АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Провести комплексный анализ процесса приватизации российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также выделить основные этапы становления ПАО «Нефтяная компания «Роснефть».
Задачи. Определение ключевых этапов и направлений приватизации российского ТЭК; выделение особенностей и факторов, оказавших влияние на ход приватизации российского ТЭК в различные периоды; анализ основных различий в подходе к приватизации нефтяных компаний России (сравнение «Роснефти» и других компаний отрасли); характеристика пути становления компании «Роснефть» в сравнении с остальными отечественными нефтяными компаниями; оценка политических и социально-экономических итогов приватизации российского ТЭК.
Методология. Исследование опирается на методы системного и экономического анализа, систему экспертных оценок, а также общенаучные методы изучения экономических явлений, включая анализ исторических источников, временных рядов, а также метод аналогий.
Результаты. Выделены особенности проведения приватизации в России, а также прослеживается ее влияние на развитие отечественной экономики. Приведена оценка результатов приватизации, показано отражение ее итогов в современной экономике страны. Обоснован вывод о нейтральности форм собственности, преимущественном влиянии институциональных и организационных факторов. Особое внимание уделено анализу процесса приватизации ТЭК. Исследованы этапы и особенность проведения этого процесса в ТЭК, которая состояла в том, что в нефтяной отрасли удалось реализовать особую форму приватизации в виде корпоративных объединений нескольких взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Отдельно рассмотрено значение государственной компании «Роснефть» в возвращении системообразующей роли государства в нефтяной отрасли. Освещены основные этапы развития компании, завершившиеся ее превращением в глобальную энергетическую компанию. Сделан акцент на важности диверсификации и технологического развития для будущего ПАО «НК «Роснефть».
Выводы. Процесс приватизации в 90- х гг. XX века в России в целом отличался отсутствием должного уровня предварительной подготовки и проработки программы реформ, непоследовательностью шагов и хаотичностью социально-экономических преобразований. В приватизации ТЭК России, в частности нефтяной отрасли, наблюдались такие же проблемы, что и в остальных секторах экономики: нарушение формальных процедур, колоссальное занижение реальной стоимости активов, вывод наиболее ликвидных активов из-под государственного контроля. Оценивая итоги проведенной приватизации отраслей народного хозяйства, включая ТЭК, можно заключить, что политическое руководство нашей страны этого периода допустило стратегический просчет. Результатом последнего стали резкое падение уровня жизни населения, технологическое отставание и ресурсно-сырьевая модель развития страны. В начале 2000-х гг. был скорректирован государственный курс в нефтяной отрасли: ТЭК стал рассматриваться в качестве важнейшей отрасли экономики, ключевого налогоплательщика и партнера в реализации социальных проектов Правительства РФ. Сохранение «Роснефти» в государственной собственности и дальнейшая консолидация нефтяных активов под ее управлением сыграли огромную роль в возвращении системообразующей роли государства в нефтяной отрасли. Продажа «Роснефти» означала бы окончательный уход государства из нефтяной отрасли. Следствием этого стали бы выход России из большой мировой энергетической игры и потеря политической субъектности.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель. Сформулировать теоретические положения для анализа кластеров как сетевых пространственно-экономических систем.
Задачи. Выявить ключевые признаки кластеров как систем; изучить взаимосвязи между участниками; определить роль кластеров в региональном развитии.
Методология. На основе системного подхода и анализа литературы выявлены ключевые признаки кластеров, исследованы взаимосвязи между участниками. Оценено влияние внешней среды, а также определена роль кластеров в региональном развитии.
Результаты. Установлено, что кластеры выступают как динамичные сети взаимосвязанных организаций, обеспечивающие конкурентные преимущества и инновационное развитие на разных уровнях. Кластеры обладают признаками систем (целостности, структурированности, связности, эмерджентности и др.), что позволяет им адаптироваться к изменениям в экономической среде. По результатам анализа дана расширенная теоретическая интерпретация кластеров и сопряженных категорий исследования.
