономических изменений и выявления возможных сложностей формирования нового человеческого ресурса как главной экономической движущей силы.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1344-1351 77
Аннотация

Цель. Сформулировать предпосылки успешного осуществления стратегирования в медиаорганизациях.

Задачи. Охарактеризовать общие подходы к осуществлению стратегического управления в современных условиях; обосновать ключевые принципы разработки стратегии с учетом специфики медиаорганизаций; предложить состав действий на предэтапах разработки стратегии медиаорганизации.

Методология. В основе авторского исследования находятся методы системного подхода, анализа литературы, а также принципы историзма и отраслевой специфики в управлении стратегическим развитием организаций.

Результаты. Установлено, что ключевыми принципами разработки системы стратегий медиаорганизации служат принцип соподчиненности, предполагающий иерархию стратегий организации; принцип вариативности, заключающийся в том, что на каждом уровне управления возможны несколько альтернативных вариантов направления развития организации; принцип взаимообусловленности, состоящий в том, что стратегии организации представляют собой единое целое, части которого отличаются уровнем и направлением конкретизации базового направления высшего порядка.

Выводы. Для различных этапов жизненного цикла организации характерен в качестве первичного этап либо целеполагания, либо анализа. Выбор их очередности является ситуативным. На этапе становления медиаорганизации целесообразно в первую очередь проводить анализ, а на последующих этапах ее жизненного цикла — целеполагание. Вместе с тем такая последовательность не влияет на содержание указанных этапов.

1352-1362 78
Аннотация

Цель. Сформулировать основные положения концепции управленческого учета как элемента системы управления организацией в интересах различных категорий сторон.

Задачи. Рассмотреть взаимосвязь управленческого учета с другими элементами управления организацией; разработать ключевые положения концепции управленческого учета: цели, функции, задачи, стратегии, методологию.

Методология. Авторами применены метод анализа (в контексте рассмотрения ряда положений концепции управленческого учета) и метод синтеза, объединяющий положения в одну концепцию.

Результаты. Разработаны основные положения концепции управленческого учета, направленной на интеграцию его функций в систему управления организацией. Включены также цель, задачи, функции, принципы, стратегии и методология, которые обеспечивают формирование интегрированной информационной среды. Концепция позволяет учитывать интересы всех категорий стейкхолдеров, в том числе внутренних (руководства, сотрудников) и внешних (инвесторов, кредиторов, общественности). Показано, что управленческий учет поддерживает планирование, организацию, контроль, мотивацию и координацию в интересах устойчивого развития бизнеса, прозрачности и доверия.

Выводы. Управленческий учет, охарактеризованный в статье, отличается от традиционных подходов акцентом на учете интересов каждой из сторон. В отличие от существующих методов, ориентированных преимущественно на внутренний анализ, предложенная концепция расширяет функции учета, интегрируя их в стратегические и оперативные процессы управления. Настоящее исследование говорит о важности создания универсальной системы, которая учитывает современные требования к цифровизации и устойчивому развитию, повышая прозрачность, релевантность и доверие всех категорий стейкхолдеров.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

1363-1375 85
Аннотация

Цель. Определить степень влияния введенных санкций со стороны стран Запада на лизинговый рынок России.

Задачи. Систематизировать этапы введения санкций против России; рассмотреть рынок лизинга в динамике через призму введения санкций; охарактеризовать изменение ключевых показателей лизингового рынка; сформулировать основные тренды российского рынка лизинга в условиях санкций.

Методология. Автором использованы эмпирические и аналитические методы исследования, рассчитаны статические показатели, помогающие охарактеризовать динамику рынка лизинга. Произведено построение агрегированных таблиц и диаграмм на основе данных рейтингового агентства «Эксперт РА» для демонстрации степени влияния санкций на динамику российского рынка лизинга.

 Результаты. Санкции на этапе их введения в 2014 г., как и в 2022 г., имели кратковременный негативный эффект. Затем за счет низкой базы рынок лизинга показывал двузначные темпы прироста. Среднегодовой темп прироста объема нового бизнеса за период нахождения России под санкциями составил 17,42 %, а совокупного лизингового портфеля — 13,60 %.

Выводы. Санкции не оказали существенного влияния на общий объем рынка лизинга. Скорее, произошел обратный эффект вследствие их введения.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1376-1392 66
Аннотация

Цель. Разработать методический подход к анализу разнотипных данных, позволяющий преобразовать исходные данные ответов на вопросы анкет в количественные оценки, которые используют для построения индикаторов, определяющих структуру исторической памяти молодежи.

