Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 11 (2023)
Скачать выпуск PDF

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

1284-1296 163
Аннотация

Цель. Разработать методический подход к трансформации институционального кода экономического развития индустриального региона, заключающейся во внедрении нового института стимулирования научно-технологического развития.

Задачи. Раскрыть особенности агентства экономического развития как источника трансформации институционального кода региона; предложить схемы трансформации институционального кода экономического развития индустриального региона с учетом оценки уровня согласованности траекторий его научно-технологического и социально-экономического развития; определить функции агентства экономического развития, обеспечивающие трансформацию институционального кода Свердловской области.

Методология. Применены модифицированные нормы Фробениуса, которые позволяют проектировать траектории научно-технологического и социально-экономического развития, отражающие доминирующие тренды изменений регионов, и определять степень согласованности данных траекторий.

Результаты. В статье находит отражение апробация авторского методического подхода на примере Свердловской области. В итоге выявлена частичная согласованность траекторий научно-технологического и социально-экономического развития Свердловской области на временном интервале 2012–2018 гг. Разработаны рекомендации по усилению функций агентства экономического развития в контексте его участия в реализации территориальных проектов «Уральский технополис» и «Уральская инженерная школа».

Выводы. Трансформация институционального кода индустриальных регионов возможна в контексте создания агентств экономического развития, создающих условия для роста научно-технологических инициатив экономических преобразований на местах, обеспечивающих рост согласованности траекторий развития территорий в целом.

1297-1306 239
Аннотация

Цель. Определить приоритетные точки роста промышленности в Российской Федерации (РФ) как инструмента развития техноэкономики в условиях нестабильной внешней среды и санкционного давления.

Задачи. Обосновать необходимость развития собственных технологий в промышленности в условиях турбулентной макроэкономической среды; на основе проведения компаративного анализа выделить ведущие отрасли промышленности РФ; проанализировать возможности возникновения сетевого эффекта при развитии отраслевых точек роста; определить взаимосвязь между внешним санкционным давлением на приоритетные отрасли промышленности и  спецификой развития данных отраслей-точек роста.

Методология. Проведены теоретические и методологические обобщения с использованием общих методов экономического анализа: историко-логического, монографического и метода абстрагирования. В практической составляющей исследования использованы экономико-математическое моделирование, технологии корреляционно-регрессионного анализа, матричный подход.

Результаты. Развитие такого направления, как техноэкономика, в период санкционного давления позволяет отраслям адаптироваться к новым условиям. В процессе анализа выделены основные точки роста для промышленного сектора РФ: производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; производство компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования. Определена высокая ценность связей внутри каждой отрасли и, соответственно, возможность возникновения сетевого эффекта. Построены модели, отражающие взаимосвязь между функционированием отраслевых точек роста и  факторами развития отрасли в период санкционного давления.

Выводы. Сегодня необходимо инвестировать в инновационный потенциал отдельных подотраслей промышленности (точек роста) и развивать отрасли, поддерживающие функционирование техноэкономики и способствующие формированию сетевого эффекта. Отрасли такого типа оказывают дополнительное положительное влияние на развитие экономики и способствуют ускорению процессов адаптации, повышению производительности отраслей в  условиях турбулентности внешней среды и санкционного давления.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1307-1315 262
Аннотация

Цель. Определить место и потенциал развития БРИКС (межгосударственного объединения Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки) в рамках мировой валютно-финансовой системы.

Задачи. Проанализировать вклад БРИКС в мировую экономику; дать оценку роли валют стран БРИКС в современной валютно-финансовой системе; выявить направления укрепления роли БРИКС в валютно-финансовой системе; оценить действия БРИКС, направленные на снижение зависимости он мировых валют в пользу национальных валют; дать характеристику препятствиям на пути интеграции и усиления роли БРИКС.

Методология. С помощью общих методов научного познания, графического, табличного анализа рассмотрены состояние на современном этапе и потенциал развития БРИКС в мировой экономике и валютно-финансовой системе.