Выводы. Кластеры представляют собой динамичные сетевые системы, способствующие инновационному развитию и созданию конкурентных преимуществ через интеграцию и взаимодействие участников. Адаптивные характеристики кластеров позволяют им эффективно реагировать на изменения в экономической среде. Для реализации потенциала кластеров необходимы в дальнейшем теоретическое осмысление их роли в пространственно-экономическом развитии, а также более активное использование кластерного подхода в государственной и региональной экономической политике с учетом перехода к цифровой экономике.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Определить и проанализировать перспективы развития въездного медицинского туризма из стран Центральной Азии.
Задачи. Исследовать возможности и барьеры российского здравоохранения на рынке медицинского туризма; выявить спрос на получение медицинских услуг за рубежом в странах Центральной Азии и оценить перспективы развития въездного медицинского туризма из стран Центральной Азии в Россию. Методология. Автором использованы общенаучные методы, в том числе монографический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, а также прикладные методы структурного, системного и сравнительного экономического анализа.
Результаты. Анализ здравоохранения в странах Центральной Азии позволил выделить основные проблемы, влияющие на работу здравоохранения этих стран и предопределяющие движущие мотивы медицинского туризма и направления медицинской помощи. Среди факторов, которые ограничивают спрос на медицинский туризм, ключевым является низкий уровень доходов и высокий уровень бедности. Фактором, осложняющим развитие медицинского туризма в центральноазиатском регионе, служит конкуренция со стороны Южной Кореи, Турции, Израиля, Германии и других государств, которые активно работают на рынке туристических медицинских услуг стран Центральной Азии. Кроме того, негативное влияние на спрос населения на услуги российского здравоохранения оказывает многовекторная политика этих стран, вплоть до предпочтительного сотрудничества на уровне правительства с другими государствами.
Выводы. В условиях резкого обострения геополитической ситуации и жестких антироссийских санкций со стороны стран Запада российским клиникам сложно развивать данное направление деятельности и привлекать медицинских туристов даже из дружественных стран. Тем не менее это направление является перспективным для развития медицинского туризма, поскольку Россия, как принимающая страна для медицинских туристов из Центральной Азии, обладает рядом конкурентных преимуществ, таких как сравнительно низкие цены при высоком качестве медицинских услуг, высокий уровень профессионализма врачей и медицинского персонала, наличие новейших медицинских технологий, отсутствие визового режима, прямое авиасообщение, отсутствие языкового барьера и другие.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Выявить изменения институциональных элементов развития среды креативных (творческих) индустрий регионов, обусловленных цифровой трансформацией хозяйственной деятельности в современной экономике.
Задачи. Обосновать важность и своевременность институциональных изменений в креативных индустриях в результате обобщения зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы влияния цифровых технологий на процесс внедрения инноваций креативных (творческих) индустрий при цифровой трансформации хозяйственной деятельности; раскрыть особенности формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий регионов; определить различия между институциональными элементами развития среды формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий на основе традиционных площадок общего назначения и единой цифровой платформы; сформулировать приоритетное направление их развития в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности.
Методология. Теоретическую базу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, систематизация), а также институциональный и сравнительный подходы.
Результаты. Сформулированы приоритетные направления развития институциональной среды креативных индустрий в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности. В результате обобщения зарубежного и отечественного опыта по решению проблемы влияния цифровых технологий на процесс внедрения инноваций креативных (творческих) индустрий при цифровой трансформации хозяйственной деятельности подтверждена важность и своевременность институциональных изменений в креативных (творческих) индустриях. Определены особенности формирования институтов развития креативных (творческих) индустрий на примере регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Показана специфика различий между институциональными элементами развития среды креативных (творческих) индустрий на основе традиционных площадок общего назначения и единой цифровой платформы. Охарактеризовано приоритетное направление их развития в условиях цифровой трансформации хозяйственной деятельности: формирование институциональных элементов развития среды креативных (творческих) индустрий на базе единой цифровой платформы.
Выводы. Ввиду цифровой трансформации хозяйственной деятельности необходима единая цифровая платформа креативных (творческих) индустрий регионов, предлагающая инновационные технологические решения и возможности в онлайн-среде, обеспечивающая пространственное развитие инфраструктуры творческих (креативных) индустрий в регионах при создании условий для повышения результативности деятельности. Это позволит получать ряд преимуществ хозяйствующим субъектам регионов за счет обеспечения в режиме онлайн консультационной, правовой, экспертной поддержки относительно вопросов создания креативного продукта и управления предприятиями в сфере креативного сектора экономики.
