Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Управление провозной емкостью как инструмент рационализации коммерческого потенциала воздушного судна

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550

Аннотация

Статья посвящена ключевой проблеме, актуальной для любого вида пассажирского и грузового транспорта, заключающейся в оптимальном заполнении доступной провозной емкости. Решение подобных задач для пассажирских воздушных судов связано с рационализацией потенциала коммерческой емкости самолета путем комбинирования грузовой и пассажирской составляющей коммерческой загрузки. Исследование процессов управления отправкой, связанных с попутной дозагрузкой пассажирских рейсов, показало, что ключевые проблемы сопутствующих грузовых услуг обусловлены отсутствием достоверной оценки грузовых возможностей пассажирских воздушных судов. В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигалось предположение о возможности получения достоверной оценки весовых характеристик свободной провозной емкости на основе обработки послевылетной статистической информации.

Цель. Исследование рационализации потенциала коммерческой емкости пассажирского самолета, достижение которой предполагает получение ответа на вопрос о том, как пассажирская авиакомпания может достоверно оценить свой сопутствующий грузовой потенциал.

Задачи. Для достижения поставленной цели проведен сравнительный анализ применяемых авиакомпаниями методов оценки параметров свободной провозной емкости с фактическими характеристиками, зафиксированными по данным послевылетной статистики, а также их дальнейшее исследование с применением стандартных методов обработки статистической информации.

Методология. Наряду с типовыми методами научного познания применялся многомерный регрессионный анализ.

Результаты. Проведен анализ «весовой» структуры пассажирского рейса; по уравнению многомерной регрессии исследованы все независимые переменные, выделены наиболее значимые факторы; получена оценка весовых параметров свободной провозной емкости для нескольких уровней надежности при различных уровнях пассажирской продажи.

Выводы. Итоговая модель, построенная на основе послевылетной статистической информации, показала приемлемую сходимость расчетных и фактических характеристик. Ее практическое применение способно повысить коммерческую эффективность попутных грузовых услуг пассажирских авиакомпаний путем принятия обоснованных управленческих решений.

Об авторах

И. С. Кородюк
Байкальский государственный университет
Россия

Кородюк Игорь Степанович - доктор экономических наук, профессор, проректор.

664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.



Н. В. Мамонова
Байкальский государственный университет
Россия

Мамонова Наталья Вячеславовна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и цифровых технологий.

664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.



Д. М. Гринев
Байкальский государственный университет
Россия

Гринев Дмитрий Михайлович – аспирант.

664003, Иркутск, ул. Ленина, д. 11.



Список литературы

1. Курочкин Е. П., Дубинина В. Г. Управление коммерческой деятельностью авиакомпании. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2009. 536 с.

2. Комаристый Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2006. 144 c.

3. Кородюк И. С., Гринев Д. М. Исследование рынка грузовых услуг российских пассажирских авиакомпаний // ЭКО. 2019. № 5. С. 124-139.

4. Кородюк И. С., Гринев Д. М. Повышение коммерческой эффективности грузовых перевозок на регулярных пассажирских рейсах // Транспорт: наука, техника, управление: науч. информ. сб. М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2019. № 3. С. 40-43.

5. Bernecker T., Grandjot H.-H. Leitfaden Luftftacht: Kompakt alles Wichtige zur Luftfracht. Munchen: Huss-Verlag GmbH, 2017. 231 s.

6. Основные производственные показатели гражданской авиации // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-osnovnye-proizvodstvennye-pokazateli-ga (дата обращения: 20.04.2020).

7. Костромина Е. В. Авиатранспортный маркетинг. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003. 384 с.

8. О внесении изменений в руководство по центровке и загрузке самолетов га (РЦЗ-83), утвержденное МГА СССР 14.11.83 № 58/И: приказ Федеральной авиационной службы России от 29 декабря 1998 г. № 373. URL: http://base.garant.ru/70748078/ (дата обращения: 20.04.2020).

9. Шигиахметова Э. К. Основы грузовых авиаперевозок. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2005. 118 с.

10. Johanes A. Post-Merger-Netzwerk-Integration aus der Sicht von Belly-Fracht. Kassel Universitat press GmbH, Kassel, 2011. 274 s.

11. Our aircraft bellies: more space for your logistics requirements // URL: https://lufthansa-cargo.com/de/fleet-ulds/fleet/belly-fleet (дата обращения: 20.04.2020).

12. Ханк Д. Э., Уичерн Д. У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2016. 656 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кородюк И.С., Мамонова Н.В., Гринев Д.М. Управление провозной емкостью как инструмент рационализации коммерческого потенциала воздушного судна. Экономика и управление. 2020;26(5):537-550. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550

For citation:


Korodyuk I.S., Mamonova N.V., Grinev D.M. Capacity Management as a Tool for Rationalizing the Commercial Potential of Aircraft. Economics and Management. 2020;26(5):537-550. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-5-537-550

Просмотров: 334


ISSN 1998-1627 (Print)