Результаты. За 15 лет с момента создания БРИКС вклад в мировую экономику стран-участников существенно возрос, в то время как их роль на мировом валютном рынке остается не такой значительной. Вместе с тем с момента создания одной из важнейших задач БРИКС декларировано реформирование сложившейся в мире валютно-финансовой системы с акцентом на усиление роли объединения и отказ от мировых валют в пользу национальных валют стран-участников.

Выводы. В последние несколько лет странами БРИКС предпринят ряд мер, направленных на дедолларизацию, как на уровне отдельных государств, так и на уровне объединения. В  частности, страны не скрывают стремления создать автономную от западной финансовой инфраструктуры платежную систему, основанную на использовании цифровых валют, что, несомненно, будет способствовать более быстрому переходу к расчетам в национальных валютах. Несмотря на объективные сложности для валютно-финансовой интеграции стран объединения, БРИКС имеет большой потенциал для влияния на глобальную валютно-финансовую систему за счет растущей экономической мощи объединения и ускоренного развития сектора финансовых технологий в последние годы.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1316-1324 194
Аннотация

Цель. Внести уточнения в структуру и выявить особенности интеллектуального капитала киберсоциальных промышленных экосистем кластерного типа.

Задачи. Определить структуру интеллектуального капитала киберсоциальных интеллектуальных промышленных экосистем кластерного типа; раскрыть особенности интеллектуального капитала киберсоциальных промышленных экосистем кластерного типа; уточнить определение понятия интеллектуального капитала киберсоциальных интеллектуальных промышленных экосистем кластерного типа.

Методология. Исследование основано на сочетании базовых методов общенаучного и естественно-научного познания, включает в себя изучение научной литературы по теме, применение методов наблюдения, анализа и синтеза. В статье отражены результаты ретроспективного анализа научной литературы. Для более наглядного представления о результатах исследования использован графический метод.

Результаты. Обеспечение устойчивого экономического роста и роста производительности труда является одной из важнейших задач государства и крупных хозяйствующих субъектов, которая сегодня реализуется за счет и в условиях развития цифровизации. С учетом этого промышленные предприятия претерпевают значительные изменения философии своего существования и функционирования. В статье нами рассмотрены киберсоциальные интеллектуальные промышленные экосистемы кластерного типа как более совершенные формы организации взаимодействия хозяйствующих субъектов и их интеллектуальный капитал. В процессе исследования определена структура интеллектуального капитала киберсоциальных интеллектуальных промышленных экосистем кластерного типа, состоящая из трех уровней. Выявлены особенности третьего уровня структуры интеллектуального капитала киберсоци- альных интеллектуальных промышленных экосистем кластерного типа, отличающие его от интеллектуального капитала промышленных кластеров. Выделен цифровой структурный капитал, как наиболее значимая часть. В связи с указанной киберсоциальностью рассматриваемых экосистем кластерного типа, а также ввиду усиления влияния умной (интеллектуальной) среды на них интеллектуальный отношенческий капитал разделен на внутриэкосистемный и внеэкосистемный. Дано с уточнениями определение понятия интеллектуального капитала киберсоциальной интеллектуальной промышленной экосистемы кластерного типа, в котором отражены значимость цифровой составляющей капитала и непрерывный характер преобразований, возникающий за счет эволюционирующей когерентной мультиакторной сети субъектов.

Выводы. Исследование позволило предложить уточненное понимание интеллектуального капитала киберсоциальной интеллектуальной промышленной экосистемы кластерного типа и сформировать его структуру с учетом отличий интеллектуального капитала киберсоциальных интеллектуальных промышленных экосистем кластерного типа от интеллектуального капитала промышленных кластеров.

1325-1332 226
Аннотация

Цель. Выявить тенденции развития концепции цифровых двойников в России.