Цель. Изучить проблемы региона в контексте его экономического развития с учетом современных реалий нестабильной рыночной среды и беспрецедентного санкционного давления со стороны западных стран, а также предложить структурную модель экономической устойчивости региона как основы при разработке эффективного инструментария регионального экономического управления.
Задачи. Проанализировать современную теорию и практику регионального управления; рассмотреть мнения авторов относительно обеспечения экономически устойчивого функционирования и развития региона с позиции системного подхода; сформулировать авторское определение термина «экономическая устойчивость региона».
Методология. В ходе исследования использованы аналитические методы, а также регион рассмотрен с позиции системного подхода.
Результаты. Изучены и обобщены результаты исследований отечественных ученых в области управления экономической устойчивостью региона. Дана авторская интерпретация понятия «экономическая устойчивость региона». Предложена ее структурная модель, с выделением внешнего и внутреннего контуров устойчивости, определены факторы, оказывающие на нее влияние. Данная модель позволяет создать группу социально-экономических показателей, комплексно отражающих особенности экономической устойчивости и классифицированных в соответствии с факторами, влияющими на нее, а также сформировать единый показатель экономической устойчивости региона.
Выводы. Авторами сделан вывод о необходимости достижения «динамического равновесия» между внутренней и внешней средой в контурах экономической устойчивости региона, по параметрам, обеспечивающим его эффективное функционирование и развитие в долгосрочной перспективе. Решение этой задачи станет возможным только на базе формирования новой концепции регионального управления, в основе которой должна находиться методология управления экономической устойчивостью региона.
Цель. Обосновать внедрение в практику обращения с твердыми отходами мер по снижению и предотвращению их образования, стимулированию спроса на продукцию, произведенную из вторичных ресурсов.
Задачи. Проанализировать состояние отрасли обращения с отходами в России в целом и федеральных округах; выявить особенности функционирования отрасли обращения с отходами в регионах Российской Федерации (РФ), в том числе сохранение ресурсорасточительного характера деятельности производств, низкий спрос на вторичные ресурсы и продукцию из вторичного сырья, недостаточное внедрение мер по предотвращению образования отходов.
Методология. Методологической основой исследования служит теория экономики замкнутого цикла. Исследование построено на базе статистических данных, публикациях отечественных и зарубежных авторов, данных органов власти и аналитических агентств.
Результаты. Представлен обзор состояния отрасли обращения с отходами в России в целом и федеральных округах. Данные рейтингов стран (Environmental Performance Index, Global Waste Index) позволяют сделать вывод о качестве управления в сфере обращения с отходами. Освещены приоритетные направления реформирования отрасли обращения с отходами, выявлены и обоснованы особенности функционирования в сфере отходов и вторичных ресурсов в регионах РФ. Предложены меры по совершенствованию управления твердыми отходами и вторичными ресурсами.
Выводы. Для России, как и для большинства стран мира, создание эффективного обращения с отходами становится значимой задачей развития. Современная Россия эффективно утилизирует опасные отходы, а также для наиболее эффективных с экономической точки зрения фракций отходов созданы условия в целях их сбора, переработки и утилизации. Однако Россия отстает от развитых государств по уровню вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Сложившаяся в нашей стране система «потребление — отходы» имеет признаки системы «расточительного потребления», или системы с «неэкономическим ростом». Регионы РФ существенно отличаются по показателям утилизации и захоронения, в первую очередь твердых коммунальных отходов (ТКО). Отдельным регионам удалось достигнуть высокого уровня повторного использования (утилизации) ТКО, однако в большинстве регионов большую часть ТКО направляют на полигоны. Особенности функционирования сектора ТКО и вторичных ресурсов в регионах РФ, такие как сохранение ресурсорасточительного характера деятельности производств, низкий спрос на вторичные ресурсы и продукцию из вторичного сырья, недостаточное внедрение мер по предотвращению образования отходов, позволяют сделать вывод о важности проводимой в стране реформы в сфере обращения с отходами и необходимости дальнейшего совершенствования ее организационно-правовых основ. Необходимо ставить цели по снижению образования отходов и реализовывать программы, направленные на предотвращение образования отходов. Активно следует поддерживать спрос на продукцию, произведенную из вторичных ресурсов.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Структурировать результаты статистического исследования, а также сформировать понятийный аппарат, структуру проблемной задолженности российских компаний.
