Управление провозной емкостью как инструмент рационализации коммерческого потенциала воздушного судна
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550
Аннотация
Статья посвящена ключевой проблеме, актуальной для любого вида пассажирского и грузового транспорта, заключающейся в оптимальном заполнении доступной провозной емкости. Решение подобных задач для пассажирских воздушных судов связано с рационализацией потенциала коммерческой емкости самолета путем комбинирования грузовой и пассажирской составляющей коммерческой загрузки. Исследование процессов управления отправкой, связанных с попутной дозагрузкой пассажирских рейсов, показало, что ключевые проблемы сопутствующих грузовых услуг обусловлены отсутствием достоверной оценки грузовых возможностей пассажирских воздушных судов. В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигалось предположение о возможности получения достоверной оценки весовых характеристик свободной провозной емкости на основе обработки послевылетной статистической информации.
Цель. Исследование рационализации потенциала коммерческой емкости пассажирского самолета, достижение которой предполагает получение ответа на вопрос о том, как пассажирская авиакомпания может достоверно оценить свой сопутствующий грузовой потенциал.
Задачи. Для достижения поставленной цели проведен сравнительный анализ применяемых авиакомпаниями методов оценки параметров свободной провозной емкости с фактическими характеристиками, зафиксированными по данным послевылетной статистики, а также их дальнейшее исследование с применением стандартных методов обработки статистической информации.
Методология. Наряду с типовыми методами научного познания применялся многомерный регрессионный анализ.
Результаты. Проведен анализ «весовой» структуры пассажирского рейса; по уравнению многомерной регрессии исследованы все независимые переменные, выделены наиболее значимые факторы; получена оценка весовых параметров свободной провозной емкости для нескольких уровней надежности при различных уровнях пассажирской продажи.
Выводы. Итоговая модель, построенная на основе послевылетной статистической информации, показала приемлемую сходимость расчетных и фактических характеристик. Ее практическое применение способно повысить коммерческую эффективность попутных грузовых услуг пассажирских авиакомпаний путем принятия обоснованных управленческих решений.
Об авторах
И. С. КородюкРоссия
Кородюк Игорь Степанович - доктор экономических наук, профессор, проректор.
664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.
Н. В. Мамонова
Россия
Мамонова Наталья Вячеславовна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и цифровых технологий.
664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.
Д. М. Гринев
Россия
Гринев Дмитрий Михайлович – аспирант.
664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.
Список литературы
1. Курочкин Е. П., Дубинина В. Г. Управление коммерческой деятельностью авиакомпании. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2009. 536 с.
2. Комаристый Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2006. 144 c.
3. Кородюк И. С., Гринев Д. М. Исследование рынка грузовых услуг российских пассажирских авиакомпаний // ЭКО. 2019. № 5. С. 124-139.
4. Кородюк И. С., Гринев Д. М. Повышение коммерческой эффективности грузовых перевозок на регулярных пассажирских рейсах // Транспорт: наука, техника, управление: науч. информ. сб. М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2019. № 3. С. 40-43.
5. Bernecker T., Grandjot H.-H. Leitfaden Luftftacht: Kompakt alles Wichtige zur Luftfracht. Munchen: Huss-Verlag GmbH, 2017. 231 s.
6. Основные производственные показатели гражданской авиации // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-osnovnye-proizvodstvennye-pokazateli-ga (дата обращения: 20.04.2020).
7. Костромина Е. В. Авиатранспортный маркетинг. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003. 384 с.
8. О внесении изменений в руководство по центровке и загрузке самолетов га (РЦЗ-83), утвержденное МГА СССР 14.11.83 № 58/И: приказ Федеральной авиационной службы России от 29 декабря 1998 г. № 373. URL: http://base.garant.ru/70748078/ (дата обращения: 20.04.2020).
9. Шигиахметова Э. К. Основы грузовых авиаперевозок. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2005. 118 с.
10. Johanes A. Post-Merger-Netzwerk-Integration aus der Sicht von Belly-Fracht. Kassel Universitat press GmbH, Kassel, 2011. 274 s.
11. Our aircraft bellies: more space for your logistics requirements // URL: https://lufthansa-cargo.com/de/fleet-ulds/fleet/belly-fleet (дата обращения: 20.04.2020).
12. Ханк Д. Э., Уичерн Д. У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2016. 656 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кородюк И.С., Мамонова Н.В., Гринев Д.М. Управление провозной емкостью как инструмент рационализации коммерческого потенциала воздушного судна. Экономика и управление. 2020;26(5):537-550. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550
For citation:
Korodyuk I.S., Mamonova N.V., Grinev D.M. Capacity Management as a Tool for Rationalizing the Commercial Potential of Aircraft. Economics and Management. 2020;26(5):537-550. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550