Задачи. Проанализировать опыт применения такого инновационного инструмента, как цифровой двойник, на российских предприятиях и рассмотреть преимущества от его внедрения; охарактеризовать аспекты регулирования и государственной поддержки в области применения цифровых двойников в России; раскрыть основные проблемы, препятствующие развитию технологии цифровых двойников, а также предложить возможные пути решения выявленных проблем.

Методология. Авторами использованы эмпирические методы, в частности анализ и обобщение данных научно-методической литературы; методы наблюдения и сравнения. В статье также отражены результаты научных исследований российских и зарубежных ученых.

Результаты. Установлено, что сегодня метод цифровых двойников в экономике становится все более популярным. Благодаря внедрению технологии цифровых двойников компаниям удается ускорить производственные процессы, повысить их прозрачность, сократить издержки, усовершенствовать качество производимой продукции и в целом достичь большей эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. К главным сдерживающим развитие факторам отнесены недостаточный объем средств, требующихся для реализации цифровой трансформации, отсутствие необходимого опыта и высококвалифицированных специалистов, низкий уровень правовой базы в области цифровых двойников и высокий уровень возникновения рисков, связанных с безопасностью данных. Для успешной реализации цифровых преобразований целесообразно изучить и обобщить успешные примеры внедрения цифровых двойников как в зарубежных, так и в отечественных компаниях, создать единую систему управления данной области, разработать систему мотиваций для компаний, применяющих технологию цифровых двойников, повысить уровень информационной безопасности.

Выводы. В России инновационные технологии — приоритет для обеспечения технологического лидерства и выхода отечественных компаний на международные рынки. Несмотря на отставание от некоторых зарубежных стран, Россия обладает огромным потенциалом для формирования национального рынка и внедрения технологии цифровых двойников, особенно среди крупных корпораций и высокотехнологичных предприятий. Но для этого нужно устранить факторы, препятствующие развитию метода цифровых двойников, такие как высокие риски, связанные с кибербезопасностью, недостаточное финансирование при использовании технологии, отсутствие в ряде случаев конкретики в сфере правового регулирования и ряд других.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1333-1348 331
Аннотация

Цель. Обобщить тенденции и проблемы развития государственно-частного партнерства (ГЧП)в Российской Федерации (РФ) на современном этапе.

Задачи. Выполнить краткий обзор истории развития ГЧП в России; раскрыть сущность теоретических положений относительно особенностей и принципов ГЧП; проанализировать данные, характеризующие развитие ГЧП в 2018–2022 гг. по количеству и видам проектов,объемам привлеченного финансирования, уровням их реализации (федеральному, региональному, муниципальному); исследовать особенности реализации концепции «ГЧП на благо людей» в современной российской практике.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах авторами рассмотрены особенности, тенденции и проблемы развития ГЧП в России, характерные для современного состояния, а также определены общие направления их решения.

Результаты. ГЧП является современным методом привлечения частного капитала для решения социально-экономических проблем развития отраслей и территорий. Его особенности раскрыты через экономическую, социальную, финансовую, правовую, управленческую, политическую стороны. Актуальная совокупность принципов включает в себя целесообразность,эффективность, законность, приоритет публичных интересов, ответственность сторон по обязательствам, информационную прозрачность. Мировой практикой накоплен опыт использования различных ГЧП-проектов. Современной тенденцией является включение в концепцию развития ГЧП целей устойчивого развития, что существенно модернизирует подходы к отбору ГЧП-проектов. К основным тенденциям развития ГЧП в России относятся преобладание реализуемых проектов ГЧП по виду (концессионных соглашений), количеству (проектов муниципального уровня), объемам финансирования (проектов регионального уровня), удельной финансовой емкости (проектов федерального уровня); расширение спектра отраслей,объектов, введение новых мер, инструментов и механизмов для развития и модернизации социальной инфраструктуры, обеспечения технологического суверенитета. Множественность проблем развития ГЧП в России обусловлена правовыми, макроэкономическими, кадровыми,политическими, управленческими факторами, что определяет необходимость постоянного совершенствования организационно-правовых и финансово-экономических механизмов.