Задачи. Определить доминирующую долю банковских кредитов в структуре финансирования бизнеса на фоне увеличения объема корпоративных облигационных займов; выявить динамику увеличения кредитования и обосновать тренд опережающего роста просроченной корпоративной задолженности в кредитном портфеле российских банков; выявить особенности безнадежных и проблемных долгов, рискованных реструктуризаций, исследовать их динамику и долю; охарактеризовать отраслевую специфику выданных корпоративных кредитов и накопленной просроченной задолженности, а также динамику и индустриальную структуру реструктуризаций банковских кредитов корпоративных заемщиков в острые периоды кризисов последних лет.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены критерии образования проблемных долгов и их структурирование, тенденции и приоритетные направления работы с проблемными долгами.
Результаты. Установлена доминирующая доля банковских кредитов в структуре финансирования бизнеса в условиях увеличения объема корпоративных облигационных займов; показана динамика увеличения кредитования, обоснован тренд опережающего роста просроченной корпоративной задолженности в кредитном портфеле российских банков; выявлены особенности безнадежных и проблемных долгов, рискованных реструктуризаций, исследованы их динамика и доля. Кроме того, проанализированы вопросы об отраслевой специфике выданных корпоративных кредитов и накопленной просроченной задолженности, а также изучены динамика и индустриальная структура реструктуризаций банковских кредитов корпоративных заемщиков в острые периоды кризисов последних лет.
Выводы. Изучение причин образования проблемных долгов и урегулирования возврата, как процесса с выделением в нем стадий и мер, позволяет выявить специфику проблем регулирования, сформировать представление о структуре проблемных долгов, методах урегулирования, обеспечивающих благоприятные результаты возврата.
Цель. Исследовать в контексте текущих тенденций развития отечественной экономики вопросы совершенствования финансовой политики в аспекте поиска оптимальной структуры источников финансирования деятельности компании.
Задачи. Выявить основные элементы структуры капитала и сформулировать сопутствующие положения, не имеющие однозначного подхода к определению объема данных элементов; представить порядок расчета фактической стоимости заемных и собственных источников финансирования и ввиду экономической неопределенности дать им критическую оценку; раскрыть взаимосвязь между факторами внешней среды и стоимостью источников финансирования; определить место финансового поведения при принятии решений о формировании структуры капитала.
Методология. В процессе исследования применены общенаучные и специальные методы, в том числе научного анализа и синтеза данных, сравнительного анализа, визуализации и обобщения, экспертных оценок, а также расчетно-аналитические методы, обзор официальных данных Банка России.
Результаты. Установлено, что в экономической науке не сформировано единого механизма определения оптимальной структуры капитала, а на выбор источников финансирования оказывают влияние такие труднопрогнозируемые в долгосрочной перспективе факторы, как проводимая государством экономическая политика и финансовое поведение собственников. Это существенно усложняет проведение мероприятий по совершенствованию финансовой политики компании. Несмотря на высокие финансовые риски в рамках ужесточения денежно-кредитной политики, сформулированы аргументы в пользу необходимости привлечения заемного капитала для нормального развития бизнеса. Представлены возможные варианты действия эффекта налогового щита, возникающего при привлечении заемных средств.
Выводы. Оптимальное соотношение заемных и собственных средств каждый экономический субъект определяет самостоятельно. После проведения оценки влияния факторов внутренний и внешней среды, согласования количественных и качественных установок по дальнейшему развитию компании руководство принимает решение о модификации структуры капитала. Максимальный уровень рентабельности собственного капитала при минимально возможной средневзвешенной стоимости капитала служит ключевым индикатором, подтверждающим оптимальность выбора источников финансирования. Тем не менее в условиях неопределенности корректировка расчетного соотношения между источниками неизбежна, и ее проводят с учетом оценки потенциальной траектории развития компании, текущих и будущих позиций в отрасли, реальной потребности в привлечении заемных средств и существующих рисков.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цель. Структурировать основные этапы стратегического управления ревитализацией сельских районов Китая в контексте цифровой экономики с акцентом на исторические аспекты, существующие подходы и перспективы.