Задачи. Разработать систему принципов построения анкетных опросов, которые дают возможность количественно оценить структуру сложных социально-экономических явлений, не имеющих однозначной трактовки, таких как историческая память или самосознание молодежи; сформировать методические подходы к анализу разнотипных данных, измеряемых в  текстовом представлении.

Методология. Автором использованы методы контент-анализа, социологического опроса, типологии, группировки, классификации и обобщения, а также многомерные статистические методы.

Результаты. В рамках настоящего исследования создана система принципов разработки ан[1]кеты для оценки сложных социальных явлений, таких как историческая память. В основу подхода к построению анкеты заложен модульный принцип, при котором каждый модуль служит для оценки соответствующего индикатора, выражаемого в форме количественного вектора оценок показателей, рассчитываемых на основе вопросов анкеты. Сформирован методический подход преобразования разнотипных данных в текстовом представлении к количественному представлению, который включает в себя четыре этапа. Разработано программное обеспечение, позволяющее автоматизировать деятельность исследователя при подготовке типологий ответов респондентов и количественный анализ качественной информации.

Выводы. Разработанный в настоящей статье методический подход количественного анализа текстовой информации открытых вопросов анкет расширяет возможности социологических исследований исторической памяти. Количественные оценки уровня исторической памяти позволяют оценить структуру молодежной среды по уровню исторической памяти и служат предпосылкой разработки моделей управления исторической памятью молодежи.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1393-1404 52
Аннотация

Цель. Выявление проблем при формировании условий для развития инновационного предпринимательства в России, а также разработка научно-практических рекомендаций для их преодоления.

Задачи. Раскрыть содержание процесса формирования условий развития инновационного предпринимательства; рассмотреть содержание экосистемы инноваций и определить ее элементы; исследовать различные взгляды на понимание проблем, связанных с формированием условий развития инновационного предпринимательства и определить среди них ключевые; систематизировать условия с учетом формирования их взаимосвязей по элементам экосистемы инноваций и осуществить поиск направлений для реализации мер, стимулирующих развитие инновационного предпринимательства; разработать научно-практические рекомендации в сфере формирования условий для развития инновационного предпринимательства и создания благоприятного инновационного климата, стимулирующего деловую активность предпринимателей.

Методология. Автором использованы общенаучные методы (логический, системный подходы) и прикладные методы структурного, системного, сравнительного экономического анализа, в том числе анализа статистических данных; применен графический метод.

Результаты. Систематизированы основные институциональные, инфраструктурные, нормативно-правовые, административно-управленческие, организационно-экономические и другие условия развития инновационного предпринимательства с учетом формирования их взаимосвязей по элементам экосистемы инноваций, а также определены ключевые проблемы их формирования. По результатам анализа литературных источников выявлены факты недостаточного развития инновационной инфраструктуры и не вполне рациональной организации согласованности действий субъектов инновационных отношений, дефицит квалифицированного кадрового состава, задействованного в производстве инноваций, и отсутствие связей у ряда предпринимательских структур с научными организациями, дефицит финансовых средств в рамках организации государственной, корпоративной финансовой поддержки и высокие процентные ставки банковского кредитования научно-технического сектора, недостаточная эффективность инвестиций в инновации, низкий уровень деловой активности предпринимателей и стимулирования спроса на инновационные товары, работы и услуги, недостаточно эффективное институциональное регулирование инновационного сектора экономики. Разработана группировка мер поддержки деловой активности предпринимателей по направлениям их применения в процессе ведения инновационной деятельности. Предложены научно-практические рекомендации в сфере формирования условий развития инновационного предпринимательства. Они включают в свой состав меры по созданию благоприятного инновационного климата, стимулирующие деловую активность предпринимателей; мероприятия образовательной, научной и технологической междисциплинарной интеграции в рамках развития международных партнерских отношений российских и зарубежных субъектов инновационной деятельности, реализуемые на основе взаимовыгодного международного трансфера передовых технологий с дружественными странами; мероприятия налогового стимулирования инновационного предпринимательства; мероприятия административного воздействия, направленного на вовлечение страховых организаций и финансово-кредитных учреждений, биржевых площадок в инновационные процессы; мероприятия по повышению уровня взаимодействия предпринимателей с научными структурами и увеличению эффективности сотрудничества с системой высшего образования.

1405-1415 66
Аннотация

Цель. Теоретически обосновать разработку алгоритма управления сквозным процессом создания и вывода на рынок наукоемкой продукции на основе Smart-Stage-Gate.