Выводы. Изучение тенденций и проблем развития ГЧП в России позволяет не только выявить национальную специфику привлечения частного капитала для решения проблем социально-экономического развития, но и определить пути, направления повышения благосостояния населения, роста конкурентоспособности отдельных территорий на основе более полного использования предпринимательского потенциала регионов.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1349-1360 150
Аннотация

Цель. Предложить научно обоснованные подходы к совершенствованию и ускорению развития институциональной среды опытно-промышленных испытаний новых технологий в России.

Задачи. Проанализировать текущее состояние и выделить основные проблемы опытно-промышленной инфраструктуры инновационной деятельности в России и за рубежом; представить инструменты совершенствования с учетом международного опыта и геополитических вызовов.

Методология. В исследовании применены методы анализа и синтеза государственных программ поддержки развития опытно-промышленной инфраструктуры, метод причинно-следственного анализа барьеров становления опытно-промышленной инфраструктуры, а также методы табличного и графического структурирования и интерпретации данных.

Результаты. Путем анализа ограничивающих факторов развития опытно-промышленной инфраструктуры на примере Китая, Индии и стран Запада выявлены общие барьеры, присущие данным территориям, и специфические барьеры, образованные географическими, политическими или культурными особенностями. Представлен анализ инструментов развития опытно-промышленной инфраструктуры в России, с учетом которого предложены и обоснованы необходимые меры государственной поддержки и ее главные бенефициары.

Выводы. В России в последние несколько лет наблюдается снижение количества научно-исследовательских, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, опытных заводов. Сложившаяся практика функционирования и развития опытно-экспериментальной деятельности, слабая динамика ее развития в условиях реализации в стране курса на технологический суверенитет говорят о недостаточном объеме государственных инструментов стимулирования опытно-промышленных испытаний и развития опытно-промышленной инфраструктуры. Необходим переход от реализации частных инициатив к системному подходу относительно развития данной деятельности с вовлечением государства, науки, малого и среднего бизнеса. Для масштабирования наработанных отечественных практик и получения ощутимых для экономики результатов целесообразно увеличить финансирование опытно-промышленной деятельности в сопоставимых размерах с международными практиками.

1361-1369 114
Аннотация

Цель. Предложить систему управления санаторно-курортной сферой, сочетающей в себе элементы традиционного управления и Национальной технологической инициативы (НТИ).

Задачи. Изучить структуру рынков НТИ; исследовать элементы системы управления санаторно-курортной сферой; обосновать необходимость трансформации сферы санаторно-курортных услуг.

Методология. В процессе исследования применены методы логического и структурного анализа, обобщения, сравнения.

Результаты. Выявлено, что у России, в отличие от развитых стран, низкий показатель расходов на здравоохранение; наша страна обладает огромным потенциалом для развития медицинского курортного туризма; перед медицинскими организациями поставлена задача пациентоориентированности и экспортоориентированности. В связи с этим необходимо совершенствовать систему управления сферой санаторно-курортных услуг.

Выводы. Предлагаемая система управления включает в себя четыре подсистемы: управляющую, управляемую, обеспечивающую и координирующую. Управляющая подсистема, кроме органов государственной власти, дополнена рабочими группами рынков НТИ, Агентством стратегических инициатив (АСИ), научно-образовательными центрами (НОЦ) НТИ, что способствует внедрению инноваций в санаторно-курортной сфере. Обеспечивающая подсистема представляет собой совокупность всех видов ресурсов (финансовых, материальных, рекреационных, информационных, инвестиционных, научных и др.), формирующих инфраструктуру для качественного оказания услуг. Координирующая подсистема выступает в качестве платформы взаимодействия стейкхолдеров в санаторно-курортной сфере. Управляемая подсистема включает в себя продуцентов санаторно-курортных услуг, окружающую инфраструктуру данной сферы и туристский поток. Результатом функционирования системы управления в сфере санаторно-курортных услуг должны стать экономический, социальный и экспортноориентированный эффекты.