Задачи. Определить ключевые факторы, влияющие на успешную цифровую трансформацию сельских районов; проанализировать роль цифровых технологий в поддержке устойчивого развития сельских территорий; выявить долгосрочные перспективы стратегии цифровизации в сельском хозяйстве и управлении сельскими территориями.
Методология. Исследование проведено с применением системного анализа и методов стратегического управления. Выполнен анализ OTSW, включающий в себя оценку возможностей и угроз внешней среды, а также внутренних сильных и слабых сторон сельских районов Китая.
Результаты. Цифровая экономика Китая выступает ключевым фактором в преодолении социально-экономических разрывов между городом и сельскими районами. Внедрение цифровых технологий, таких как интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект (AI), способствует повышению эффективности сельского хозяйства и улучшению качества жизни в сельских районах. Опыт Китая демонстрирует, что успешное стратегическое управление требует адаптации инновационных технологий с учетом местных условий и долгосрочного планирования.
Выводы. Ревитализация сельских районов Китая через цифровую экономику показывает перспективы устойчивого развития. Оптимизация управленческих процессов на основе цифровых технологий, улучшение инфраструктуры и активизация местных сообществ будут способствовать укреплению национальной экономики и преодолению социально-экономических разрывов.
Цель. Сформировать подход к управлению процессом цифровизации экономики с использованием элементов системного подхода в рамках реализации государственной политики в сфере регулирования применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи. Выявить периодизацию и определить элементы государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий, корректное применение которых позволяет обеспечить максимальный эффект от реализуемых мероприятий и получить достоверные данные о прогрессе достижения стратегических целей в сфере развития цифровой экономики.
Методология. Вопросы адаптации государственной политики в сфере разработки и применения информационно-коммуникационных технологий к целям, поставленным в рамках принятых документов стратегического планирования и современным вызовам, исследованы на основе системного, риск-ориентированного, логико-структурного подходов научного познания. Использованы также общенаучные методы анализа, синтеза и классификации.
Результаты. Применение системного подхода к реализации государственной политики в сфере разработки и использования информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечить управление цифровизацией различных сфер деятельности России как единой системой, включающей в себя организационно-распорядительные и координирующие органы. Действия таких органов должны быть направлены на разработку и реализацию стратегий, концепций программ в сфере цифровизации, формирование сбалансированной системы нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы цифровизации, контроль исполнителей, отвечающих за исполнение мероприятий, развитие системы мониторинга и контроля достижения поставленных целей на основе сбора данных о выполнении целевых показателей. Системный подход дает возможность сформировать многоуровневую систему целей и показателей с использованием методологии SMART, позволяющую оценить прогресс их достижения в ходе реализации мероприятий на базе объективных данных мониторинга; разрабатывать мероприятия, направленные на достижение ряда целей.
Выводы. В процессе исследования установлено несовершенство целеполагания в изученной предметной области. Различные стратегии и иные документы, ориентированные на развитие информатизации и цифровизации в Российской Федерации (РФ), лишь декларируют достижение целей, связанных со стимулированием экономического роста. Корректное формирование системы целей и показателей реализации государственной политики в сфере цифровизации на базе системного подхода позволит осуществлять мониторинг достижения целей и анализ эффективности проводимых мероприятий, оценивать влияние государственной политики на экономическую систему на основе получаемых данных статистики.
Цель. Выявить особенности аудита нефинансовой информации об устойчивом развитии и определить ключевые тенденции в этой области.
Задачи. Исследовать тенденции аудита нефинансовой информации; провести сравнительный анализ финансовой и нефинансовой информации как объектов управленческого аудита; дать сравнительную характеристику аудита финансовой отчетности и нефинансовой информации; рассмотреть специфические методы, используемые при аудите нефинансовой информации об устойчивом развитии.
Методология. Методологической основой исследования послужили научные труды, посвященные главным тенденциям внешнего и внутреннего аудита, вопросам становления и развития управленческого аудита коммерческих организаций, теоретическим и практическим аспектам аудита нефинансовой информации об устойчивом развитии, используемым специфическим методам; публикации ведущих практиков об исследуемой проблеме, результаты монографических исследований, другие источники.