Задачи. Изучить особенности процесса создания и вывода на рынок наукоемкой продукции в современных условиях; выделить проблемы и ограничения данного процесса; обосновать необходимость применения предлагаемого в статье алгоритма управления сквозным процессом создания и вывода на рынок наукоемкой продукции на основе Smart-Stage-Gate.

Методология. Автором использованы сравнительный и логический анализ теоретических концепций управления процессов создания и вывода на рынок наукоемкой продукции; применены систематизация и обобщение преимуществ предлагаемого в работе алгоритма управления сквозным процессом создания и вывода на рынок наукоемкой продукции на основе Smart-Stage-Gate.

Результаты. Для повышения эффективности функционирования наукоемких предприятий выделены преимущества алгоритма управления сквозным процессом создания и вывода на рынок продукции на основе цифровой модели Smart-Stage-Gate, предложена авторская методика оценки рисков на каждом этапе процесса, которая оказывает значительное влияние на разработку нового продукта. Обосновано утверждение о том, что важнейшими условиями правильного управленческого решения при управлении сквозным процессом создания и вывода на рынок наукоемкой продукции на базе цифровой модели Smart-Stage-Gate для предприятий, работающих в отраслях, подверженных быстрым технологическим изменениям, являются цифровая трансформация управленческой модели, требования клиентов, внутренний потенциал предприятия и доступ к знаниям и необходимым ресурсам.

Выводы. Использование предлагаемого алгоритма, описания возможностей всех этапов, информационных потоков, методики оценки риска при реализации алгоритма управления сквозным процессом создания и вывода на рынок наукоемкой продукции приведет к скорости и эффективности решения проблем, возникающих в проектах, а также к более сильной позиции компании.

1416-1422 88
Аннотация

Цель. Разработать подход к оценке значимости региональной дифференциации в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (РФ).

Задачи. Проанализировать эволюцию теоретических представлений об экономической безопасности; исследовать подходы к оценке значимости региональной дифференциации для устойчивости экономического развития и их нормативно-правовое закрепление; провести структуризацию рисков экономической безопасности, обусловленных нарастанием региональной дифференциации.

Методология. Автором использованы общенаучные методы сравнительного и исторического анализа, монографический и нормативно-правовой методы исследования, а также метод структурного и графического моделирования.

Результаты. В статье доказано, что высокий уровень региональной дифференциации служит значимым фактором достижения экономической безопасности как отдельных регионов, так и страны в целом. Эта дифференциация исторически присуща всем государствам, но проявляется в них по-разному. В России (ранее — СССР) региональная дифференциация традиционно является ярко выраженной, что обусловлено значительным количеством регионов, входящих в состав страны, а также разнообразием присущих им условий хозяйствования. Вместе с тем экономическая нестабильность последних лет, в частности пандемия COVID-19 и антироссийские санкции, оказавшие дестабилизирующее влияние на экономику в целом, усилили проявление угроз экономической безопасности, связанных с региональной дифференциацией.

Выводы. Социально-экономическая дифференциация регионов выделяется в качестве значимого фактора, способствующего углублению существующих экономических дисбалансов. Сокращение региональной дифференциации позволит не только укрепить экономическую безопасность, но и повысить уровень жизни населения, что, в свою очередь, будет способствовать социальной гармонии и уменьшению потенциальных конфликтов, связанных с неравномерным распределением благ и ресурсов. Это требует межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активного вовлечения общественных организаций и бизнеса в процессы комплексного регулирования в рассматриваемой предметной области.

1423-1432 82
Аннотация

Цель. Определить перспективы развития цифрового правительства в контексте цифровых технологических изменений.

Задачи. Выявить общие тенденции развития цифрового правительства; определить существующие стратегии поддержки в процессе его развития; раскрыть достижения и проблемы развития цифрового правительства в Китае.

Методология.  Автором использованы методы анализа статистических данных, сравнительного анализа, дедукции и индукции, каузальный метод.

Результаты. В работе прослеживаются тенденции развития цифрового правительства в странах мира. Раскрыты его особенности путем перечисления различных программных документов и сводок данных, а также охарактеризована текущая ситуация, связанная с развитием цифрового правительства в Китае и определены ключевые проблемы. Автором сделан акцент на необходимости цифровой трансформации государственного управления.

Выводы. В статье показаны возможности развития цифрового правительства на основании решения выявленных проблем. К ним отнесены правовые и институциональные противоречия и ограничения, низкий уровень синергии и сотрудничества государственных структур, а также недостаточный технологический уровень развития и использования ресурсов, содержащих данные пользователей.



ISSN 1998-1627 (Print)