1370-1381 117
Аннотация

Цель. Разработка рекомендаций для управленческого консультирования по практическому внедрению модели ценностно ориентированного подхода в медицинских организациях стоматологического профиля.

Задачи. Анализ опыта внедрения элементов ценностно ориентированного подхода в управлении стоматологическими организациями в зарубежной медицинской практике и стоматологических учреждениях российской системы здравоохранения; проведение обзора зарубежной и отечественной научной литературы в контексте темы исследования; изучение и применение данных аналитических отчетов специализированных международных организаций.

Методология. Авторами использованы общенаучные и специальные научные методы. Представлена аналитика отечественных и зарубежных научных публикаций в контексте темы исследования, а также применены методы моделирования, прикладного качественного контент-анализа информации.

Результаты. В статье исследованы модели внедрения ценностно ориентированного подхода в организациях системы здравоохранения за рубежом. Проведен анализ распространения элементов данной модели в отечественных стоматологических учреждениях. Сделаны выводы об основных препятствиях при внедрении принципов ценностно ориентированного подхода в стоматологии России. Сформулированы рекомендации о формах и методах управленческого консалтинга для эффективного внедрения ценностно ориентированной модели здравоохранения в стоматологической сфере медицинской деятельности.

Выводы. Согласно оценкам пилотных проектов и показателям научных расчетов, переход к системе ценностно ориентированного здравоохранения осуществляется медленно, но прзнан неизбежным и необходимым вектором развития здравоохранения. Учитывая социально полезный эффект этой модели, потребность российской системы государственных гарантий здравоохранения во внедрении ценностно ориентированного подхода чрезвычайно высока. Необходима дальнейшая практическая, исследовательская деятельность по разработке инструментов внедрения принципов ценностно ориентированного подхода в стоматологической сфере.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1382-1393 169
Аннотация

Цель. Проведение сравнительной оценки пропускной способности мостовых и тоннельных переправ через Неву в Санкт-Петербурге и через Темзу в Лондоне, а также представление на основе ее результатов предложений по улучшению транспортной связности в крупных городах.

Задачи. Определение параметров мостовых и тоннельных переправ (количества, длины, количества полос для движения, светофорного регулирования, скоростного режима и др.); расчет пропускной способности мостовых и тоннельных переправ для общественного и личного транспорта; сопоставление полученных результатов; представление конкретных предложений и выводов.

Методология. Использован метод моделирования каналов и ограничений взаимодействия между блоками (подграфами, кустами, регионами и др.), разделенными некой преградой, в данном случае — рекой. Проведено сравнение характеристик таких каналов, а именно — пропускной способности мостов и тоннелей. Пропускная способность для автотранспорта рассчитана согласно СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», для общественного транспорта — перемножением количества рейсов на пассажировместимость транспортных средств. Стоимость строительства пешеходных мостов рассчитана согласно нормативам, указанным в приказе Минстроя РФ № 113, с применением повышающего коэффициента.

Результаты. Расчеты показали, что суммарная пропускная способность мостов через Неву в Санкт-Петербурге превышает аналогичный показатель для Лондона. Вместе с тем разница в численности населения и статусе города говорит о том, что нагрузка на транспортную инфраструктуру Лондона должна быть выше. Приведено три возможных объяснения этого вывода, одним из которых является наличие в Лондоне альтернативной инфраструктуры для обеспечения транспортной связности между берегами Темзы, в частности пешеходных мостов. Предложено четыре площадки для строительства таких мостов в Санкт-Петербурге. Проведенные расчеты указывают на то, что социально-экономический эффект позволит окупить затраты на создание мостов в течение 50 лет, если в сутки на каждый мост будет приходиться 17.5 тыс. пересечений. Кроме того, предложена новая формулировка определения транспортной связности.