Результаты. В процессе исследования определено шесть ключевых тенденций, характерных для развития внешнего и внутреннего аудита, а также аудита нефинансовой информации в области устойчивого развития. Выявлено 11 особенностей аудита нефинансовой информации при исследовании различий между финансовой информацией и нефинансовой информацией как объектами управленческого аудита, а также сравнительного анализа аудита финансовой отчетности и нефинансовой информации по пятнадцати параметрам, который позволил выявить дополнительные особенности аудита нефинансовой информации. Среди особенностей — используемые методы и концепции, включающие в себя концепцию двойной существенности, концепцию оценки системы внутреннего контроля, методы бизнес-анализа, а также цифровой инструментарий и информационные ресурсы.
Выводы. На основании проведенного сравнения сделан вывод о шести ключевых тенденциях, которые характерны для аудита нефинансовой информации в области устойчивого развития, заключающихся в использовании цифровых технологий и цифровизации процессов аудита; высоком спросе на квалифицированных аудиторов; использовании аудиторских процедур, проводимых в удаленном формате; возрастании роли аудита нефинансовой информации в области устойчивого развития и нефинансовой отчетности; проведении аудита кибербезопасности в рамках аудита нефинансовой информации в области устойчивого развития и нефинансовой отчетности; развитии концепции двойной существенности, используемой для целей проведения аудита нефинансовой информации в области устойчивого развития и нефинансовой отчетности. Особенности аудита нефинансовой информации об устойчивом развитии проявляются в оказываемом виде аудиторских услуг (рассмотрении услуги как задания, что обеспечивает уверенность); применяемой нормативно-правовой базе; ориентации на более заинтересованных сторон по сравнению с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности; высокой сложности и трудоемкости проведения аудита; ориентированности на оценку воздействия компании на окружающую среду и социальную сферу; возможности обеспечения при оказании услуги как разумной, так и ограниченной уверенности; использовании концепции двойной существенности при оказании данных услуг; широком применении профессионального суждения; использовании специфических методов при оказании услуги; формате итогового документа; используемых методах и концепциях. Понимание выделенных тенденций в области аудита нефинансовой информации в отношении устойчивого развития, а также выявленных особенностей способствует качественному проведению аудита нефинансовой информации, повышая степень уверенности заинтересованных сторон в нефинансовой информации.
Цель. Исследовать востребованные компетенции на современном рынке труда в условиях цифровизации, а также определить необходимость изменений в образовательных программах для подготовки специалистов, способных адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям.
Задачи. Проанализировать влияние услуг цифровизации на рынок труда и изменения в профессиональных требованиях; изучить роль гибких навыков и их значимости для успешной профессиональной деятельности; оценить актуальность образовательных программ в аспекте требований цифровой экономики; выявить ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации специалистов к новым условиям труда.
Методология. Исследование проведено с использованием формально-логического подхода. Применена комбинированная методология, включающая в себя анализ существующих исследований и данных, собранных президентской платформой «Россия — страна возможностей» и Министерством науки и высшего образования РФ; кейс-стадии на примере ведущих компаний ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ПАО «Сбербанк» для изучения востребованных компетенций, в сочетании с основными методологическими подходами экономической теории. Определены приоритетные направления развития цифровых инноваций в образовательной сфере. Методологический подход включает в себя изучение компетентностного подхода, цифрового профилирования студентов и их профессионального роста.
Результаты. Выявлены ключевые компетенции, востребованные на современном рынке труда: партнерство, лидерство, эмоциональный интеллект, саморазвитие, адаптивность и цифровые навыки. Установлено, что гибкие навыки становятся более значимыми для работодателей в условиях цифровизации, чем узкоспециализированные знания. Обнаружены разногласия между ожиданиями работодателей, университетов и студентов относительно важности ряда навыков. Внедрение цифровых технологий в качестве услуг в образовательную и профессиональную практику через призму социального капитала значительно повысило эффективность процесса оценки и управления профессиональным развитием студентов.
Выводы. Цифровизация требует от образовательных учреждений пересмотра подходов к подготовке специалистов, с акцентом внимания на гибких и цифровых компетенциях, в том числе для успешной адаптации к будущим требованиям рынка труда. Цифровой паспорт студентов служит значимым инструментом для интеграции учебного процесса и практической деятельности, создавая основу для более точной оценки и развития социального капитала студентов, что способствует улучшению процессов отбора и сопровождения профессионального роста.