Выводы. Существующая мостовая инфраструктура Санкт-Петербурга превышает Лондонскую по пропускной способности для легковых автомобилей. В то же время Лондонская транспортная система обслуживает гораздо более крупную агломерацию, и поэтому представляется автору статьи более эффективной. Причинами этого автор видит распространение выделенных полос для общественного транспорта в Лондоне, недостаточное использование потенциала трамвая в Санкт-Петербурге и распространение в Лондоне альтернативных способов пересечения Темзы. Из таких альтернатив для Санкт-Петербурга наилучшей представляется строительство велопешеходных мостов. Представлено дополнительно восемь выводов, замечаний и рекомендаций относительно организации дорожного движения и общественного транспорта.

1394-1399 120
Аннотация

Цель. Разработка научно обоснованных инструментов, позволяющих повысить эффективность дорожной карты развития высокотехнологичного направления «Водородная энергетика».

Задачи. Оценить соответствие типового паспорта дорожной карты высокотехнологичного направления задачам развития направления «Водородная энергетика»; проанализировать влияние особенностей направления «Водородная энергетика» на требования к дорожной карте; предложить инструменты для учета особенностей направления «Водородная энергетика» в дорожной карте.

Методология. Исследование проведено на основе совокупности общенаучных методов (системного анализа, метода диалектического познания и др.).

Результаты. Показана необходимость в дополнительном функционале и инструментарии для дорожной карты «Водородная энергетика», так как направление предполагает развитие экосистемы продуктов, основанных на нескольких взаимосвязанных и конкурирующих технологиях. Посредством анализа особенностей направления «Водородная энергетика» предложено пять инструментов для повышения эффективности и снижения рисков.

Выводы. Внедрение предложенных пяти инструментов повысит эффективность и снизит риски для дорожной карты «Водородная энергетика» за счет учета структуры направления, уровня готовности технологий и ресурсных ограничений.

1400-1410 228
Аннотация

Цель. Представить обзор концепции «Как услуга» в контексте роботизации, провести аналитическое исследование в процессе сравнения традиционной модели роботизации и модели RaaS, а также оценить потенциал технологической корпорации в разработке RaaS-решений для различных секторов и субъектов экономики.

Задачи. Оценить динамику развития электронной коммерции, складской логистики и их взаимозависимость через призму цифровой трансформации; исследовать эволюционное возникновение бизнес-модели «Как услуга», в том числе применительно к роботизации; сравнить традиционную модель роботизации и модель RaaS в аспекте преимуществ, ограничений и потенциальных бизнес-сценариев; проанализировать практическую релевантность внедрения RaaS-решений для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и нетехнологических корпораций.

Методология. Методологическую основу исследования составил анализ профессиональной и академической литературы. Эмпирический анализ, выраженный в оценке практической релевантности RaaS-концепции, выполнен на основе отчетных данных о реализованных в индустрии проектах.

Результаты. В эпоху электронной коммерции роботизация складской логистики демонстрирует существенный потенциал для улучшения эффективности. Внедрение роботизированных решений является вызовом из-за высоких начальных инвестиций, что особенно становится чувствительным для субъектов МСП. Концепция RaaS имеет эволюционный характер и предоставляет возможность более активно развивать свой бизнес путем роботизации складских процессов, а также открывает перспективы для нового бизнес-сегмента технологическим корпорациям в качестве поставщика RaaS-услуг.

Выводы. Модель RaaS более конкурентоспособна по сравнению с традиционной моделью роботизации, особенно в контексте субъектов МСП и нетехнологических представителей среднего и крупного бизнеса. Технологические корпорации, имеющие собственное подразделение роботизации, могут не только самостоятельно использовать своих роботов, но и развиваться в качестве поставщика услуг RaaS. Пользователями этой услуги могут выступать как субъекты МСП, так и представители крупного бизнеса. Распространение роботизации окажет существенное влияние на уровень инновационного развития и, как следствие, эффективности деятельности в целом. Исследование подтверждает актуальность и перспективность концепции RaaS в сфере складской логистики, а также выдвигает предположение о потенциальном провайдере RaaS-услуг в России.



ISSN 1998-1627 (Print)